Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации
муниципального образования
Ширинский район
от 4 мая 2018 г. N 99
Муниципальная программа
"Развитие торговли в муниципальном образовании Ширинский район на 2018 - 2020 годы"
Паспорт
Муниципальной программы "Развитие торговли в муниципальном образовании Ширинский район на 2018 - 2020 годы"
Основания для разработки |
|
Федеральный Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Закон Республики Хакасия от 01.07.2011 N 60-ЗРХ "О государственном регулировании торговой деятельности в Республике Хакасия"; Закон Республики Хакасия от 30.09.2011 N 70-ЗРХ "О порядке разработки региональной и муниципальной программ развития торговля"; Постановление Правительства Хакасия N 65 от 19.02.2018 г. "Об утверждении региональной программы "Развитие торговли в Республике Хакасия (2018-2020 годы)"; Постановление Администрации муниципального образования Ширинский район N 1886 от 18.11.2013 г. "Об утверждении порядка, разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Ширинский район". |
Ответственный исполнитель |
|
Администрация муниципального образования Ширинский район - отдел экономики и прогнозирования |
Соисполнители |
|
- |
Цели |
|
Создание благоприятных условий для развития торговли; удовлетворения спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности; эффективной защиты прав потребителей на территории муниципального образования Ширинский район |
Задачи |
|
- Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения района; - Развитие системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли; - Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории района; - Развитие сельской торговли; - Информационное обеспечение торговли. |
Целевые индикаторы |
|
Обеспеченность населения площадью торговых объектов, м (в расчете на 1000 человек) 2018 год - 767,6 2019 год - 783,72 2020 год - 800,2; Оборот розничной торговли, млн. рублей: 2018 год - 368,237 2019 год - 375,970 2020 год - 383,866; Темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах), процентов: 2018 год - 102,1 2019 год - 102,1 2020 год - 102,1; Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. рублей: 2018 год - 14,167 2019 год - 14,465 2020 год - 14,769. |
Этапы и сроки реализации программы |
|
2018 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
|
Финансирование за счет Федерального, Регионального, Районного бюджетов, а также средств внебюджетных источников не предусмотрено |
Ожидаемые результаты реализации |
|
Обеспечение к 2020 году населения Ширинского района площадью стационарных торговых объектов не менее 800,2 м на 1000 человек; Достижение оборота розничной торговли к 2020 году до 383,866 млн. рублей; В том числе, увеличение розничной торговли в расчете на душу населения к 2020 году до 14,769 тыс. рублей; Увеличение темпа роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) к 2020 году до 102,1%, к предыдущему году. |
Система управления |
|
Управление реализации программы осуществляется отделом экономики и прогнозирования Администрации муниципального образования Ширинский район. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с действующим Законодательством. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе, анализ основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Торговля входит в число ведущих отраслей экономики муниципального образования Ширинский район, удовлетворяющая потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающая доступность товаров для населения, формирующая конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Это особая сфера экономики, которая характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие, является весомым источником занятости населения.
Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики муниципального образования.
Важнейшим показателем развития торговли является объем розничного товарооборота. В 2017 году по оценочным данным оборот розничной торговли муниципального образования Ширинский район по крупным и средним предприятиям, включая, микропредприятия и ИП составил 360,662 млн. рублей 102,1% в сопоставимых ценах в сравнении с предыдущим годом. В структуре товарооборота произошли изменения в сторону увеличения доли продаж продовольственных товаров.
Оборот розничной торговли муниципального образования за 3 года (2015 - 2017 гг.) вырос в 1,106 раза с 326,139 млн. руб. в 2015 году до 360,662 млн. руб. в 2017 году.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения, кроме повышения уровня доходов населения муниципального района в целях увеличения покупательной способности, необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке района.
В соответствии с прогнозом социально экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2018 - 2020 годы оборот розничной торговли (по оценке) в 2018 году составит 368,237 млн. руб., 2019 году - 375,970 млн. руб., 2020 году - 383,866 млн. руб.
