Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 28 августа 2017 г. N 3а-43/2017
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Бедненко И.Г.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия о признании приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" недействующим в части, установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, Тарифный орган) от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - приказ N 9-э).
Свои требования мотивировал тем, что вышеуказанным приказом установлены долгосрочные параметры регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций (Приложение 1 к приказу N 9-э); необходимая валовая выручка (далее - НВВ) филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на долгосрочный период регулирования 2017 - 2021 годов (без учета оплаты потерь) (Приложение 2 к приказу N 9-э).
Полагает оспариваемый приказ не соответствующим статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пунктам 8 и 11 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э, пункту 9 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 18 марта 2015 г. N 421-э.
29 апреля 2016 г. Общество подало заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2017 год в составе нового долгосрочного периода 2017 - 2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ с приложением обосновывающих материалов и указанием плановой расчетной величины подконтрольных расходов на 2017 год в размере 1358664 тыс. рублей и НВВ в размере 3467535,44 тыс. рублей. Расчет административным истцом произведен с учетом уровня расходов, понесенных в предыдущем периоде регулирования, за который на момент утверждения оспариваемого приказа были известны фактические значения параметров, то есть за 2015 год.
По итогам рассмотрения данного заявления приказом N 9-э Госкомтарифэнерго Хакасии установило на 2017 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере 712,668 млн. рублей и НВВ в размере 3237549,09 тыс. рублей. Полагает, что установленный базовый уровень подконтрольных расходов и НВВ является экономически необоснованным, что нарушает экономические интересы ПАО "МРСК Сибири", так как приведет к убыткам, поскольку иных источников финансирования своей деятельности Общество не имеет.
Согласно расчету, произведенному административным истцом в соответствии с пунктом 9 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 18 марта 2015 г. N 421-э, базовый уровень подконтрольных расходов организации на 2017 год должен составлять 942653,87 тыс. рублей.
Просит признать приказ N 9-э недействующим в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год в размере 712,668 млн. рублей в таблице Приложения 1; установления НВВ сетевой организации без учета оплаты потерь на 2017 год в размере 3237549,09 тыс. рублей в таблице Приложения 2 с момента вынесения решения суда, а также возложить на Госкомтарифэнерго Хакасии обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э, устанавливающий для ПАО "МРСК Сибири" базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год в размере 942,654 млн. рублей, НВВ без учета оплаты потерь на 2017 год в размере 3467535,44 тыс. рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО "МРСК Сибири" Садилов Д.В., действующий на основании доверенности от 23 декабря 2015 г. N 00/427, требования административного искового заявления поддержал с учетом изложенных в нем доводов, а также с учетом доводов в представленных письменных пояснениях по разногласиям и дополнительных пояснениях к анализу подконтрольных расходов на 2017 год, согласно которым полагает необоснованным снижение базы подконтрольных расходов в связи с признанием экспертами экономически необоснованными фактических подконтрольных расходов 2015 года по статьям расходов: "материальные затраты" на сумму 84890,67 тыс. рублей (стр. 78-79 экспертного заключения); "услуги энергосервисных компаний" в размере 47796,52 тыс. рублей (стр. 87 экспертного заключения); "расходы социального характера" в размере 7246,25 тыс. рублей (стр. 106 экспертного заключения); "проценты за кредит" в размере 15727,64 тыс. рублей (стр. 106-107 экспертного заключения); "комплексное обслуживание зданий и сооружений" в размере 585,69 тыс. рублей (стр. 43 экспертного заключения); "услуги связи" в размере 2831,607 тыс. рублей (стр. 44 экспертного заключения); "расходы на рекламу" и "услуги по психофизиологическому обследованию" в размере 2018,95 тыс. рублей и 113,97 тыс. рублей (стр. 45 экспертного заключения); "расходы на страхование" в размере 2175,47 тыс. рублей (стр. 45-46 экспертного заключения); "расходы по управлению" в размере 48360 тыс. рублей (стр. 98 экспертного заключения).
Представитель административного ответчика Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Осеева Л.Н., действующая на основании доверенности от 7 июля 2017 г., требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы письменных отзывов на административное исковое заявление, указав, что оспариваемый приказ принят в полном соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
При установлении базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год в размере 712,668 млн. рублей и НВВ без учета оплаты потерь на 2017 год в размере 3237549,09 тыс. рублей были исключены экономически необоснованные расходы организации. Также считает, что оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом.
