Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Председателя Верховного
Совета Республики Хакасия
от 21 июня 2018 года N 45-р
Методика
проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия и включение в кадровый резерв в Аппарате Верховного Совета Республики Хакасия
1. Методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия и включение в кадровый резерв в Аппарате Верховного Совета Республики Хакасия (далее - Методика) направлена на повышение объективности и прозрачности конкурсной процедуры и формирование профессионального кадрового состава государственной гражданской службы Республики Хакасия (далее - гражданская служба) при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв в Аппарате Верховного Совета Республики Хакасия (далее соответственно - конкурсы, кадровый резерв, Аппарат Верховного Совета).
2. Подготовка и проведение конкурсов осуществляются в соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - Положение о конкурсе), единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года N 397 (далее - Единая методика проведения конкурсов), а также настоящей Методикой.
3. Конкурсы проводятся в целях оценки профессионального уровня граждан Российской Федерации (государственных гражданских служащих Российской Федерации), допущенных к участию в конкурсах (далее -кандидаты), а также их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения соответствующих должностей гражданской службы (далее соответственно - квалификационные требования, оценка кандидатов).
4. Для оценки профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям в ходе конкурсных процедур используются не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата и иных письменных работ или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв).
5. Оценка соответствия кандидатов квалификационным требованиям осуществляется исходя из категорий и групп вакантных должностей гражданской службы (группы должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв) в соответствии с методами оценки согласно приложению N 1 и описанием методов оценки согласно приложению N 2 к Единой методике проведения конкурсов.
6. Применение методов тестирования и индивидуального собеседования является обязательным. При этом тестирование предшествует индивидуальному собеседованию.
Необходимость, а также очередность применения иных методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (далее - методы оценки) определяется при подготовке к проведению конкурсов на основе предложений в случае проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы - руководителя структурного подразделения Аппарата Верховного Совета, на замещение вакантной должности гражданской службы в котором проводится конкурс, а в случае проведения конкурса на включение в кадровый резерв - руководителя структурного подразделения Аппарата Верховного Совета, в котором реализуется область профессиональной служебной деятельности по группе должностей гражданской службы, по которой проводится конкурс на включение в кадровый резерв (далее - заинтересованное структурное подразделение Аппарата Верховного Совета), и членов конкурсной комиссии, образованной в Аппарате Верховного Совета в соответствии с Положением о конкурсе (далее - конкурсная комиссия).
7. Методы оценки.
7.1. Тестирование.
При тестировании используется единый перечень вопросов, утвержденный Председателем Верховного Совета Республики Хакасия.
Количество вопросов, включенных в указанный перечень, не должно быть менее 200 и максимальным количеством не ограничивается.
Тест должен содержать не менее 40 и не более 60 вопросов.
Тест формируется из двух частей:
1) первая часть теста (базовая) формируется по единым унифицированным заданиям, разработанным в том числе с учетом категорий и групп должностей гражданской службы, - для оценки уровня владения государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий;
2) вторая часть теста (профильная) формируется по тематике профессиональной служебной деятельности исходя из области и вида профессиональной служебной деятельности по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой планируется объявление конкурса (группе должностей гражданской службы, по которой проводится конкурс на включение в кадровый резерв), - для оценки знаний и умений по вопросам профессиональной служебной деятельности исходя из области и вида профессиональной служебной деятельности по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв).
Вопросы для первой части теста формирует отдел государственной службы, кадров и спецработы Аппарата Верховного Совета.
Вопросы для второй части теста формирует заинтересованное структурное подразделение Аппарата Верховного Совета.
На каждый вопрос теста предусматривается не менее четырех вариантов ответов, один из которых является верным.
Перед началом тестирования секретарем конкурсной комиссии проводится подробный инструктаж кандидатов об условиях тестирования под подпись.
Тестирование кандидатов проводится в письменной форме в присутствии членов конкурсной комиссии.
Вопросы теста вместе с вариантами ответов вручаются кандидатам на листах формата А4 непосредственно перед началом тестирования. Все кандидаты получают тесты с одинаковыми вопросами.
Кандидатам предоставляется одно и то же время для прохождения тестирования. Время для обдумывания кандидатами вопросов теста не может быть менее 40 минут и более 60 минут (из расчета одна минута на один вопрос).
