Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
Алтайского района
от 6 декабря 2018 г. N 70
Стратегия
социально-экономического развития Алтайского района до 2030 года
Введение
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Алтайский район до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Законом Республики Хакасия от 10.06.2015 N 48-ЗРХ "О стратегическом планировании в Республике Хакасия", во исполнение постановления администрации района администрации Алтайского района от 29.10.2018 N 33 "О разработке Стратегии социально-экономического развития Алтайского района до 2030 года".
Стратегия сформирована:
- с учетом прогноза и анализа социально-экономического развития муниципального образования Алтайский район;
- в рамках реализации вопросов местного значения муниципального района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- во взаимосвязи с основными направлениями социально-экономического развития Республики Хакасия и муниципальных образований поселений Алтайского района;
- с учетом доходов местного бюджета.
Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим долгосрочные приоритеты, цеди и задачи социально-экономического развития муниципального образования Алтайский район.
В рамках подготовки документа проведен комплексный анализ социально-экономического развития муниципального образования Алтайский район, осуществлен опрос населения, с целью определения видения будущего Алтайского района представителями бизнеса, молодежи и населения. Далее на основе анализа тенденций социально-экономического развития района, SWOT-анализа, выявленных важнейших проблем, с учетом потенциала района, его конкурентных преимуществ и ресурсного обеспечения сформированы приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования Алтайский район на долгосрочную перспективу.
В Стратегию включены основные выводы из проведенного анализа, результаты SWOT-анализа (анализ сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и угроз развития) и основные проблемы развития Алтайского района, которые увязаны с целями и задачами, и на которые должны быть направлены основные мероприятия плана реализации Стратегии.
1. Социально-экономическое развитие муниципального образования Алтайский район
1.1. Общая характеристика Алтайского района
Муниципальное образование Алтайский район располагается на востоке центральной части Республики Хакасия, с искусственно созданными сосновыми борами и лесополосами, множеством озер.
Муниципальное образование граничит: с северо-запада с муниципальным образованием Усть-Абаканский район, с юго-запада с муниципальным образованием Бейский район, с восточной стороны с Шушенским и Минусинским районами Красноярского края.
Специфической особенностью территории является близость городов с севера - Абакан, Черногорск, с юга - Саяногорск. Естественные границы формируют реки с северо-запада - река Абакан, с восточной стороны - река Енисей. Расстояние от районного центра муниципального образования села Белый Яр до республиканского центра города Абакан - 22 километра.
Общая площадь территории - 1736 кв. км, что составляет 2,8% от территории Республики Хакасия.
В состав муниципального образования Алтайский район входят 19 населенных пунктов (из них 9 сел, 1 поселок, 7 деревень, 2 аала) в составе 9 муниципальных образований поселений района. Численность населения муниципального образования на 01 января 2018 года составляет 25 797 человека (4,8% населения Республики Хакасия). В том числе в районном центре селе Белый Яр - 10388 человек. Доля населения муниципального образования Алтайский район в структуре сельского населения Республики Хакасия - 16%. Наиболее значительными по численности являются муниципальные образования Белоярский сельсовет - 44,7% населения района, Подсинский сельсовет - 14,1%, Новороссийский сельсовет - 8,4%, наиболее малочисленными являются Краснопольский сельсовет - 3,6%, Новомихайловский сельсовет - 3,9%. Плотность населения Алтайского района выше, чем в среднем по Республике Хакасия, составляет 14,95 чел на 1 кв. км. Средняя плотность населения на 1 кв. км в Республике Хакасия составляет 9,4 чел. Территории с наиболее высокой плотностью Изыхский и Подсинский сельсоветы, так как территория этих поселений незначительна (0,3% и 0,8% от общей площади муниципального района) и, кроме того, в состав поселений входит по одному населенному пункту. Самая низкая плотность населения на территории Новороссийского сельсовета, наибольшего по площади (22,5% всей территории муниципального образования Алтайский район) и количеству населенных пунктов, расположенных на территории поселения.
Населенные пункты аал Хызыл-Салда (Аршановский сельсовет) и деревня Монастырка (Очурский сельсовет) относятся к категории "малые села", деревни Герасимово и Смирновка - к категории "иные" (Постановление Правительства РХ N 517 от 31.10.2018 об утверждении государственной программы "Сохранение и развитие малых сел республики Хакасия").
1.2. Специфика природно-климатических условий муниципального района и входящих в его состав поселений
Муниципальное образование Алтайский район располагается в степной зоне с искусственно созданными сосновыми борами и лесополосами, множеством озер, одно из которых о. Горькое вблизи д. Лукьяновка обладает целебными водой и грязью. Основную часть территории занимает Койбальская степь, равнинные участки с высотой над уровнем моря от 300 до 557 метров.
Климат муниципального образования Алтайский район континентальный с холодной продолжительной зимой и коротким летом. Средняя температура воздуха в январе -16 - -18 градусов С, средняя температура воздуха в июле +20 градусов С. Абсолютный минимум температуры приходится на январь и составляет -45° С, абсолютный максимум приходится на июнь и достигает +36° С. Годовое количество осадков - до 400 мм в северной части, до 600 мм в южной части территории района.
Самые значительные реки Республики Хакасия Енисей и его левый приток Абакан протекают по территории муниципального образования, окаймляя его с восточной и западной сторон.
Сообщение между населенными пунктами в границах района осуществляется автомобильным транспортом по автодорогам, которыми район обеспечен в достаточной степени.
С севера на юг - территорию муниципального образования пересекает дорога федерального значения Абакан - Саяногорск. Протяженность дорог с твердым покрытием составляет 230 км.
Схема расположения на территории района населенных пунктов характеризуется относительной компактностью. Наиболее удаленные от районного центра населенные пункты Монастырка - 65 км, Очуры - 54 км, Кирово - 53 км. Проблем доступности до населенных пунктов района нет.
1.3. Потенциал природных ресурсов
Природно-ресурсный потенциал муниципального образования характеризуется наличием на его территории Изыхского и Бейского каменноугольных месторождений Минусинского угольного бассейна и Новомихайловского нефтегазоносного месторождения (пока недостаточно разведанного). На территории района имеются запасы песка, глины, минеральной воды, сапропелевых грязей.
На территории района разведаны запасы пресных подземных вод Изыхского, Подсинского месторождений, минеральные подземные воды, лечебные грязи. Подземные воды - особый вид полезного ископаемого, имеющий неоценимое значение для социально-экономического и медико-санитарного благополучия населения. На территории Алтайского района расположены два памятника природы республиканского значения: "Очурский бор" и "Смирновский бор". Территория Алтайского района богата памятниками археологического значения.
Основа экономики Алтайского района была заложена и сформирована в сороковые годы двадцатого века. Ранее район имел сельскохозяйственную направленность. В настоящее время район индустриализуется. Однако сельскохозяйственное производство, по-прежнему, имеет очень важное значение для экономики и социальной сферы района. Большинство предприятий и инфраструктурных объектов находятся в районном центре селе Белый Яр и на территории Аршановского сельсовета.
Основные виды экономической деятельности предприятий, организаций и учреждений района: добыча полезных ископаемых (каменного угля, гравийно-песчаной смеси); производство строительных материалов, производство пищевых продуктов, производство сельскохозяйственной продукции; передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды; сбор, очистка и распределение воды; предоставление прочих коммунальных услуг (благоустройство, озеленение, санитарная очистка, вывоз твердых коммунальных отходов, ритуальные услуги и т.п.); строительство; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; государственное управление; социальное страхование; образование; здравоохранение; деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.
2. Основные показатели социально-экономического развития
2.1. Демографическое развитие
Одним из важнейших направлений политики государства является преодоление нестабильности демографической ситуации.
Демографическая обстановка муниципального образования Алтайский район на протяжении последних лет стабильна. Число жителей района на 01.12.2016 - 25 957, 01.01.2017 - 25 966, 01.01.2018 - 25 797 человек (+ 9 человек или 0,03% к предыдущему году), 01.01.2018 - 25 797 человек (- 169 человек или 0,7% к предыдущему году). Демографические изменения носят естественный характер. Кроме того, распространенной является практика работы вахтовым методом в различных регионах Республики Хакасия и граничащих с ней субъектах Российской Федерации. Подобная ситуация отрицательно сказывается на занятости в районной экономике и на формировании бюджета муниципального образования Алтайский район из-за снижения поступлений по налогу на доходы физических лиц.
