Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 23 июля 2018 г. N 3а-140/2018
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кожевниковой Галины Михайловны об оспаривании в части Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 г. N 62, установил:
Индивидуальный предприниматель Кожевникова Г.М. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов "а" и "б" пункта 3, пунктов 9, 10, 11, 12, 13 Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 г. N 62 (далее - Порядок предоставления перевозчикам субсидий, Порядок).
Свои требования мотивировала тем, что согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. Транспортная организация не имеет права отказать пассажиру в предоставлении услуги по перевозке, а пассажир может воспользоваться услугой по льготному тарифу, если имеет на это право, однако по оспариваемому Порядку предоставления перевозчикам субсидий перевозчик не имеет возможности возместить понесенные в связи с оказанием данной услуги расходы. Полагает, что в оспариваемой части Порядок предоставления перевозчикам субсидий (пункты 5 и 10) не соответствует Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку предоставление перевозчикам субсидий осуществляется только в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на соответствующий финансовый год. Договор на перевозки пассажиров заключается с ГКУ РХ "УСПН", однако в пункте 11 Порядка предоставления перевозчикам субсидий указано, что возврат перевозчиком субсидий осуществляется в республиканский бюджет Республики Хакасия. В соответствии с пунктом 12 Порядка предоставления перевозчикам субсидий проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий будут осуществлять организации, с которыми у перевозчика не имеет договорных отношений. Оспариваемые положения Порядка предоставления перевозчикам субсидий нарушают права административного истца в области предпринимательской деятельности.
В дальнейшем административный истец уточнила свои требования, просила суд признать недействующими абзац второй подпункта "а", абзац второй подпункта "б" пункта 3, абзац первый пункта 5 в части заключения договора с ГКУ РХ "УСПН", абзац второй пункта 5, абзац второй и третий пункта 9, абзац первый пункта 10, абзац первый пункта 11, пункты 12 и 13 Порядка предоставления перевозчикам субсидий, указывая на их несоответствие пункту 5 статьи 790 ГК РФ, подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 22-ФЗ), Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
В судебном заседании представитель административного истца Семенов А.А., действующий на основании доверенности от 15 мая 2018 г., требования административного искового заявления с учетом уточнений поддержал, приводя указанные в нем доводы.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Хакасия Князева Н.В., действующая на основании доверенности от 6 декабря 2017 г., требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы письменных возражений, согласно которым оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Республики Хакасия в целях возмещения перевозчикам недополученных доходов, связанных с льготной перевозкой граждан. В соответствии с Порядком предоставления перевозчикам субсидий перевозчики вправе претендовать на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с льготной перевозкой граждан при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам. В данной части положения подпунктов "а" и "б" пункта 3 Порядка предоставления перевозчикам субсидий с требованием о наличии договора на осуществление перевозок по соответствующему маршруту соответствуют положениям пункта 17 части 1 статьи 3, части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ. Установление льгот на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и предоставление соответствующих компенсаций в силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220, статей 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации. Положения пунктов 5, 9, 10 Порядка предоставления перевозчикам субсидий о перечислении перевозчику средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств соответствует требованиям статей 158, 161 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и связаны с реализацией бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, а не с ущемлением права перевозчиков на полное возмещение расходов, связанных с льготной перевозкой граждан. Положения пунктов 11-13 Порядка предоставления перевозчикам субсидий, определяющие порядок возврата в бюджет денежных средств и осуществления проверки соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка ее предоставления, соответствуют требованиям пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Прокурор Васильева Е.В. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части.
Выслушав пояснения сторон, свидетеля, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу части второй статьи 26.3-1 вышеуказанного Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии с пунктом 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Согласно статье 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Пунктами 1 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии вышеуказанным лицам предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Конституции Республики Хакасия постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия является Правительство Республики Хакасия.
15 февраля 2011 г. Правительством Республики Хакасия принято Постановление N 62 "Об утверждении порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия".
Постановление принято в пределах полномочий Правительства Республики Хакасия, как высшего исполнительного коллегиального органа государственной власти Республики Хакасия, опубликовано 21 февраля 2011 г. в издании "Вестник Хакасии", N 15, и является нормативным правовым актом.
