Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 марта 2018 г. N 3а-85/2018
Верховный Суд Республики Хакасия в городе Абакан в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
при секретаре Ербягиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Республики Хакасия к Правительству Республики Хакасия о признании нормативного правового акта недействующим в части,
с участием: прокурора Пименовой Е.А.,
представителя Правительства Республики Хакасия- Кравченко Ю.А., установил:
Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24.11.2014 N 607 "Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм) и внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 N 781" (далее- постановление Правительства Республики Хакасия N 607). Указанное постановление действует в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 15.05.2015 N 227, от 15.05.2015 N 228, от 22.07.2015 N 350, от 08.12.2015 N 651, от 19.04.2017 N 191, от 30.05.2017 N 258, от 16.08.2017 N 423.
Приложениями N 1 и N 2 к постановлению Правительства Республики Хакасия N 607 являются соответственно Порядок предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров) (далее- Порядок N 1) и Порядок предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (развитие семейных животноводческих ферм) (далее- Порядок N 2).
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании несоответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- подпункта "д" пункта 2.1, подпункта "г" пункта 3.2, пункта 4.2 Порядка N 1,
- пункта 4.2 Порядка N 2.
В обоснование требований прокурор указывает на их несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу:
- статье 34, подпункту 5 пункта 3 статьи 78, пункту 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ),
- пункту 3 части 3 и пункту 3 части 4 статьи 5, пункту 1 статьи 6, части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2016 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее- Федеральный закон N 264-ФЗ),
- подпункту "а" пункта 2 части 1.1 статьи 4, пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 209-ФЗ),
- части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Федеральный закон N 135-ФЗ),
- абзацу 5 пункта 2 приложения N 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717,
- подпункту "б" пункта 6 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887.
По мнению прокурора, оспариваемыми положениями подпункта "д" пункта 2.1 и подпункта "г" пункта 3.2 Порядка N 1, установлены незаконные критерии, которым должен соответствовать начинающий фермер для участия в конкурсном отборе получателей государственной поддержки в виде грантов в форме субсидий: наличие среднего профессионального и (или) высшего образования сельскохозяйственного профиля, или дополнительного профессиональное образования сельскохозяйственного профиля (профессиональной переподготовки), и (или) трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, и (или) опыта ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является; а также предусмотрены незаконные условия допуска к участию в конкурсном отборе на право получения грантов, предусматривающие предоставление копии диплома об образовании, подтверждающего наличие среднего профессионального или высшего сельскохозяйственного образования, или диплома о дополнительном профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, и (или) копии трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, и (или) выписки из похозяйственной книги, подтверждающей ведение личного подсобного хозяйства или вхождение в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех последних лет до дня регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
Указанные требования и условия носят дискриминационный характер, противоречат вышеприведенным нормам федерального законодательства, которые не допускают установления подобных ограничений, препятствуют реализации принципов государственной политики в области развития предпринимательства.
Кроме того, положения пункта 4.2 Порядка N 1 и пункта 4.2 Порядка N 2, предусматривающие общие положения об обязательной проверке Минсельхозпродом Республики Хакасия и органом государственного финансового контроля соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления, не содержат положений о периодичности проверок, о мерах ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий. Отсутствие в пунктах 4.2 Порядка N 1 и Порядка N 2 соответствующих положений приводит к временному отвлечению и неэффективному использованию бюджетных средств.
В судебном заседании прокуроры Пименова Е.А. и Гончаренко С.Ю. доводы административного иска поддержали по приведенным основаниям.
Представитель Правительства Республики Хакасия- Кравченко Ю.А. требования прокурора не признала, в письменных возражениях привела следующие доводы против удовлетворения административного иска. Оспариваемые положения Порядка N 1 и Порядка N 2 приняты по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия- Правительства Республики Хакасия. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принятие оспариваемого нормативного правового акта закреплены статьей 78 БК РФ, а также Законами Республики Хакасия о республиканских бюджетах на соответствующие периоды времени.
В силу положений пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий. Определение категорий и критериев отбора получателей субсидий, перечня предоставляемой ими информации является обязательным требованием к содержанию нормативного правового акта, регулирующего предоставление субсидий, в силу пунктов 2, 3 и 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 (далее- Общие требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 887).