В целом в районе демографическая ситуация (выражающаяся в естественном и миграционном приросте) устойчива.
2.2. Развитие рынка труда
Численность населения в трудоспособном возрасте в районе за период с 2015 года по 2018 год сократилась на 2,7% (с 14,7 тыс. чел. до 14,3 тыс. чел.). Основная доля населения занята в личных подсобных хозяйствах. На начало 2018 года числится 8703 ЛПХ.
Численность экономически активного населения за анализируемый период увеличилась на 8,4% (0,9 тыс. чел.) и составляет 11,6 тыс. человек. Увеличение экономически активного населения связано с добычей полезных ископаемых - каменного угля. На территории Алтайского района осуществляют добычу каменного угля ООО "Разрез Аршановский", ООО "УК Разрез Майрыхский", ООО "Разрез Белоярский" кроме того осуществляют деятельность подрядные организации АО "Бурпроммаш", ООО "Гортехмаш" и др. где и занято экономически активного население района.
Данные свидетельствуют о том, что к 2018 году наблюдается увеличение численности работающих во всех отраслях экономики, за исключением таких отраслей, как "Гостиницы и рестораны", "Транспорт и связь".
В целом, для периода с 2015 по 2018 год характерно изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, увеличивается количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности.
Среди основных проблем, волнующих работодателей - недостаточный уровень квалификации и уровень образования работников, что свидетельствует о разбалансированности рынка труда. Районный рынок труда характеризуется избыточностью специалистов экономического, управленческого и гуманитарного профиля.
Работодатели постоянно испытывают потребность в квалифицированных работниках строительных профессий, электрогазосварщиках, горнорабочих, слесарях, станочниках. Также востребованы операторы и машинисты горного оборудования, машинисты землеройных машин, кранов, подъемников, водители большегрузных автомобилей. Среди специалистов среднего уровня квалификации востребованы электрики, механики, фельдшеры, медицинские сестры.
Длительное время учреждения здравоохранения республики не имеют возможности восполнить потребность во врачах различной специализации.
Данная ситуация обусловлена несбалансированностью между экономическим спросом организаций района и подготовкой специальностей в системе образования, что ведет к диспропорции предложений и спроса на рынке труда.
Уровень официально зарегистрированной безработицы за период с 2015 года по 2018 год снизился на 0,8%. Численность безработных граждан, состоящих на учете, на 01.01.2018 - 175 человек (1,38%). На территории МО Алтайский район реализацией политики в сфере труда и занятости населения занимается Отдел по Алтайскому району Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Центр занятости населения".
2.3. Здравоохранение
Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье, поэтому считается одним из самых приоритетных направлений в экономической и социальной жизни общества.
Здравоохранение Алтайского района представлено ГБУЗ "Белоярская РБ" в состав которого входят 1 участковая больница, 4 врачебные амбулатории и 11 фельдшерско-акушерских пунктов. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) Алтайского района - 530 посещений в смену. В сфере здравоохранения района трудятся 144 медицинских работников, в том числе 41 врач. Для закрепления квалифицированных специалистов в районах из федерального бюджета и бюджета Республики Хакасия выделяются средства для приобретения жилья медицинским работникам. Молодым врачам и медсестрам производятся доплаты при трудоустройстве в учреждения здравоохранения.
2.4. Образование
Приоритетом в области социальной политики муниципального образования Алтайский район является создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям современного общества. Именно поэтому образование играет важную роль в сохранении социальной стабильности и социально-экономическом развитии района.
На территории района функционирует 27 образовательных организаций:
- 11 дошкольных образовательных организаций;
- 10 общеобразовательных организаций, реализующих программу среднего общего образования;
- 3 общеобразовательные организации, реализующие программы дошкольного и начального общего образования;
- 1 общеобразовательная организация, реализующая адаптированную программу для детей с умственной отсталостью;
- 2 организации дополнительного образования детей.
Существующая в муниципальном образовании сеть общеобразовательных организаций, их численность и месторасположение позволяет обеспечить доступность и конституционное право граждан на получение общего образования. Все общеобразовательные организации доступны для детей, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Бюджет муниципального образования Алтайский район по отрасли "Образование" в 2018 году составил 662669,8 тыс. рублей, что составляет 72% расходов бюджета муниципального образования Алтайский район. Таким образом, отрасль "Образование" является основным получателем бюджетных средств муниципального образования Алтайский район. Налицо увеличение ассигнований на содержание системы образования. Наибольшую часть расходов составляет оплата труда работников образования, расходы на оплату коммунальных услуг и услуг связи, содержание детей в дошкольных образовательных организациях, питание учащихся. Одной из наиболее важных тенденций, характеризующих состояние системы образования, является обеспечение устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования.
Следует отметить, что в результате проводимых мероприятий охват детей дошкольным образованием от 3 до 7 лет составляет 100%.
Проанализировав причины, по которым жители района не дали положительной оценки качеству предоставления дошкольной образовательной услуги, можно сделать вывод, что основная причина неудовлетворенности - это наличие очередности в дошкольные образовательные организации с. Белый Яр. Потребность в дошкольном образовании в с. Белый Яр остается высокой. Возможности посещать дошкольные образовательные организации с. Белый Яр лишены 32% детей в возрасте от 0 до 3 лет.
В связи с этим районной администрацией принято решение о строительстве новых детских садов - яслей на территории с. Белый Яр и с. Подсинее.
Особое внимание уделяется вопросу повышения качества образования. Система образования муниципального образования Алтайский район функционирует стабильно, востребована обществом и имеет тенденцию к развитию, об этом свидетельствуют уровень обученности школьников, результаты итоговой аттестации выпускников, участие образовательных организаций в различных конкурсах на грантовую поддержку. Одним из важнейших показателей качества обучения в общеобразовательных организациях являются результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов, которая проводится в условиях независимой оценки - в форме Единого государственного экзамена. Анализ Единого государственного экзамена показывает положительную динамику рейтинга по активности участия в ЕГЭ (выбор выпускниками 3 и более предметов), по уровню усвоения образовательного стандарта (преодоление минимального порога), доли выпускников, сдавших ЕГЭ с результатом 80-100 баллов. Данные результаты подтверждаются результатами поступления выпускников в высшие учебные заведения.
Таким образом, ежегодно в среднем 94,6% выпускников поступают в высшие учебные заведения, из них около 70% обучается на бюджетных местах.
Все образовательные организации Алтайского района имеют официальные сайты (дошкольные образовательные организации - официальные страницы), обеспечивающие информационную открытость, т.е. предоставление всем участникам образовательного процесса возможность получать полную и оперативную информацию об учреждении.
Реализуются следующие направления:
- система электронных дневников и журналов на территории Алтайского района реализуется с использованием ресурса АИС "БАРС: Электронная школа", позволяющего повысить контроль качества образовательного процесса и обеспечить его открытость;
- работа АИС "БАРС: Электронный детский сад", который позволяет сделать процедуру зачисления детей в дошкольные образовательные организации Алтайского района максимально прозрачной, доступной и удобной. Родители (законные представители), зарегистрированные на портале государственных услуг, могут подать заявление на зачисление в детский сад в электронном виде и отслеживать ход оказания услуги вплоть до зачисления.
Организацией досуга детей и подростков в муниципальном образовании Алтайский район занимаются две муниципальных бюджетных образовательных организации дополнительного детей.
N |
Наименование УДО |
Реализуемые направленности |
1. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр дополнительного образования для детей "Радуга" |
Художественно-эстетическая |
Социально-педагогическая | ||
Естественнонаучная | ||
Физкультурно-спортивная\ | ||
Туристско-краеведческая | ||
Техническая | ||
2. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Районная детско-юношеская спортивная школа" |
Физкультурно-спортивная |
Все организации дополнительного образования социально востребованы, так как представляют детям возможности для развития их способностей и талантов в различных областях образовательной деятельности и дают образование, органически сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Учреждения активно взаимодействуют с семьей, общественными коллективами, дошкольным, общим, начальным профессиональным образованием.