В ходе тестирования не допускаются использование кандидатами специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, обмен информацией между кандидатами, перемещение кандидатов по аудитории, выход кандидатов за пределы аудитории, в которой проходит тестирование, до сдачи конкурсного задания.
При нарушении кандидатом правил проведения тестирования он отстраняется от тестирования с вынесением нулевой оценки по итогам тестирования.
Подведение результатов тестирования основывается на количестве правильных ответов.
Если кандидат не отметил ни один из предложенных вариантов ответа или отметил два и более варианта, такой ответ засчитывается как неправильный.
По результатам тестирования кандидатам выставляются баллы:
5 баллов (максимальный балл), если даны правильные ответы не менее чем на 91 процент вопросов;
4 балла, если даны правильные ответы на 80 - 90 процентов вопросов;
3 балла, если даны правильные ответы на 70 - 79 процентов вопросов;
0 баллов, если даны правильные ответы менее чем на 70 процентов вопросов.
Баллы выставляются в отсутствие кандидатов.
Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. Кандидаты, ответившие правильно менее чем на 70 процентов заданных вопросов, к индивидуальному собеседованию не допускаются.
Результаты тестирования оформляются в виде краткой справки согласно приложению 1 к настоящей Методике.
7.2. Индивидуальное собеседование.
Перечень вопросов для индивидуального собеседования составляется по каждой вакантной должности гражданской службы, по которой проводится конкурс (группе должностей гражданской службы, по которой проводится конкурс на включение в кадровый резерв), с учетом должностных обязанностей по соответствующей должности (группе должностей) гражданской службы (далее - перечень вопросов для индивидуального собеседования).
Перечень вопросов для индивидуального собеседования составляется заинтересованным структурным подразделением Аппарата Верховного Совета и согласовывается с председателем конкурсной комиссии.
Проведение индивидуального собеседования с кандидатом в ходе заседания конкурсной комиссии является обязательным.
При проведении индивидуального собеседования секретарь конкурсной комиссии представляет членам конкурсной комиссии:
справку на каждого кандидата об уровне образования, стаже работы по специальности, стаже государственной (муниципальной) службы, последнем месте работы;
результаты выполненного кандидатами тестового задания. Конкурсная комиссия оценивает результаты индивидуального собеседования в отсутствие кандидатов по полноте и правильности ответов на вопросы, использованной аргументации, умению доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, по степени владения навыками публичного выступления, умению полемизировать, культуре высказываний, знанию русского языка и степени владения им:
в 5 баллов (максимальный балл), если даны правильные ответы на все поставленные вопросы, кандидат последовательно и в полном объеме раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, показал высокий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, умения аргументировать, доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, высокую степень владения навыками публичного выступления, умения полемизировать, культуры высказываний, знания русского языка и владения им;
в 4 балла, если кандидат последовательно и в полном объеме раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки, показал достаточный уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, умения аргументировать, доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, достаточную степень владения навыками публичного выступления, умения полемизировать, культуры высказываний, знания русского языка и владения им;
в 3 балла, если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание вопроса, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки, показал средний уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, умения аргументировать, доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, недостаточную степень владения навыками публичного выступления, умения полемизировать, культуры высказываний, знания русского языка и владения им;
в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание вопроса, при ответе неправильно использовал понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, показал низкий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, умения аргументировать, доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, низкую степень владения навыками публичного выступления, умения полемизировать, культуры высказываний, знания русского языка и владения им.
По окончании индивидуального собеседования с кандидатом каждый член конкурсной комиссии заносит в конкурсный бюллетень, составляемый по форме согласно приложению N 3 к Единой методике проведения конкурсов, результат оценки кандидата при необходимости с краткой мотивировкой, обосновывающей принятое членом конкурсной комиссии решение.
Секретарь конкурсной комиссии определяет для каждого кандидата средний балл, который рассчитывается как среднее арифметическое баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии по результатам индивидуального собеседования.
В случае если средний балл кандидата по результатам индивидуального собеседования составляет менее чем 2,5 балла (50 процентов максимального балла за индивидуальное собеседование), кандидат считается не прошедшим индивидуальное собеседование.
7.3. Анкетирование.
