В соответствии с Законом Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" (с последующими изменениями) и с целью создания необходимых условий для реализации прав граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, урегулирования процедуры сопровождения замещающих семей, приказываю:
1. Внести в приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 23.10.2008 N 1055 "Об утверждении Примерного положения о Службе сопровождения замещающих семей в Республике Хакасия" следующие изменения:
1) в приказе:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об организации деятельности служб сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Хакасия";
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Законом Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" (с последующими изменениями) и с целью создания необходимых условий для реализации прав граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, урегулирования процедуры сопровождения замещающих семей приказываю:";
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Примерное положение о Службе сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Хакасия (приложение 1).
2. Утвердить Порядок организации сопровождения семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание (приложение 2).";
дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Утвердить Положение об организации подготовки лиц, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 3).
4. Утвердить Примерный перечень документов, необходимых для организации деятельности служб сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Хакасия (приложение 4).";
Приложение 3
Положение
об организации подготовки лиц, выразивших желание принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Настоящее Положение разработано в целях реализации пунктов 4, 10, 17, 19, 20 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", а также пункта "в" части 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423.
2. Настоящее Положение регулирует процедуру подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка), на территории Республики Хакасия.
3. Подготовка осуществляется службами сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Служба сопровождения).
4. Целью подготовки является оказание психолого-педагогической и правовой помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
5. Подготовка осуществляется в соответствии с Программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной приказом Минобрнауки Республики Хакасия от 31.08.2012 N 100-892 (с последующими изменениями) (далее - Программа).
6. Подготовка осуществляется на русском языке. Форма проведения подготовки может быть очной или очно-заочной, а также посредством дистанционного освоения Программы.
При проведении подготовки в очно-заочной форме:
очно осваивается тренинговая часть Программы, индивидуальное консультирование, в том числе итоговая аттестация, и полностью "Организационно-подготовительный" блок Программы;
заочно может осваиваться лекционная часть Программы, в том числе с использованием дистанционных методов.
7. Служба сопровождения зачисляет граждан на курс подготовки по письменному заявлению гражданина по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению при личном обращении с предъявлением паспорта, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иного документа, удостоверяющего личность.
Гражданин вправе подать заявление и копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в электронном виде путем их направления по электронной почте в Службу сопровождения.
В заявлении гражданин выражает согласие (отказ) на (от) прохождение(я) психологического обследования и оценки психологической готовности к приему ребенка в семью.
8. Письменные заявления граждан регистрируются в порядке делопроизводства в течение одного рабочего дня с момента его поступления в журнале учета письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
9. После зачисления на курс подготовки гражданину направляется уведомление о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.
10. Выданные свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - свидетельство) регистрируются в журнале учета выдачи свидетельств по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению.
11. Служба сопровождения обеспечивает защиту персональных данных граждан, обратившихся и прошедших подготовку, а также прошедших психологическое обследование.
12. Для оценки психологической готовности гражданина к приему детей в семью Служба сопровождения с согласия гражданина проводит психологическое обследование гражданина.
По результатам социально-психологической диагностики и посещения семьи гражданину выдается заключение по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению. Заключение оформляется в двух экземплярах. Копию заключения с согласия гражданина Служба сопровождения передает специалистам органа опеки и попечительства.
Приложение 1
к Положению об организации
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
Форма
Руководителю __________________________
(наименование организации)
от ____________________________________
(Ф.И.О.)
________________________ года рождения,
зарегистрированного(ой) по месту
жительства по адресу: _________________
_______________________________________
(с указанием почтового индекса)
фактически проживающего(ей) ___________
телефон _______________________________
адрес электронной почты _______________
паспорт _______________________________
(серия, номер)
выдан _________________________________
(когда и кем)
Заявление
гражданина о зачислении на курс по Программе
подготовки лиц, желающих принять на воспитание
в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Я, ___________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
прошу зачислить меня на курс по Программе подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Даю свое согласие на обработку и использование моих персональных
данных, содержащихся в настоящем заявлении.
С графиком проведения занятий ознакомлен(а).
С основаниями, целями психологического обследования и
социально-психологической диагностики моей семьи ознакомлен(а).
Выражаю свое (свой) согласие (отказ) для (от) прохождения
психологического обследования и оценки психологической готовности к приему
ребенка в семью (ненужное зачеркнуть) в целях:
организации тестирования для изучения мотивационно-личностных
характеристик;
предоставления информации в государственные органы Российской Федерации
в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской
Федерации, Республики Хакасия.
Диагностический материал мне полностью ясен и понятен, услуги
переводчика не требуются.
Я подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую по своей воле и в
интересах ребенка.
Прошу:
результаты психологического обследования выдать лично, копию
результатов передать специалистам органа опеки и попечительства (ненужное
зачеркнуть);
свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на
территории Российской Федерации выдать лично, направить заказным почтовым
отправлением с уведомлением о вручении (ненужное зачеркнуть).
"___" ________ 20___ г. ________________________ _____________
(подпись заявителя) (Ф.И.О.)
Приложение 2
к Положению об организации
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
Форма
Журнал
учета письменных заявлений граждан о зачислении
на обучение по Программе подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
___________________________________________________
(наименование органа опеки и попечительства)
Начат __________
Окончен ________
N п/п |
Дата подачи заявления |
Фамилия, имя, отчество заявителя, дата рождения |
Место жительства заявителя |
Отметка о согласии (отказе) прохождения психологического обследования |
Отметка о прохождении подготовки (количество академических часов) |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
к Положению об организации
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
Форма
Бланк или штамп организации
от ___________ N __________
Уведомление
о прохождении подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
_______________________________________________________________________
___________________________________________ (далее - служба сопровождения)
(наименование организации, осуществляющей полномочие органа опеки и
попечительства по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей)
уведомляет Вас, _________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество гражданина)
о том, что в период с ____ по _____ 20___ года Вы приглашены на прохождение
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей, в ___________________________________,
(орган опеки и попечительства)
по адресу: _______________________________________________________________.
(адрес, телефон)
Занятия будут проводиться _________________________________________________
(указать часы и дни проведения занятий)
в соответствии с программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
По окончании обучения будет проведена итоговая аттестация. В случае
успешной сдачи аттестации Вам будет выдано свидетельство о прохождении
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей.
В случае неудовлетворительной сдачи итоговой аттестации Вам будет
выдано письменное уведомление о невозможности выдачи свидетельства о
прохождении подготовки и рекомендации о повторном прохождении курса
подготовки.