Анализ результатов опроса жителей района показал, что удовлетворенность населения предоставлением качества дополнительного образования остается стабильно высокой на протяжении последних лет - 96%.
Анализ кадрового состава педагогических работников и руководителей образовательных организаций показал, что за 5 лет состав педагогических коллективов остается стабильным. Наблюдается ежегодное омоложение педагогических кадров.
С целью осуществления анализа эффективности реализации программы, динамики физического здоровья учащихся Управлением образования организуется система мониторинга состояния здоровья учащихся. Проведенный мониторинг уровня физической подготовленности выявил ее положительную динамику у учащихся. Сектором опеки и попечительства традиционно отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в помощи государства. Работа сектора опеки и попечительства по обеспечению конституционных прав сирот была направлена, в первую очередь, на реализацию их основного права - права на воспитание в семье, в условиях которой происходит всестороннее развитие ребенка в части формирования его для общества в качестве полноценного гражданина. По-прежнему, в районе основными формами семейного устройства сирот, как альтернатива их воспитанию в интернатных учреждениях, остается опека (попечительство), приемная семья.
На учете в Алтайском УО на 01.01.2018 год стоят 135 детей, из них 115 детей воспитываются в замещающих семьях, в том числе 59 воспитывается в 47 опекунских и попечительских семьях, 56 детей в 34 приемных семьях. Получают пособие на содержание несовершеннолетнего - 59 детей, проживающих в опекунских и попечительских семьях и 56 детей, воспитывающихся в приемных семьях.
В последние годы стало больше внимания уделяться вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Все сироты, признанные нуждающимися в получении жилых помещений, состоят на учете для получения жилья. Количество сирот в возрасте от 0 до 14 лет, включенных в реестр на 01.01.2018 г. - 58 человек. Число сирот, в возрасте от 14 лет и старше, включенных в список на получение жилья на 01.01.2018 г. - 124 человека.
Всего в списке на получение жилого помещения на 01.01.2018 г. стоят 84 человека.
Таким образом, в районе создана система работы по снижению доли сирот в общей численности детского населения и защите имущественных, в том числе жилищных, и неимущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В целом муниципальная система образования функционирует стабильно, востребована обществом и имеет тенденцию к развитию, вместе с тем сохраняется комплекс проблем, тормозящих развитие системы образования. К наиболее существенным проблемам, тормозящим развитие системы образования района, следует отнести:
- наличие очередности в дошкольные образовательные организации, необеспеченность местами в дошкольные учреждения всех желающих жителей с. Белый Яр, с. Подсинее;
- высокая степень износа зданий образовательных организаций и несоответствие части зданий муниципальных образовательных организаций, строительным и санитарным нормам, требованиям пожарной и антитеррористической безопасности;
- несоответствие требованиям государственных образовательных стандартов учебно-лабораторной базы образовательных организаций (учебное и лабораторное оборудование);
- слабая материально-техническая база образовательных организаций дошкольного образования, дополнительного образования.
Основной целью является: Обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования Алтайского района.
Задачи:
- обеспечение равных возможностей в получении качественного образования в системе дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов;
- развитие механизмов независимой оценки качества образования;
- совершенствование процесса сопровождения развития профессионализма педагогов;
- развитие системы дополнительного образования, воспитания и позитивной социализации детей;
- совершенствование деятельности по защите прав детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
2.5. Культура
Целью муниципальной политики в сфере культуры и искусства должно стать увеличение охвата населения услугами культуры, стимулирование и поддержка профессионального искусства и творческих коллективов, развитие культурно-досуговой деятельности и традиционной культуры народов, проживающих на территории Алтайского района, обеспечение безопасности культурных ценностей на территории Алтайского района на основе сохранения культурного наследия и развития культурного многообразия.
Основные задачи:
- повышение эффективности использования культурного потенциала Алтайского района;
- сохранение и развитие системы художественного образования в сфере культуры и искусства в Алтайском районе;
- развитие и модернизация библиотечной системы муниципального образования Алтайский район.
Состояние культурного потенциала Алтайского района можно охарактеризовать наличием объектов: библиотечная сеть состоит из - 17 библиотек (1 центральная районная библиотека и 16 структурных подразделений - детская библиотека и 15 филиалов, расположенных в поселениях района), детские музыкальные школы - 4 учреждения, сеть учреждений клубного типа состоит из 17 учреждений: сельских клубов - 2; МБУК Районный Дом культуры (РДК) - 1; СДК - 14. С учетом складывающейся ситуации в социально-культурной сфере Управление культуры администрации муниципального образования Алтайский район, стремится сохранить престиж районных и сельских учреждений культуры и искусства, обеспечить их экономическую устойчивость, приложить усилия по дальнейшему поиску форм и методов работы в совершенствовании обслуживания населения района, сохранении нравственного потенциала и воспитании гражданской позиции населения.
Анализ ситуации в отрасли культуры показывает, что, с одной стороны, культура в районе должна быть одним из инструментов достижения социально-экономических целей, формировать привлекательный имидж района. С другой стороны, слабая материально-техническая база учреждений культуры и искусства не позволяет полноценно выполнять возложенные на них функции, что сказывается на конечном результате их деятельности.
Образование в сфере культуры и искусства обеспечивает необходимые условия для создания среды, способствующей развитию мотивации обучающихся к самообразованию и самоанализу, развитию их творческих способностей, включению их в социально-полезную деятельность, подготовке их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания. Художественное образование направленно также на подготовку профессиональных творческих и педагогических кадров, которые являются хранителями высокого уровня профессионального искусства во всех уголках России, в том числе и Республике Хакасия, и в нашем районе.
В четырех музыкальных школах района обучается 198 детей. Постоянной задачей образовательных учреждений в области культуры и искусства является выявление музыкально одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития; сохранение и передача грядущим поколениям традиций профессионального художественного образования; воспитание заинтересованной аудитории слушателей, приобщение их к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества. Анализ деятельности музыкальных школ выявляет ряд специфических для образования проблем (в частности: недостаточную материально-техническую базу и кадровую обеспеченность), решение которых требует согласованных действий муниципальной власти, Министерства культуры РХ и администрации школы. Действия должны быть направлены на привлечение молодых специалистов (средний возраст преподавательского состава в ДМШ - 40 лет) путем разработки мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей, укрепления материально-технической базы учреждения, поддержки процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных потребностей школ.
Рост показателей качества в музыкальных школах тесно связан с проблемой оснащения учебного процесса и культурно просветительской деятельности музыкальными инструментами хорошего качества. Исполнение на таких инструментах дает возможность детям почувствовать подлинную красоту звучания и пробуждает интерес к занятиям. Обновление музыкальных инструментов позволит расширить творческое сотрудничество с другими учреждениями культуры и искусства Республики Хакасия, России (проводить творческие встречи и семинары с участием ведущих педагогов в области музыкального искусства), а также на более качественном уровне организовывать и проводить районные конкурсы молодых дарований.
Публичная библиотека на местном уровне является неотъемлемым условием обеспечения непрерывного обучения и культурного развития граждан и социальных групп. Муниципальные библиотеки благодаря своей доступности способствуют совершенствованию общественной жизни местного сообщества. МБУК "Алтайская центральная районная библиотека" планомерно работает над привлечением к пользованию библиотечными услугами разных слоев населения, максимально полным удовлетворением информационных потребностей пользователей библиотек, формированием их информационной культуры, внедрением инновационных программ, проектов, с целью привлечения дополнительных источников финансирования. Муниципальные библиотеки предоставляют населению возможность пользоваться новейшими информационными технологиями, электронными ресурсами. Для широких слоев населения общедоступность библиотек играет роль центров непрерывного образования и неформального общения, обеспечивая доступ к образовательным ресурсам и поощряя индивидуальное саморазвитие сельчан. Продвижение чтения является приоритетным направлением работы муниципальных библиотек, поэтому пополнение фондов новыми изданиями является важным фактором, способным качественно реагировать на читательский спрос, повышать общекультурный уровень библиотечных пользователей. Фонды библиотек пополняются за счет средств местного бюджета, а также в дар от читателей и через абонемент популярной книги. Библиотечный фонд на сегодняшний день составляет более 200 тысяч экземпляров изданий.
