Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 февраля 2018 г. N 3а-38/2018
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" об оспаривании в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район", установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" (далее - ООО "СУЭК-Хакасия", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 2,62 для земельных участков для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель; земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики; земельных участков для размещения железнодорожных путей; земельных участков для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; земельных участков для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности", четвертая группа.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что им заключен с муниципальным образованием Усть-Абаканский район ряд договоров аренды земельных участков, где для расчета арендной платы в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. N 05, применяется утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент вида разрешенного использования 2,62. По мнению административного истца, применение данного коэффициента противоречит действующему федеральному законодательству - пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, согласно которому арендная плата в расчете на год для земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации составляет 2% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами; приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 105, которым определена ставка арендной платы за пользование земельными участками для размещения автомобильных дорог в размере 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка; приказу Минэкономразвития России от 22 сентября 2011 г. N 507, установившему ставку арендной платы для земельных участков, предоставленных для размещения электроэнергетики в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Устанавливаемый с применением оспариваемого коэффициента размер арендной платы значительно превышает размер арендной платы, установленный для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, носит экономически необоснованный и дискриминационный характер, ограничивает экономические интересы общества, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Кроме того, полагает, что утверждение оспариваемого коэффициента не относится к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района.
В дальнейшем административный истец уточнил свои требования, просив суд признать в оспариваемой части решение Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23 марта 2017 г. N 40 недействующим с момента его принятия, указывая на то, что с 1 января 2018 г. оспариваемый нормативный правовой акт фактически утратил свою силу, однако он применялся в отношении административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "СУЭК-Хакасия" Барсуков А.С., действующий на основании доверенности от 20 ноября 2017 г., требования административного искового заявления с учетом уточнений поддержал, приводя указанные в нем, а также в письменных пояснениях доводы.
Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия (далее - Совет депутатов МО Усть-Абаканский район) Доценко К.Ю., действующая на основании доверенности от 10 января 2018 г., требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление, в котором указала, что спорный нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов МО Усть-Абаканский район. Оспариваемый коэффициент Кв утвержден с учетом экономического обоснования, что соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылку административного истца на нарушение положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 полагает необоснованной. Просила в удовлетворении требований административного иска отказать.
Прокурор Пименова Е.А. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон, свидетеля, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.
В силу пункта 5 части 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Уставом муниципального образования Усть-Абаканский район, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г. N 52, с изменениями и дополнениями, установление ставок арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района отнесено к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района (пункт 8 статьи 32 Устава).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 4 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ).
Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 г. N 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении от 16 июля 2009 г. N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия (далее - Порядок определения размера арендной платы), утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. N 05 (в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 9 марта 2010 г. N 108, от 10 сентября 2010 г. N 472, от 8 ноября 2012 г. N 744, действовавшей до 27 декабря 2017 г.) установлено, что размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:
Ап = КС x Кв x Ки, где:
Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,
КС = S x УПКС, где:
S - площадь земельного участка, кв. м,
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);
Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;
Ки - коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.
В первый год применения результатов государственной кадастровой оценки земель (далее - ГКОЗ) для соответствующей категории земель Ки принимается равным 1.
Во второй и последующий годы применения результатов ГКОЗ Ки рассчитывается как произведение индексов потребительских цен в Российской Федерации (декабрь к декабрю) за годы, предшествующие расчетному (начиная с первого года применения результатов ГКОЗ).
Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 23 марта 2017 г. N 40 утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район.
В таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности" приложения к вышеуказанному решению указано, что для земельных участков четвертой группы видов разрешенного использования, в том числе для земельных участков для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель; земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики; земельных участков для размещения железнодорожных путей; земельных участков для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; земельных участков для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, коэффициент вида разрешенного использования земельного участка составляет 2,62 (далее - коэффициент Кв).
В оспариваемой редакции решение официально опубликовано в издании "Усть-Абаканские известия" от 30 марта 2017 г. N 14 и является нормативным правовым актом.