___________________ ________________________ _______________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Приложение 4
к Положению об организации
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
Форма
Журнал
учета выдачи свидетельств о прохождении подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
_______________________________________________________
(наименование органа опеки и попечительства)
Начат ________________
Окончен _____________
Срок хранения: постоянно
N п/п |
Номер свидетельства, дата выдачи |
Кому выдано (фамилия, имя, отчество) |
Подпись лица, получившего свидетельство, дата получения (либо отметка о направлении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) |
Ответственное лицо, выдавшее свидетельство |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
к Положению об организации
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
Форма
УТВЕРЖДАЮ
_______________________________________
(должность, наименование органа опеки и
попечительства)
_______________________________________
_______________________________________
(подпись) (Ф.И.О. должностного лица)
"__" _________ 20___ г.
М.П.
Заключение
по результатам психологического обследования граждан,
выразивших желание стать усыновителями, опекунами
(попечителями), о готовности и способности граждан
к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью
1. Сведения о гражданах
1.1. ФИО заявителя (супруга) ___________________________________________
1.2. Дата рождения _____________________________________________________
1.3. Образование, место работы, должность ______________________________
1.4. ФИО заявителя (супруги) ___________________________________________
1.5. Дата рождения _____________________________________________________
1.6. Образование, место работы, должность ______________________________
1.7. Состав семьи ______________________________________________________
(указывается ФИО члена семьи, дата рождения, степень родства)
1.8. Граждане (гражданин) _______________________________________ прошли
(прошел) в период с _____ по _______ подготовку ________________________
(при наличии свидетельства, справки; с указанием количества часов)
психологическое обследование, проведенное ______________________________
(указать специалистов, проводивших обследование, срок проведения
обследования, используемые методы и методики <*>)
2. Внутрисемейные связи и отношения, влияющие на размещение ребенка
2.1. Стиль семейных отношений (авторитарный, демократический, лидерство,
распределение ролей) ___________________________________________________
(используемые методики и результаты)
2.2. Устойчивость семейной системы (характер связей между членами семьи)
________________________________________________________________________
(используемые методики и результаты)
2.3. Гибкость семейной системы (готовность к сотрудничеству и изменениям)
_________________________________________________________________________
(используемые методики и результаты)
2.4. Способность к изменению образа и уклада жизни в соответствии с
потребностями ребенка ___________________________________________________
3. Социокультурные ресурсы семьи
3.1. Опыт воспитания собственных детей _________________________________
3.2. Устойчивость решения (инициатор и время принятия решения, отношение
других членов семьи к принятию ребенка) ________________________________
3.3. Культурное развитие кандидата (интересы и увлечения, ориентированные
на развитие детей) _____________________________________________________
4. Индивидуально-типологические особенности кандидатов
(прописывается по каждому кандидату отдельно)
4.1. Психолого-педагогическая компетентность кандидата в вопросах
семейного воспитания
__________________________________
<*> Рекомендуемые методики: полу-структурированное интервью для создания
краткой характеристики кандидата, мотивация: (Дейян, 2003, "Опросник на
мотивацию приема" В.Н. Ослон, Бланк стандартизированного интервью В.Н.
Ослон; Стандартизированное интервью (разработано на основе материалов В.Н.
Ослон, Д.С. Райкус, Р.К. Хьюз). Составители: Беляева Т.П., Гапченко Е.А.);
Тест-опросник "Мотивация выбора приемного ребенка" В.В. Савченко, Г.Н.
Соломатина: Шкала социальной желательности Марлоу-Крауна; Опросник
выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R, адаптирована В.Н.
Тарабриной, 2007); диагностика проблемности зоны, связанной с употреблением
алкоголя (Стандартизированный опросник А-тест); Диагностика агрессивности
(Опросник диагностики легитимизированной агрессии (JIA-44) С.Н.
Ениколопова, Н.П. Цибульского; Опросник Ч.Д. Спилберга "Диагностика
характера и уровня агрессивности"; Оценка агрессивности в отношениях А.
Ассингера, Бойко; Опросник "Характер взаимодействия супругов в конфликтных
ситуациях" Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской; Шкала семейной
адаптации и сплоченности Д. Ослона (FACES III) (русскоязычная версия Э.Г.
Эйдемиллера); Тест жизнестойкости С. Мадди (русскоязычный вариант Д.А.
Леонтьева, Е.И. Рассказовой); Тест семейных ресурсов II (А.В. Махнач, Ю.В.
Постылякова); Стиль воспитания детей: "Какой вы воспитатель", "Семейная
стратегия воспитания", Опросник родительского отношения (Варга, Столин);
Вопросник описания системы наказания и поощрения для родителей (Е.Н.
Николаева, модифицированный вариант); Личностные характеристики:
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ - Л.
Собчик); Многофакторный опросник FPI, "Многофакторный опросник Кеттелла"
(сокращенный вариант - форма С); "Тест исследования тревожности", автор
Спилберг Ч.Д., адаптирован Халининым Ю.Л.); "Опросник на агрессивность"
Басса-Дарки", Тест "Незаконченные предложения", Висбаденский опросник
WIPPF; Взаимоотношения в семье: Методика "Семейная социограмма";
Родительские установки, семейные взаимоотношения,
индивидуально-типологические особенности: тест "Незаконченные предложения"
Сакса Леви; Методика измерения родительских установок PARI. ЦТО, АСВ,
Опросник социальной поддержки Зоммера-Фюдрика - F-SOZU-22; Опросник
"Понимаете ли вы друг друга"; "Тест-опросник удовлетворенности браком" В.В.
Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко; Оценка уровня стрессоустойчивости
семьи, способности справиться со стрессом приема кандидатов, имеющих детей
"Опросник "Семейной динамики" (адаптирован сотрудниками лаборатории
клинической психологии и психотерапии НИИ психиатрии, Москва А.Б.
Холмогоровой, Н.Г. Гаранян и др.); Опросник "Анализ семейных
взаимоотношений", Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.
Ребенок (понимание ребенка и способность обеспечить его потребности;
способность обеспечить безопасные условия для развития и воспитания)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей;
умение видеть и понимать чувства ребенка, оказывать ему эмоциональную
поддержку; умение видеть и понимать потребности ребенка; гибкость в
отношении с ребенком; отношение к ребенку как личности, имеющей право на
свои чувства, потребности, интересы, мнения и др.; готовность принять
прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть; понимание причин
задержки в развитии, готовность воспитывать ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, ребенка-инвалида, понимание последствий жестокого
обращения и их проявлений, готовность помочь ребенку преодолеть последствия
жестокого обращения и умение научить его вести себя в ситуациях, несущих
риск жестокого обращения; способность оценить безопасность собственного
жилища для ребенка; понимание причин трудного поведения ребенка, умение
устанавливать границы, умение управлять поведением ребенка; понимание
особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на
интимные темы откровенно)
Семья (понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную
систему к задаче воспитания ребенка) ___________________________________
________________________________________________________________________
(осознание изменений в жизни семьи после прихода ребенка; понимание
сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей в отношении приема
и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей; семейные
кризисы, способы выхода; способность обеспечить безопасность ребенка и
безопасность членов семьи (предотвращение рисков жестокого обращения)
внутри семьи, умение научить ребенка вести себя в ситуациях, несущих
риск; умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка;
семейные правила и их изменение в связи с приходом ребенка в семью)
Воспитатель (понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих
слабых и сильных сторон как воспитателя; способность к профессиональному
росту____________________________________________________________________
(осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их
совершенствовать; умение отказаться от стереотипов, способность понимать
и принимать других людей; предпочтительные методы и приемы воспитания;
отношение к физическим наказаниям, умение поощрять, умение наказывать,
насильственное воспитание, умение справляться со своими чувствами, умение
контролировать эмоции (импульсивность), умение справляться с тяжелыми
переживаниями; умение соблюдать конфиденциальность; способность к обучению
и саморазвитию; умение обращаться к собственному детскому опыту; наличие
потребности в заботе о ребенке, наличие потребности в материнстве/
отцовстве, наличие ценности ребенка; умение отстаивать интересы ребенка и
защищать его; понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и
готовность содействовать поддержанию отношений с кровной семьей; умение
строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми)
4.2. Личностные особенности кандидата (муж.)