Розничная торговля включает в себя следующие сегменты потребительского рынка: стационарная торговая сеть, нестационарная (мелкорозничная) торговая сеть, рынки.
На 1 января 2018 года количество действующих на территории муниципального района торговых объектов составило 307 единиц, в том числе: 277 магазинов, 9 киосков, 21 павильон.
Уделяется внимание развитию рыночных форм торговли в целях содействия товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам в предоставлении торговых мест на ярмарках. В 2017 году было проведено 5 сельскохозяйственных ярмарок, где местные сельхозтоваропроизводители и население могли реализовать продукцию собственного производства и излишки продукции.
Оборот предприятий общественного питания на крупных и средних предприятиях в 2017 году составил 2,8 млн. рублей, что выше уровня прошлого года на 14,5%. В большей степени это обусловлено наращиванием объемов общественного питания индивидуальными предпринимателями.
В 2017 году населению и гостям района оказано платных услуг крупными и средними предприятиями на 511,5 млн. рублей, что выше уровня 2016 года на 136,7%.
Наибольший удельный вес в структуре платных услуг населения занимают: услуги ЖКХ, санаторно - оздоровительные, медицинские, социальные, услуги образования. Количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению достигло 47 объектов: парикмахерские, ателье по пошиву и ремонту одежды, СТО, фотоателье.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 754 "Об утверждении правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов" в Республике Хакасия разработаны нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для муниципальных районов и городских округов. В 2017 году обеспеченность населения торговыми площадями составил 751,8 м на 1000 жителей, что в 1,45 раза превышает норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Хакасия. При достаточно высоком показателе имеет место неравномерность размещения торговых объектов в разрезе поселений Ширинского района. Сохраняется проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями.
Продвижение многих товаров от производителя до потребителя осуществляется в несколько этапов путем их неоднократной перекупки, что осложняет определение степени ответственности изготовителя и продавца за качество и безопасность товара. Ослаблен контроль качества и безопасности товаров, осуществляемый в оптовой и розничной торговле.
Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованной торговли - на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основная масса подобной продукции. Существование "теневых" каналов товародвижения, тесно связанных с неорганизованной торговлей, выводит из системы контроля качества и безопасности значительные объемы потребительских товаров.
Обеспечение безопасности и качества товаров должно быть ориентировано на предотвращение производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции. Выполнение мероприятий программы будет способствовать своевременному выявлению и предотвращению производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции, реализуемой на территории муниципального образования Ширинского района; информированию и усилению внимания населения (потребителей), производителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества и безопасности товаров, активизации работы по ее решению.
Несмотря на то, что торговля развивается ускоренными темпами обобщение анализа состояния и тенденций развития торговли на территории муниципального образования Ширинский район выявило проблему, на решение которой направлена программа "Развитие торговли на территории муниципального образования Ширинский район на 2018 - 2020 годы" - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей муниципального района на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
При этом указанная проблема обусловлена рядом составляющих ее основных проблем, присущих торговой отрасли и требующих системного решения программным методом, а именно:
- несовершенство правового регулирования в сфере торговли;
- недостаточный уровень развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
- недостаточная ценовая доступность товаров для населения;
- недостаточный уровень обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
- низкая деловая активность хозяйствующих субъектов;
- недостаточное информационное обеспечение торговли;
- недостаточный уровень обеспечения условий для развития конкуренции;
К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории района относятся следующие:
- реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры;
- оптимизация размещения торговых объектов, повышение эффективности их деятельности;
- стимулирование деловой активности торговых предприятий путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик торговли, будет способствовать поддержанию высоких темпов ее развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места.
2. Цели и задачи Программы
Торговля - комплексный и системообразующий сектор экономики района, развитие которого обеспечивает баланс целей и задач Программы с задачами, социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район, утвержденными Решение Совета Депутатов Ширинского района "Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2018 - 2023 годы".
Целями программы являются:
- Создание благоприятных условий для развития торговли;
- Удовлетворения спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности;
- Эффективной защиты прав потребителей на территории муниципального образования Ширинский.