В настоящее время утвержденный вышеуказанным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 г. N 62 Порядок предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия, действует в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2012 г. N 87, от 30 июля 2013 г. N 428, от 21 октября 2013 г. N 558, от 11 августа 2014 г. N 404, от 24 сентября 2015 г. N 481, от 30 мая 2017 г. N 259. Вышеуказанные изменения опубликованы в издании "Вестник Хакасии" N 17 от 21 февраля 2012 г., N 65 от 8 ноября 2013 г., N 55 от 28 августа 2014 г., N 63 от 30 сентября 2015 г., N 36 от 31 мая 2017 г.
Порядок и форма принятия нормативного правового акта, внесения в него изменений, установленные статьей 20 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 г. N 48 "О Правительстве Республики Хакасия", статьями 7, 21, 24, 30 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. N 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия", статьями 10, 19-21, 23, 24 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия", соблюдены.
В силу пунктов 1 и 2 Порядка предоставления перевозчикам субсидий настоящий Порядок определяет цели и условия предоставления из республиканского бюджета Республики Хакасия перевозчикам (юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям) субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия (далее - субсидии), а также критерии отбора перевозчиков, имеющих право на получение субсидий, и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Субсидии предоставляются перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте городских (внутрирайонных) маршрутов, межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов, а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (далее - перевозчики).
Субсидии предоставляются в целях возмещения перевозчикам недополученных доходов в связи с льготной перевозкой граждан.
В соответствии с лицензией АСС-19-555 от 30 апреля 2002 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, индивидуальный предприниматель Кожевникова Г.М. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок восьми человек, а именно - регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородной сообщении (л.д. 23).
В частности, согласно муниципальному контракту от 25 марта 2018 г. N 26 (л.д. 42-53), заключенному с управлением коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Абакана, индивидуальный предприниматель Кожевникова Г.М. приняла на себя обязательство выполнить работы (оказать услуги), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 "Учебно-производственный комбинат - дачный массив "Сапогово" (пункт 1.1. Контракта).
Кроме того, между Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Абакана" и индивидуальным предпринимателем Кожевниковой Г.М. заключен договор на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан от 20 апреля 2018 г. N 32.18 (л.д. 16-18), по условиям которого предпринимателю за оказание услуг по регулярной перевозке граждан, осуществляемой транспортом общего пользования по регулируемым тарифам, маршрут N 58 "Учебно-производственный комбинат - дачный массив "Сапогово", предоставляется субсидия (пункты 1.1. и 1.2. Договора).
Таким образом, Порядок предоставления перевозчикам субсидий применяется в отношении индивидуального предпринимателя Кожевниковой Г.М., его положения затрагивают права и законные интересы административного истца в области предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, среди прочего определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
В силу Порядка предоставления перевозчикам субсидий одним из критериев отбора перевозчиков, имеющих право на получение субсидий, на льготную перевозку граждан на транспорте межмуниципальных маршрутов пригородного и междугородного сообщения, является наличие у перевозчика договора на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (маршрутам), заключенного с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по итогам проведенного на конкурсной основе отбора перевозчиков, в том числе на маршрутах, включенных в Перечень межмуниципальных (междугородных и пригородных) автобусных маршрутов, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 N 678 (абзац второй подпункта "а" пункта 3 Порядка), а на льготную перевозку граждан на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования городских и внутрирайонных маршрутов наличие у перевозчика договора (контракта) на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (маршрутам), заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления (абзац второй подпункта "б" пункта 3 Порядка).
В соответствии с положениями пунктов 16-18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ) регулярные перевозки могут осуществляться по регулируемым тарифам - с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и по нерегулируемым тарифам - с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот (часть 2 статьи 17 и часть 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ).
Из указанного следует, что предоставление отдельным категориям граждан льгот по перевозке при регулярных перевозках по нерегулирумым тарифам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Законами Республики Хакасия от 21 февраля 2014 г. N 15-ЗРХ "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения", от 11 ноября 2004 г. N 84 "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", от 29 декабря 2011 г. N 132-ЗРХ "О звании почетный гражданин Республики Хакасия", от 11 ноября 2004 г. N 85 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", от 2 октября 2008 г. N 43-ЗРХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия" право на бесплатный проезд предусмотренным в них категориям граждан предоставлено на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) независимо от того, по какому виду регулярных перевозок осуществляются перевозки - по регулируемым или по нерегулируемым тарифам.