Прокурор Пименова Е.А. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, так как оспариваемый приказ не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1, абзац седьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности), согласно разделу 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 г. N 372, является Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Обществом оспаривается приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - приказ N 9-э) в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год в размере 712,668 млн. рублей в таблице Приложения 1 и в части установления необходимой валовой выручки сетевой организации без учета оплаты потерь на 2017 год в размере 3237549,09 тыс. рублей в таблице Приложения 2.
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу абзацев первого и второго пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к числу долгосрочных параметров регулирования, служащих основанием для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (абзац девятнадцатый пункта 38 Основ ценообразования).
Таким образом, приказ N 9-э принят органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, направлен на установление долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки регулируемой организации в рамках процесса установления тарифов на передачу электрической энергии, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение, то есть отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Процедура принятия приказа, установленная пунктами 9.3, 9.5, 9.6 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 года N 372, пунктами 5, 6, разделом IV Положения о Правлении Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24 февраля 2014 года N 19-од, не нарушена, что подтверждается протоколом заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 10, приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24 марта 2016 г. N 13-од "О внесении изменений в приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 марта 2015 г. N 8-од "Об утверждении состава Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия".
Приложениями 2, 9, 11 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 N 313-э в соответствии с пунктом 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), определена форма принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе по установлению долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки, которой приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э соответствует.
В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в республиканской газете "Хакасия" от 27 января 2017 г. N 15 и вступил в законную силу.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Пунктом 4 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.
Долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, указанных в пункте 6 Методический указаний N 9-э, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.
В соответствии с пунктами 11, 12 Методических указаний N 9-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
При расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования; 3) оплата труда, определяемая на основе пункта 27 Основ ценообразования; 4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац первый пункта 8 Методических указаний N 9-э).
29 апреля 2016 г. ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2017 год в составе долгосрочного периода 2017 - 2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ, приложив к заявлению обосновывающие документы.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 12 мая 2016 г. N 10-э/16 было открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год с применением метода долгосрочной индексации НВВ на долгосрочный период регулирования 2017 - 2021 гг.
По результатам экспертизы представленных документов приказом N 9-э филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" установлена НВВ без учета оплаты потерь на 2017 год в размере 3237549,09 тыс. рублей.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 10, в нарушение положений пункта 28 Правил регулирования, не указаны размеры конкретных подконтрольных расходов из числа предложенных регулируемой организацией, не включенных в НВВ на содержание сетей на 2017 год, и основания по отказу во включении данных расходов в состав НВВ (т.1, л.д. 73-76).
Согласно отзыву на административное исковое заявление представителя административного ответчика и экспертному заключению, учтенному Тарифным органом при принятии оспариваемого приказа N 9-э, по статье "материальные затраты" размер корректировки составил 84890,67 тыс. рублей, в том числе расходы на ГСМ уменьшены на 17138,43 тыс. рублей, расходы на прочие вспомогательные материалы на 12889,04 тыс. рублей, расходы на работы и услуги производственного характера на 54863,2 тыс. рублей (т.1, л.д. 248, т. 2, л.д. 148-179).
При уменьшении заявленных ПАО "МРСК Сибири" затрат по статье "сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо" с 176168,61 тыс. рублей до 146141,14 тыс. рублей Тарифный орган, ссылаясь на пункты 7, 16, 25, 29 и 31 Основ ценообразования, исходил из того, что понесенные в 2015 году фактические расходы являлись разовыми и были связаны с устранением последствий чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия. При этом разделить затраты и выделить расходы, связанные с выполнением восстановительных работ, не представляется возможным.
Кроме того, в ряде позиций указаны объекты, которые были полностью восстановлены (построены заново) и, по мнению Тарифного органа, не требуют в ближайшее время проведения текущих и капитальных ремонтов, а также не были представлены сведения о перечне объектов, запланированных на 2017 год к ремонту и техническому обслуживанию и расчеты, подтверждающие пообъектную стоимость запланированных на 2017 год ремонтов и технического обслуживания.