Для достижения указанных целей программы требуется решение следующих задач:
1) формирование современной инфраструктуры розничной торговли, повышение территориальной доступности торговых объектов для населения района;
2) повышение экономической доступности товаров для населения;
3) повышение качества и обеспечение безопасности товаров;
4) развитие системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли;
5) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории района;
6) развитие сельской торговли;
7) информационное обеспечение торговли.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Программы)
Посредством реализации программных мероприятий планируется увеличение темпов роста показателей социально-экономического развития Ширинского района: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Ширинского района площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек); повышения доступности товаров для населения; формирования торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм, способов торговли и потребностей населения Ширинского района, а также обеспечение роста оборота розничной и оптовой торговли на территории Ширинского района; продаж на одного жителя Ширинского района.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации" определены следующие основные индикаторы, характеризующие ожидаемые результаты реализации Программы:
достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения торговых объектов, м (в расчете на 1000 человек);
повышение доступности товаров для населения;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов).
В связи с большим количеством мероприятий Программы перечень индикаторов дополнен следующими дополнительными показателями:
Оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка - оборот розничной торговли;
Темп роста оборота розничной торговли;
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения.
Дополнительные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации, решение основных задач и достижение целей Программы и определяются на основе данных государственного статистического наблюдения. Основные целевые индикаторы не входят в состав данных официальной статистики и имеют следующие алгоритмы их формирования.
Показатель "Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, м (в расчете на 1000 человек)" определяется следующим образом.
Общая торговая площадь в Ширинском районе составляет 19 418,87 м, реальная обеспеченность населения района площадью торговых объектов - 751,87 м
на 1000 человек при расчетной минимальной (исходя из учета оборотов розничной торговли муниципальных образований) - 420 м
на 1000 человек (Российская Федерация - 521 м
на 1000 человек), т.е. показатель района превышает общероссийский показатель. Конечным результатом реализации мероприятия будет не только обеспечение роста фактического показателя в запланированном периоде (по оценке 2015 год - 730 м
, 2016 год - 735 м
, и 2017 год - 751,8 м
), но и обеспечение информированности о реальной обеспеченности населения Ширинского района площадью торговых объектов, а также отслеживание текущей ситуации с целью предупреждения снижения показателя.
Показатель "Формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов форм и способов торговли, потребности населения (количество торговых объектов различных форматов)" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению составляющих его дополнительных показателей: оборот розничной торговли; темп роста оборота розничной торговли; оборот розничной торговли в расчете на душу населения.
Показатели (целевые индикаторы) Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий в рассматриваемый период заключается в достижении ожидаемых непосредственных результатах от реализации каждого конкретного мероприятия.
4. Финансовое обеспечение
Бюджетное финансирование Программы не предусмотрено.
5. Оценка эффективности
В рамках реализации мероприятий Программы ожидается рост значений целевых индикаторов
Показатель (целевой индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Значение показателей по годам |
|||
Отчетный год |
Первый год планового периода |
Второй год планового периода |
Третий год планового периода |
||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, м2 (в расчете на 1000 человек) |
м |
751,8 |
767,6 |
783,72 |
800,2 |
Обор от розничной торговли |
Млн. рублей |
360,662 |
368,237 |
375,970 |
383,866 |
Темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) |
% |
102,1 |
102,1 |
102,1 |
102,1 |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения |
Тыс. рублей |
13,875 |
14,167 |
14,465 |
14,769 |
Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:
- достижение утвержденных показателей результативности (целевых индикаторов);
- сравнение сведений об оценке эффективности реализации Программы за отчетный год в целом, по сравнению с предыдущим годом реализации;
- соответствие ожидаемых конечных результатов реализации и фактически достигнутых результатов.
6. Этапы и сроки реализации программы
Общий срок реализации программы рассчитан на период 2018 - 2023 годов (этапы не выделяются).
