Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Орджоникидзевского района
от 13 марта 2018 г. N 117
Муниципальная программа
"Развитие торговли в Орджоникидзевском районе на 2018 - 2020 годы"
1. Паспорт
муниципальной программы "Развитие торговли в Орджоникидзевском районе на 2018 - 2020 годы" (далее -муниципальная программа)
Ответственный исполнитель |
Управление экономики и ЖКХ Администрации Орджоникидзевского района |
Соисполнители |
Управление муниципального имущества Администрации Орджоникидзевского района; Отдел по Орджоникидзевскому району ГКУ РХ "Центр занятости населения"; Управление сельского хозяйства Администрации Орджоникидзевского района |
Цель программы |
Решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Орджоникидзевского района |
Задачи программы |
1. Формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Орджоникидзевском районе в целом. 2. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Орджоникидзевского района. |
Целевые показатели |
1) обеспеченность населения площадью торговых объектов (не менее), м2 (в расчете на 1000 человек): 2018 год - 144,0 м2; 2019 год - 144,0 м2; 2020 год - 144,0 м2; 2) оборот розничной торговли, млн. рублей: 2018 год - 388,20; 2019 год - 423,0; 2020 год - 458,4; 3) темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах), %: 2018 год - 103,6; 2019 год - 109,1; 2020 год - 108,4; 4) оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. рублей: 2018 год - 35,3; 2019 год - 39,2; 2020 год - 43,2; |
Этапы и сроки реализации |
2018 - 2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований |
Финансирование за счет средств федерального, республиканского бюджета и районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район не предусмотрено |
Ожидаемые результаты реализации |
Реализация мероприятий муниципальной программы обеспечит: 1. Увеличение темпа роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) к 2020 году до 108,4 процентов к предыдущему году. 2. Достижение показателя оборота розничной торговли в расчете на душу населения к 2020 году - 43,2 тыс. рублей. 3. Обеспечение к 2020 году населения Орджоникидзевского района площадью торговых объектов не менее 144,0 кв. метров на 1000 жителей. |
2. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе анализ основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности Орджоникидзевского района, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Это особая сфера экономики района, которая характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально -экономическое развитие.
Торговая отрасль на протяжении последних лет -одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, опережающая по темпам роста многие отрасли. Торговля выступает ориентиром, связующим звеном при выборе направлений развития производства и доведения товаров и услуг до потребителя.
Оборот розничной торговли в Орджоникидзевском районе по крупным и средним организациям за 2016 год составил 64,6 млн. руб., в 2015 году составлял 69,5 млн. руб.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования Орджоникидзевский район оборот розничной торговли в 2018 году составит 388,20 млн. руб., 2019 год -423,0 млн. рублей, 2020 год -458,4 млн. рублей.
Оборот розничной торговли в Орджоникидзевском районе в расчете на одного жителя за 2015 год составил 31,1 тыс. рублей, за 2016 год составил -31,1 тыс. рублей.
В торговых предприятиях Орджоникидзевского района за 2015 - 2017 годы отмечается снижение оборотных средств, но для сохранения ассортимента их пока достаточно. По продовольственной группе товаров отмечается некоторое падение покупательского спроса на импортные товары, а также сокращение спроса на ряд товаров промышленной группы.
Эффективность бизнеса торговой отрасли напрямую зависит от экономического положения населения Орджоникидзевского района. Часть жителей района сокращает уровень потребления в силу снижения доходов, недоступности дешевых кредитов, а также роста цен на товары.
Среднемесячная начисленная заработная плата за 2016 год составила 22084,30 рублей и по сравнению 2015 годом выросла на 1,7%.
Увеличение денежных расходов района и рост цен привели к значительным изменениям в потребительских предпочтениях; снижается поток покупателей в минимаркетах; сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения; снижается спрос на товары длительного пользования.
Торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых товаров.
Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей районной экономики по количеству созданных рабочих мест.
Уровень развития торговли неоднороден по поселениям Орджоникидзевского района. Это выражается как в уровне цен, обеспеченности населения площадью торговых объектов современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно - логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в районе.
В Республике Хакасия торговля в основном развивается в городах, что объясняется высокой в сравнении с районными центрами муниципальных образований привлекательностью отрасли наибольшим спросом и платежеспособностью населения.
Во исполнение пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 года N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754" , постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.06.2017 N 294 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Хакасия" утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Хакасия, а именно:
а) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;
б) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения;
в) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов;
г) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках.
Указанные нормативы определяют нижние (минимальные) пороги обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Хакасия.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям. Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов входит в число индикаторов, отражающих качество жизни населения Орджоникидзевского района.
В настоящее время отдаленные и труднодоступные территории Орджоникидзевского района зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. С ростом оттока молодого населения эти территории становятся все менее привлекательными для развития торговли, что в конечном итоге приводит к закрытию существовавших там магазинов и, как следствие, сокращению обеспеченности жителей даже товарами первой необходимости. Для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой.