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (Приложение N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717) не предусмотрены критерии отбора получателей субсидий, которые устанавливаются в нормативных правовых актах высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению представителя Правительства Республики Хакасия, оспариваемые положения Порядка N 1 и Порядка N 2 приняты Правительством Республики Хакасия в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации. Определяя понятия "начинающий фермер" и "семейная животноводческая ферма", нормы приложения N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, делегируют полномочия по установлению критериев отбора получателей субсидий высшему исполнительному органу государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положения пунктов 4.2 Порядка N 1 и Порядка N 2 в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 3 статьи 78 БК РФ предусматривают обязательное осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию- министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, а также органами государственного финансового контроля обязательной проверки соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления. Ответственность за нарушение условий предоставления субсидий предусматривается соответствующими соглашениями, заключаемыми с получателями субсидий (подпункты "д" пунктов 3.15 разделов 3 Порядка N 1 и Порядка N 2). Данные положения не противоречат требованиям статьи 34, пункта 2 статьи 306.1 БК РФ.
Порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов и их опубликования, требования к виду и форме нормативного правового акта, по мнению представителя Правительства Республики Хакасия, не нарушены.
Выслушав объяснения представителей сторон, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор обратился в суд с настоящим административным иском в порядке ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)
Дело рассматривается судом в пределах, предусмотренных частью 7 ст. 213 КАС РФ, а предмет доказывания определяется по правилам части 8 ст. 213 Кодекса.
В силу статьи 88 Конституции Республики Хакасия исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.
Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия (статья 93 Конституции Республики Хакасия).
Согласно ст. 11 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" постановление Правительства Республики Хакасия - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Правительства Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Закона официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
24.11.2014 Правительством Республики Хакасия принято постановление N 607 "Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм) и внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 N 781".
Текст постановления опубликован в издании "Вестник Хакасии" (N 84 от 03.12.2014).
В постановление Правительства Республики Хакасия N 607 были внесены изменения следующими постановлениями Правительства Республики Хакасия:
- от 15.05.2015 N 227 (опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" N 36 от 20.05.2015),
- от 15.05.2015 N 228 (опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" N 36 от 20.05.2015),
- от 22.07.2015 N 350 (опубликовано 23.07.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru),
- от 08.12.2015 N 651 (опубликовано 11.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" N 92 от 14.12.2015),
- от 19.04.2017 N 191 (опубликовано 20.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в официальном печатном издании "Вестник Хакасии", N 32 от 16.05.2017),
- от 30.05.2017 N 258 (опубликовано 06.06.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в официальном печатном издании "Вестник Хакасии", N 36 от 31.05.2017),
- от 16.08.2017 N 423 (опубликовано 21.08.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в официальном печатном издании "Вестник Хакасии", N 57 от 04.09.2017).
Постановлением Правительства Республики Хакасия N 607 утверждены Порядок предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров) (приложение N 1) и Порядок предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (развитие семейных животноводческих ферм) (приложение N 2).
В силу пунктов "е", "ж", "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Порядок N 1, отдельные положения которого оспариваются по настоящему делу, принят в соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ и определяет категории и критерии отбора на конкурсной основе получателей государственной поддержки в виде грантов в форме субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования на селе" государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 N 781 (далее - программа поддержки начинающих фермеров), государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, по поддержке начинающих фермеров из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее соответственно - гранты на поддержку начинающих фермеров, республиканский бюджет), в том числе за счет средств федерального бюджета, поступивших в порядке софинансирования, цели и условия предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, порядок возврата грантов на поддержку начинающих фермеров в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и порядок возврата остатков грантов на поддержку начинающих фермеров, не использованных в отчетном финансовом году (пункт 1.1 Порядка N 1).
Порядок N 2, отдельные положения которого оспариваются по настоящему делу, принят в соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ и определяет категории и критерии отбора получателей государственной поддержки в виде грантов в форме субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования на селе" государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 N 781 (далее - программа развития семейных животноводческих ферм), государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, по развитию семейных животноводческих ферм из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее соответственно - гранты на развитие семейных животноводческих ферм, республиканский бюджет), в том числе за счет средств федерального бюджета, поступивших в порядке софинансирования, цели и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, порядок возврата грантов на развитие семейных животноводческих ферм в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и порядок возврата остатков грантов на развитие семейных животноводческих ферм, не использованных в отчетном финансовом году (пункт 1.1 Порядка N 2).
Согласно пункту 1.2 Порядка N 1 начинающим фермером признается гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного на сельской территории Республики Хакасия, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяца со дня его регистрации.
Данное положение полностью соответствует определению начинающего фермера, изложенному в пункте 2 приложения N 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
Указанный Порядок N 1 регулирует отношения по поводу предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, то есть средств, перечисляемых из республиканского бюджета на расчетный счет начинающего фермера, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы".