Доминирующий мотив принятия детей на воспитание ________________________
________________________________________________________________________
(используемые методы и методики, результаты)
Личностные, социально-психологические особенности ______________________
________________________________________________________________________
(используемые методики, результаты; замкнутость - общительность,
эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, тревожность;
склонность к асоциальному поведению, агрессии, к употреблению алкоголя
или наркотиков; раздражительность, тенденция усматривать враждебность в
чужих действиях; ответственность; способность справляться со сложными
жизненными ситуациями и другое)
4.3. Личностные особенности кандидата (жен.)
Доминирующий мотив принятия детей на воспитание ________________________
________________________________________________________________________
(используемые методы и методики, результаты)
Личностные, социально-психологические особенности ______________________
________________________________________________________________________
(используемые методики, результаты; замкнутость - общительность,
эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, тревожность;
склонность к асоциальному поведению, агрессии, к употреблению алкоголя
или наркотиков; раздражительность, тенденция усматривать враждебность в
чужих действиях; ответственность; способность справляться со сложными
жизненными ситуациями и другое)
5. Ресурсность семьи для принятия ребенка (сильные стороны, которые будут
способствовать успешному воспитанию ребенка, защите его прав и законных
интересов): ___________________________________________________________
6. Факторы риска: _________________________________________________________
Вывод - рекомендация
А) не выявлено психолого-педагогической некомпетентности, деструктивных
мотивов, деструктивных личностных особенностей, препятствующих принятию и
исполнению кандидатами (кандидатом) роли (усыновителей, опекунов,
попечителей, приемных родителей).
Б) выявлены психологические основания ___________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________,
препятствующие принятию и исполнению кандидатом роли (усыновителей,
опекунов, попечителей, приемных родителей).
В) рекомендации к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, ________________________________________________
_________________________________________________________________________
С заключением ознакомлен: кандидат в усыновители, опекуны, попечители,
приемные родители _______________________________________________________
(Ф.И.О., подпись супруга/супруги)
Заключение получено на руки ___ экземпляр _______________________________
(Ф.И.О., подпись супруга/супруги)
Приложение 4
Примерный перечень
документов, необходимых для организации деятельности служб сопровождения замещающих семей и лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Хакасия (далее - Служба)
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 23 октября 2008 г. N 1055)
1. Положение о Службе, созданной на территории муниципального образования Республики Хакасия.
2. Функциональные обязанности специалистов Службы.
3. Годовой план работы Службы.
4. Годовой анализ работы Службы.
5. Ежемесячный или годовой план работы "Школы приемного родителя".
6. Годовой и полугодовой отчеты о деятельности Службы по установленной Министерством форме.
7. Журнал первичного приема граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в семью.
8. Журнал приема граждан, в том числе замещающих родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
9. Журнал приема лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
10. Журнал учета уведомлений и договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.
11. Журнал учета письменных заявлений граждан о зачислении на обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
12. Журнал учета выдачи свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
13. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее - Министерство) от 31.08.2012 N 100-892.
14. Материалы, связанные с организацией работы по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и созданию положительного имиджа замещающих семей (проведение конкурсов, взаимодействию со СМИ и др.).
15. Журнал учета посещения гражданами занятий по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
16. Личные дела замещающих семей, содержащие:
согласие на обработку персональных данных;
согласие законного представителя на работу психолога с подопечным;
договор о сопровождении семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей;
дополнительное соглашение к договору "О сопровождении семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей" (при наличии);
индивидуальная программа сопровождения семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей (далее - ИПС);
заключения по данным психологического обследования членов семьи (при необходимости материалы диагностического обследования);
результаты проведения оценки благополучия и адаптации ребенка в замещающей семье;
аналитические справки (при необходимости) и заключения специалистов (социального педагога, педагога психолога и других специалистов) о мероприятиях, проводимых в рамках ИПС;
иные документы.
Личные дела замещающих семей хранятся до достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет.
17. Личные дела граждан, обратившихся в "Школу приемных родителей":
заявления граждан о зачислении на обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
заключение по результатам психологического обследования граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами (попечителями), о готовности и способности граждан к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или итоговое заключение о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью;
копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - свидетельство) и (или) копия справки о прохождении части подготовки (при наличии);
иные документы (тесты, контрольные работы и другое).
Личные дела граждан, обратившихся в "Школу приемных родителей", хранятся весь период исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей либо, в случае выдачи отрицательного заключения, на период исковой давности для его обжалования.
18. Иные журналы и документы, необходимые для осуществления деятельности по сопровождению замещающих семей, подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.".
2) приложение 1 изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
Примерное положение
о Службе сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Хакасия
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 23 октября 2008 г. N 1055)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение о службе сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Хакасия (далее - Положение) регулирует деятельность службы сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Служба сопровождения), создаваемой для организации и обеспечения деятельности по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - замещающие семьи), на территории Республики Хакасия.
1.2. На основе Положения муниципальные органы Республики Хакасия, осуществляющие управление в сфере образования (далее - орган опеки и попечительства), разрабатывают свои положения, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
1.3. Служба сопровождения создается при органах опеки и попечительства. Местом нахождения Служб сопровождения могут быть образовательные организации.
1.4. Служба сопровождения руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Законом Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" (с последующими изменениями), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия и Положением.
1.5. Служба сопровождения осуществляет свою деятельность во взаимодействии со специалистами органа опеки и попечительства, исполняющими обязанности по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - специалист органа опеки и попечительства), органами и организациями социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, образовательными организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательными организациями, а также средствами массовой информации, общественными организациями, занимающимися проблемами семьи и детей, и другими организациями.