Библиотека как центр информации в современных условиях является важным критерием привлечения молодежи. Моделями эффективного взаимодействия с молодежной аудиторией и повышенным интересом отмечены молодежные акции, конкурсы, диалоговые формы мероприятий - беседы, дискуссии, тематические обсуждения, встречи с представителями органов СМИ, правоохранительных органов, предоставление возможности пользования сетью Интернет. Качественный уровень библиотечного обслуживания достигается путем совершенствования системы подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, обеспечивающей поднятие профессионального уровня, владения новыми библиотечными технологиями в условиях автоматизации библиотечной системы. Являясь центрами общественной жизни местного сообщества, библиотеки участвуют в формировании социальной среды, образовательном и культурном процессах района.
Основными направлениями развития библиотечной сферы в ближайшие годы являются (муниципальная программа "Культура Алтайского района (2015 - 2020 годы)":
- укрепление материально-технической базы библиотек (автоматизация библиотек: оснащение компьютерной техникой, средствами телекоммуникаций и тиражирования документов, использование современных информационных технологий; создание, модернизация и развитие официального сайта ЦБС);
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию чтения в Алтайском районе: внедрение новых решений обслуживания пользователей, сохраняя традиционные библиотечные технологии, участие в реализации программных проектов и грантовых конкурсах;
- привлечение к совместной деятельности новых партнеров;
- создание оптимальных условий для безопасности и сохранности фондов муниципальных библиотек;
- сохранение и развитие системы обслуживания детей и молодежи посредством предоставления информации в помощь образованию и самообразованию, досугу, социализации личности и развитию творческих способностей, проведения мероприятий, способствующих воспитанию духовности, патриотизма и гражданственности молодых пользователей;
- целевая поддержка читателей из социально незащищенных слоев населения;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на переподготовку и повышение квалификации специалистов в области библиотечного дела;
- обновление фондов библиотек, обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов.
Постоянный творческий поиск направлен на сохранение и приумножение лучших культурных традиций района, дальнейшее развитие всех видов искусства во имя возрождения духовности в нашем обществе. Этому способствует проведение массовых мероприятий с участием лучших творческих коллективов района. Культура в современном обществе претендует участвовать на равных в социально-экономическом развитии. Задача администрации Алтайского района - поддерживать этот высокий уровень, соответствовать требованиям, которые предъявляются обществом. Ежегодно проводится более 20 широкомасштабных мероприятий, среди них: Новогодние представления, проводы русской зимы - Масленица, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День защиты детей, День России, День Республики Хакасия, День семьи, любви и верности, День пожилых людей, День памяти жертв политических репрессий. Все эти мероприятия становятся поистине семейными праздниками, на которых присутствуют все поколения. Участие в республиканских мероприятиях неотъемлемая часть работы учреждений культуры, на которых происходит оформление традиционной хакасской юрты с соблюдением традиций убранства, для привлечения зрителей к юрте - оформление подворья изделиями мастеров декоративно-прикладного творчества, блюдами хакасской национальной кухни. Район достойно представлен на республиканских праздниках: "Чыл Пазы" - встреча Нового года по хакасскому календарю, "Тун Пайрам", "Уртун Тойы" - праздник урожая. В Районном Доме культуры организована работа творческих коллективов, студий, любительских объединений, клубов по интересам, общественных формирований, создана возможность организации и проведения концертов, фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, демонстрации кино и видеопрограмм, проведения тематических вечеров и творческих встреч, организации массовых театрализованных праздников и концертных программ с участием не только творческих коллективов района, но и привозных коллективов Республики и России (театры, цирки, звезды эстрады и т.д.). И, как следствие, привлечено в РДК большое количество не только зрителей, но и активных участников, в том числе из числа детей и молодежи.
Одной из особенностей сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, в социальном эффекте, который, как правило, считается не первостепенно важным, бывает отложен. Но в конечном итоге он проявляется в увеличении культурных потребностей сельчан, изменении ценностных ориентаций, образа жизни и норм поведения, степени удовлетворения культурных и духовных потребностей, во внешнем и внутреннем имидже района. Информационная деятельность в сфере культуры и искусства направлена на всестороннее и объективное информирование населения о культурной жизни района, привлечение внимания общественности к перспективам развития культурной сферы Алтайского района. С целью распространения информации о проведении мероприятий, предоставления культурной услуги налажено взаимодействие со СМИ, что позволяет продвигать задачи культурной политики, обеспечивать доступ населения к информации в сфере культуры и досуга (выбирать мероприятие, увеличивать посещаемость). Информация о культурных мероприятиях, услугах, важных событиях каждого учреждения публикуется в средствах массовой информации, которые в Алтайском районе представлены газетой "Сельская правда". Реализация программных мероприятий позволяет увеличивать ежегодно расход денежных средств на приобретение звуковой аппаратуры, пошив и приобретение концертных костюмов, что позволяет улучшить качество проводимых в районе мероприятий, достойно и на высоком уровне представлять Алтайский район за его пределами на всех уровнях от регионального до международного.
На территории района утверждена муниципальная программа "Культура Алтайского района (2015 - 2020 годы)", в соответствии с республиканской долгосрочной программой "Культура Республики Хакасия", которая содержит подпрограммы: "Развитие клубного дела и поддержка народного творчества в Алтайском районе", "Развитие и модернизация библиотечного дела в Алтайском районе", "Сохранение и развитие художественного образования в сфере искусства и культуры в Алтайском районе", "Развитие архивного дела в Алтайском районе".
Реализация программы позволит привлечь дополнительные денежные средства из республиканского бюджета на условиях софинансирования, что в свою очередь дает возможность качественно улучшить состояние учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей.
Программный подход к решению стоящих перед культурой задач в конечном итоге приведет к:
- созданию оптимальных условий для эффективной организации культурного досуга населения и сохранению культурного наследия района;
- обновлению программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов музыкального образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
- укреплению материально-технической базы учреждений за счет оснащения их спецоборудованием;
- сохранности памятников истории и культуры.
- обеспечение нормативных условий хранения архивных документов, повышение качества предоставляемых услуг, в том числе в электронном виде, расширение доступа пользователей к ретроспективной информации.
2.6. Физическая культура, спорт, туризм
Физическая культура и спорт - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Согласно полномочиям в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления:
- определяют основные задачи и направления развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принимают и реализуют местные программ развития физической культуры и спорта;
- осуществляют популяризацию физической культуры и спорта среди различных групп населения;
- организовывают проведение муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- утверждают и реализовывают календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- осуществляют организацию медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
- оказывают содействие в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- осуществляют иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочия.
Отремонтированы и введены в действие спортивные сооружения - хоккейные коробки, футбольные и волейбольные площадки. Многие спортивные сооружения нуждаются в текущем или капитальном ремонте. В настоящий момент в районе функционирует 64 спортивных сооружения. Система дополнительного образования района представлена двумя муниципальными учреждениями - "Центром дополнительного образования "Радуга" и "Районной детско-юношеской спортивной школой". В районе культивируются 15 видов спорта: легкая атлетика, футбол, мини-футбол, хоккей с мячом, вольная и греко-римская борьба, бокс, картинг, волейбол, баскетбол, спортивный туризм, спортивное ориентирование, настольный теннис, дзюдо, курес, мотоциклетный спорт.
В целях привлечения туристов в район, а также удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе в Алтайском районе продолжается работа по развитию туризма. Отделом спорта, туризма и молодежной политики администрации подготовлен реестр туристических ресурсов Алтайского района для размещения на различных специализированных сайтах; создан информационный блок об Алтайском районе, ведется календарь событийных районных этнических мероприятий. На сегодняшний день в районе функционирует туристический оздоровительно - образовательный центр "Беркут", который благодаря работе администрации, стал одним из самых привлекательных учреждений оздоровления, отдыха, экологического и спортивного туризма не только в районе, но и в республике. В 2018 году спрос на путевки на детский летний оздоровительный отдых превышал предложения. За лето в лагере отдохнуло 600 детей. Такая популярность объясняется продуманной интересной программой, а также достойными условиями, созданными в учреждении. Дети в центре проживают в благоустроенных корпусах, где установлены системы отопления, водоснабжения, канализации. Имеются туалеты, гигиеническая комната для девочек, душевые, прачечная, сушильная комната, лицензированный медицинский пункт, библиотека. Для активного отдыха и занятий спортом в центре есть концертная площадка с эстрадой, бассейн, стадион, волейбольная и баскетбольная площадки и др. В наличии имеется полный комплект спортивного инвентаря.