Анкетирование проводится по вопросам, составленным исходя из должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой проводится конкурс на включение в кадровый резерв), а также квалификационных требований для замещения указанных должностей.
Перечень вопросов для анкеты формируется заинтересованным структурным подразделением Аппарата Верховного Совета и согласовывается с председателем конкурсной комиссии.
В анкету включаются вопросы о выполняемых должностных обязанностях по должностям, замещаемым в рамках ранее осуществляемой профессиональной деятельности, профессиональных достижениях, мероприятиях (проектах, форумах, семинарах и др.), в которых кандидат принимал участие, его публикациях в печатных изданиях, увлечениях, а также о рекомендациях и (или) рекомендательных письмах, которые могут быть предоставлены кандидатом.
Время, выделенное на заполнение анкеты, не может превышать 30 минут.
Конкурсная комиссия оценивает анкету в отсутствие кандидата по содержанию ответов, которые кандидат дал на вопросы анкеты:
в 5 баллов (максимальный балл), если кандидат исполнял соответствующие профилю будущей профессиональной служебной деятельности должностные обязанности по должностям, замещаемым в рамках ранее осуществляемой профессиональной деятельности, имеет профессиональные достижения по профилю будущей профессиональной служебной деятельности, в том числе в мероприятиях (проектах, форумах, семинарах и др.), в которых кандидат принимал участие, имеет публикации в печатных изданиях, грамотно излагает письменную речь, имеет рекомендации и (или) рекомендательные письма;
в 3 балла, если кандидат исполнял частично соответствующие профилю будущей профессиональной служебной деятельности должностные обязанности по должностям, замещаемым в рамках ранее осуществляемой профессиональной деятельности, имеет профессиональные достижения, в том числе в мероприятиях (проектах, форумах, семинарах и др.), в которых кандидат принимал участие, не имеет публикаций в печатных изданиях, излагает письменную речь с незначительными ошибками, не имеет рекомендаций и (или) рекомендательных писем;
в 0 баллов, если кандидат не исполнял аналогичные должностные обязанности по должностям, замещаемым в рамках ранее осуществляемой профессиональной деятельности, не имеет профессиональных достижений, в том числе в мероприятиях (проектах, форумах, семинарах и др.), в которых кандидат принимал участие, не имеет публикаций в печатных изданиях, излагает письменную речь со значительными ошибками, не имеет рекомендаций и (или) рекомендательных писем.
По результатам анкетирования кандидатов оценка членов конкурсной комиссии выставляется в оценочном листе согласно приложению 2 к настоящей Методике.
Средний балл кандидата по результатам анкетирования определяется как среднее арифметическое баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии.
Конкурсное задание в форме анкетирования считается выполненным, если средний балл кандидата составил 2,5 балла и более (50 процентов максимального балла за анкетирование). Кандидаты, не выполнившие конкурсное задание, к следующим конкурсным процедурам не допускаются.
7.4. Написание реферата или иных письменных работ.
Для написания реферата или иной письменной работы используются вопросы или задания, составленные исходя из должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой проводится конкурс на включение в кадровый резерв), а также квалификационных требований для замещения указанных должностей.
Тема реферата определяется руководителем заинтересованного структурного подразделения Аппарата Верховного Совета и согласовывается с председателем конкурсной комиссии.
Реферат должен соответствовать требованиям, установленным Единой методикой проведения конкурсов.
На реферат дается письменное заключение руководителя заинтересованного структурного подразделения Аппарата Верховного Совета. При этом в целях проведения объективной оценки обеспечивается анонимность подготовленного реферата или иной письменной работы.
На основе указанного заключения выставляется итоговая оценка по следующим критериям:
соответствие установленным требованиям оформления;
раскрытие темы;
аналитические способности, логичность мышления;
обоснованность и практическая реализуемость представленных предложений по заданной теме.