1.6. Служба сопровождения на основании договора о сопровождении семей участвует в организации и осуществлении сопровождения, оказывает помощь ребенку (детям), переданному (переданным) на воспитание в семью, и законному представителю (законным представителям) ребенка (детей).
2. Цели и задачи Службы сопровождения
2.1. Основными целями Службы сопровождения являются:
оказание психолого-педагогической и правовой помощи гражданам, желающим принять ребенка (детей) на воспитание в семью;
оказание консультативной, юридической, социально-психологической и иной помощи детям и семьям, принявшим на воспитание детей в свои семьи, а также информирование лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении уполномоченными органами муниципального образования и (или) исполнительной власти Республики Хакасия различного рода помощи.
2.2. Задачами Службы сопровождения являются:
подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка;
ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;
изучение мотивационно-личностных особенностей граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на воспитание в семью;
организация и осуществление комплексного сопровождения замещающих семей;
профилактика кризисных ситуаций в замещающих семьях, оказание психолого-педагогической помощи при их возникновении, содействие предотвращению распада и укреплению замещающей семьи.
2.3. Сопровождение семьи основывается на принципах:
соблюдения прав семьи на автономию, признания ценности и уникальности ее опыта;
соответствия потребностям семьи;
адресности, законности, конфиденциальности, превентивности, профессиональной компетентности;
обеспечения равных возможностей в получении и доступности помощи по сопровождению семьи.
3. Полномочия Службы сопровождения
3.1. Служба сопровождения имеет следующие полномочия:
осуществляет работу по поиску и подготовке лиц, желающих стать опекунами (попечителями), усыновителями, приемными родителями;
осуществляет мониторинг результатов деятельности по подготовке граждан, желающих принять на воспитание ребенка (детей) в свои семьи;
организует работу по информированию и консультированию граждан, желающих принять на воспитание ребенка (детей) в свои семьи, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
организует работу по созданию положительного имиджа замещающих семей;
организует работу по поиску родственников ребенка (детей), способных принять ребенка на воспитание в семью;
принимает участие в выборе семьи для конкретного ребенка (детей) и предоставляет специалистам опеки и попечительства рекомендации (или заключение) для рассмотрения вопроса о помещении ребенка (детей) в указанную семью;
разрабатывает и реализует индивидуальную программу сопровождения семьи и ребенка;
составляет совместно со специалистами органа опеки и попечительства проект плана по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей;
осуществляет совместно со специалистами органа опеки и попечительства исполнение плана по защите прав ребенка в пределах своей компетенции, предоставляя необходимую помощь ребенку и семье;
оказывает консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую, социальную помощь замещающим семьям, направленную на обеспечение нормального воспитания и развития ребенка (детей) в замещающей семье, в том числе с привлечением профильных специалистов;
участвует в проверке условий жизни ребенка, переданного на воспитание в семью;
проводит оценку благополучия и адаптации ребенка в замещающей семье;
посещает семью в соответствии с индивидуальной программой сопровождения семьи и ребенка, переданного на воспитание;
оказывает содействие в организации и осуществлении контактов ребенка, переданного на воспитание в семью, с его родственниками, если это не противоречит его интересам, его нормальному развитию и воспитанию;
организует и проводит обучающие семинары, занятия с элементами тренинга и иные индивидуальные и групповые виды занятий для замещающих семей по вопросам педагогики, психологии, основам медицинских знаний, воспитания и защиты прав детей с привлечением профильных специалистов;
информирует специалистов органа опеки и попечительства о наличии конфликтов, разногласий, противоречий между ребенком и членами семьи, принявшей его на воспитание (при необходимости), а также в случае выявления насилия, жестокого обращения с ребенком (незамедлительно);
предоставляет информацию специалистам органа опеки и попечительства о работе с сопровождающей семьей, о благополучии пребывания ребенка в замещающей семье (при необходимости по запросу);
проводит периодический комплексный мониторинг развития ребенка, переданного на воспитание в семью, оценку его благополучия и адаптации в замещающей семье;
осуществляет работу по профилактике возврата детей из замещающих семей;
осуществляет работу по реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергнувшихся насилию, жестокому обращению, детей, возвращенных из замещающих семей и переданных в новую замещающую семью;
оказывает во взаимодействии со специалистами органа опеки и попечительства содействие детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в замещающие семьи, их законным представителям в получении детьми образования, медицинской помощи, социальных услуг;
оказывает помощь в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в подготовке их к самостоятельной жизни, а также оказывает помощь по защите их прав;
участвует в республиканских мероприятиях (конференции, семинары, практикумы и т.п.) по вопросам, относящимся к компетенции Служб сопровождения;
привлекает профильных специалистов для решения возникающих спорных вопросов (проблем) в процессе сопровождения замещающей семьи;
участвует в заседаниях попечительского совета (при необходимости).
4. Управление Службой сопровождения и организация ее деятельности
4.1. Служба сопровождения создается решением органа опеки и попечительства.
4.2. Управление Службой сопровождения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия (правовыми актами муниципального образования).
4.3. Руководство сотрудниками Службы сопровождения вправе осуществлять руководитель структурного подразделения органа опеки и попечительства в случаях, установленных муниципальными положениями о Службах сопровождения.
4.4. Деятельность Службы сопровождения осуществляется специалистами с высшим профессиональным (юридическим, педагогическим, психологическим) образованием.
4.5. Руководитель органа опеки и попечительства организует деятельность Службы сопровождения, утверждает локальные акты, регламентирующие ее деятельность, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий.
4.6. Руководитель органа опеки и попечительства:
обеспечивает исполнение трудового законодательства Российской Федерации;
организует и проводит мероприятия по подбору кадров;
применяет к работникам Службы сопровождения меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
обеспечивает обучение и повышение квалификации сотрудников Службы сопровождения.
4.7. Реорганизация и ликвидация Службы сопровождения производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия, правовыми актами муниципального образования.";
3) дополнить приложениями 2 - 4 следующего содержания:
"Приложение 2
Порядок
организации сопровождения семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 23 октября 2008 г. N 1055)
1. Настоящий Порядок организации сопровождения семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание (далее - Порядок), устанавливает на территории Республики Хакасия процедуру сопровождения замещающих семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, службами сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Служба сопровождения).
2. Основными задачами сопровождения семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, являются:
а) создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на воспитание в семью;
б) предотвращение отказа от ребенка, переданного на воспитание в семью;
в) организация и осуществление эффективной замещающей семейной заботы;
г) профилактика кризисных ситуаций в семье и содействие укреплению семьи.
3. При осуществлении сопровождения семьи обеспечиваются:
а) соблюдение прав семьи на автономию, признание ценности и уникальности опыта семьи;
б) соответствие оказываемой помощи потребностям семьи;
в) адресность, законность, конфиденциальность, превентивность оказываемой помощи, профессиональная компетентность работников, оказывающих помощь семье;
г) равные возможности в получении и доступности помощи для граждан.