2.7. Молодежная политика
Одним из главных стратегических ресурсов жизни любого муниципального образования, его важнейшей социально-демографической группой является молодежь. Именно молодые граждане, благодаря качественно новым знаниям, навыкам, восприимчивости к техническому и информационному прогрессу, способны внести существенный вклад в социально - экономическое развитие Алтайского района.
Муниципальная молодежная политика - составная часть социально-экономической политики, которая отражает отношение органов местного самоуправления к проблемам молодежи, определяет правовые, экономические, организационные основы становления и развития молодых граждан, способствует наиболее полной реализации их способностей в интересах общества и района.
Администрацией Алтайского района были заложены организационные основы молодежной политики, отработаны механизмы ее реализации. Вместе с тем, остаются нерешенными проблемы, стоящие перед этой социальной группой населения:
- безработица;
- отсутствие собственного жилья;
- очередность в дошкольные учреждения;
- низкая заработная плата, стипендия;
- отсутствие учреждений и различных досуговых центров по делам молодежи.
- утрата духовных ценностей, ориентиров;
- преступность в молодежной среде.
Для решения вышеуказанных проблем, в соответствии с современными требованиями Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации продолжается реализация муниципальной программы:
- муниципальная программа "Молодежь Алтайского района на 2015 - 2020 годы".
Отсутствие условий для самореализации, творческая невостребованность, проблемы с жильем и трудоустройством приводят к нарастанию миграционных намерений в молодежной среде. Наиболее острой проблемой продолжает оставаться - жилищная. Из-за ее нерешенности у молодежи формируется чувство социальной незащищенности и, как следствие снижается потребность в создании семьи. Низкий уровень доходов не позволяет приобрести жилье в собственность, а также снимать жилье в аренду. Муниципальной программой "Развитие агропромышленного комплекса в МО Алтайский район на 2015 - 2020 годы", подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий в МО Алтайский район на 2015 - 2020 годы" предусмотрена финансовая помощь на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и граждан, проживающих в сельской местности.
Главными целями являются формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания. Ключевыми мерами является стимулирование развития ипотечного кредитования и предоставление субсидий на оплату части стоимости приобретаемого жилья отдельным категориям граждан, в том числе молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Одновременно, при реализации мероприятий программы, обозначились следующие проблемы: низкие доходы молодых семей; ограниченность бюджетного финансирования, формирующая неопределенный период ожидания для участников программы, из-за длительного ожидания часть молодых семей со временем лишается своего права на улучшение жилищных условий; низкая стоимость одного квадратного метра общей площади жилья при выделении субсидий.
Проводимая в районе социальная политика направлена на укрепление института семьи и повышение уровня значимости семейных ценностей и традиций, включающая в себя комплекс мероприятий по работе с семьей: "День семьи", "День матери", "День семьи, любви и верности", поздравление молодоженов с регистрацией брака в День молодежи и т.д.
Отделом спорта, туризма и молодежной политики администрации Алтайского района активно осуществляет деятельность по организации досуга, отдыха, занятости молодежи, направленную на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и развитие духовных ценностей молодых людей. В целях привлечения активной молодежи к жизни района созданы и работают районный Совет Молодежи и Советы Молодежи поселений. Советом Молодежи на постоянной основе проводятся "круглые столы", выездные мероприятия, мастер-классы, с приглашением специалистов разных сфер деятельности, различные молодежные акции, художественные выставки, физкультурно-оздоровительные и другие мероприятия.
3. Муниципальное управление
3.1. Финансы
Экономическую основу местного самоуправления составляет, прежде всего, консолидированный бюджет муниципального образования Алтайский район, который обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций.
По итогам 2017 года общий объем доходов консолидированного бюджета муниципального образования Алтайский район составил 713,8 млн. рублей. Налоговые доходы составляют основную долю в собственных доходах консолидированного бюджета района - более 65%. Доля неналоговых доходов составляет 35%.
Расходы бюджета муниципального образования Алтайский район в 2017 году составили 695,3 млн. рублей. Превышение расходов над доходами привело к дефициту в 18,5 млн. рублей. Бюджет муниципального образования Алтайский район нацелен на решение самых острых и неотложных проблем. Исполнение бюджета по расходам показало его сохранившуюся социальную направленность, что позволило обеспечить доступность и качество услуг, непосредственно влияющих на уровень жизни населения Алтайского района. В 2018 году на социальную сферу направлено 87% от общих расходов бюджета или 994 млн. рублей. Основные направления расходов бюджетов стали образование - 75%, культура - 12%, социальная политика - 5%, жилищное - коммунальное хозяйство - 8% и т.д. Особое внимание уделяется вопросам своевременной выплаты заработной платы работникам муниципальных бюджетных учреждений, для чего осуществлялся еженедельный оперативный мониторинг выплаты заработной платы и ежемесячный мониторинг исполнения бюджета муниципального образования. В результате исполнения бюджета за анализируемый период было обеспечено сохранение и бесперебойное осуществление деятельности развернутой сети муниципальных бюджетных учреждений. Основной целью политики администрации района в сфере финансов является обеспечение повышения эффективности управления муниципальными финансами, обеспечение самодостаточности, достижение максимальной эффективности и результативности бюджетных расходов.
Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная и налоговая политика будет направлена на решение следующих задач:
- сохранение и развитие налогового потенциала на территории района, поддержка развивающихся секторов экономики:
- содействие восстановлению деловой активности, создание максимально благоприятных условий для развития предпринимательства, работа с крупными налогоплательщиками, расположенными на территории района;
- поддержка социально значимых секторов экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение сбалансированности бюджета района с целью повысить качество управления бюджетным процессом;
- создание условий для обеспечения устойчивого исполнения бюджета района;
- повышение эффективности и результативности работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса;
- выявление внутренних резервов экономии расходов и увеличения доходов бюджета района.
Задача увеличения доходной части бюджета, путем закрепления позитивных результатов по сохранению и расширению налогового потенциала, формирование направлений получения дополнительных источников пополнения бюджета района на среднесрочную перспективу обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджет, устойчивый рост экономики, улучшит социально-экономическую обстановку, инвестиционный и предпринимательский климат, а также повысит финансовую самостоятельность муниципального образования Алтайский район, поэтому в рамках данного направления предполагается проводить следующие мероприятия:
- оказание информационной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;
- привлечение инвестиций на территорию Алтайского района;
- выявление администрациями поселений собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечение их к налогообложению;
- содействие администрациями поселений в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;
- выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов при представлении застройщиком документов на земельный участок;
- выявление собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также проведение разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц;
- выявление вновь построенных объектов, на которые в установленном порядке не оформлены права на собственность;
- выявление фактов самовольной застройки;
- проведение ревизии земельных участков, находящихся под линейными объектами, земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, земельных участков, перешедших по наследству или находящихся в общей долевой собственности;
- продолжение работы Межведомственной комиссии по легализации "теневой" заработной платы и осуществлению контроля за полнотой, своевременностью уплаты заработной платы и Межведомственной комиссии по увеличению налоговых поступлений в бюджет муниципального образования Алтайский район, направленной на:
* решение вопросов по изысканию резервов для пополнения консолидированного бюджета района;
* анализ состояния платежной дисциплины налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
* разработку мер по недопущению недоимки в консолидированный бюджет района по местным налогам, а также другим закрепленным доходным источникам.