Обобщение анализа состояния и тенденций развития торговли в районе выявило проблему, на решение которой направлена муниципальная программа "Развитие торговли в Орджоникидзевском районе на 2018 - 2020 годы" - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей Орджоникидзевского района на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Кроме того, указанная проблема обусловлена рядом составляющих ее основных проблем, присущих торговой отрасли Орджоникидзевского района, требующих системного решения программным методом в ближайшей и среднесрочной перспективе, а именно:
- несовершенство правового регулирования в сфере торговли;
- недостаточный уровень развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
- недостаточная ценовая доступность товаров для населения Орджоникидзевского района;
- недостаточный уровень обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
- недостаточный уровень развития системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли;
- низкая деловая активность хозяйствующих субъектов;
- недостаточный уровень развития сельской торговли;
- недостаточное информационное обеспечение торговли;
- нерешенный вопрос занятости и кадрового обеспечения отрасли;
- недостаточный уровень обеспечения условий для развития конкуренции;
- отсутствие муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных проблем развития торговли программно-целевым методом определена такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем, присущих отрасли; необходимость комплексной увязки мероприятий муниципальной программы.
3. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цель, задачи.
Торговля - комплексный и системообразующий сектор экономики, развитие которого обеспечивает баланс цели и задач муниципальной программы.
Основными целями и задачами социально-экономического развития Орджоникидзевского района являются повышение уровня и качества жизни населения Орджоникидзевского района, увеличение его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики в долгосрочной перспективе. Социально-экономическое положение Орджоникидзевского района должно характеризоваться реальным улучшением параметров качества жизни населения Орджоникидзевского района. Стратегические задачи и цели планируется достигнуть в том числе и путем реализации мероприятий муниципальной программы.
Таким образом, цель и задачи муниципальной программы сформированы и определены исходя из необходимости сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов на решении основных проблем функционирования и развития торговли в Орджоникидзевском районе и отличаются следующими свойствами:
- значимость для Орджоникидзевского района;
- достижимость в пределах срока реализации муниципальной программы;
- возможность проверки факта достижения запланированных результатов (конкретных значений качественных и количественных показателей, индикаторов).
Цель муниципальной программы - решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Орджоникидзевского района.
Задачи муниципальной программы:
1. Формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Орджоникидзевском районе в целом.
2. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Орджоникидзевского района.
Задача 1.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Орджоникидзевском районе, является недостаточный уровень развития инфраструктуры розничной торговли, неприспособленность инфраструктуры для развития современных форматов торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей.
Размещение сети торговых объектов на территории района характеризуется неравномерностью по сельпоссоветам Орджоникидзевского района. Недостаток стационарной сети предприятий, предоставляющих товары повседневного спроса, особенно проявляется в отдаленных муниципальных образованиях района, где население испытывает наибольшую потребность в развитии сети предприятий "шаговой (пешеходной) доступности".
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга обеспеченности населения Орджоникидзевского района площадью торговых объектов, что позволит проводить работу по отслеживанию текущей ситуации с целью недопущения снижения показателя по информированию населения и всех заинтересованных лиц о фактической обеспеченности площадью торговых объектов в Орджоникидзевском районе; реализации мероприятия по развитию нестационарной и ярмарочной торговли (утверждение, своевременное внесение изменений (дополнений) в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований Орджоникидзевского района с учетом необходимости устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния на инфраструктуру соответствующего муниципального образования); реализации мероприятия по предоставлению в аренду имущества, относящегося к муниципальной собственности Орджоникидзевского района, торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), что приведет к увеличению количества объектов стационарной торговли (вне рынка), а также других мероприятий.
Сектор торговли района со средними (умеренными) ценами и качеством товаров развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях Орджоникидзевского района, а также на жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.
Следствием высокой дифференциации доходов являются существенные различия в структуре и уровнях расходов и фактического потребления товаров и услуг населением по доходным группам. Это определяет высокую зависимость уровня потребления в малообеспеченных семьях от изменения цен на товары первой необходимости, включая основные продукты питания. Структура сферы торговли Орджоникидзевского района должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров.
Тем не менее, механизмов рыночного регулирования пока недостаточно для решения проблемы ценовой доступности для всего населения Орджоникидзевского района. Торговых предприятий, реализующих продукцию по относительно низким ценам, в Орджоникидзевском районе нет. Население ездит за товарами в близлежащий город Ужур. В розничной торговле в последние годы не происходит должного развития низкоценового сегмента.
Обеспечение ценовой доступности товаров для всех социальных групп населения является одной из главных социальных проблем развития торговли Орджоникидзевского района в ближайшей и среднесрочной перспективе.
В соответствии с законодательством сферы торговли хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Тем не менее, Управлением экономики и ЖКХ Администрации Орджоникидзевского района проводится еженедельный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Орджоникидзевском районе (перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения").
Развитие торговли не может осуществляться без конкуренции товаропроизводителей, без реализации конкурентоспособных товаров, без обеспечения их безопасности и качества для потребителей. Основная причина появления на потребительском рынке района некачественных и опасных товаров - отсутствие у большинства товаропроизводителей реальной возможности выпускать конкурентоспособные по качеству товары (использование устаревших технологий, низкое качество комплектующих изделий, отсутствие постоянных поставщиков сырья и комплектующих), мотивации к повышению качества товаров (услуг).