4. Консультативная помощь предусматривает информирование о содержании, ожидаемых результатах и сроках реализации мероприятий индивидуальной программы сопровождения семьи, о целях, задачах, полномочиях, структуре, режиме работы Службы сопровождения, об органах и организациях, предоставляющих государственные и муниципальные услуги семьям с детьми на территории муниципального образования.
5. Юридическая помощь предусматривает:
юридическое консультирование по вопросам, касающимся прав замещающих семей, прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав и обязанностей законных представителей таких детей;
оказание содействия в реализации прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семью, и их законных представителей;
оказание содействия в оформлении документов для получения соответствующих государственных и муниципальных услуг, в подготовке и подаче жалоб на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, нарушающие права граждан, в получении бесплатной юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
6. Медицинская помощь предусматривает:
привлечение медицинских работников к оказанию профессиональной консультативной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и их замещающим родителям;
информирование об исполнительном органе государственной власти Республики Хакасия, осуществляющем функции по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, медицинских организациях, государственной системы здравоохранения Республики Хакасия;
оказание содействия в проведении диспансеризации детей, переданных на воспитание в семью, и получении ими в случае необходимости медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития детей.
7. Психологическая помощь предусматривает:
психологическое консультирование по вопросам детской психологии и развития ребенка, отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по способам предупреждения и преодоления семейного неблагополучия;
психопрофилактическую и психокоррекционную работу с семьей, направленную на содействие успешной адаптации детей в семье, формирование и компенсацию у законных представителей детей недостающих компетенций по воспитанию ребенка, психологическую коррекцию отклонений в поведении и развитии детей.
8. Педагогическая помощь предусматривает:
педагогическое консультирование по вопросам, касающимся особенностей индивидуального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейного воспитания таких детей;
оказание содействия законным представителям в воспитании детей, переданных на воспитание в семью, с учетом возраста, особенностей физического и психического развития детей, в предупреждении и преодолении конфликтных ситуаций с детьми, в обеспечении потребностей развития и реабилитации детей, в создании безопасных условий для их воспитания, в получении детьми образования, организации досуга детей.
9. Социальная помощь предусматривает информирование о возможности получения социальных услуг, предусмотренных законодательством, об органах и организациях, оказывающих социальные услуги, оказание содействия в получении социальных услуг.
10. В зависимости от социальной ситуации, успешности адаптации ребенка в семье и в социуме, складывающихся детско-родительских отношений в замещающей семье сопровождение семьи осуществляется на трех уровнях: базовый (основной), кризисный и экстренный.
11. На базовом уровне субъектами сопровождения являются замещающие семьи следующих категорий: после окончания курса подготовки в школе приемных родителей; замещающие родители, которые не проходили подготовку; самостоятельно справляющиеся со своими проблемами; после завершения "кризисного случая".
Основной задачей сопровождения на базовом уровне является удовлетворение изменяющихся потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психолого-педагогической поддержке.
Основными видами деятельности специалистов становятся: клубы опекунов, приемных родителей, публичные лекции, группа психологической поддержки, группы реабилитационного досуга для детей; индивидуальные консультации по проблемам развития, воспитания, образования приемных детей, подготовки их к самостоятельной жизни, занятия с элементами тренинга по развитию родительских компетенций, выездное консультирование педагогов образовательных учреждений по проблемам обучения, развития и воспитания детей; сетевое взаимодействие (семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, очные встречи, форум замещающих семей по обмену опытом и проблемным вопросам, специальный сайт и др.).
12. На кризисном уровне сопровождения субъектами сопровождения являются следующие категории семей: семьи в ситуации затяжного конфликта, с которым они не могут справиться самостоятельно; семьи с приемным ребенком (детьми) с особыми нуждами (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды); семьи, принявшие братьев и сестер (далее - сиблинги) (на этапе интеграции в семью); семьи на этапе подросткового кризиса приемных детей, в том числе в случае опеки/попечительства родственниками (старшее поколение); семьи в ситуации нормативного для становления и развития замещающей семьи кризиса; семьи после экстренного уровня сопровождения.
На кризисном уровне ведущей потребностью семьи становится помощь в урегулировании семейной ситуации.
Сопровождение семьи на кризисном уровне организуется по технологии работы со случаем, которая одновременно направлена на решение психологических, социальных проблем и проблем со здоровьем ребенка и на работу с социальной системой, в которой он живет.
13. На экстренном уровне сопровождения основной субъект сопровождения - замещающая семья на грани отказа от воспитания приемного ребенка. Цель сопровождения - предотвращение отказа от приемного ребенка. Задачами экстренного сопровождения становятся либо предотвращение отказа и перевод семьи на кризисный уровень сопровождения, либо нивелирование травматических последствий для ребенка его дезинтеграции из семьи.
Период сопровождения имеет временные ограничения - не более трех недель. Оказываемая помощь носит интенсивный и глубинный характер.
На экстренном уровне сопровождения используются как групповые, так и индивидуальные формы работы, основными задачами которых становятся нивелирование последствий ранее перенесенных психических травм, коррекция нарушений поведения, формирование или восстановление способности к привязанности.
14. В целях заключения договора о сопровождении семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей (далее - договор о сопровождении семьи), орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня вынесения акта о назначении опекуна (попечителя) вручает (направляет) законному представителю ребенка уведомление о заключении договора о сопровождении семьи (далее - Уведомление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Уведомление оформляется в двух экземплярах, второй экземпляр с отметкой о вручении (или почтовым уведомлением) хранится в Службе сопровождения.
При перемене места жительства замещающей семьи орган опеки и попечительства по новому месту жительства не позднее дня, следующего за днем получения личного дела, вручает (направляет) законному представителю ребенка Уведомление.
Уведомление регистрируется в порядке делопроизводства в журнале учета Уведомлений и договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
15. Служба сопровождения в течение 10 дней с момента вынесения акта о назначении опекуна (попечителя) заключает с законным представителем ребенка договор о сопровождении семьи по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Договор регистрируется в порядке делопроизводства в течение одного рабочего дня с момента его подписания двумя сторонами. Данные вносятся в "Журнал учета договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание" по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Законный представитель письменно выражает согласие на обработку персональных данных и на работу психолога с подопечным.
Заключение договора о сопровождении семьи является основанием для начала работы специалистов по сопровождению конкретной семьи.