Данные основания для уменьшения заявленных Обществом расходов нельзя признать соответствующими Основам ценообразования и Правилам регулирования, поскольку пункт 7 Основ ценообразования обязывает регулирующие органы исключать только экономически необоснованные расходы.
Ответчиком не отрицалось, что понесенные по указанной статье в 2015 году расходы регулируемой организации фактически понесены и несение данных расходов связано с регулируемым видом деятельности.
Пунктами 19 и 24 Правил регулирования предусмотрено, что в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Доводы о том, что применив для расчета затрат по указанной статье данные о затратах Общества за 1-ое полугодие 2016 года Тарифный орган, исключил только затраты, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, не подтверждены соответствующими доказательствами.
Более того, проводя анализ расходов общества за 2016 год эксперты сделали вывод, что анализ по статьям затрат за 1 полугодие 2016 года делать нецелесообразно, поскольку по некоторым статьям затрат они носят несистемный, периодический характер (т. 1, л.д. 238-239).
В пункте 17 Правил регулирования, пункте 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, к заявлениям об установлении тарифов, который не предусматривает представления документов, которые по мнению Тарифного органа не были представлены экспертам.
Между тем, доказательства, что такие документы и сведения запрашивались у регулируемой организации в соответствии с требованиями пункта 19 Правил регулирования, и действия Тарифного органа по исключению фактически понесенных Обществом затрат из НВВ являются следствием их непредставления в соответствии с пунктом 24 Правил регулирования, суду не представлены.
Ссылка на переписку между Госкомтарифэнерго Хакасии и филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" не может быть принята во внимание, поскольку в части данная переписка относится к иным периодам регулирования, не относящихся к спорному, а остальной части не касается вопросов, которые не были ясны экспертам по указанной статье затрат.
Кроме того, письмом от 21 октября 2016 г. N 1.7/1.7/11167 Общество в ответ на уведомление Тарифного органа от 30 сентября 2016 г. об исключении затрат на ремонты основных фондов и прочие вспомогательные материалы в полном объеме, что нельзя признать запросом сведений в порядке пункта 19 Правил регулирования, направляло в Госкомтарифэнерго Хакасии планы ремонтных работ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2017 год с поквартальной разбивкой и иные обосновывающие документы по ремонтной программе на 2017 год согласно перечню, анализ которых в экспертном заключении отсутствует.
Согласно пунктам 24, 25 Основ ценообразования расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 30 настоящего документа.
При определении расходов на ремонт основных средств учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
2) цены, указанные в пункте 30 настоящего документа.
При расчете расходов по вышеуказанной статье экспертами использовались Методические рекомендации по определению нормативной величины затрат на техническое обслуживание и ремонт энергооборудования, зданий и сооружений электростанций СО 34.20.609-2003, что не может быть признано обоснованным, так как указанные нормативы применяются электростанциями для определения нормативной величины затрат на ТО и ремонт основных средств при формировании ремонтной составляющей тарифа на электрическую и тепловую энергию и не относятся к территориальным сетевым организациям.
В том числе в указанном порядке необоснованно была исключена сумма затрат по статье на материалы для проведения ремонтов основных средств (оборудования, ВЛ, ПС, транспорта, зданий и сооружений) в размере 68513,916 тыс. рублей (т. 1, л.д. 81).
С учетом изложенного исключение из НВВ вышеуказанных расходов произведено Тарифным органом необоснованно, с нарушением требований тарифного законодательства.
По статье расходов "услуги энергосервисных компаний" ПАО "МРСК Сибири" была заявлена сумма 47796,52 тыс. рублей, которая Тарифным органом исключена полностью в связи с тем, что не доказана экономическая эффективность проведения данных мероприятий.
Между тем, в соответствии с Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "МРСК Сибири" на 2012 год и прогноз на 2013 - 2017 гг, утвержденной Советом директоров Общества в соответствии с со статьей 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ), обществом предусмотрены мероприятия по сокращению потерь энергетических ресурсов, возникающих при их передаче. К концу первого долгосрочно периода регулирования фактический объем потерь снизился до 250,15 млн. кВтч, что составляет 49% от показателей, утвержденных Тарифным органом, что последним не отрицается.
