Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 29 июня 2018 г. N 3а-136/2018
Верховный Суд Республики Хакасия в городе Абакане в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
при секретаре Ербягиной М.С.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ерофеева В.С., Титовского Н.Н., Рукосуева А.В., общества с ограниченной ответственностью "Строитель" к министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия изданы распоряжение от 25 декабря 2014 года N 020-394-РП "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее- распоряжение N 020-394-рп), приказ от 01.12.2015 N 020-152-п "Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 020-152-п) и приказ от 21.11.2016 года N 020-154-п "Об определении на 2017 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 020-154-п).
Пункты 1 указанных распоряжения и приказов устанавливали на 2015, 2016 и 2017 годы (соответственно) Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2015 год, Перечень на 2016 год и Перечень на 2017 год).
Под пунктом 6 в Перечень на 2015 год, под пунктом 459 в Перечень на 2016 год и под пунктом 500 в Перечень на 2017 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими пункт 6 Перечня на 2015 год, утвержденный Распоряжением N 020-394-рп, пункт 523 Перечня на 2016 год, утвержденный Приказом N 020-152-п, и пункт 570 Перечня на 2017 год, утвержденный Приказом N 020-154-п, мотивируя требования тем, что здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение спорного здания в Перечни неправомерно возлагает на административных истцов обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций в завышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Сморкалов А.А.
В судебном заседании административные истцы Ерофеев В.С., Титовский Н.Н., Рукосуев А.В., представитель ООО "Строитель"- Кузнецова И.В., представитель Ерофеева В.С., Титовского Н.Н., Рукосуева А.В. и ООО "Строитель"- Мурзин П.И. требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, суду пояснили, что включенное в Перечни здание не использовалось для размещения офисов, предприятий торговли и бытового обслуживания. Здание является административным корпусом завода строительных материалов, кабинеты используются для размещения директора предприятия, бухгалтерии, производственного отдела и других служб, столовой для рабочих и т.п.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Кензап Л.М. возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснили, что спорный объект был включен в Перечни на основании сведений, предоставленных ФГБУ "ФКП Росреестра" исходя из его назначения как административное здание. До включения в Перечни осмотр здания не производился. При проверке его фактического использования в 2018 году по заявлению собственников было установлено, что объект не используется для размещения административно-деловых, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Заинтересованное лицо - Сморкалов А.А. в заседание суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, возражений относительно административных исковых требований не заявил.
Выслушав объяснения сторон, заслушав заключение прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 208 и ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), административные истцы обязаны доказать, а суд установить, что оспариваемые пункты Перечней регулируют отношения, субъектами которых являются административные истцы, а также то обстоятельство, что эти положения нарушают их права, свободы и законные интересы.
В силу части 8 статьи 213 и части 9 статьи 213 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (пункт 2 статьи 399 НК РФ).
В силу ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 402 НК РФ закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Законом Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. N 64-ЗРХ установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
Статья 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Правительством Республики Хакасия принято постановление от 12.08.2014 N 407 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РХ N 407).
Пунктом 1 постановления Правительства РХ N 407 министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издано распоряжение от 25.12.2014 N 020-394-рп "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Распоряжение подписано министром Соломоновой Е.Б. и официально не было опубликовано.
Пунктом 1 данного распоряжения на 2015 год установлен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.
Под пунктом 6 в Перечень включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ от 01.12.2015 N 020-152-п "Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Приказ подписан министром Соломоновой Е.Б. и опубликован 18.12.2015 в республиканской газете "Хакасия" (N 243).
Пунктом 1 данного приказа на 2016 год установлен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению. Перечень размещен на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.r-19.ru).
Под пунктом 459 в Перечень включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ от 21.11.2016 N 020-154-п "Об определении на 2017 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Приказ подписан министром Соломоновой Е.Б. и опубликован 16.12.2016 в республиканской газете "Хакасия" (N 241).
Пунктом 1 данного приказа на 2017 год установлен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению. Перечень размещен на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.r-19.ru).
Под пунктом 500 в Перечень включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что указанный объект поименован как здание, назначение- нежилое здание, наименование- административный корпус площадью 1846,8 кв. м.