В случае если уже существующая замещающая семья принимает на воспитание еще одного или несколько детей, заключается дополнительное соглашение по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
16. Служба сопровождения:
а) в целях определения характера потребностей в сопровождении семьи участвует в посещении семьи по месту проживания в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора о сопровождении семьи, проводит собеседование, анкетирование с гражданином (гражданами) и ребенком (детьми), переданным на воспитание в семью, диагностику познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых, психодинамических и характерологических особенностей подопечных, а также особенностей внутрисемейных отношений;
б) разрабатывает индивидуальную программу сопровождения семьи (далее - ИПС) по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора о сопровождении семьи. В основе ИПС должно лежать заключение об оценке потребностей замещающей семьи и исследовании семейной ситуации;
в) реализует мероприятия ИПС, направленные на информирование, просвещение замещающих родителей об особенностях развития, воспитания приемных детей в возрастной динамике, функционирования замещающей семьи, организацию психологической поддержки семьи, досуга (праздники, конкурсы, группы реабилитационного досуга для подростков и др.), помощь во взаимодействии семьи с различными организациями (социальными, медицинскими, образовательными и другими), привлечение специалистов, волонтеров, наставников к сопровождению и т.д.;
г) проводит оценку благополучия и адаптации ребенка в замещающей семье в течение первого, третьего, шестого, девятого и двенадцатого месяцев после принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна (попечителя). Необходимость проведения оценки благополучия и адаптации ребенка в замещающей семье по истечении года определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье.
На основе результатов оценки благополучия и адаптации ребенка в замещающей семье разрабатывается, корректируется ИПС;
д) осуществляет мониторинг и оценку эффективности ИПС не реже 1 раза в три месяца. По мере изменения семейной ситуации, потребностей замещающей семьи и ребенка служба сопровождения корректирует ИПС.
17. Сопровождение семьи осуществляется в соответствии с договором о сопровождении семьи и ИПС.
18. Сопровождение семьи осуществляется временно - на период установления предварительной опеки (попечительства) или постоянно - на период передачи ребенка (детей) в семью в соответствии с потребностями семьи и с учетом социальных, семейных и личностных факторов.
19. Договор о сопровождении семьи прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским и семейным законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки (попечительства), в случае изменения места жительства семьи.
20. Служба сопровождения формирует на каждую семью личное дело. Каждое личное дело имеет свой идентификационный номер. Номер личного дела соответствует нумерации в "Журнале учета договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание". Специалист, ответственный за ведение личного дела, составляет опись документов, хранящихся в личном деле замещающей семьи.
Материалы личного дела являются конфиденциальной информацией. Служба сопровождения обеспечивает защиту персональных данных. Личные дела, журналы должны храниться в запирающихся шкафах, сейфах.
21. При перемене места жительства ребенка (семьи) в личное дело несовершеннолетнего подопечного, формируемое органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, включается ИПС и итоговое заключение психолога о динамике социального, физического, интеллектуального, культурного и психологического развития ребенка.
Приложение 1
к Порядку организации
сопровождения семьи,
принявшей ребенка (детей)
на воспитание
Форма
Бланк органа _______________________________________________
опеки и попечительства (фамилия, имя, отчество (при наличии) законного
представителя ребенка)
_______________________________________________
"__" ____ 20___ г. N _____ (адрес места жительства, e-mail (при наличии)
Уведомление <1>
о заключении договора о сопровождении семьи, принявшей
на воспитание ребенка (детей), оставшегося
без попечения родителей
Уважаемый(е) __________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии) законных представителей)
постановлением _________________________________________________________
(реквизиты акта органа местного самоуправления о назначении
опекуна (попечителя)
Вы назначены законным представителем(ями) несовершеннолетнего(их)
________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка (детей)
В целях оказания содействия в защите прав ребенка (детей) и его (их)
законных интересов, оказания консультативной, юридической, медицинской,
психологической, социальной помощи в соответствии с Законом Республики
Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении
деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в
Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления
муниципальных образований Республики Хакасия государственными
полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"
(с последующими изменениями) Вам необходимо заключить договор о
сопровождении семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей),
оставшегося без попечения родителей.
Для этого нужно до "__" ________ 20____ г. обратиться в ________________
_______________________________________________________________________,
(наименование муниципального органа Республики Хакасия, осуществляющего
управление в сфере образования, его адрес)
предъявить документ, удостоверяющий личность, и данное уведомление.
По возникшим вопросам можно обратиться к курирующему специалисту
________________, контактный телефон: _________________________________.
______________________ ______________________ ________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
Уведомление получено:
"__" ________ 20___ г.
___________ _____________________________
(подпись) (ФИО законного представителя)
_______________________________________________________________________
<1> Уведомление оформляется в двух экземплярах, один из которых
вручается (направляется) законному представителю ребенка, второй с
отметкой о вручении (или почтовым уведомлением) хранится в Службе
сопровождения.
Приложение 2
к Порядку организации
сопровождения семьи,
принявшей ребенка (детей)
на воспитание
Форма
Журнал
учета уведомлений и договоров о сопровождении семей,
принявших ребенка (детей) на воспитание
___________________________________________________
(наименование органа опеки и попечительства)
Начат __________
Окончен ________
N |
ФИО законного представителя (представителей) |
Реквизиты акта органа местного самоуправления о назначении опекуна (попечителя)/дата получения личного дела органом опеки и попечительства (указывается при перемене места жительства замещающей семьи) |
Дата уведомления о заключении договора о сопровождении семьи |
Дата договора о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей). |
Адрес фактического проживания, контактный телефон |
Сведения о перезаключении договора о сопровождении и дополнительных соглашениях |
Дата и основания расторжения договора о сопровождении семьи (с указанием причины) |
Примечание |
N дела замещающей семьи | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
к Порядку организации
сопровождения семьи,
принявшей ребенка (детей)
на воспитание
Форма
Договор N _____________
о сопровождении семьи, принявшей на воспитание
ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей
___________________ "__" ___________20__ г.
(населенный пункт)
______________________________________________________________________,
(полное название муниципального органа Республики Хакасия, осуществляющего
управление в сфере образования, по месту жительства семьи с ребенком (детьми)
далее именуемая "Служба сопровождения замещающих семей", в лице
__________________________________________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ________________________________________________,
(документ, на основании которого осуществляет
деятельность должностное лицо)
с одной стороны, и гражданин (гражданка, граждане): _______________________
__________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. законного представителя (законных представителей) ребенка (детей)
далее именуемый (именуемая, именуемые) "Законный представитель" ("Законные
представители"), с другой стороны, заключили настоящий договор о
нижеследующем.
1. Предмет Договора
1.1. В соответствии с настоящим договором на основании Закона Республики
Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении
деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в
Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления
муниципальных образований Республики Хакасия государственными
полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"
(с последующими изменениями), постановления ____________________________
(реквизиты акта органа опеки
________________________________________________________________________
и попечительства о назначении гражданина опекуном (попечителем)
осуществляется сопровождение семьи Законного представителя (Законных
представителей) (далее - семья), принявшего (принявших) на воспитание
несовершеннолетнего ребенка ____________________________________________
(Ф.И.О., дата рождения ребенка (детей),
принятого на воспитание в семью)
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
2. Права и обязанности сторон
Права и обязанности Службы сопровождения замещающих семей
2.1. Служба сопровождения замещающих семей обязана:
2.1.1. Оказывать консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую, социальную помощь семье в соответствии с индивидуальной программой сопровождения семьи, в том числе при непосредственном посещении по месту проживания семьи, а также посредством телефонной связи и сети Интернет.