Конкурсная комиссия оценивает реферат в отсутствие кандидатов: в 5 баллов (максимальный балл), если кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и правильно раскрыл тему, правильно использовал понятия и термины, показал высокий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, владения русским языком, аналитические способности, логичность мышления, обосновал представленные предложения по заданной теме, возможность их практической реализуемости, реферат соответствует установленным требованиям оформления;
в 4 балла, если кандидат последовательно, в достаточном объеме и правильно раскрыл тему, правильно использовал понятия и термины, показал хороший уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, владения русским языком, достаточные аналитические способности и логичность мышления, на достаточном уровне обосновал представленные предложения по заданной теме, возможность их практической реализуемости, но допустил неточности и незначительные ошибки, реферат соответствует установленным требованиям оформления;
в 3 балла, если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл тему, не всегда правильно использовал понятия и термины, показал средний уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, владения русским языком, низкий уровень аналитических способностей и логичности мышления, недостаточно обосновал представленные предложения по заданной теме, возможность их практической реализуемости, допустил неточности и ошибки, реферат соответствует установленным требованиям оформления;
в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание темы, неправильно использовал понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, показал низкий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, владения русским языком, не показал аналитических способностей и логичности мышления, не представил или не обосновал представленные предложения по заданной теме, возможность их практической реализуемости, реферат не соответствует установленным требованиям оформления.
По результатам написания реферата или иной письменной работы оценка членов конкурсной комиссии выставляется в оценочном листе согласно приложению 2 к настоящей Методике.
Средний балл кандидата по результатам написания реферата определяется как среднее арифметическое баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии.
Конкурсное задание в форме написания реферата считается выполненным, если средний балл кандидата составил 2,5 балла и более (50 процентов максимального балла за написание реферата). Кандидаты, не выполнившие конкурсное задание, к следующим конкурсным процедурам не допускаются.
7.5. Проведение групповых дискуссий.
Проведение групповой дискуссии позволяет выявить наиболее подготовленных и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами кандидатов.
Тема для проведения групповой дискуссии определяется руководителем заинтересованного структурного подразделения Аппарата Верховного Совета и согласовывается с председателем конкурсной комиссии.
В целях проведения групповой дискуссии кандидатам предлагается конкретная ситуация, которую необходимо обсудить и найти решение поставленных в ней проблем.
В течение 20 минут кандидатом готовится устный или письменный ответ.
Ответы кандидатов изучаются лицами, организовавшими групповую дискуссию. Затем проводится дискуссия с участием указанных лиц, после завершения которой конкурсной комиссией принимается решение об итогах прохождения кандидатами групповой дискуссии.
Конкурсная комиссия оценивает результаты проведения групповой дискуссии в отсутствие кандидатов по полноте и правильности предложенных решений, активности в ходе дискуссии, самостоятельности суждений, манере общения, навыкам публичного выступления, аналитическим способностям, логичности мышления, знанию русского языка и степени владения им:
в 5 баллов (максимальный балл), если кандидат полно и правильно раскрыл содержание практического вопроса, правильно использовал понятия и термины, показал высокий уровень владения русским языком, аналитические способности, логичность мышления, в ходе дискуссии проявил высокую активность, навыки аргументированно отстаивать собственную точку зрения, умение доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, высокую степень владения навыками публичного выступления, умения полемизировать, культуры высказываний;
в 4 балла, если кандидат в достаточном объеме и правильно раскрыл содержание практического вопроса, правильно использовал понятия и термины, показал хороший уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, владения русским языком, достаточные аналитические способности и логичность мышления, в ходе дискуссии проявил достаточно высокую активность, хорошие навыки аргументированно отстаивать собственную точку зрения, умение доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, высокую степень владения навыками публичного выступления, умения полемизировать, культуры высказываний, но допустил неточности и незначительные ошибки;
в 3 балла, если кандидат не в полном объеме раскрыл содержание практического вопроса, не всегда правильно использовал понятия и термины, показал средний уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, владения русским языком, средний уровень аналитических способностей и логичности мышления, в ходе дискуссии показал средний уровень активности, умения доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, среднюю степень владения навыками публичного выступления, умения полемизировать, культуры высказываний, допустил неточности и ошибки;
в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание практического вопроса, неправильно использовал основные понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, показал низкий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, владения русским языком, не показал аналитических способностей и логичности мышления, в ходе дискуссии не проявил активности, показал низкий уровень умения доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, владения навыками публичного выступления,умения полемизировать, культуры высказываний.
По результатам проведения групповой дискуссии оценка членов конкурсной комиссии выставляется в оценочном листе согласно приложению 2 к настоящей Методике.
Средний балл кандидата по результатам проведения групповой дискуссии определяется как среднее арифметическое баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии.
