Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Общая характеристика. Сферы реализации, анализ основных проблем
Город Абаза является типичным моногородом, экономическая деятельность которого целиком зависит от градообразующего предприятия ООО "Абаканский рудник", основным видом деятельности которого является добыча и обогащение руды.
Кризис и последующее банкротство рудника привело к резкому ухудшению социально-экономического развития города - уменьшился объем валового продукта города, снизилась активность потребительского рынка, уменьшилась численность населения города, в том числе занятых в экономике города, уменьшились налоговые поступления в бюджет города.
Для преодоления данной ситуации необходимо провести реструктуризацию предприятий, создать альтернативные рабочие места, выполнить диверсификацию экономики, развивать программу по развитию малого и среднего бизнеса, содействовать самозанятости населения.
Диверсификация отраслевой структуры хозяйства города будет способствовать формированию конкурентного рынка труда с множеством работодателей. Это обеспечит более широкие возможности для реализации права граждан на труд.
Администрация г. Абазы уделяет большое внимание и ведет целенаправленную работу по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в городе.
Малый и средний бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников в городе, которые в значительной мере определяют социально -экономический уровень развития города. Результаты исследований подтверждают такие экономические преимущества малых и средних предприятий как:
- лучшая приспосабливаемость к рыночным условиям;
- меньшая просроченная задолженность по заработной плате, перед бюджетами и партнерами;
- низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов.
В 2016 г. в г. Абазе осуществляли деятельность 521 субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе: юридических лиц - 152, унитарных предприятий - 2, хозяйственных товариществ и обществ - 103, некоммерческих организаций - 56, индивидуальных предпринимателей - 346.
Среди предприятий МСП осуществляют деятельность муниципальные предприятия, организации, занимающиеся грузо- и пассажироперевозками, лесодобывающие и деревообрабатывающие производства, охотничьи хозяйства, туристические фирмы, управляющие компании жилищно-коммунального хозяйства, предприятия торговли и оказания бытовых услуг населению и др.
В структуре малого и среднего бизнеса значительную часть составляют индивидуальные предприниматели - 66,4%. Их деятельность, в основном, сосредоточена в сфере торговли и бытовых услуг.
За последние годы наблюдается тенденция снижения количества СМСП. С начала 2012 года часть средних предприятий перешла в категорию малых, а часть малых предприятий перешла в категорию микропредприятий. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в конце 2012 года в большей степени связано с внесением изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличивающих размер страховых взносов более чем в два раза.
Анализ отраслевой структуры потребительского рынка показывает, что наиболее доступной для предпринимательства является розничная торговля. Рост оборота розничной торговли за последние 5 лет произошел в 2,2 раза. Объем платных услуг возрос только на 47%, что объясняется отсутствием интереса малого бизнеса к данным видам деятельности.
Более 80% индивидуальных предпринимателей осуществляют хозяйственную деятельность в сфере торговли, 14,5% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере обрабатывающего производства, 2,5% - транспорта и связи. К сожалению, доля предпринимателей, занимающихся производством товаров и их реализацией, невелика, всего 2,0%. В основном, это небольшие швейные цеха, цеха по производству столярных изделий, продуктов питания.
На сегодня численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе города составляет 2539 человек или 61,9% от общей численности, занятых в экономике города.
За 2012 год объем поступлений налогов на совокупный доход в бюджет муниципального образования г. Абаза составил 6,2 млн. руб, или 4,9% от собственных доходов бюджета. В 2015 году объем поступлений налогов на совокупный доход в местный бюджет составил 5,9 млн. рублей -5,1% от собственных доходов бюджета.
На территории г. Абазы продолжается процесс формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также молодежного предпринимательства.
С целью стимулирования экономической активности малого и среднего бизнеса, в городе реализуется подпрограмма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная подпрограмма, в первую очередь, направлена на создание дополнительных рабочих мест, вовлечение молодежи в предпринимательскую среду, проведение обучающих экспресс-курсов, семинаров, круглых столов, создание информационного поля в предпринимательской среде.
Подпрограмма отражает проблемы, решение которых позволит превратить сферу малого и среднего предпринимательства в городе в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
- незначительное число субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения, по сравнению с городами Республики Хакасия;
- недостаточный уровень экономических знаний у предпринимателей.
Подпрограмма предусматривает мероприятия по оказанию финансовой поддержки субъектам МСП по приоритетным направлениям социально-экономического развития муниципального образования город Абаза, проведение конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание информационного-консультационных услуг.
Как уже отмечалось, наиболее привлекательной для предпринимательства в городе Абазе является сфера торговли.
Оборот розничной торговли за 2015 год составил 197 млн. рублей, что ниже уровня прошлого года на 17%. Данный факт объясняется ухудшением социально-экономической обстановки в городе, связанной с кризисом и банкротством градообразующего предприятия. Кризис градообразующего предприятия привел к тому, что с 2014 года количество торговых точек в Абазе уменьшилось на 74 единицы и на 01.01.2016 составило 190 единиц, в том числе: магазинов продовольственных товаров - 42, магазинов непродовольственных товаров - 105, магазинов со смешанным ассортиментом - 42, минимаркет - 1, супермаркет - 2. Кроме того в городе находятся 26 нестационарных торговых объектов и постоянно действующая ярмарка выходного дня на 90 торговых мест, 20 из которых на льготных условиях предоставляется пенсионерам и инвалидам, занимающимся реализацией продукции личных подсобных хозяйств.
Площадь торговых залов объектов розничной торговли в городе Абазе составляет 12,9 тыс. кв. м.
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов составляет 823 кв. м./1000 чел., при нормативе минимальной обеспеченности 280 кв. м./1000 чел.
В целях стимулирования деловой активности субъектов предпринимательства на всех городских мероприятиях постоянно осуществляется выездная торговля. В осенне-зимний период, с октября по март, ежемесячно проводятся сельскохозяйственные ярмарки с участием местных и приглашенных производителей сельскохозяйственной и прочей продукции.
Кроме того субъекты малого и среднего предпринимательства города постоянно принимают участие в ярмарках и выставках республиканского значения: "Уртун Тойы", "Тун Пайрам", "Чал Пазы" и др., представляют возможности города на межрегиональных выставках в г. Красноярске.
Выставки ежегодно проводятся для содействия подъему престижа товаров и услуг, производимых в г. Абазе, популяризации и пропаганды предпринимательской деятельности, создания коммуникативной площадки о возможностях и ресурсах города.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями входит в число индикаторов, отражающих качество жизни населения города
Администрация города постоянно проводит мониторинг цен на товары первой необходимости и мониторинг цен ГСМ.
Анализ роста цен показывает, что средние цены на основные продукты питания выросли незначительно. Следует отметить, что рост розничных цен на продовольственные товары в городе, обусловлен, прежде всего, увеличением отпускных цен оптовыми поставщиками товаров, повышения тарифов за электроэнергию, повышением издержек у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе увеличением транспортных расходов, связанных с доставкой товаров небольшими партиями. По данным Росстата тенденция роста цен на продукты питания наблюдается по всей России.
Совместно с контролирующими органами (МВД и Роспотребнадзор) - Администрация города осуществляет совместные рейды по торговым объектам в части соблюдения правил торговли.
Анализ состояния и тенденций развития торговли в городе выявил проблему, на решение которой направлены мероприятия Подпрограммы - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей города на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности. Решение данной проблемы возможно совместными усилиями органов власти всех уровней и бизнеса.
<< Приложение N 2 |
Раздел 2 >> Раздел 2 |
|
Содержание Постановление Администрации города Абазы Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. N 729 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.