2.1.2. Проводить в соответствии с индивидуальной программой сопровождения семьи, но не реже одного раза в три месяца, мониторинг развития ребенка (детей), переданного на воспитание в семью, и уведомлять специалистов органа опеки и попечительства о динамике его (их) социального, физического, интеллектуального, культурного и психологического развития.
2.1.3. Корректировать по итогам мониторинга развития ребенка (детей), переданного на воспитание в семью, индивидуальную программу сопровождения семьи.
2.1.4. Корректировать совместно со специалистами органа опеки и попечительства план по защите прав ребенка, переданного на воспитание в семью.
2.1.5. Представлять специалистам органа опеки и попечительства по их запросу информацию о ходе и результатах реализации индивидуальной программы сопровождения семьи для внесения изменений в план по защите прав ребенка, переданного на воспитание в семью.
2.1.6. Предоставлять информацию, касающуюся сопровождения семьи, по запросу специалистов органа опеки и попечительства.
2.1.7. Участвовать в проверке условий жизни ребенка (детей), переданного на воспитание в семью, осуществляемой специалистами органа опеки и попечительства.
2.1.8. Незамедлительно информировать специалистов органа опеки и попечительства о случаях выявления в процессе сопровождения семьи фактов жестокого обращения с ребенком (детьми) и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия, нарушении прав и законных интересов ребенка (детей) в семье.
2.1.9. Заблаговременно информировать Законного представителя (Законных представителей): о планируемых мероприятиях, связанных с реализацией индивидуальной программы сопровождения семьи; об изменениях в законодательстве Российской Федерации и Республики Хакасия, регламентирующем права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, принявших таких детей на воспитание в свои семьи.
2.1.10. Соблюдать конфиденциальность данных о семье, полученных в связи с реализацией индивидуальной программы сопровождения семьи.
2.1.11. Содействовать подготовке ребенка к самостоятельной жизни, профориентации.
2.2. Служба сопровождения замещающих семей имеет право:
2.2.1. Пользоваться информацией из личного дела несовершеннолетнего подопечного и Законного представителя (Законных представителей), необходимой для осуществления своих прав и обязанностей в рамках настоящего договора.
2.2.2. Посещать семью в соответствии с индивидуальной программой сопровождения семьи, а также при проведении плановых и внеплановых проверок специалистами органа опеки и попечительства.
Права и обязанности Законного представителя (Законных представителей)
2.3. Законный представитель (Законные представители) обязан (обязаны):
2.3.1. Предоставлять достоверную информацию о себе, ребенке (детях), переданном (переданных) на воспитание в семью, других членах семьи в объеме, необходимом для организации сопровождения семьи.
2.3.2. Информировать Службу сопровождения замещающих семей об изменениях, влияющих на процесс сопровождения семьи (в том числе изменениях адреса места жительства, номера телефона, адреса электронной почты и т.д.).
2.3.3. Выполнять индивидуальную программу сопровождения семьи.
2.3.4. Обеспечивать участие семьи в мероприятиях, связанных с реализацией индивидуальной программы сопровождения семьи, в том числе участие ребенка (детей) в психологическом обследовании в целях определения психоэмоционального состояния ребенка (детей) и уровня его (их) адаптации в замещающей семье.
2.3.5. Обеспечить доступ работников Службы сопровождения замещающих семей в жилое помещение по месту жительства замещающей семьи при реализации индивидуальной программы сопровождения семьи, при осуществлении органом опеки и попечительства плановых и внеплановых проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения законным представителем ребенка прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения законным представителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
2.4. Законный представитель (Законные представители) имеет (имеют) право:
2.4.1. Получать консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую, социальную помощь в соответствии настоящим договором.
2.4.2. Получать в Службе сопровождения исчерпывающую информацию о содержании, ожидаемых результатах и сроках реализации мероприятий индивидуальной программы сопровождения семьи, о своих правах и обязанностях в рамках настоящего договора.
2.4.3. Вносить в предложения по вопросам разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения семьи, участвовать в обсуждении хода и результатов реализации указанной программы.
3. Ответственность сторон
За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего договора стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
4. Порядок разрешения споров
4.1. Все споры и разногласия, возникшие в ходе исполнения настоящего договора, разрешаются путем переговоров, при этом каждая из сторон приложит усилия, направленные на урегулирование спорных отношений.
4.2. Неурегулированные спорные отношения разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
5. Порядок изменения и расторжения договора
5.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору имеют силу, если они оформлены в письменном виде, подписаны всеми сторонами и не противоречат законодательству Российской Федерации и Республики Хакасия, настоящему договору.
5.2. Настоящий договор может быть прекращен досрочно:
а) по инициативе Законного представителя (Законных представителей) на основании его (их) письменного заявления об отказе от сопровождения семьи в связи обращением Законного представителя (Законных представителей) в другую Службу сопровождения и с заключением с ней договора о сопровождении семьи;
б) в случае достижения ребенком (всеми детьми), переданным на воспитание в семью, возраста 18 лет либо приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
в) в случае завершения пребывания ребенка (всех детей) в семье в связи с освобождением или отстранением Законного представителя (Законных представителей) от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), отменой усыновления (удочерения);
г) в случае смерти Законного представителя (обоих Законных представителей) или ребенка (всех детей), переданных на воспитание в семью;
д) в случае переезда семьи на другое место жительства, находящееся за пределами территории, на которой осуществляют свою деятельность Служба сопровождения;
е) в случае прекращения полномочий Службы сопровождения по сопровождению семей, принявших ребенка (детей) на воспитание в семью.
6. Срок действия Договора
Настоящий Договор заключен сроком до "__"_______ 20__ г. и вступает в силу с момента подписания.
7. Заключительные положения
Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. Один экземпляр находится в Службе сопровождения, второй - у Законного представителя (Законных представителей).
8. Реквизиты и подписи сторон
Служба сопровождения замещающих семей: _______________________________ (должность) _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________
____________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.)
"___" _________ 20__ г.
М.П. |
|
Законный представитель (Законные представители): 1. _______________________________ (Ф.И.О.) __________________________________ (вид документа, удостоверяющего личность, серия, номер, когда и кем выдан) 2. _______________________________ (Ф.И.О.) __________________________________ (вид документа, удостоверяющего личность, серия, номер, когда и кем выдан __________________________________ (адрес места жительства Законного представителя (Законных представителей) с указанием почтового индекса) _______________ __________________ (подпись) (Ф.И.О.) _______________ __________________ (подпись) (Ф.И.О.)
