Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации г. Абазы
от 17 мая 2018 г. N 306
Приложение N 1
к программе
Подпрограмма
"Поддержка малого и среднего предпринимательства и развитие торговли на территории г. Абазы на 2017 - 2019 годы" муниципальной программы "Экономическое развитие территории МО г. Абаза на 2017 - 2019 годы"
1. Общая характеристика. Сферы реализации, анализ основных проблем
Город Абаза является типичным моногородом, экономическая деятельность которого целиком зависит от градообразующего предприятия ООО "Абаканский рудник", основным видом деятельности которого является добыча и обогащение руды.
Кризис и последующее банкротство рудника привело к резкому ухудшению социально-экономического развития города - уменьшился объем валового продукта города, снизилась активность потребительского рынка, уменьшилась численность населения города, в том числе занятых в экономике города, уменьшились налоговые поступления в бюджет города.
Для преодоления данной ситуации необходимо провести реструктуризацию предприятий, создать альтернативные рабочие места, выполнить диверсификацию экономики, развивать программу по развитию малого и среднего бизнеса, содействовать самозанятости населения.
Диверсификация отраслевой структуры хозяйства города будет способствовать формированию конкурентного рынка труда с множеством работодателей. Это обеспечит более широкие возможности для реализации права граждан на труд.
Администрация г. Абазы уделяет большое внимание и ведет целенаправленную работу по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в городе.
Малый и средний бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников в городе, которые в значительной мере определяют социально -экономический уровень развития города. Результаты исследований подтверждают такие экономические преимущества малых и средних предприятий как:
- лучшая приспосабливаемость к рыночным условиям;
- меньшая просроченная задолженность по заработной плате, перед бюджетами и партнерами;
- низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов.
В 2016 г. в г. Абазе осуществляли деятельность 521 субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе: юридических лиц - 152, унитарных предприятий - 2, хозяйственных товариществ и обществ - 103, некоммерческих организаций -56, индивидуальных предпринимателей - 346.
Среди предприятий МСП осуществляют деятельность муниципальные предприятия, организации, занимающиеся грузо- и пассажироперевозками, лесодобывающие и деревообрабатывающие производства, охотничьи хозяйства, туристические фирмы, управляющие компании жилищно-коммунального хозяйства, предприятия торговли и оказания бытовых услуг населению и др.
В структуре малого и среднего бизнеса значительную часть составляют индивидуальные предприниматели - 66,4%. Их деятельность, в основном, сосредоточена в сфере торговли и бытовых услуг.
За последние годы наблюдается тенденция снижения количества СМСП. С начала 2012 года часть средних предприятий перешла в категорию малых, а часть малых предприятий перешла в категорию микропредприятий. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в конце 2012 года в большей степени связано с внесением изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличивающих размер страховых взносов более чем в два раза.
Анализ отраслевой структуры потребительского рынка показывает, что наиболее доступной для предпринимательства является розничная торговля. Рост оборота розничной торговли за последние 5 лет произошел в 2,2 раза. Объем платных услуг возрос только на 47%, что объясняется отсутствием интереса малого бизнеса к данным видам деятельности.
Более 80% индивидуальных предпринимателей осуществляют хозяйственную деятельность в сфере торговли, 14,5% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере обрабатывающего производства, 2,5% - транспорта и связи. К сожалению, доля предпринимателей, занимающихся производством товаров и их реализацией, невелика, всего 2,0%. В основном, это небольшие швейные цеха, цеха по производству столярных изделий, продуктов питания.
На сегодня численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе города составляет 2539 человек или 61,9% от общей численности, занятых в экономике города.
За 2012 год объем поступлений налогов на совокупный доход в бюджет муниципального образования г. Абаза составил 6,2 млн. руб, или 4,9% от собственных доходов бюджета. В 2015 году объем поступлений налогов на совокупный доход в местный бюджет составил 5,9 млн. рублей - 5,1% от собственных доходов бюджета.
На территории г. Абазы продолжается процесс формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также молодежного предпринимательства.
С целью стимулирования экономической активности малого и среднего бизнеса, в городе реализуется подпрограмма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная подпрограмма, в первую очередь, направлена на создание дополнительных рабочих мест, вовлечение молодежи в предпринимательскую среду, проведение обучающих экспресс-курсов, семинаров, круглых столов, создание информационного поля в предпринимательской среде.
Подпрограмма отражает проблемы, решение которых позволит превратить сферу малого и среднего предпринимательства в городе в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
- незначительное число субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения, по сравнению с городами Республики Хакасия;
- недостаточный уровень экономических знаний у предпринимателей.