Продвижение многих товаров от производителя до потребителя осуществляется в несколько этапов путем их неоднократной перекупки, что осложняет определение степени ответственности изготовителя и продавца за качество и безопасность товара.
Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованной торговли - на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основная масса подобной продукции. Существование "теневых" каналов товародвижения, тесно связанных с неорганизованной торговлей, выводит из системы контроля качества и безопасности значительные объемы потребительских товаров.
Обеспечение безопасности и качества товаров должно быть ориентировано на предотвращение производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции.
В целях повышения конкурентоспособности и обеспечения свободного выхода российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям на потребительский рынок Орджоникидзевского района, наращивания производства, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от российских и местных производителей, а также в целях развития фирменных торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий необходимо оказание содействия развитию торговли товарами именно российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям.
Наряду с проблемой недостаточного уровня развития инфраструктуры розничной торговли в Орджоникидзевском районе существует проблема неразвитости инфраструктуры оптовой торговли. Основное беспокойство у торговых организаций вызывает низкая обеспеченность дорогами многих муниципальных образований района и отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие населенные пункты, нарушает процесс товарообмена. Ситуация с развитием складских площадей складывается аналогично. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться в том числе и посредством предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление грантов, субсидий) (в рамках реализации программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Орджоникидзевском районе на 2018 - 2020 годы"), утвержденной постановлением Администрации Орджоникидзевского района от 09.10.2017 N 447).
В целях продвижения продукции местных товаропроизводителей необходимо создание благоприятных условий для развития и обеспечения свободного выхода на региональный и межрегиональный рынки.
Далее, в целях информационного обеспечения торговли, во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в районе начата работа по формированию торгового реестра Орджоникидзевского района, в который будут включены сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров). Данные реестра будут занесены в торговый реестр Республики Хакасия.
Формирование торгового реестра Республики Хакасия позволит создать систему мониторинга отрасли, позволяющую отслеживать ее динамику и проведение анализа.
Также в рамках решения поставленной задачи муниципальной программой предусмотрены мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения отрасли. Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами большую часть экономически активного населения, занятого в экономике района, с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по району. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены, главным образом, быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низкоквалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям учебными заведениями Республики Хакасия.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низкоквалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии.
Задача 2.
В целях повышения конкурентоспособности и содействия продвижению продукции местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий на потребительский рынок, наращивания производства, стабилизации процессов ценообразования на продукты питания, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от производителя в Орджоникидзевском районе необходимо развивать каналы прямой доставки сельхозпродукции потребителю посредством розничных рынков, ярмарок выходного дня, развозной торговли.
В рамках задачи 2 предполагается организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок и иных мероприятий организующего характера, в целях развития каналов прямой доставки продукции потребителю, обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров.
Кроме того, муниципальной программой предусмотрены мероприятия по развитию сельской торговли.
4. Сроки реализации муниципальной программы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей
Срок реализации муниципальной программы: 2018 - 2020 годы (этапы не выделяются).
5. Перечень программных мероприятий муниципальной программы
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в разделе 3 муниципальной программы, реализуются в соответствии с перечнем основных мероприятий (приложение N 1 к муниципальной программе).
6. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы
Финансирование за счет средств бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район не предусмотрено.
7. Перечень целевых показателей муниципальной программы
Посредством реализации программных мероприятий планируется увеличение темпов роста показателей социально-экономического развития Республики Хакасия: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Орджоникидзевского района площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек); повышение доступности товаров для населения; формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм, способов торговли и потребностей населения Орджоникидзевского района, а также обеспечение роста оборота розничной торговли на территории Орджоникидзевского района; продажи на одного жителя Орджоникидзевского района.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определены следующие основные индикаторы, характеризующие ожидаемые результаты реализации муниципальной программы:
- достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов).
В связи с большим количеством мероприятий муниципальной программы перечень индикаторов дополнен следующими дополнительными показателями:
- оборот розничной торговли;
- темп роста оборота розничной торговли;
- оборот розничной торговли в расчете на душу населения.
Дополнительные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации, решение основных задач и достижение цели муниципальной программы и определяются на основе данных государственного статистического наблюдения. Основные целевые индикаторы не входят в состав данных официальной статистики и имеют следующие алгоритмы их формирования.
Показатель "Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов" - недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Орджоникидзевского района площадью торговых объектов - 144 м2 на 1000 человек. Конечным результатом реализации мероприятия будет не только недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Орджоникидзевского района площадью торговых объектов, но и обеспечение информированности о реальной обеспеченности населения Орджоникидзевского района площадью торговых объектов, а также отслеживание текущей ситуации с целью предупреждения снижения показателя.
Показатель "Формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов)" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению составляющих его дополнительных показателей: оборот розничной торговли; темп роста оборота розничной торговли; оборот розничной торговли в расчете на душу населения.
Показатели (целевые индикаторы) муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении N 2 к муниципальной программе.
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий в рассматриваемый период заключается в достижении ожидаемых непосредственных результатов от реализации каждого конкретного мероприятия муниципальной программы.
Управляющий делами Администрации |
Т.А. Будникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.