"___" _________ 20__ г. |
Приложение 4
к Порядку организации
сопровождения семьи,
принявшей ребенка (детей)
на воспитание
Форма
Дополнительное соглашение N ___
к договору от "__" __________ 20__ г. N __________
"О сопровождении семьи, принявшей на воспитание ребенка
(детей), оставшегося без попечения родителей"
__________________ "__" __________ 20___ г.
(населенный пункт)
_______________________________________________________________________,
(полное название муниципального органа Республики Хакасия,
осуществляющего управление в сфере образования, по месту жительства
семьи с ребенком (детьми) далее именуемая "Служба сопровождения
замещающих семей",
________________________________________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ______________________________________________,
(документ, на основании которого осуществляет
деятельность должностное лицо)
с одной стороны, и гражданин (гражданка, граждане): ____________________
_______________________________________________________________________,
(Ф.И.О. законного представителя (законных представителей) ребенка (детей)
далее именуемый (именуемая, именуемые) "Законный представитель"
("Законные представители"), с другой стороны, заключили настоящее
дополнительное соглашение о нижеследующем:
1. На основании постановления __________________________________________
________________________________________________________________________
(реквизиты акта органа опеки и попечительства о назначении гражданина
опекуном (попечителем)
раздел 1 изложить в новой редакции:
"1. Предмет Договора
1.1. В соответствии с настоящим договором на основании Закона
Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении
деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в
Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления
муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями
по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" (с последующими
изменениями), постановлений
___________________________________________________________________________
(реквизиты всех актов органов опеки и попечительства о назначении
гражданина опекуном (попечителем)
осуществляется сопровождение семьи Законного представителя (Законных
представителей) (далее - семья), принявшего (принявших) на воспитание
несовершеннолетнего ребенка (детей): ______________________________________
(Ф.И.О., дата рождения ребенка (детей),
принятого на воспитание в семью)
_________________________________________________________________________".
2. Настоящее дополнительное соглашение составлено в 2 экземплярах и
имеют одинаковую юридическую силу для каждой из сторон договора.
3. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его
подписания обеими сторонами и действует в течение всего срока действия
настоящего договора.
Служба сопровождения замещающих семей: _______________________________ (должность) _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________
____________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.)
"___" _________ 20__ г.
М.П. |
|
Законный представитель (Законные представители): 1. _______________________________ (Ф.И.О.) __________________________________ (вид документа, удостоверяющего личность, серия, номер, когда и кем выдан) 2. _______________________________ (Ф.И.О.) __________________________________ (вид документа, удостоверяющего личность, серия, номер, когда и кем выдан __________________________________ (адрес места жительства Законного представителя (Законных представителей) с указанием почтового индекса) _______________ __________________ (подпись) (Ф.И.О.) _______________ __________________ (подпись) (Ф.И.О.)
"___" _________ 20__ г. |
Приложение 5
к Порядку организации
сопровождения семьи,
принявшей ребенка (детей)
на воспитание
Форма
Индивидуальная программа
сопровождения семьи, принявшей на воспитание
ребенка (детей), оставшегося (оставшихся)
без попечения родителей
"____" _________ 20___ г.
N п/п |
Наименование пункта программы |
Примерное содержание пункта программы |
||
1. Сведения о семье | ||||
1.1 |
Сведения о ребенке (детях), переданном на воспитание в семью |
Ф.И.О., дата рождения, дата принятия в семью, форма семейного устройства, образовательная организация, иная информация о ребенке (детях) |
||
1.2 |
Сведения о законных представителях ребенка (детей) |
Ф.И.О., год рождения, адрес места жительства, контактные телефоны, место работы, образование, иная информация о законном представителе (законных представителях) |
||
2. Планирование мероприятий <2> | ||||
2.1 |
Результаты комплексной первичной диагностики |
Указываются заключения специалистов, участвующих в проведении комплексной первичной диагностики семьи, оценке потребностей семьи и разработке индивидуальной программы сопровождения семьи |
||
2.1.1 |
Заключение социального педагога |
|||
2.1.2 |
Заключение педагога-психолога |
|||
2.1.3 |
Заключение других специалистов (при наличии) |
|||
2.1.4 |
Потребности семьи в оказании помощи |
Дается описание потребностей семьи в получении соответствующих видов помощи на основании заключений специалистов |
||
2.2 |
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения семьи |
Планируемый срок реализации индивидуальной программы сопровождения семьи определяется исходя из потребностей семьи с учетом пожеланий законного представителя (законных представителей) ребенка (детей) |
||
2.3 |
Перечень планируемых мероприятий индивидуальной программы сопровождения семьи (определяется исходя из потребностей семьи с учетом пожеланий законного представителя (законных представителей) ребенка (детей) |
|||
2.3.1 |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
Комментарии/результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Оценка эффективности мероприятий по оказанию помощи семье <3> | ||||
3.1 |
Результаты мониторинга эффективности реализации индивидуальной программы сопровождения семьи |
Указываются заключения специалистов, участвующих в реализации индивидуальной программы сопровождения семьи, содержащие сведения о текущей ситуации в семье в сравнении с предыдущей, оценка эффективности реализации индивидуальной программы сопровождения семьи, предложения по корректировке содержания и сроков реализации программы |
||
3.1.1 |
Заключение социального педагога |
|||
3.1.2 |
Заключение педагога-психолога |
|||
3.1.3 |
Заключение других специалистов (при наличии) |
|||
3.1.4 |
Потребности семьи в оказании помощи |
Дается описание текущих потребностей семьи в получении соответствующих видов помощи |
||
3.2 |
Предложения по корректировке мероприятий и сроков реализации индивидуальной программы сопровождения семьи |
Заполняется при выявлении необходимости в корректировке мероприятий и сроков реализации индивидуальной программы сопровождения семьи |
||
3.2.1 |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
Комментарии/результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______________________________________
<2> Планирование мероприятий по оказанию помощи семье осуществляется в
течение 10 рабочих дней со дня заключения договора о сопровождении семьи.
<3> Оценка эффективности мероприятий по оказанию помощи семье проводится
в зависимости от ситуации, складывающейся в семье, но не реже одного раза
в 3 месяца с даты составления индивидуальной программы сопровождения семьи.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 30.03.2009 N 169 "Об утверждении Примерного перечня документов, необходимых для организации деятельности служб сопровождения замещающих семей в Республике Хакасия".
Министр образования и науки Республики Хакасия |
Л.Н. Гимазутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 1 февраля 2019 г. N 100-61 О внесении изменений в Приказ Министерства образования образования и науки Республики Хакасия от 23.10.2008 N 1055 "Об утверждении Примерного положения о Службе сопровождения замещающих семей в Республике Хакасия"
Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был