С учетом этого доводы об отсутствии доказательств экономической эффективности произведенных мероприятий нельзя признать обоснованными.
Доводы о возможности использования предприятием выручки от компенсации потерь на услуги по передаче электрической энергии на заявленные мероприятия в соответствии с Методическими указаниями 98-э противоречат части 7 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, согласно которой расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Ссылку административного ответчика на положения статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ и пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, нельзя признать обоснованной, поскольку указанные нормы регламентируют установку приборов учета потребляемой электрической энергии в месте нахождения энергопринимающих устройств потребителя и не запрещают установление приборов учета отпускаемых энергоресурсов вне зоны ответственности потребителя с целью контроля правильности учета потребляемой им электрической энергии и не обязывают передавать такие приборы учета в собственность потребителей.
Таким образом, исключение из НВВ расходов по статье "услуги энергосервисных компаний" на сумму 47796,52 тыс. рублей нельзя признать законным и обоснованным.
По статье расходов "расходы социального характера из прибыли" из предложенной предприятием суммы 7246,25 тыс. рублей Тарифным органом в НВВ включены расходы на сумму 1604,04 тыс. рублей (т. 1, л.д. 276).
Данные расходы сформированы на основании фактических данных по итогам 2015 года в соответствии с Коллективным договором филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2014 - 2015 гг с применением индексов прогноза СЭР в размере 3,4%, 4,5%.
Учитывая перерасход плановых средств, в том числе по указанной статье расходов, письмом Госкомтарифэнерго Хакасии от 13 декабря 2016 г. N ГКТЭ-3623/э запрашивались дополнительные материалы, которые предоставлялись в неполном объеме письмом от 19 декабря 2016 г. N 1.7/1.7/13528-исх.
Соответственно расходы по вышеуказанной статье утверждены на основании представленных заявителем сведений и документов, что соответствует требованиям пункта 24 Правил регулирования.
По статье "комплексное обслуживание зданий и сооружений" Тарифным органом исключены расходы на сумму 585,69 тыс. рублей со ссылкой на то, что представленные договоры на оказание услуг не содержат перечни необходимых работ и услуг (т. 1, л.д. 213).
В то же время, оказание данных услуг необходимо для обеспечения нормального функционирования зданий регулируемой организации и исключение указанных расходов нельзя признать соответствующим пунктам 7, 16, 18 Основ ценообразования.
По статье "услуги связи" частично исключены расходы на аренду каналов связи на сумму 2831,607 тыс. рублей. При этом Тарифный орган пришел к выводу об их экономической необоснованности (т.1, л.д. 214).
Между тем, согласно подпункту 3 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530.
Указанные расходы выделяются в отдельную группу и определяются исходя из цен (тарифов), установленных регулирующими органами или определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг в соответствии с положениями раздела VI настоящего документа (пункт 23 Основ ценообразования).
Доводы представителя Госкомтарифэнерго Хакасии о наличии у филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" средств мобильной и стационарной связи не свидетельствуют об отсутствии производственной необходимости вышеуказанных расходов для голосовой связи для обеспечения общей корпоративной и технологической инфраструктуры филиала и ПАО "МРСК Сибири".
Таким образом, исключение указанных расходов нельзя признать обоснованным.
По статье "расходы на рекламу" в силу пунктов 7, 16 Основ ценообразования обоснованно исключена сумма 2018,95 тыс. рублей в связи с отсутствием документов, подтверждающих производственную необходимость данных расходов. Кроме того, по указанной статье расходов в нарушение пункта 29 Основ ценообразования не представлена конкурсная документация (т.1, л.д. 215).
По статье "услуги по психофизиологическому обследованию" исключение суммы 113,97 тыс. рублей соответствует требованиям пунктов 7, 16 Основ ценообразования, поскольку заявителем не была обоснована производственная необходимость данных расходов (т.1, л.д. 215).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, в том числе, расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности.
По статье "расходы на страхование" Тарифным органом расходы предприятия обоснованно снижены на 2175,47 тыс. рублей в связи с изменением перечня имущества, подлежащего страхованию, а также в связи с тем (по ДМС), что в нарушение подпункта 8 пункта 28 Основ ценообразования договор представлен с учетом страхования всего персонала, в том числе и не занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности.