Заключая с указанными категориями граждан публичный договор перевозки, перевозчик в силу требований вышеуказанных законов Республики Хакасия и пункта 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет права требовать от них оплаты за проезд, в том числе и при перевозке по маршрутам с нерегулируемыми тарифами.
Решением Абаканского городского суда от 20 апреля 2015 г. по делу N 2-4006/2015 по иску прокурора Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц на индивидуального предпринимателя Кожевникову Г.М. возложена обязанность при осуществлении перевозки на городском автобусном маршруте N 3 в 2015 году предоставить гражданам льготы по провозной плате, установленные федеральными законами и законами Республики Хакасия.
Между тем, при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам с перевозчиком в силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ договор не заключается, а выдается свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
По смыслу оспариваемых положений подпунктов "а" и "б" пункта 3 Порядка с перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, договор на предоставление субсидии в связи с отсутствием у них договора на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту может быть не заключен, что нарушает права перевозчиков, в том числе и административного истца, осуществляющей регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, что подтверждается копиями карт маршрута регулярных перевозок по маршрутам N 10 "Рынок "Северный" - Зоопарк" и N 12 "Рынок "Северный" -Учебно-производственный комбинат - Войсковая часть", выданными УКХТ Администрации г. Абакана (л.д. 40, 41), на получение полного возмещения понесенных расходов по льготной перевозке граждан в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ.
Из пояснений представителя Правительства Республики Хакасия и свидетеля ФИО8 следует, что оспариваемый Порядок предоставления перевозчикам субсидий распространяется только на регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Отдельно порядок предоставления субсидий при льготной перевозке граждан по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам не установлен, однако в отдельных случаях договоры на предоставление субсидий в указанных случаях могут быть заключены.
Возможность заключения договоров на предоставление субсидий при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемы тарифам, как и возможность отказа в этом без какого-либо обоснования, следует и из переписки индивидуального предпринимателя Кожевниковой Г.М. ГКУ РХ "УСПН города Абакана" в июне 2018 года и с Министерством социальной защиты Республики Хакасия в июле 2018 года (л.д. 66, 67).
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе" неопределенность абзаца второго подпункта "а" и абзаца второго подпункта "б" пункта 3 Порядка предоставления перевозчикам субсидий в части, допускающей возможность предоставления субсидий при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым маршрутам, так и отказ в ее предоставлении, является коррупциогенным фактором, поскольку устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения при определении круга получателей субсидий, устанавливает неопределенные требования к индивидуальным предпринимателям и организациям, оказывающим услуги по регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам и тем самым создает условия для проявления коррупции.
При таких обстоятельствах в части оспаривания абзаца второго подпункта "а" и абзаца второго подпункта "б" пункта 3 Порядка требования административного истца подлежат удовлетворению.
В силу абзаца первого пункта 5 Порядка предоставления перевозчикам субсидий предоставление перевозчикам, отвечающим критериям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, субсидий производится на основании договора, заключенного с ГКУ РХ "УСПН".
Абзацем вторым пункта 5 Порядка предоставления перевозчикам субсидий предусмотрено, что предоставление перевозчикам субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на соответствующий финансовый год.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 9 Порядка предоставления перевозчикам субсидий размер ежемесячно предоставляемой субсидии перевозчикам за льготную перевозку граждан на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования городских и внутрирайонных маршрутов определяется в равных долях от суммы заключенного договора.
Субсидии перевозчикам за льготную перевозку граждан на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования городских и внутрирайонных маршрутов определяются с учетом пассажиропотока. Объем субсидии, предоставляемой перевозчикам за льготную перевозку граждан на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования городских и внутрирайонных маршрутов общего пользования, определяется как произведение среднего количества перевезенных льготников в месяц на установленный тариф за перевозку пассажиров и количество месяцев, за которые рассчитывается объем субсидии. Среднее количество перевезенных льготников исчисляется по данным обследования пассажиропотока, проводимого в порядке и сроки, установленные Министерством социальной защиты Республики Хакасия.