Подпрограмма предусматривает мероприятия по оказанию финансовой поддержки субъектам МСП по приоритетным направлениям социально-экономического развития муниципального образования город Абаза, проведение конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание информационного-консультационных услуг.
Как уже отмечалось, наиболее привлекательной для предпринимательства в городе Абазе является сфера торговли.
Оборот розничной торговли за 2015 год составил 197 млн. рублей, что ниже уровня прошлого года на 17%. Данный факт объясняется ухудшением социально-экономической обстановки в городе, связанной с кризисом и банкротством градообразующего предприятия. Кризис градообразующего предприятия привел к тому, что с 2014 года количество торговых точек в Абазе уменьшилось на 74 единицы и на 01.01.2016 составило 190 единиц, в том числе: магазинов продовольственных товаров - 42, магазинов непродовольственных товаров - 105, магазинов со смешанным ассортиментом - 42, минимаркет - 1, супермаркет - 2. Кроме того в городе находятся 26 нестационарных торговых объектов и постоянно действующая ярмарка выходного дня на 90 торговых мест, 20 из которых на льготных условиях предоставляется пенсионерам и инвалидам, занимающимся реализацией продукции личных подсобных хозяйств.
Площадь торговых залов объектов розничной торговли в городе Абазе составляет 12,9 тыс. кв. м.
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов составляет 823 кв. м./1000 чел., при нормативе минимальной обеспеченности 280 кв. м./1000 чел.
В целях стимулирования деловой активности субъектов предпринимательства на всех городских мероприятиях постоянно осуществляется выездная торговля. В осенне-зимний период, с октября по март, ежемесячно проводятся сельскохозяйственные ярмарки с участием местных и приглашенных производителей сельскохозяйственной и прочей продукции.
Кроме того субъекты малого и среднего предпринимательства города постоянно принимают участие в ярмарках и выставках республиканского значения: "Уртун Тойы", "Тун Пайрам", "Чал Пазы" и др., представляют возможности города на межрегиональных выставках в г. Красноярске.
Выставки ежегодно проводятся для содействия подъему престижа товаров и услуг, производимых в г. Абазе, популяризации и пропаганды предпринимательской деятельности, создания коммуникативной площадки о возможностях и ресурсах города.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями входит в число индикаторов, отражающих качество жизни населения города
Администрация города постоянно проводит мониторинг цен на товары первой необходимости и мониторинг цен ГСМ.
Анализ роста цен показывает, что средние цены на основные продукты питания выросли незначительно. Следует отметить, что рост розничных цен на продовольственные товары в городе, обусловлен, прежде всего, увеличением отпускных цен оптовыми поставщиками товаров, повышения тарифов за электроэнергию, повышением издержек у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе увеличением транспортных расходов, связанных с доставкой товаров небольшими партиями. По данным Росстата тенденция роста цен на продукты питания наблюдается по всей России.
Совместно с контролирующими органами (МВД и Роспотребнадзор) - Администрация города осуществляет совместные рейды по торговым объектам в части соблюдения правил торговли.
Анализ состояния и тенденций развития торговли в городе выявил проблему, на решение которой направлены мероприятия Подпрограммы - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей города на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности. Решение данной проблемы возможно совместными усилиями органов власти всех уровней и бизнеса.
2. Основные цели и задачи
Основной целью Подпрограммы является:
- содействие развитию экономического потенциала города через создание благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие сферы торговли с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах торговли;
- повышение комфортности, культуры торгового обслуживания населения города;
Для достижения целей Подпрограммы необходимо решить задачи:
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства ;
- формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения муниципального образования осуществляющих торговую деятельность на территории г. Абазы;
- повышение экономической доступности товаров для населения;
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
3.1. Срок реализации подпрограммы 2017 -2019 годы.
3.2. Условиями досрочного прекращения реализации Подпрограммы являются:
1) непредставление отчетов о ходе исполнения Подпрограммы и эффективности использования финансовых средств;
2) низкая эффективность выполнения мероприятий Подпрограммы;
3) изменение законодательства.
