Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 июля 2018 г. N 3а-133/2018
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Тулиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный комбинат "Автоцентр" об оспаривании в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район", установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный комбинат "Автоцентр" (далее - ООО "НПК "Автоцентр", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,145 для земельных участков под объектами дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода автомобильных дорог, установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности", третья группа.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что им заключен с администрацией Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района договор аренды земельного участка, где для расчета арендной платы в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. N 05, применяется утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент вида разрешенного использования 0,145. По мнению административного истца, применение данного коэффициента противоречит действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, утвердившему основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям не должен различаться.
Оспариваемым решением для объектов общественного питания утвержден коэффициент в размере 0,0985, хотя такие объекты могут быть размещены вблизи дорог.
При экономическом обосновании коэффициента анализировалась доходность автомобильных заправочных станций, объектов торговли, общественного питания и гостиничного сервиса, однако анализ объектов, предназначенных для ремонта автомобилей не проводился.
Устанавливаемый с применением оспариваемого коэффициента размер арендной платы носит экономически необоснованный и дискриминационный характер, ограничивает экономические интересы общества, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Кроме того, полагает, что утверждение оспариваемого коэффициента не относится к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района.
В дальнейшем административный истец уточнил свои требования, просив суд признать в оспариваемой части решение Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23 марта 2017 г. N 40 недействующим с момента его принятия, указывая на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт утратил свою силу, однако он применялся в отношении административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "НПК "Автоцентр" Гусев И.А., действующий на основании доверенности от 10 июня 2018 г., требования административного искового заявления с учетом уточнений поддержал, приводя указанные в нем доводы.
Представители административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия (далее - Совет депутатов МО Усть-Абаканский район) Доценко К.Ю., действующая на основании доверенности от 26 декабря 2017 г., и Карпенко М.С., действующая на основании доверенности от 8 июня 2018 г., требования административного искового заявления не признали, поддержали доводы письменных возражений на административное исковое заявление, указав, что спорный нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов МО Усть-Абаканский район. Оспариваемый коэффициент Кв утвержден с учетом экономического обоснования, что соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылку административного истца на нарушение положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 полагают необоснованной. Просили в удовлетворении требований административного иска отказать.
Прокурор Тулина О.Е. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.
В силу пункта 5 части 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Уставом муниципального образования Усть-Абаканский район, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г. N 52, с изменениями и дополнениями, установление ставок арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района отнесено к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района (пункт 8 статьи 32 Устава).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 г. N 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении от 16 июля 2009 г. N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия (далее - Порядок определения размера арендной платы), утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. N 05 (в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 9 марта 2010 г. N 108, от 10 сентября 2010 г. N 472, от 8 ноября 2012 г. N 744, действовавшей до 27 декабря 2017 г.) установлено, что размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:
, где:
- размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,
, где:
- площадь земельного участка, кв. м,
- удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);
- коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;
- коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.
Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 23 марта 2017 г. N 40 утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район.
В таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности" приложения к вышеуказанному решению указано, что для земельных участков третьей группы видов разрешенного использования - "земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог", коэффициент вида разрешенного использования земельного участка составляет 0,145 (далее - коэффициент Кв).
В оспариваемой редакции вышеуказанное решение с изменениями, внесенными решениями Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 11 мая 2017 г. N 57, от 15 августа 2017 г. N 83, от 21 декабря 2017 г. N 38, официально опубликовано в издании "Усть-Абаканские известия" от 30 марта 2017 г. N 14, от 18 мая 2017 г. N 21/1, от 17 августа 2017 г., от 26 декабря 2017 г. N 53/1 и является нормативным правовым актом.
Решение принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы и Уставом муниципального образования.
Между ООО "НПК "Автоцентр" и администрацией Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия без торгов заключен договор аренды земельного участка от 28 декабря 2016 г. для строительства объектов придорожного сервиса (строительство многофункционального комплекса по обслуживанию и продаже транспортных средств, организации стоянок отдыха и подготовки специалистов по профессиональным специальностям).
В соответствии с данным договором для расчета арендной платы за арендуемый земельный участок с кадастровым N используется коэффициент Кв в размере 0,145, что подтверждается уведомлением Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 20 февраля 2018 г. о расчете арендной платы на 2017 год в сумме 1308478,93 рублей.
При этом в 2017 году, после утверждения оспариваемым нормативным правовым актом вышеуказанного коэффициента Кв 0,145, размер начисляемой арендной платы в сравнении с 2016 годом существенно увеличился, так как ранее для расчетов применялся коэффициент Кв 0,015, и значительно, почти в десять раз, превышает размер земельного налога по сопоставимым земельным участкам.
Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 мая 2018 г. N 26 раздел "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности" в приложении к решению Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 исключен, однако это не может служить основанием для прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьей 214 и частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства.
В оспариваемой части нормативный правовой акт применялся и затрагивает права и законные интересы общества, поскольку от размера коэффициента зависит размер арендной платы за используемый в соответствии с вышеуказанным договором аренды земельный участок.