Министерством труда и социального развития Республики Хакасия во исполнение пункта 9 Порядка издан приказ от 4 декабря 2015 г. N 504д, которым утвержден Порядок обследования пассажиропотока связанного с льготной перевозкой граждан в Республике Хакасия, на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования городских (сезонных) и внутрирайонных маршрутов.
Перечисление средств перевозчику производится ГКУ РХ "УСПН" в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на счет, открытый в кредитном учреждении, в сроки, предусмотренные договором о возмещении недополученных доходов (абзац первый пункта 10 Порядка предоставления перевозчикам субсидий).
Административный истец полагает, что указанные положения Порядка предоставления перевозчикам субсидий нарушают установленное пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации право перевозчика на возмещение в полном объеме расходов, связанных с льготной перевозкой пассажиров, поскольку ограничивают размер предоставляемой субсидии пределами доведенных до ГКУ РХ "УСПН" лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, полагает, что договор на предоставление субсидий должен заключаться с главным распорядителей бюджетных средств, а не с ГКУ РХ "УСПН", являющимся распорядителем бюджетных средств. Между тем, указанные нормативные положения Порядка предоставления перевозчикам субсидий не ограничивают возможности возмещения перевозчиками в полном объеме расходов на льготную перевозку пассажиров, а только устанавливают порядок исполнения бюджетных обязательств при предоставлении субсидий.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В силу Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 (далее - Общие требования к нормативным правовым актам), при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается, в том числе, размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения; сроки (периодичность) перечисления субсидии; счета, на которые перечисляется субсидия; иная информация, определенная правовым актом (подпункты "г", "и", "к", "л" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам).
В соответствии с указанными положениями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, в пунктах 5, 9 и 10 Порядка предоставления перевозчикам субсидий определен общий порядок расчета субсидий, сроки и исполнитель обязательства по перечислению субсидий, счет, на который производится перечисление.
Согласно абзацу первому пункта 1, абзацу первому пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Абакана" (далее - Управление) создано для исполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия полномочий в сфере социальной защиты населения на территории муниципального образования город Абакан, в отношении него Министерство социальной защиты Республики Хакасия осуществляет отдельные полномочия и функции учредителя, в частности определяет приоритетные направления деятельности Управления и утверждение его бюджетной сметы (пункты 1.1., 1.6., 4.3 Устава Управления, утвержденного постановление Правительства Республики Хакасия от 19 октября 2012 г. N 693).
При этом Управление обязано обеспечивать выполнение функций в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя (пункт 5.5. Устава).
Следовательно, положения абзаца первого пункта 5 Порядка в части заключения перевозчиками договора с ГКУ РХ "УСПН" не противоречат статьям 78, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общим требованиям к нормативным правовым актам.
Подпунктами 1, 2, 3 и 6 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств в соответствии со своими бюджетными полномочиями обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Пункты 5, 9 и 10 Порядка предоставления перевозчикам субсидий, ограничивающие возможности главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по перечислению субсидий пределами лимитных обязательств, соответствуют требованиям статей 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку указанные лимиты бюджетных обязательств могут быть изменены в установленном бюджетным законодательством порядке по предложению главного распорядителя бюджетных средств.
То обстоятельство, что для административного истца в течение ряда лет размер субсидии по маршруту N 58 не изменяется, может свидетельствовать о бездействии Министерства социальной защиты Республики Хакасия по исполнению требований пункта 9 Порядка предоставления перевозчикам субсидий, что не является предметом настоящего спора и не является доказательством неопределенности или несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, положений пункта 9 Порядка предоставления перевозчикам субсидий, устанавливающим порядок расчета размера субсидий, пунктов 5 и 10 Порядка в части ограничения размеров субсидий установленными лимитами бюджетных обязательств.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания недействующими оспариваемых положений пунктов 5, 9 и 10 Порядка предоставления перевозчикам субсидий.
