Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 10 апреля 2018 г. N 3а-105/2018
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего |
Редько Е.П., |
при секретаре |
Маховой Ю.А., |
с участием прокурора |
Пименовой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании недействующим пункта 502 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23 ноября 2017 г. N 020-237-п, установил:
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия 23 ноября 2017 г. издан приказ N 020-237-п "Об определении на 2018 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ).
Пункт 1 Приказа определяет на 2018 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), согласно приложению.
В Перечень включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> (пункт 502).
ООО "Союз" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 502 Перечня, мотивируя требования тем, что здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 НК РФ. Поясняет, что поскольку ООО "Союз" применяет упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25.2 НК РФ, включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций.
В судебном заседании представитель административного истца Сухачева Г.И. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Зубец Н.В., Кензап Л.М. требования не признали, представили письменный отзыв, пояснили, что здание на момент его включения в Перечень обладало признаками административно-делового центра и торгового центра (комплекса) по смыслу статьи 378.2 НК РФ и статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций". Включение здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относит налог на имущество организаций к региональным налогам.
Налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (статья 372 НК РФ).
Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ освобождает от обязанности по уплате налога на имущество организаций при применении упрощенной системы налогообложения, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
В силу части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон РХ N 73) настоящий Закон в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает и вводит в действие на территории Республики Хакасия налог на имущество организаций (далее - налог), определяет ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, устанавливает особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, предусматривает льготы и основания для их использования плательщиками налога, порядок и сроки уплаты налога на территории Республики Хакасия.
12 августа 2014 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление N 407 "Об отдельных вопросах определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Хакасия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения" (далее - постановление Правительства РХ N 407), действующее в редакции постановления от 21 ноября 2017 г. N 599.
Пунктом 1 постановления Правительства РХ N 407 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (Е.Б. Соломонова) определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по: определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по Республике Хакасия; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.
23 ноября 2017 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ N 020-237-п "Об определении на 2018 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Приказ подписан министром Соломоновой Е.Б. и опубликован 8 декабря 2017 г. в республиканской газете "Хакасия" (N 233-234).
Пунктом 1 данного Приказа определен на 2018 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Перечень размещен на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.r-19.ru).
Пунктом 502 Перечня включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН подтверждается, что ООО "Союз" является собственником указанного объекта недвижимости.
Согласно подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу статьи 1(1) Закона РХ N 73 налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них; нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Таким образом, из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, устанавливаются в отношении таких объектов недвижимости как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. При этом отнесение объекта недвижимости к данной категории возможно не только в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, но и в зависимости от его фактического использования.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 1(2) Закона РХ N 73 порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Республики Хакасия устанавливается Правительством Республики Хакасия.
Пунктом 3 постановления Правительства РХ N 407 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (приложение 2).
Согласно пункту 2 указанного Порядка мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся:
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее - Минимущество Хакасии) в форме межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия;
Государственным бюджетным учреждением Республики Хакасия "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - Уполномоченная организация) в форме обследования объектов недвижимости (далее - обследование) с целью установления вида фактического использования.
Обследование проводится в случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия не позволяет определить фактическое использование объекта недвижимости.
Представители административного ответчика поясняли, что спорное здание было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-92) и информации, полученной из Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (л.д. 93-95).
В акте обследования здания указано, что объект фактически используется для размещения игрового зала и кафе; в здании расположены склады, подсобные помещения, гаражи, цех по производству полуфабрикатов, сауна, электрощитовая, пустые кабинеты.
На первом этаже помещение N 12 площадью 368,4 кв. м и помещение N 15 площадью 301,95 кв. м заняты под игровые и спортивные площадки для детей, на втором этаже помещение N 19 площадью 85,4 кв. м занято под кафе. Для размещения объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания используются помещения общей площадью 755,75 кв. м. В акте также указано, что согласно техническому паспорту 2015 г. литер А входит в состав объекта недвижимого имущества (В7, А3, А, а, Б4) и имеет административное назначение, площадь помещений составляет 541,1 кв. м. Площадь, используемая для объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляет 1296,85 кв. м, площадь, имеющая административное назначение, составляет 37,50% от общей площади здания.
Вместе с тем суд не может принять данное доказательство в обоснование правомерности включения спорного здания в Перечень по следующим основаниям.
В техническом паспорте поименовано "Здание магазина с гаражами и складами", адрес: <адрес>, кадастровый N. Строение состоит из 3 надземных этажей и 1 подземного этажа. Из поэтажной экспликации помещений следует, что размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания (кафе) не предусмотрено.
Так, в экспликации к первому этажу здания (помещение А3) под N 12 указана спортивная площадка площадью 367,4 кв. м, под N 15 - спортивная площадка площадью 547,2 кв. м; в экспликации ко 2-му этажу (помещение В7) под N 19 указан склад, площадь 85,4 кв. м. Сведения о том, что данные помещения используется как кафе (иные объекты общественного питания) отсутствуют.
Помещение литера А (подвал) составляет площадь 182,4 кв. м и состоит из: коридора, туалета, электрощитовой, складской, бойлерной, шкафа, раздевалки и др. При этом в экспликации к плану отсутствует информация, что данное помещение (литер А) имеет административное назначение.
Таким образом, сведения, указанные в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют данным, содержащимся в техническом паспорте спорного объекта недвижимости.
По сообщению, предоставленному ФГБУ "ФКП Росреестра", здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - коммунально-складские и производственные предприятия различного профиля, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду; площадь 4 504 кв. м; собственник - ООО "Союз" (л.д. 44-52).
В выписке из ЕГРН указано наименование спорного здания - здание магазина с гаражами и складами. Размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не предусмотрено.
С учетом изложенного, невозможно отнести здание к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, а также вида фактического использования здания.
Доказательств того, что здание, включенное в Перечень (пункт 502), использовалось как административно-деловой центр и (или) торговый центр (комплекс), не представлено. Следовательно, включение спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречило требованиям статьи 378.2 НК РФ, статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73.
Довод представителей административного ответчика о том, что ООО "Союз" организовало деятельность по общественному питанию в помещениях, занятых под игровые и спортивные площадки для детей, не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ).
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что, если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени; если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом того, что пункт 502 Перечня на момент рассмотрения дела не применялся, суд признает оспариваемый в части нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия.
Часть 1 статьи 216 КАС РФ закрепляет, что в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Союз" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 502 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23 ноября 2017 г. N 020-237-п.
Направить для опубликования в республиканскую газету "Хакасия" сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Е.П. Редько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 10 апреля 2018 г. N 3а-105/2018
Текст решения опубликован в газете "Хакасия" от 1 июня 2018 г. N 102