7. Перечень программных мероприятий
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в разделе 2 Программы, реализуются в соответствии с перечнем мероприятий Программы.
|
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, непосредственный исполнитель (по согласованию) |
Срок реализации |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Связь с показателями Программы (достижение показателей эффективности (целевых индикаторов) (Программы) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Задача 1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения района |
|||||
1.1 |
Проведение мониторинга обеспеченности населения Ширинского района площадью торговых объектов, опубликование результатов его проведения в сети Интернет |
Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район |
2018 - 2020 годы |
Недопущение снижения показателя фактической обеспеченности населения Ширинского района площадью торговых объектов |
Увеличение показателя обеспеченности населения площадью торговых объектов |
|
1.2 |
Развитие нестационарной и ярмарочной торговли |
Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район |
2018 - 2020 годы |
Увеличение количества объектов нестационарной и ярмарочной торговли |
Увеличение показателя объема продаж товаров на розничных рынках и ярмарках |
|
1.3 |
Предоставление в аренду имущества, относящегося к муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район, торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность |
Управление муниципальным имуществом и землепользованием администрации муниципального образования Ширинский район |
2018 - 2020 годы |
Увеличение количества объектов стационарной торговли (вне рынка) |
Увеличение показателя оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка |
|
2 |
Задача 2. Развитие системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли |
|||||
2.1 |
Стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство (реконструкцию, модернизацию) на территории Ширинского района предприятий, современных форматов торговли, связанных с реализацией, приемом и хранение сельскохозяйственной продукции и других групп товаров (в том числе организаций, оказывающих логистические услуги в сфере торговли) |
Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район |
2018 - 2020 годы |
Совершенствование системы регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям |
Увеличение показателей: оборот оптовой торговли; темп роста оборота оптовой торговли |
|
2.2 |
Развитие торговли товарами российских и местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий, в том числе посредством предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление грантов, субсидий) |
Управление сельского хозяйства, землепользования и экологии администрации муниципального образования Ширинский район; Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район |
2018 - 2020 годы |
Стабилизация процессов ценообразования на продукты питания, обеспечение населения широким ассортиментом товаров российских и местных производителей; развитие торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий |
Увеличение показателей: оборот розничной торговли; оборот розничной торговли в расчете на душу населения; оборот оптовой торговли; темп роста оборота оптовой торговли |
|
3 |
Задача 3. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории района |
|||||
3.1 |
Организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок в целях стимулирования деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров |
Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район |
2018 2020 годы |
Развитие каналов прямой доставки продукции потребителю |
Увеличение показателей: объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках; оборот розничной торговли; оборот розничной торговли в расчете на душу населения; темп роста оборота розничной торговли; оборот оптовой торговли; темп роста оборота оптовой торговли |
|
4 |
Задача 4. Развитие сельской торговли |
|||||
4.1 |
Развитие сети сельскохозяйственных потребительских коопераций, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, развитие торговли в малых и удаленных населенных пунктах, в том числе посредством: - предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление грантов, субсидий) в рамках реализации программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Ширинский район на 2015 - 2023 годы" |
Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район |
2018 - 2020 годы |
Увеличение числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; обеспечение доступности товаров повседневного спроса в малых и удаленных населенных пунктах |
Увеличение показателей: объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках; оборот розничной торговли; оборот розничной торговли в расчете на душу населения; темп роста оборота розничной торговли; оборот оптовой торговли; темп роста оборота оптовой торговли |
|
5 |
Задача 5. Информационное обеспечение торговли |
|||||
5.1 |
Ведение торгового реестра Республики Хакасия, опубликование в сети Интернет сводных сведений из торгового реестра и другой информации о торговой отрасли |
Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район |
2018 - 2020 годы |
Формирование единого информационного пространства |
Увеличение показателя обеспеченности населения площадью торговых объектов |
8. Система управления
Реализацию Программы осуществляет Администрация муниципального образования Ширинский район отдел экономики и прогнозирования.
Координацию деятельности исполнителя Программы, в том числе подготовку отчетов о ходе реализации Программы, осуществляет Администрация муниципального образования Ширинский район.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 4 мая 2018 г. N 99 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.