В соответствии с абзацем первым пункта 11 Порядка предоставления перевозчикам субсидий несоблюдение перевозчиком условий, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, является основанием для возврата перевозчиком в республиканский бюджет Республики Хакасия денежных средств в полном объеме.
Перевозчик в срок не позднее 20 календарных дней со дня получения требования о возврате полученных средств осуществляет их возврат путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет Республики Хакасия (абзац второй пункта 11 Порядка).
Согласно пункту 6 Порядка условиями предоставления перевозчикам субсидий являются:
- подтверждение расходов, связанных с льготной перевозкой граждан, по форме, утвержденной приказом Министерства социальной защиты Республики Хакасия;
- наличие у перевозчика договора о возмещении затрат за льготную перевозку граждан;
- осуществление пассажирских перевозок граждан на условиях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
- ежемесячное, не позднее 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным, а за декабрь - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставление заявки ГКУ РХ "УСПН", а предприятием железнодорожного транспорта - Министерству социальной защиты Республики Хакасия.
Указанные нормы Порядка предоставления перевозчикам субсидий, в том числе и оспариваемый административным истцом абзац первый пункта 10 Порядка, определяют основания и порядок возвращения в республиканский бюджет Республики Хакасия полученных субсидий, что соответствует положениям подпункта 3 пункта 3, пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 6 Общих требований к нормативным правовым актам, которыми предусмотрено, что в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Оснований для удовлетворения требований административного иска в указанной части не имеется.
В силу пункта 12 Порядка предоставления перевозчикам субсидий Министерство социальной защиты Республики Хакасия и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателями субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Пунктом 13 Порядка предоставления перевозчикам субсидий предусмотрено, что неиспользованные остатки субсидий подлежат возврату перевозчиками в текущем финансовом году в доход республиканского бюджета Республики Хакасия до 15 числа месяца, следующего за отчетным финансовым годом, в случаях, предусмотренных договором о возмещении недополученных доходов, о чем перевозчик письменно информирует Министерство социальной защиты Республики Хакасия.
Данные нормы Порядка направлены на установлением контроля за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности подпунктам 4 и 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Доводы о том, что проверку в соответствии с Порядком осуществляет не ГКУ РХ "УСПН города Абакана", с которым заключен договор на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан, не могут служить основанием для удовлетворения требований административного иска в указанной части, поскольку, как указано выше, в отношении ГКУ РХ "УСПН города Абакана" Министерство социальной защиты Республики Хакасия осуществляет отдельные полномочия и функции учредителя, в частности определяет приоритетные направления деятельности Управления и утверждение его бюджетной сметы (пункты 1.6., 4.3 Устава Управления, утвержденного постановление Правительства Республики Хакасия от 19 октября 2012 г. N 693), и при этом является главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия (пункт 2.1.3.1. Положения о Министерстве социальной защиты Республик Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 656), а в силу подпункта 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий может осуществляться как распорядителем бюджетных средств, так и главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в части оспариваемых отдельных положений пунктов 5, 9, 10, 11, 12 и 13 Порядок предоставления перевозчикам субсидий соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения административного искового заявления в указанной части не имеется.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления удовлетворить в части.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй подпункта "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 3 Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 г. N 62 в части, не допускающей возможности предоставления субсидий на льготную перевозку граждан на транспорте межмуниципальных маршрутов пригородного и междугородного сообщения при отсутствии у перевозчика договора на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (маршрутам), заключенного с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по итогам проведенного на конкурсной основе отбора перевозчиков, в том числе на маршрутах, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. N 678, а на льготную перевозку граждан на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования городских и внутрирайонных маршрутов при отсутствии у перевозчика договора (контракта) на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (маршрутам), заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления.
В удовлетворении требований административного искового заявления о признании недействующими абзаца первого пункта 5 в части заключения договора с ГКУ РХ "УСПН", абзаца второго пункта 5, абзацев второго и третьего пункта 9, абзаца первого пункта 10, абзаца первого пункта 11, пунктов 12 и 13 Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 г. N 62 - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.
Председательствующий |
Вениченко О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 23 июля 2018 г. N 3а-140/2018
Текст решения официально опубликован не был