Согласно пункту 1.5 Порядка N 1 гранты предоставляются в целях развития на сельских территориях крестьянских (фермерских) хозяйств, включая:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Хакасия;
приобретение, строительство, реконструкцию производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям: электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение удобрений, ядохимикатов.
В силу пункта 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
Принятие органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего, в том числе, требования, предъявляемые к получателям средств, перечень документов, необходимых для получения указанных средств, прямо предусмотрено в подпункте "б" пункта 8 приложения N 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Порядка N 1 и Порядка N 2 приняты в пределах полномочий Правительства Республики Хакасия, с соблюдением формы и вида нормативного правового акта, а также порядка его опубликования и вступления в силу.
Проверив оспариваемые положения Порядка N 1 и Порядка N 2 на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из Порядка N 1, предоставление грантов начинающим фермерам производится на условиях конкурса (раздел 3 Порядка N 1), что не противоречит пункту 7 ст. 78 БК РФ.
Согласно пункту 3.7 Порядка N 1 после завершения срока приема документов минсельхозпрод Республики Хакасия производит проверку заявителей на соответствие критериям, предусмотренным пунктом 2.1 Порядка N 1, и принимает решение о допуске к участию в конкурсном отборе.
Несоответствие заявителя критериям отбора, предусмотренным пунктом 2.1 Порядка N 1, а также непредставление (представление не в полном объеме) указанных в пункте 3.2 Порядка N 1 документов, за исключением тех, которые заявитель вправе не представлять, в силу пункта 3.8 Порядка N 1 является основания для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Оценка заявок, поданных начинающими фермерами, производится конкурсной комиссией по критериям, указанным в таблице 1 (пункт 3.11 Порядка N 1).
В числе критериев конкурсного отбора, приведенных в указанной таблице N 1, значатся:
- наличие образования (среднего профессионального и (или) высшего сельскохозяйственного профиля, или дополнительного профессионального сельскохозяйственного профиля (профессиональная переподготовка) и трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, и опыта ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является (2 балла),
- наличие образования (среднего профессионального и (или) высшего сельскохозяйственного профиля, или дополнительного профессионального сельскохозяйственного профиля (профессиональная переподготовка) и опыта ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является (1 балл),
- наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет и опыта ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является (1 балл).
Таким образом, условия о наличии у начинающего фермера среднего профессионального и (или) высшего образования сельскохозяйственного профиля, или дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля (профессиональная переподготовка), и (или) трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, и (или) ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, нормами Порядка N 1 предусмотрены одновременно и в качестве условий допуска к участию в конкурсе, и в качестве критериев оценки конкурсных заявок.
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов отношений по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров, предусматривает, что объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере должны соответствовать целям и задачам государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", а также региональной программы поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм (пункт 1 приложения N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717).
Составной частью указанной государственной программы является приложение N 9, определяющее Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Данные Правила предусматривают, что средства из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются на поддержку начинающим фермерам без предварительного условия о наличии у них специального или профессионального образования, минимального стажа работы в сельском хозяйстве и (или) ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, суд соглашается с доводами прокурора о том, что положения подпункта "д" пункта 2.1 Порядка N 1 нарушают запрет, предусмотренный пунктами 7 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона N 135-ФЗ, предоставляют начинающим фермерам, имеющим специальное или профессиональное образование, определенный стаж работы в сельском хозяйстве и (или) ведения личного подсобного хозяйства, государственные преференции перед прочими начинающими фермерами, в отношении которых созданы дискриминационные условия, лишающие их права на участие в конкурсе.
Следовательно, оспариваемые положения подпункта "д" пункта 2.1 Порядка N 1 не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что является основанием для признания их недействующими.
Оценивая законность подпункта "г" пункта 3.2 Порядка N 1, предусматривающего, что для участия в конкурсном отборе заявитель представляет среди прочих следующие документы, подтверждающие его соответствие критериям, предусмотренным пунктом 2.1 Порядка N 1, а именно: копию документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего наличие среднего профессионального и (или) высшего образования сельскохозяйственного профиля, или дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля (профессиональная переподготовка), и (или) копию трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, и (или) выписку из похозяйственной книги, подтверждающей ведение личного подсобного хозяйства или вхождение в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех последних лет до дня регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера, суд приходит к следующему.
