Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 20 апреля 2018 г. N 3а-116/2018
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смолякова Виктора Афанасьевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании пункта 739 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 01 декабря 2015 г. N 020-152-п, установил:
Смоляков В.А. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 739 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень), утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 01 декабря 2015 г. N 020-152-п "Об определении на 2016 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Свои требования административный истец мотивировал тем, что пунктом 739 указанного Перечня здание с кадастровым N, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем, указанное здание не относится к объектам, в отношении которых в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости оно является зданием административно-бытового корпуса, производственным корпусом.
В оспариваемой части нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Мурзин П.И., действующий на основании доверенности от 02 февраля 2018 г., требования административного искового заявления поддержал, приводя указанные в нем доводы.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Зубец Н.В., действующая на основании доверенности от 05 октября 2017 г., требования административного иска не признала, поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление, указав, что спорное здание включено в Перечень на основании информации ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Хакасия.
Прокурор Васильева Е.В. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Административный истец Смоляков В.А., извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. С учетом мнения представителей сторон и прокурора суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года N 73 "О налоге на имущество организаций" на территории республики введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 1 статьи 1(1) которого налоговая база в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года N 64-ЗРХ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
На территории муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия налог на имущество физических лиц на спорный период был установлен решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 26 ноября 2015 года N 26, в соответствии с пунктом 3.7 которого в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена повышенная ставка налога в размере 2% от их кадастровой стоимости.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 г. N 020-152-п определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Под пунктом 739 в Перечень включено нежилое 2-этажное здание с кадастровым N, общей площадью ..... кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Смолякову В.А.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия N 020-152-п опубликован 18 декабря 2015 г. в издании "Хакасия", N 243, и является нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из отзыва на административное исковое заявление и пояснений представителя административного ответчика следует, что основанием для включения здания в оспариваемый пункт Перечня послужила информация Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Хакасия от 21 августа 2015 г. за N 7865, согласно которой нежилое здание с кадастровым N имеет наименование - здание административно-бытового корпуса, производственного корпуса.
Между тем, указанное наименование здания, по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1(1), 1(2) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73, не свидетельствует о том, что оно является административно-деловым или торговым центром.
Иные доказательства наличия оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения спорного здания в Перечень, административным ответчиком не представлены.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одной из категорий земель по целевому назначению являются земли населенных пунктов.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзацы 1 и 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07 марта 2018 г. земельный участок с кадастровым N, площадью ..... кв. м., на котором расположено здание с кадастровым N, относится к категории земель: земли населенных пунктов, и имеет вид разрешенного использования: для производственных нужд, что не предполагает размещение на нем зданий административно-делового, офисного, торгового назначения.
Из технического паспорта спорного нежилого здания по состоянию на 30 июля 2008 г. и выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 14 февраля 2018 г. не следует, что здание предполагает размещение в нем объектов административно-делового или торгового назначения. Обследование с целью установления фактического использования спорного объекта перед его включением в Перечень на 2016 год не проводилось.
Согласно Акту обследования здания (строения, сооружения), нежилого помещения и определение вида его фактического использования от 11 декабря 2017 г., составленному специалистом ГБУ РХ "Центр государственной кадастровой оценки", объект фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В здании производственного корпуса расположен цех по производству железо-бетонных изделий. Административно-бытовой корпус находится в заброшенном состоянии, без отопления и электричества, и не пригоден для использования по назначению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 739 Перечня, утвержденного Приказом Минимущества Республики Хакасия от 01 декабря 2015 г. N 020-152-п, противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и подлежит признанию недействующим.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что Смоляков В.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц и оспариваемый нормативный акт нарушил его право на исчисление налога по спорному имуществу за 2016 год по ставкам меньшим, чем установлено пунктом 3.7 решения Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 26 ноября 2015 г. N 26 для объектов, включенных в Перечень. Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом этого в оспариваемой части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с момента принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления удовлетворить.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия пункт 739 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 01 декабря 2015 г. N 020-152-п.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.
Председательствующий |
Вениченко О.В. |
В мотивированной форме решение составлено 25 апреля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 20 апреля 2018 г. N 3а-116/2018
Текст решения опубликован в газете "Хакасия" от 8 июня 2018 г. N 107