Объект принадлежит на праве общей собственности Ерофееву В.С., Сморкалову А.А., Титовскому Н.Н., ООО "Строитель", право собственности которыми было приобретено и зарегистрировано соответственно 23.01.2001, 08.05.2001, 19.06.2001, 16.12.2005, то есть в период действия оспариваемых нормативных правовых актов.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в соответствующей редакции на момент издания оспариваемого приказа) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пункт 4.1 статьи 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, устанавливаются в отношении таких объектов недвижимости как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. При этом отнесение объекта недвижимости к данной категории возможно не только в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, но и в зависимости от его фактического использования.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ) закрепляла, что до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Указанная норма в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признана утратившей силу с 01.01. 2017.
Пунктом 3 постановления Правительства Республики Хакасия N 407 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Согласно пункту 2 указанного Порядка мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в формах:
1) межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия;
2) обследования объектов недвижимости (далее - обследование) с целью установления вида фактического использования.
Обследование проводится в случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия не позволяет определить фактическое использование объекта недвижимости.
Представитель административного ответчика пояснила, что нежилое здание (кадастровый номер N) было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, как административно-деловой центр с площадью свыше 1000 кв. м, на основании информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, а именно- на основании письма, полученного от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 13.10.2014, а также технического паспорта, из которого следует, что площадь кабинетов, а также столовой, парной и бассейна превышает 20% общей площади здания.
В письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 13.10.2014 названный объект поименован как "нежилое здание административного корпуса".
Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания производственного здания (лит. А).
Сведений об изменении назначения объекта или вида разрешенного использования земельного участка в период действия оспариваемых нормативных правовых актов не имеется.
Фактическое обследование спорного объекта перед его включением в Перечни не производилось.
Согласно техническому паспорту объект поименован как "административный корпус". Из поэтажной экспликации помещений следует, что площади кабинетов составляют менее 20% общей площади здания, помещения для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры на экспликации не указаны. Доказательств, что спорный объект фактически использовался как офисное здание делового и коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не имеется.
Из акта обследования спорного объекта, составленного 06.03.2018, следует, что объект не используется для размещения административно-деловых, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Столовая, гарманжа, холодная камера, склад продуктов, мясной цех, подсобная, кухня, мойка используются для питания работников завода. Помещения N 14,16,17,19,20,21,22, 23, 24, 25, 26, 27 находятся в заброшенном состоянии. На втором этаже расположены кабинеты, предназначенные для использования в целях организационного, информационного и тому подобного обеспечения деятельности предприятия, для размещения работников предприятия, обеспечивающих его производственную деятельность, и являющиеся частью инфраструктуры предприятия. Помещения N 8, 9, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 35, 37, 39, 41, 42, 43, 44 находятся в заброшенном состоянии.
Таким образом, доказательств того, что нежилое здание, включенное в Перечень на 2015 год (пункт 6), в Перечень на 2016 год (пункт 459) и в Перечень на 2017 год (пункт 500) использовалось и используется как административно-деловой центр и (или) торговый центр (комплекс), не представлено. Здание фактически использовалось для организационного обеспечения производственной деятельности предприятия, для размещения его работников, включая административно-управленческий персонал и рабочих, в составе общей инфраструктуры предприятия.
Следовательно, включение спорного помещения в указанные перечни противоречило требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Пунктом 1 статьи 409 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 4 Закона Республики Хакасия "О налоге на имущество организаций" в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога по итогам налогового периода. Уплата налога по итогам налогового периода производится в десятидневный срок со дня, установленного главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации для предоставления налоговой декларации за истекший налоговый период (срок предоставления налоговой декларации по итогам налогового периода определен статьей 386 Налогового кодекса Российской Федерации- не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Суд, определяя дату, с которой оспариваемый пункт подлежит признанию недействующим, учитывает, что включение спорного здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, послужила основанием для возложения на административных истцов избыточной обязанности по уплате соответствующих налогов за 2015, 2016 и 2017 годы.
С учетом изложенного суд считает правильным признать недействующими пункт 6 Перечня на 2015 год, утвержденного Распоряжением N 020-394-рп, пункт 459 Перечня, утвержденного Приказом N 020-152-п, пункт 500 Перечня, утвержденного Приказом N 020-154-п, со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление Ерофеева В.С., Титовского Н.Н., Рукосуева А.В., общества с ограниченной ответственностью "Строитель" к министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании нормативных правовых актов в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункт 6 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 25 декабря 2014 года N 020-394-РП; пункт 459 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 года N 020-152-п; и пункт 500 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 21 ноября 2016 года N 020-154-п.
Направить для опубликования в республиканскую газету "Хакасия" сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
В.Н. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 29 июня 2018 г. N 3а-136/2018
Текст решения опубликован в газете "Хакасия" от 24 августа 2018 г. N 160