- проведение разъяснительной работы с арендаторами земельных участков и муниципального имущества через СМИ о применении законодательства по земельно-имущественным правоотношениям для обеспечения своевременного исполнения ими обязанности по уплате арендных платежей;
- проведение проверок соблюдения юридическими и физическими лицами земельного законодательства, в том числе по вопросам целевого использования, недопущения самовольного занятия, соблюдения сроков освоения, предотвращения и ликвидации захламления земельных участков, своевременного оформления прав на земельные участки, в рамках осуществления муниципального земельного контроля;
- проведение работы по выявлению нарушений земельного законодательства;
- оформление права муниципальной собственности на земельные участки в порядке разграничения государственной собственности на землю;
- проведение анализа использования муниципальными предприятиями муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение;
- доведение информации до потенциальных претендентов о свободных объектах недвижимого имущества через СМИ и интернет;
- проведение инвентаризации объектов муниципального имущества;
- проведение проверок по целевому использованию сданных в аренду нежилых помещений;
- проведение работы по выявлению объектов аренды муниципального имущества, используемого без правоустанавливающих документов;
- заключение договоров аренды муниципального имущества на вновь предоставляемые объекты;
- проведение анализа поступлений арендной платы за муниципальное имущество, ее начислений и роста задолженности, с целью выявления договоров аренды с неисполненными обязательствами в части выплаты арендной платы;
- осуществление подготовки к продаже объектов муниципального имущества на аукционах и другими способами, предусмотренными действующим законодательством;
- осуществление формирования земельных участков для подготовки к проведению аукционов по продаже земельных участков и подготовке к проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков;
- осуществление оформления договоров купли-продажи и аренды земельных участков;
- подготовка документов для взыскания в судебном порядке задолженности, сложившейся по договорам аренды муниципального имущества, по договорам аренды земельных участков.
Бюджетная политика в области расходов будет направлена на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов за счет:
- ограничения принятия новых расходных обязательств, отказа от ранее принятых, но не финансируемых расходных обязательств;
- эффективности размещения заказов для муниципальных нужд;
- сокращения расходов или недопущения роста расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат и деятельностью объектов социальной инфраструктуры;
- проведения инвентаризации и оптимизации публичных обязательств;
- переориентации расходов бюджета на реализацию программ;
- проведения мер по энергоэффективности потребляемых бюджетным сектором энергоресурсов;
- усиления роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, анализа достигнутых результатов, утвержденных в муниципальных заданиях;
- сокращения капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- принятия решений по увеличению действующих или установлению новых расходных обязательств только в пределах, имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений;
- осуществления поэтапного перехода к нормированию расходов консолидированного бюджета муниципального образования Алтайский район.
Основные приоритеты расходования средств консолидированного бюджета муниципального образования Алтайский район останутся прежними и будут направлены на решение следующих задач:
- гарантированное выполнение социальных обязательств;
- дальнейшее повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений;
- улучшение материально - технической базы учреждений социально- культурной сферы;
- капитальный ремонт и модернизация объектов коммунального хозяйства.
Бюджетная политика в области финансового контроля будет направлена на совершенствование муниципального финансового контроля и обеспечение комплексного взаимодействия между всеми органами его осуществляющими.
В целях совершенствования действующего механизма муниципального финансового контроля необходимо:
- усилить ответственность главных распорядителей средств бюджета за обеспечением эффективности и результативности использования бюджетных средств и повышением качества муниципальных услуг;
- повысить качество информации, формируемой в бухгалтерской отчетности в соответствии с нормами (требованиями) бюджетного законодательства Российской Федерации.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов повышается роль контрольных функций всех участников бюджетного процесса. Финансовая дисциплина нужна на всех стадиях бюджетного процесса - от планирования бюджетных ассигнований до формирования бюджетной отчетности.
При этом первостепенное значение приобретают контроль за эффективностью использования средств бюджета района.
Мероприятия по обеспечению контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета должны быть направлены на:
- установление единых требований к проведению контрольных мероприятий;
- обеспечение жесткого контроля за недопущением образования необоснованной кредиторской задолженности;
- соблюдение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
- осуществление мониторинга эффективности (измеримого результата) предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
Особое внимание будет уделено контролю за:
- отсутствием кредиторской задолженности по принятым бюджетным обязательствам, в первую очередь по заработной плате и коммунальным услугам;
- использованием предоставляемых за счет средств бюджета бюджетных инвестиций;
- полнотой и своевременностью представляемой отчетности.
3.2. Управление муниципальной собственностью
На сегодняшний день одной из основных задач органов местного самоуправления является повышение эффективности управления муниципальным имуществом, а также создание условий для эффективного функционирования рынка земли и недвижимости на территории Алтайского района.
Для реализации этой задачи осуществляется учет объектов муниципальной собственности путем ведения реестра муниципальной собственности. Одними из источников доходов консолидированного бюджета Алтайского района являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
Анализ данных видов доходов показал следующее.
Доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности ежегодно увеличивается. Но несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования объектов муниципальной собственности, существующая система управления муниципальным имуществом нуждается в совершенствовании, а именно, по-прежнему остается актуальной задача повышения эффективности использования муниципального имущества. Эту задачу необходимо решать, в частности, за счет обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, четкого разграничения и скоординированности полномочий всех структурных подразделений администраций района и поселений, участвующих в процессе управления недвижимостью, установления жесткого контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Муниципальная политика в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом в среднесрочной перспективе будет направлена на:
- разграничение собственности, в том числе на землю, здания, сооружения, включая входящие в состав имущественных комплексов муниципальных предприятий и учреждений;
- контроль за использованием объектов муниципальной собственности;
- модернизация системы учета и контроля платежей за землю и объектов недвижимости;
- увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;
- оптимизацию структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления.
В результате реализации мер муниципальной политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом ожидается:
- увеличение роста доходов консолидированного бюджета муниципального образования Алтайский район от эффективности управления муниципальным имуществом, в том числе земельными участками;
- создание полной и достоверной электронной базы данных об объектах недвижимости на территории Алтайского района.
4. Конкурентоспособность экономики
4.1. Промышленность
Ведущее место в экономике района занимает промышленный комплекс. Базовой отраслью является добыча полезных ископаемых - каменного угля. К предприятиям добывающей промышленности Алтайского района относятся: ОАО "Разрез Изыхский", ООО "Разрез Аршановский", ООО "Разрез Белоярский", ООО "УК "Разрез Майрыхский" и ООО "ВОСТСИБУГОЛЬ - Хакасия". На территории Изыхского каменноугольного месторождения работает угледобывающее предприятие ОАО "Разрез Изыхский". ОАО "Разрез Изыхский" создано в 1965 году, входит в состав Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Разрез ведет добычу открытым способом на Изыхском каменноугольном месторождении. Система разработки комбинированная. Прогнозные ресурсы оцениваются в 70 млн. тонн. ООО "Разрез Аршановский" - предприятие создано в 2011 году, ведет добычу открытым способом на Бейском каменноугольном месторождении - участок Аршановский 1. На территории района с 2014 года осуществляет деятельность ООО "Разрез Белоярский". Добычу угля данное предприятие начало в 2014 году. ООО "ВОСТСИБУГОЛЬ - Хакасия" - в настоящее время реализация проекта осуществляется в соответствии с лицензионными условиями: выполнено и направлено на государственную экспертизу ГКЗ Роснедра ТЭО постоянных разведочных кондиций; получен от исполнителя на согласование геологический отчет с пересчетом запасов угля в границах Участка недр. Добычу угля данное предприятие планирует начать в 2018 году.
Производством строительных материалов в Алтайском районе занимается:
ООО "Кирпичный завод "Хакасский элемент" - создано 03 сентября 2013 года, основной вид деятельности - производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины.
4.2. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство в Алтайском районе является одним из наиболее крупных и важных секторов народного хозяйства. На территории района осуществляют свою деятельность 52 предприятия, занятые производством сельскохозяйственной продукции, в том числе 43 крестьянско-фермерских хозяйств. Кроме того, по состоянию на 01 января 2018 года в районе зарегистрировано 8703 личных подсобных хозяйств. В 2018 году 15% посевных площадей района были заняты под кормовые культуры. В структуре посевных площадей значительную долю (более 50%) занимают зерновые культуры. Они выращиваются в основном для производства кормов. В связи с недостаточно благоприятными агроклиматическими условиями для выращивания товарного зерна, его производство имеет целью обеспечение местных потребностей. Для выращивания товарного зерна наиболее пригодна восточная часть Алтайского района - Очурский, Кировский, Новомихайловский и Новороссийский сельсоветы. Производство овощей и картофеля сосредоточено в личных хозяйствах населения и направлено непосредственно на внутрирайонное потребление.