Как указано выше, условия о наличии у начинающего фермера среднего профессионального и (или) высшего образования сельскохозяйственного профиля, или дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля (профессиональная переподготовка), и (или) трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, и (или) ведения или совместное ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, нормами Порядка N 1 предусмотрены одновременно и в качестве условий допуска к участию в конкурсе, и в качестве критериев оценки конкурсных заявок.
Прокурором не оспаривается законность установления указанных в разделе 3 Порядка N 1 критериев оценки заявок начинающих фермеров при распределении грантов (таблица 1 раздела 3 Порядка N 1).
Следовательно, оспариваемые положения подпункта "г" пункта 3.2 Порядка N 1 не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, лишь в той мере, в какой их непредоставление по смыслу пункта 3.8 Порядка N 1 является основанием для отказа в допуске лицам, соответствующим критериям начинающего фермера, к участию в конкурсном отборе на право получение мер государственной поддержки.
В части доводов прокурора о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пункта 4.2 Порядка N 1 и пункта 4.2 Порядка N 2 суд приходит к следующим выводам.
Пункт 4.2 Порядка N 1 и пункт 4.2 Порядка N 2 имеют аналогичное содержание и предусматривают, что минсельхозпрод РХ и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления.
По мнению прокурора, данная норма является неопределенной по содержанию ввиду отсутствия обязательных положений, предписанных Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887.
Между тем, данный довод прокурора является ошибочным, так как согласно абзацу 4 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 утвержденные данным постановлением Общие требования, на несоответствие которым пункта 4.2 Порядка N 1 и пункта 4.2 Порядка N 2 ссылается прокурор, не распространяются на нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации грантов в форме субсидий.
Анализ положений статьи 78 БК РФ позволяет прийти к выводу о дифференцированном правовом регулировании порядка предоставления субсидий организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемых в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункты 1-3 статьи 78 БК РФ) и грантов, в том числе на конкурсной основе (пункт 7 ст. 78 БК РФ), в связи с чем требования к содержанию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 БК РФ, не распространяются на нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления грантов, предусмотренных пунктом 7 статьи 78 БК РФ.
Между тем, пункт 7 ст. 78 БК РФ не требует включения в нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления грантов, условий, названных прокурором.
Нормативным правовым актом федерального уровня, определяющим требования к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, по рассматриваемому предмету правового регулирования, является приложение N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, пункт 8 которого определяет требования к содержанию нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующего предоставление субсидий начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам, и при этом не предусматривает в качестве обязательных требования о периодичности проверок, о мерах ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления грантов в форме субсидий, приведенные прокурором в административном исковом заявлении.
Пункт 36 указанного приложения N 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, содержит норму о том, что контроль за соблюдением уполномоченным органом условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Оспариваемые прокурором пункт 4.2 Порядка N 1 и пункт 4.2 Порядка N 2 по своему смыслу аналогичны вышеприведенной норме федерального нормативного правового акта и по своему содержанию ему не противоречат.
Пунктами 4.1 Порядка N 1 и Порядка N 2 установлена периодичность отчетности получателей грантов, а положениями раздела 5 Порядка N 1 и Порядка N 2 установлена ответственность получателей грантов за предоставление недостоверных сведений и нарушение условий предоставления гранта в виде возврата полученного гранта в бюджет.
Таким образом, вопреки доводам административного искового заявления Порядок N 1 и Порядок N 2 предусматривают меры ответственности получателей грантов за нецелевое использование полученных бюджетных средств и отвечают требованиям правовой определенности.
Нормы, регулирующие порядок осуществления финансово-бюджетного контроля, включая основания и периодичность проведения проверок целевого использования бюджетных средств их получателями, содержатся в Бюджетном кодексе Российской Федерации и в иных нормативных правовых актах о государственном финансовом контроле, имеющих прямое действие.
Следовательно, в данной части административные исковые требования признаются судом необоснованными.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "д" пункта 2.1 Порядка предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров), утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 N 607 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 16.08.2017 N 423).
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу положения подпункта "г" пункта 3.2 Порядка предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров), утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 N 607 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 16.08.2017 N 423) в той мере, в какой непредоставление заявителями перечисленных в указанном подпункте документов является основанием для отказа в допуске лицам, соответствующим критериям начинающего фермера, к участию в конкурсном отборе на право получение мер государственной поддержки.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных источниках: в газетах "Хабар" и "Хакасия", в бюллетене "Вестник Хакасии", а также разместить на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
В.Н. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 марта 2018 г. N 3а-85/2018
Текст решения официально опубликован не был