Решение принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, Порядком определения размера арендной платы и Уставом муниципального образования.
Между ООО "СУЭК-Хакасия" и муниципальным образованием Усть-Абаканский район без проведения торгов заключен ряд договоров аренды земельных участков, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в том числе:
- договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N для размещения и эксплуатации железнодорожного тупика и железнодорожных весов (кадастровый N);
- договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N для обеспечения добычи угля (отстой карьерных вод) (кадастровый N);
- договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N для размещения РП-2 (кадастровый N);
- договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N для размещения и эксплуатации углепогрузочного комплекса (кадастровый N);
- договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N для добычи угля (кадастровый N);
- договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N для эксплуатации распределительной подстанции РП-3 (кадастровый N);
- договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N для строительства объекта "Водовод технологического водоснабжения" (кадастровый N).
В соответствии с данными договорами для расчета арендной платы используется коэффициент Кв в размере 2,62, что подтверждается уведомлением Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 13 апреля 2017 N 200 о расчете арендной платы на 2017 г.
При этом в 2017 г. размер арендной платы в сравнении с 2015 и 2016 гг существенно увеличился в связи с изменением кадастровой стоимости арендуемых земельных участков и значительно превышает размер земельного налога по сопоставимым земельным участкам.
Доводы представителя ответчика и пояснения свидетеля ФИО8 о том, что для расчетов по земельным участкам, предоставляемым в аренду в пределах горного отвода, используется иной коэффициент Кв, не могут служить основанием для прекращения производства по делу в связи с его изменением решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 21 декабря 2017 г. N 38 по основаниям, предусмотренным статьей 214 и частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства.
В оспариваемой части нормативный правовой акт применялся и затрагивает права и законные интересы общества, поскольку от размера коэффициента зависит размер арендной платы за используемые в соответствии с вышеуказанными договорами аренды земельные участки, которые согласно виду разрешенного использования, а также пояснениям представителя административного истца, предназначены для обеспечения основной деятельности ООО "СУЭК-Хакасия" - добыче и реализации угля.
В качестве экономического обоснования для утверждения спорного коэффициента Кв административный ответчик ссылается на заключение ООО "Ника" от 17 февраля 2017 г. N и отчет ООО "Ника" от 10 ноября 2017 г. N по экономическому обоснованию коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков из земель промышленности 4 группы, расположенных в Усть-Абаканском районе, заключение ООО "Центр оценки и аудита" от 30 сентября 2010 г. N по экономическому обоснованию установления ставок арендной платы за использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земель промышленности, заключение специалиста ФИО9 б/д N.
Заключение ООО "Центр оценки и аудита" от 30 сентября 2010 г. N не может быть принято во внимание, так как составлено за 7 лет до принятия оспариваемого решения исходя из существовавшей в то время экономической ситуации. В частности, при расчете коэффициента Кв 2,62 для земельных участков для разработки полезных ископаемых специалисты исходили из размера действовавшей на тот момент кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения (страницы 43-46 заключения), однако с 1 января 2017 г. кадастровая стоимость арендуемых обществом земельных участков значительно увеличилась, что подтверждается уведомлениями Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 21 апреля 2015 г. N 111, от 2 мая 2016 г. N 251 и от 13 апреля 2017 г. N 200 с расчетами арендной платы на 2015, 2016 и 2017 гг.
В заключении и отчете ООО "Ника" отсутствует многофакторный анализ доходности земельных участков на территории Усть-Абакаснкого района с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Экономическое обоснование не содержит анализа рынка услуг производства промышленной продукции на территории района, оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, которые используются для земель промышленности с учетом вида деятельности арендаторов.