Урожайность с 1 га убранной площади в 2018 году:
- зерновых и зернобобовых культур 9,8 ц;
- картофеля 45 ц.
Животноводство является основным направлением сельскохозяйственной специализации Алтайского района. Набирает темп развитие мясного овцеводства, свиноводства и коневодства. Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях в 2018 году составили в среднем 38 килограмм.
4.3. Малое и среднее предпринимательство
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Алтайский район на 10 тысяч жителей в 2018 году составило 171 единицу, рост составил 11,8% к 2017 году. В 2018 году поступления налогов в бюджет (ЕНВД, единого сельхозналога, патентная система) от малого и среднего бизнеса составили 4666,2 тыс. рублей. На поступления в частности влияет активная работа Межведомственной комиссии по работе с задолженностью в бюджет Алтайского района, созданная при администрации района.
В муниципальном образовании Алтайский район индивидуальные предприниматели занимаются розничной торговлей, ремонтом бытовой техники, ремонтом автомобилей, теле-, видео-, аудиоаппаратуры, производством мебели для продажи и по заявкам населения, производством столярных изделий, оказывают парикмахерские, косметологические и другие услуги. Расширяется ассортиментный перечень реализуемых товаров и оказываемых услуг населению. Несмотря на определенные резервы для дальнейшего развития предпринимательской деятельности в районе имеется ряд проблем, оказывающих негативное влияние на данный процесс.
Первая группа: проблемы, которые не представляется возможным решить на уровне администрации Алтайского района:
- рост цен и тарифов, в первую очередь на электроэнергию и транспортные услуги;
- близость к г. Абакан, предпринимателям района сложно конкурировать с ценовой политикой предпринимателей города, осуществляющих деятельность в сфере торговли, по оказанию различного рода услуг, производству товаров.
Вторая группа проблем - это:
- не достаточно развито производство товаров народного потребления;
- недостаточно развитая сеть сервисных услуг, а также недоступность бытовых услуг (в полном объеме) для жителей ряда населенных пунктов.
Для решения указанных проблем необходима поддержка предпринимателей в целях развития указанных направлений для укрепления их материально-технической базы за счет строительства, модернизации и реконструкции существующих объектов, оснащения новым оборудованием, в рамках действующих государственных и муниципальных программ по поддержке предпринимательства.
4.4. Потребительский рынок
Потребительский рынок района характеризуется следующими тенденциями:
- существенным расширением ассортимента предлагаемых товаров и видов оказываемых услуг;
- изменением качества предлагаемых товаров и услуг;
- изменением структуры платных услуг;
- периодическим ростом цен.
Одна из важных задач функционирования потребительского рынка - создание условий для повышения качества жизни населения. Потребительский рынок можно разделить на четыре крупных сегмента:
1. Потребительский рынок, удовлетворяющий потребности в культурном и образовательном развитии (рынок образовательных услуг, рынок услуг учреждений культуры, рынок досуговых услуг).
2. Потребительский рынок, удовлетворяющий потребности в поддержании здоровья (рынок медицинских услуг, рынок спортивных услуг, рынок ветеринарных услуг).
3. Потребительский рынок, удовлетворяющий потребности в поддержании жизнедеятельности организма (рынок услуг общественного питания, рынок продовольственных товаров, рынок товаров народного потребления).
4. Потребительский рынок, удовлетворяющий потребности в поддержании условий жизни (информационный рынок, рынок бытовых услуг, рынок транспортных услуг, рынок жилья и жилищно-коммунальных услуг, рынок прочих платных услуг).
В целях оценки роли и значения отдельных отраслевых групп услуг и видов деятельности потребительского рынка обратимся к сравнительным статистическим данным. Розничная торговля выполняет важную социальную функцию: обеспечивает занятость населения района, создавая рабочие места и обеспечивая определенный уровень предпринимательской активности. Оборот розничной торговли формируется, в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Розничная торговля представлена торговыми предприятиями, различающимися по видам реализуемого ассортимента, по форме торгового обслуживания, по уровню цен, по типам торговых предприятий.
Тенденции потребительского рынка таковы, что доверие покупателей, приобретают только же торговые предприятия, которые смогут завоевать доверие потребителей, обеспечив его качественной продукцией.
Приоритетными направлениями деятельности администрации района по регулированию развития потребительского рынка будут являться:
- мониторинг состояния потребительского рынка;
- прогнозирование развития потребностей в товарах и услугах и тенденций развития самого потребительского рынка и его составляющих;
- создание эффективной структуры потребительского рынка путем развития разноформатных торговых предприятий.
Приложения
Перечень
муниципальных программ, реализуемых в Алтайском районе
N |
Наименование муниципальной программы Алтайского района |
Ответственный исполнитель муниципальной программы Алтайского района |
Основные направления реализации муниципальных программ (в том числе подпрограммы, программно-целевые инструменты) |
1 |
"Развитие образования Алтайского района" |
Управление образования администрации Алтайского района |
1. "Развитие дошкольного образования"; 2. "Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования"; 3. Развитие системы дополнительного образования детей, выявления и поддержки одаренных детей и молодежи"; 4. "Развитие муниципальной системы оценки качества образования и информационной открытости системы образования". 5. "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия". |
2 |
"Культура Алтайского района" |
Управление культуры администрации Алтайского района |
1. "Развитие клубного дела и поддержка народного творчества в Алтайском районе"; 2. "Сохранение и развитие художественного образования в сфере искусства и культуры в Алтайском районе"; 3. "Развитие и модернизация библиотечного дела в Алтайском районе"; 4. "Развитие архивного дела в Алтайском районе". |
3 |
"Развитие агропромышленного комплекса в муниципальном образовании Алтайский район" |
Управление сельского хозяйства администрации Алтайского района |
1. "Устойчивое развитие сельских территорий в муниципальном образовании Алтайский район"; 2. "Поддержка сельхозтоваропроизводителей муниципального образования Алтайский район". |
4 |
"Развитие физической культуры и спорта" |
Отдел спорта, туризма и молодежной политики администрации Алтайского района |
"Развитие спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва" |
5 |
"Молодежь Алтайского района" |
Отдел спорта, туризма и молодежной политики администрации Алтайского района |
1. "Вовлечение молодежи в общественную, добровольческую деятельности"; 2. "Создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи" |
6 |
"Содействие занятости несовершеннолетних граждан муниципального образования Алтайский район" |
Управление образования администрации Алтайского района |
"Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временные рабочие места" |
7 |
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Алтайском районе" |
УЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района |
"Строительство зданий, строений, сооружений в соответствии с установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности" |
8 |
"Комплексная программа модернизация и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Алтайского района" |
УЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района |
1. "Капитальный ремонт тепловых сетей и котельного оборудования"; 2. "Чистая вода". |
9 |
"Безопасность обращения с отходами на территории Алтайского района" |
УЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района |
"Строительство полигона твердых бытовых отходов в с. Белый Яр" |
10 |
"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Алтайском районе" |
Управление образования администрации Алтайского района, ОМВД России по Алтайскому району |
1. "Профилактика правонарушений обеспечение безопасности и общественного порядка в Алтайском районе"; 2. "Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском районе". |
11 |
"Противодействие незаконному обороту наркотиков, снижение масштабов наркотизации и алкоголизации населения в Алтайском районе" |
Управление образования администрации Алтайского района, ОМВД России по Алтайскому району, КДН, УСПН |
"Создание системы профилактики немедицинского потребления наркотиков" |
12 |
"Территориальное планирование Алтайского района" |
Управление и экономики администрации Алтайского района |
"Актуализация документов территориального планирования сельсоветов в составе Управление образования администрации Алтайского района" |
13 |
"Развитие муниципальной службы в Алтайском районе" |
Администрация Алтайского района |
"Создание условий для дополнительного профессионального образования". |
14 |
"Развитие органов местного самоуправления Алтайского района" |
Администрация Алтайского района |
"Обеспечение деятельности органов местного самоуправления Алтайского района" |
15 |