В качестве экономического обоснования для утверждения спорного коэффициента Кв административный ответчик ссылается на заключение ООО "Центр оценки и аудита" от 20 февраля 2017 г. N З-1/17.
В заключении ООО "Центр оценки и аудита" отсутствует многофакторный анализ доходности земельных участков на территории Усть-Абаканского района с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Экономическое обоснование не содержит анализа рынка услуг производства промышленной продукции на территории района, оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, которые используются для земель промышленности с учетом вида деятельности арендаторов.
На страницах 37 - 38, 47 вышеуказанного заключения эксперты ООО "Центр оценки и аудита", определяя величину коэффициента Кв для земельных участков, относящихся к категории земель промышленности иного специального назначения, третья группа - земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные в полосах отвода автомобильных дорог, указывают на высокую доходность экономической деятельности на земельных участках с указанным видом разрешенного использования земельных участков. При этом сведения об экономической доходности земельных участков, относящихся к категории земель промышленности и иного специального назначения и используемых под объекты дорожного сервиса, в том числе в Республике Хакасия, в частности на территории Усть-Абаканского района, а также ссылки на источники информации, подтверждающие выводы экспертов ООО "Центр оценки и аудита", в заключении отсутствуют.
Ссылка на коэффициент капитализации для земельных участков под объектами придорожного сервиса из Справочника оценщика недвижимости-2016 под редакцией Лейфер Л.А., средний размер которого 14,5% из вышеуказанного справочника и послужил основанием для определения спорного коэффициента Кв 0,145, не заменяет необходимости оценки экономической доходности арендуемых земельных участков в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, близлежащих районах, сходных по природным и экономическим факторам.
Кроме того, как следует из представленной представителями Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия копий материалов Справочника оценщика недвижимости-2016 под редакцией Лейфер Л.А., указанные в нем корректирующие коэффициенты и рыночные характеристики получены путем опроса оценщиков из 28 крупных городов Российской Федерации, что не учитывает природно-климатические и экономические особенности использования земельных участков оцениваемого рынка аренды земельных участков Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Из представленного заключения не следует, что размер коэффициента Кв для земельных участков под объектами дорожного сервиса, размещенными на полосах отвода автомобильных дорог, являющийся составной частью вышеуказанной формулы по установлению ставки арендной платы за земельный участок, должен привести к установлению экономически обоснованной, с учетом уровня коммерческой привлекательности, развития инфраструктуры, спроса на такие земельные участки в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, арендной платы при соблюдении справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, данное заключение не может быть признано надлежащим обоснованием законности утверждения оспариваемого коэффициента Кв в размере 0,145.
Ссылки представителей Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия на то, что в большинстве городов и районов Республики Хакасия коэффициент Кв, установленный органами местного самоуправления для земельных участков под объектами придорожного сервиса, составляет большую величину, не свидетельствуют о соблюдении принципа экономической обоснованности при утверждении решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 спорного коэффициента Кв в размере 0,145, поскольку не свидетельствуют об экономической доходности, уровне привлекательности арендуемых земельных участков с учетом развития инфраструктуры, создания на них неотделимых улучшений и иных значимых факторов с вышеуказанным видом разрешенного использования в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия.
Информация о начисленной арендной плате за земельные участки из земель промышленности, предназначенных для размещения объектов придорожного сервиса, по договорам аренды земельных участков на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия за 2017, 2018 гг, согласно которой размер начисленной по договорам аренды арендной платы в 2018 году, существенно не изменился в сравнении с размером арендной платы в 2017 году при ее исчислении с применением коэффициента Кв 0,145, не свидетельствует о соблюдении принципа экономической обоснованности, поскольку в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 декабря 2017 г. N 678 в Порядок определения размера арендной платы, арендная плата за земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности определяется по новым правилам на основе оценки рыночной стоимости арендной платы за земельный участок (пункт 2.2.1. Порядка определения размера арендной платы в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27 декабря 2017 г. N 678), а правильность такой оценки для каждого земельного участка не является предметом спора по настоящему делу.
Иные доказательства надлежащего экономического обоснования оспариваемого коэффициента Кв в размере 0,145 суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения оспариваемого коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,145 для земельных участков из земель промышленности и иного специального назначения, третья группа, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, и подлежит признанию недействующим.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что ООО "НПК "Автоцентр" является плательщиком арендной платы, рассчитанной в соответствии с коэффициентом Кв 0,145. Поскольку в оспариваемой части нормативный акт утратил свою силу в соответствии с решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 23 мая 2018 г. N 26, а также в связи с изменением постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 декабря 2017 г. N 678 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки в части установления размера годовой арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом этого в оспариваемой части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с момента его принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Усть-Абаканские известия".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления удовлетворить.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,145 для земельных участков под объектами дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода автомобильных дорог, установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности", третья группа.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Усть-Абаканские известия".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.
Председательствующий |
Вениченко О.В. |
В мотивированной форме решение составлено 6 июля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 июля 2018 г. N 3а-133/2018
Текст решения официально опубликован не был