4. Система программных мероприятий
Мероприятия |
Объем финансирования по годам, тыс. рублей |
Ответственный исполнитель |
|||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Итого |
||
Задача 1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
||||
Мероприятие 1. Предоставление грантов (субсидий) начинающим СМП на создание и развитие собственного бизнеса |
23,6
|
-
|
-
|
23,6
|
Отдел экономической, промышленной и тарифной политики Администрации города Абазы |
- бюджет РХ (погашение задолженности 2016 года) |
23,6 |
23,6 |
|||
в т.ч. бюджет РХ |
23,6 |
|
|
23,6 |
|
Мероприятие 2. Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, в размере 100% |
3583,9 |
62,0 |
50,0 |
3695,9 |
|
- местный бюджет |
36,0 |
62,0 |
50,0 |
148,0 |
|
- республиканский и федеральный бюджет |
3547,9 |
|
|
3547,9 |
|
Мероприятие 3. Организация конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства, |
6,0 |
6,0 |
14,0 |
26,0 |
|
- местный бюджет |
6,0 |
6,0 |
14,0 |
26,0 |
|
Итого по подпрограмме в том числе: |
3613,5 |
68,0 |
64,0 |
3745,5 |
|
- местный бюджет |
42,0 |
68,0 |
64,0 |
174,0 |
|
- бюджет РХ (погашение задолженности 2016 года) |
23,6 |
|
|
23,6 |
|
- республиканский и федеральный бюджет |
3547,9 |
3547,9 |
5. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
На реализацию Подпрограммы предусматриваются средства городского бюджета. Общая сумма финансовых средств на выполнение программных мероприятий на 2017 - 2019 годы из бюджета МО г. Абаза составит 3745,5 тысяч рублей в том числе:
- местный бюджет - 174,0 тыс. руб;
- бюджет РХ (погашение задолженности 2016 года) - 23,6 тыс. руб.;
- республиканский и федеральный бюджет - 3547,9 тыс. руб.;
По годам:
- 2017 год - 3613,5 тысяч руб., в том числе МБ - 42 тыс. руб., бюджет РХ и федеральный бюджет - 3571,5 тыс. руб.
- 2018 год - 68,0 тысяч руб., в том числе МБ - 68,0 тыс. руб.;
- 2019 год - 64,0 тысяч руб., в том числе МБ - 64 тыс. руб.
В 2016 г. на реализацию программных мероприятий было израсходовано 2813,8 тыс. рублей, в том числе на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) - 2793,8 тыс. рублей
В целях дальнейшего содействия развитию малого и среднего предпринимательства и развития торговли на территории г. Абазы на 2017 - 2019 годы", для оказания финансовой поддержки СМСП, в бюджете на 2017 год запланировано увеличение финансовой поддержки. Предполагается софинансирование мероприятий по оказанию финансовой поддержки СМСП из Республиканского и Федерального бюджетов. В последующие годы планируется продолжить оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в г. Абазе.
Объемы финансирования подлежат уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
К основным рискам реализации муниципальной подпрограммы относятся финансово-экономические риски, в том числе непредвиденные, нормативно-правовые риски, организационные и управленческие риски.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием мероприятий муниципальной программы со стороны бюджета муниципального образования. Причинами непредвиденных рисков могут стать кризисные явления в экономике, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, которые могут привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, снижению доходов, поступающих в бюджет муниципального образования и к необходимости концентрации средств бюджета на преодоление последствий данных процессов.
Нормативно-правовые риски могут быть определены непринятием или несвоевременным принятием необходимых нормативных правовых актов, внесением изменений в федеральное законодательство, влияющих на мероприятия муниципальной программы.
Организационные и управленческие риски могут возникнуть по причине недостаточной проработки вопросов, решаемых в рамках муниципальной программы, неадекватности системы мониторинга реализации муниципальной программы, отставания от сроков реализации мероприятий.
Для предотвращения и минимизации рисков предполагается организовать мониторинг хода реализации мероприятий муниципальной программы, что позволит своевременно принимать управленческие решения в отношении повышения эффективности использования средств и ресурсов муниципальной программы, своевременной и качественной подготовки нормативных правовых документов.
7. Индикаторы и ожидаемые результаты реализации Подпрограммы
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы оценивается показателями результативности.
Показатель результативности |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Задача 1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | |||
Показатель 1. Доля населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве от общей численности работающих в экономике, шт |
14 |
14 |
14 |
Показатель 2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку, шт |
4 |
3 |
3 |
Показатель 3. Количество вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, шт |
4 |
4 |
4 |
Показатель 4. Удельный вес закупок, осуществляемых СМСП в общем объеме муниципальных торгов, % |
9 |
9,5 |
10 |
Показатель 5. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов % к предыдущему году |
100 |
101 |
102 |
Показатель 6. Проведение сельскохозяйственных ярмарок на территории города Абазы, шт |
5 |
5 |
5 |
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации города Абазы Республики Хакасия от 17 мая 2018 г. N 306 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.