"Поддержка и развитие муниципального казенного учреждения Редакции газеты "Сельская правда" |
Управление культуры администрации Алтайского района |
"Обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения Редакция газеты "Сельская правда" |
16 |
"О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Алтайский район" |
Администрация Алтайского района |
"Организация и проведение профилактических мероприятий по информационно - пропагандистками сопровождению антитеррористической деятельности" |
17 |
"Доступная среда" |
Администрация Алтайского района |
"Обеспечение доступности среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения" |
18 |
"Жилище" |
Администрация Алтайского района |
1. "Повышение устойчивости, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах муниципального образования Алтайский район"; 2. "Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под индивидуальную жилую застройку". |
19 |
"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей на водных объектах Алтайского района" |
Администрация Алтайского района |
"Улучшение материально технического обеспечения ДПК". |
20 |
"Развитие автомобильных дорог Алтайского района" |
УЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района |
Увеличение протяженности автомобильных дорог местного значения, улучшение качества дорожного покрытия. |
21 |
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Алтайский район" |
Администрация Алтайского района |
1. "Содействие развитию экономического потенциала МО Алтайский район через создание благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства" 2. "Субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ и услуг)". |
Перспективная хозяйственная специализация сельсоветов Алтайского района
Наименование сельского поселения в составе МО |
Численность постоянного населения на 01.01.2016 (чел.) |
Перспективная хозяйственная специализация |
Муниципальное образование Алтайский район |
25962 |
|
Аршановский сельсовет |
1795 |
|
с. Аршаново |
1496 |
Добыча угля, КФХ, ЛПХ. |
аал Сартыков |
271 |
КФХ, ЛПХ |
аал Хызыл Салда |
28 |
КФХ, ЛПХ |
Белоярский сельсовет |
11260 |
|
с. Белый яр |
10298 |
Добыча угля, производство строительных материалов, производство кондитерских изделий КФХ, ЛПХ, |
д. Кайбалы |
971 |
КФХ, ЛПХ, производство хлебобулочных изделий |
Изыхский сельсовет |
1603 |
|
п. Изыхские Копи |
1603 |
КФХ, ЛПХ |
Кировский сельсовет |
1564 |
|
с. Кирово |
1292 |
Выращивание зерновых и технических культур, производство круп, эфирных масел. Разведение мясного скотоводства, табуннового коневодства, КФХ, ЛПХ. |
с. Алтай |
272 |
КФХ, ЛПХ. |
Краснопольский сельсовет |
871 |
|
с. Краснополье |
653 |
Добыча угля, КФХ, ЛПХ. |
д. Смирновка |
218 |
КФХ, ЛПХ. |
Новомихайловский сельсовет |
1007 |
|
с. Новомихайловка |
1007 |
Выращивание зерновых и кормовых культур, ЛПХ. |
Новороссийский сельсовет |
2122 |
|
с. Новороссийское |
962 |
|
д. Березовка |
251 |
КФХ, ЛПХ |
д. Герасимово |
132 |
КФХ, ЛПХ |
д Летник |
358 |
КФХ, ЛПХ |
д. Лукьяновка |
419 |
КФХ, ЛПХ |
Очурский сельсовет |
1998 |
|
с. Очуры |
1980 |
Разведение мясного скотоводства, овцеводства, КФХ, ЛПХ |
д. Монастырка |
18 |
КФХ |
Подсинский сельсовет |
3742 |
|
с. Подсинее |
3742 |
Производство строительных материалов, ЛПХ |
SWOT-анализ Алтайского района
Влияние фактора на социально-экономическое развитие района | |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Наличие на территории района ряда месторождений полезных ископаемых; Наличие свободных инвестиционных площадок; Наличие свободных земельных участков для жилой и промышленной застройки; Наличие торговых точек практически во всех населенных пунктах района; Своевременность получения заработной платы, в первую очередь работниками бюджетных организаций, пенсий и социальных пособий; Индивидуальное жилищное строительство. Удовлетворительный уровень образовательных услуг. Подвоз детей в школы осуществляется автобусами муниципального органа управления образования; Существующие исторические места, природный ландшафт способствует развитию туризма; Наличие самозанятости населения: развитие ЛПХ, КФХ, временная занятость; Наличие благоприятных условий для ведения бизнеса; Значительные площади сельскохозяйственных угодий, в т. ч. пашни. Приобретение новой современной сельскохозяйственной техники за счет кредитов банка. Приобретение элитных и лицензированных семян. Приобретение и использование минеральных и органических удобрений; Обновление и возведение объектов образования, здравоохранения, культуры. |
Расположение в местности с резко континентальным климатом, холодная продолжительная зима и короткое лето; - Кризисные явления в экономике района; - Высокий физический и моральный износ оборудования и основных фондов предприятий; - Ресурсоемкие и устаревшие технологии получения тепла, высокие потери тепла в сетях; - Высокая степень износа сетей тепло и водоснабжения; - Неблагоприятная демографическая ситуация; - Низкие закупочные цены на сырье и сельскохозяйственную продукцию; - Высокие тарифы на электроэнергию; - Высокая степень износа коммунальной инфраструктуры района, жилищного фонда; - Плохое состояние дорожных покрытий; - Внутренние дороги в сельских территориях в неудовлетворительном состоянии; - Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию; - Низкий уровень заработной платы в отрасли сельского хозяйства; - Ограниченность числа пользователей современными средствами связи и получения информации; - Низкое качество связи в ряде поселений; - Высокий уровень дотационности территории; - |
Возможности (О) |
Угрозы (T) |
Развитие конструктивного и взаимовыгодного партнерства между администрацией района и хозяйствующими субъектами на территории района; Обеспечение роста налоговых и неналоговых поступлений в бюджет района; Активизация участия в федеральных и республиканских программах. |
- Негативные демографические процессы; - Технологическое и техническое отставание, потеря конкурентоспособности; - Ужесточение конкуренции; - Нестабильность внешних условий бизнеса; - Изменение государственной политики в области налогообложения; - Недостаток собственных средств у хозяйствующих субъектов; - Рост цен на продовольственные и непродовольственные товары; - Рост цен и тарифов на электроэнергию, на жилищно-коммунальные услуги и транспортные услуги, превышающий уровень инфляции; - Возрастание зависимости социальной политики района от возможностей вышестоящих бюджетов. Передача дополнительных полномочий без соответствующего финансового обеспечения. |
Выбор стратегии социально-экономического развития района на базе анализа соотношений слабых и сильных сторон с возможностями и угрозами:
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
SО (указывается, как сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей) |
WО (указывается, как компенсировать слабые стороны) |
Формирование эффективной системы привлечения инвестиций, реализация инвестиционных проектов, отвечающих последним техническим, экологическим стандартам; Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, поддержка предпринимателей с уникальными, особенными проектами; Повышение качества медицинских услуг населению; Рост рождаемости и снижение смертности; Дальнейшее развитие социальной поддержки населения; Формирование дошкольного образования адекватного демографической ситуации; Благоприятные условия для развития туризма: наличие памятников природы и археологических памятников; наличие дорог до мест расположения туристических объектов; Активизация экономической деятельности на территории района за счет наличия природных ресурсов, свободных производственных площадей; Переработка сельскохозяйственного сырья; Тенденция роста доходной части бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений; Стабильные условия ведения бизнеса. |
Формирование на территории района благоприятных условий для инновационной и инвестиционной деятельности; Создание условий для повышения конкурентоспособности отдельных отраслей производства, как на внутреннем, так и на внешнем рынках; Реализация программ по улучшению демографической ситуации и укрепления здоровья жителей района; Разработка программ по переселению жителей района из ветхого и аварийного жилищного фонда; Реализация программы по переработке и утилизации бытовых и промышленных отходов; Внедрение современных ресурсосберегающих технологий. |
SТ (указывается, какие сильные стороны необходимо сохранять для предотвращения угроз) |
WТ (указывается, что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений ввиду совпадений слабых сторон в условиях действия соответствующих угроз) |
Усиление поддержки в области малого и среднего предпринимательства; Реализация мероприятий по привлечению на предприятия района совершенных инновационных технологий; Укрепление материальной базы системы дошкольного образования. |
Дальнейшая разработка нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций на территорию района; Формирование на территории района эффективной экологической инфраструктуры; Перевод ЖКХ на рыночные условия, расширение конкуренции в коммунальной сфере. |
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов Алтайского района Республики Хакасия от 6 декабря 2018 г. N 70 "Об утверждении стратегии социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.