По статье затрат "проценты за пользование кредитными средствами" Тарифным органом признаны экономически обоснованными расходы в размере 10664,77 тыс. рублей, рассчитанные с учетом доли принятых к учету экономически обоснованных фактических подконтрольных расходов предприятия за 2015 год в размере 68% и фактических расходов по статье "проценты за кредит" в 2015 году в размере 15727,64 тыс. рублей (т.1, л.д. 276).
В то же время, исходя из анализа пунктов 17, 28 Основ ценообразования, пункта 12 Методических рекомендаций N 98-э Тарифный орган обязан соблюдать уровень расходов, позволяющих компенсировать расходы на осуществление производственных мероприятий с учетом процентов за кредиты, привлекаемые для осуществления таких мероприятий.
Доводы представителя административного ответчика о том, что из представленных кредитных договоров невозможно сделать вывод о целевом использовании получаемых средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат выводам экспертов Тарифного органа, частично включивших указанные расходы в состав НВВ, однако без надлежащих оснований исключивших данные расходы в остальной части, исходя из заявленной ПАО "МРСК Сибири" суммы.
По статье "расходы по управлению" из НВВ исключены расходы на сумму 48360 тыс. рублей со ссылкой на то, что предприятием не представлены документы, подтверждающие производственную необходимость оказания услуг по управлению и расчеты экономического эффекта от введения управления (т.1, л.д. 268).
В то же время, "Хакасэнерго" включено в состав ПАО "МРСК Сибири" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 г. N 1857-р. Аппарат управления ПАО "МРСК Сибири" является одним из структурных подразделений юридического лица, расходы на содержание которого в соответствии с основными положениями "Бухгалтерской учетной политики ПАО "МРСК Сибири", утвержденной приказом ПАО "МРСК Сибири" от 29 декабря 2015 г. N 1160 несут филиалы общества пропорционально доле НВВ каждого филиала.
При таких обстоятельствах выводы Тарифного органа об экономической необоснованности данных расходов нельзя признать соответствующими пунктам 7, 16 Основ ценообразования.
Разделом VI Методических указаний N 421-э определен порядок расчета базового уровня операционных, подконтрольных расходов, который предусматривает использование в расчетах значений фактических экономически обоснованных операционных подконтрольных расходов территориальной сетевой организации.
Поскольку часть экономически обоснованных расходов филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" не была включена в расчет, утвержденный в Приложении 1 к приказу N 9-э базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год в размере 712,618 млн. рублей нельзя признать обоснованным.
С учетом изложенного Госкомтарифэнерго Хакасии при определении НВВ и базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2017 год допущены нарушения положений тарифного законодательства, что является основанием для признания недействующим приказа от 29 декабря 2016 г. N 9-э в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год в размере 712,668 млн. рублей в таблице Приложения 1; необходимой валовой выручки сетевой организации без учета потерь на 2017 год в размере 3237549,09 тыс. рублей в таблице Приложения 2.
Поскольку данный нормативный правовой акт применялся в деятельности филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", то в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" приказ N 9-э подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
В целях исключения недостаточной правовой урегулированности сложившихся правоотношений с учетом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд и пункта 7 Основ ценообразования суд полагает необходимым возложить на Госкомтарифэнерго Хакасии обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ N 9-э в части, признанной недействующей.
При этом в части обязания Госкомтарифэнерго Хакасии принять нормативный правовой акт в редакции, предложенной административным истцом, требования административного иска удовлетворению не подлежат, поскольку противоречат закрепленному в статье 10 Конституции Российской Федерации принципу разделения властей. Кроме того, как указано выше, часть расходов филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" не включено в НВВ на 2017 год правомерно.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - удовлетворить в части.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год в размере 712,668 млн. рублей в таблице Приложения 1; необходимой валовой выручки сетевой организации без учета потерь на 2017 год в размере 3237549,09 тыс. рублей в таблице Приложения 2.
Возложить на Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий установленный в таблице Приложения 1 базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год и необходимую валовую выручку сетевой организации без учета потерь на 2017 год в таблице Приложения 2.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий |
Вениченко О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 28 августа 2017 г. N 3а-43/2017
Текст решения официально опубликован не был