При обосновании коэффициента Кв в размере 2,62 для земельных участков из земель промышленности 4 группы (страницы 38-41 заключения от 17 февраля 2017 г. N) использованы сведения о величинах коэффициентов Кв Минусинского, Тасеевского, Новоселовского, Балахтинского и Мотыгинского районов Красноярского края, однако отсутствует их анализ, как и анализ стоимости использования земельных участков из земель промышленности 4 группы на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия. В отчете отсутствует обоснование использования для расчетов коэффициентов Кв на территориях, значительно удаленных (за исключением Минусинского района Красноярского края) от Усть-Абаканского района Республики Хакасия и имеющих свои природные, климатические и экономические особенности, отсутствует обоснование примененных корректировок, расчет коэффициента содержит арифметические ошибки (т. 2, л.д. 54-56).
Кроме того, спустя незначительный период времени, в отчете от 10 ноября 2017 г. N, обосновывая снижение коэффициента Кв для земельных участков из земель промышленности 4 группы до 1,7, специалисты ООО "Ника" ссылаются на величины коэффициентов Кв, установленные уже на иных территориях - Кыштымского городского округа Челябинской области, Тасеевского, Новоселовского и Казачинского района Красноярского края (страницы 38-41 указанного отчета). Надлежащее обоснование примененного метода расчета коэффициента Кв, выбора аналогов и примененных корректировок в отчете также отсутствует (т. 2, л.д. 163-166).
Заключение специалиста ФИО9 б/д N также не может быть признано в качестве достоверного доказательства, обосновывающего правильность оспариваемого значения коэффициента Кв 2,62.
В данном заключении содержится вывод о диапазоне коэффициента Кв на 17 февраля 2017 г. от 1,87 до 2,86. При этом в расчетах без корректировок использованы сведения о продаже земельных участков в Кемеровской области в 2014 - 2015 гг, то есть за 3-4 года до даты, на которую проводилось обоснование коэффициента Кв для земельных участков из земель промышленности 4 группы Усть-Абаканского района. В заключении использованы в качестве аналогов как земельные участки из земель промышленности, однако относящиеся ко второй группе, так и земельные участки из земель для сельскохозяйственного назначения, доказательства изменения категории которых не представлены (страницы 6-16 заключения).
Кроме того, специалист исходил из предположения, что земельные участки Кемеровской области и Усть-Абакаснкого района Республики Хакасия имеют одинаковый инвестиционный потенциал, обосновывая его выдержками из годового отчета СУЭК о транспортной доступности подразделений в Кемеровской области и Республике Хакасия (страницы 11-12 заключения).
Между тем, такое сравнение нельзя признать обоснованным, поскольку данный отчет составлен за 2015 г, а представленные в нем данные противоречат выводам специалиста. Так, затраты в развитие угольных предприятий Кемеровской области в отчете указаны в размере 59 млн. дол. США, Республики Хакасия - 5 млн. дол. США. Расстояние до потребителей в Российской Федерации для предприятий Кемеровской области и Республики Хакасия по данному отчету существенно различается - 515 км и 1296 км, соответственно.
Таким образом, данное заключение также не может быть признано надлежащим обоснованием оспариваемого коэффициента Кв в размере 2,62.
Иные доказательства надлежащего экономического обоснования оспариваемого коэффициента Кв в размере 2,62 суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения оспариваемого коэффициента вида разрешенного использования в размере 2,62 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пунктам 1, 3, 4 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, и подлежит признанию недействующим.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что ООО "СУЭК-Хакасия" являлось плательщиком арендной платы, рассчитанной в соответствии с коэффициентом Кв 2,62. Поскольку в оспариваемой части нормативный акт фактически утратил свою силу в связи с изменением размера коэффициента Кв до 1,7 решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 21 декабря 2017 г. N 38, а также в связи с изменением постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 декабря 2017 г. N 678 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки в части установления размера годовой арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом этого в оспариваемой части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с момента его принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Усть-Абаканские известия".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления удовлетворить.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим с момента принятия решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 2,62 для земельных участков для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель; земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики; земельных участков для размещения железнодорожных путей; земельных участков для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; земельных участков для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности", четвертая группа.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Усть-Абаканские известия".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.
Председательствующий |
Вениченко О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 февраля 2018 г. N 3а-38/2018
Текст решения официально опубликован не был