Конкурсное задание в форме проведения групповой дискуссии считается выполненным, если средний балл кандидата составил 2,5 балла и более (50 процентов максимального балла за проведение групповых дискуссий). Кандидаты, не выполнившие конкурсное задание, к следующим конкурсным процедурам не допускаются.
7.6. Подготовка проекта документа.
Подготовка кандидатом проекта документа позволяет на практике оценить знания и умения, необходимые для непосредственного исполнения им должностных обязанностей в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, установленных должностным регламентом.
Кандидату предлагается подготовить проект ответа на обращение гражданина, проект нормативного правового акта (с прилагаемым проектом пояснительной записки) или иной документ, разработка которого входит в число должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы (по группе должностей гражданской службы, по которой проводится конкурс на включение в кадровый резерв). В этих целях кандидату предоставляется инструкция по делопроизводству и иные документы, необходимые для надлежащей подготовки проекта документа.
Задание для подготовки кандидатом проекта документа определяется заинтересованным структурным подразделением Аппарата Верховного Совета и согласовывается с председателем конкурсной комиссии.
Оценка подготовленного проекта документа может осуществляться руководителем заинтересованного структурного подразделения Аппарата Верховного Совета. При этом в целях проведения объективной оценки обеспечивается анонимность подготовленного проекта документа.
Итоговая оценка выставляется по следующим критериям:
соответствие установленным требованиям оформления;
понимание сути вопроса, выявление кандидатом ключевых фактов и проблем, послуживших основанием для разработки проекта документа;
отражение путей решения проблем, послуживших основанием для разработки проекта документа, с учетом правильного применения норм законодательства Российской Федерации;
обоснованность подходов к решению проблем, послуживших основанием для разработки проекта документа;
аналитические способности, логичность мышления;
правовая и лингвистическая грамотность.
Конкурсная комиссия оценивает результаты подготовки проекта документа в отсутствие кандидатов:
в 5 баллов (максимальный балл) - высокий уровень по всем критериям оценки;
в 4 балла - хороший уровень по всем критериям оценки, незначительные замечания, неточности;
в 3 балла - низкий уровень по всем или значительной части критериев, значительное количество ошибок, неточностей;
в 0 баллов - не соответствует требованиям по всем критериям. Результаты оценки проекта документа оформляются в виде краткой справки согласно приложению 3 к настоящей Методике.
Средний балл кандидата по результатам подготовки проекта документа определяется как среднее арифметическое баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии.
Конкурсное задание в форме подготовки проекта документа считается выполненным, если средний балл кандидата составил 2,5 балла и более (50 процентов максимального балла за подготовку проекта документа). Кандидаты, не выполнившие конкурсное задание, к следующим конкурсным процедурам не допускаются.
8. Итоговый балл кандидата определяется как сумма среднего арифметического баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии по результатам индивидуального собеседования, других конкурсных заданий, и баллов, набранных кандидатом по итогам тестирования и выполнения иных аналогичных конкурсных заданий.
9. По результатам сопоставления итоговых баллов кандидатов секретарь конкурсной комиссии формирует рейтинг кандидатов.
10. Победителем конкурса признается кандидат, прошедший тестирование, индивидуальное собеседование и иные конкурсные процедуры (в случае применения и иных методов оценки) и набравший наибольшее количество баллов.
Если два или более кандидата набрали одинаковое количество баллов, определение победителя конкурса осуществляется конкурсной комиссией путем проведения голосования в порядке, установленном Положением о порядке и сроках работы конкурсной комиссии.
Преимущество имеет кандидат, допустивший наименьшее количество ошибок в ходе тестирования и набравший наибольшее количество баллов по результатам проведения индивидуального собеседования и иных конкурсных процедур (в случае применения и иных методов оценки).
11. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы по форме согласно приложению N 4 и протоколом заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв по форме согласно приложению N 5 к Единой методике проведения конкурсов.
Указанное решение (протокол) содержит рейтинг кандидатов с указанием набранных баллов и занятых ими мест по результатам оценки конкурсной комиссией.
12. В кадровый резерв конкурсной комиссией могут рекомендоваться кандидаты из числа тех кандидатов, общая сумма набранных баллов которых составляет не менее 50 процентов максимального балла.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.