Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 февраля 2019 г. N 3а-29/2019
Верховный Суд Республики Хакасия в городе Абакане в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
при секретаре Ербягиной М.С.,
с участием прокурора Тулиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лукина ФИО к министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ от 01.12.2015 N 020-152-п "Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 020-152-п).
Пункт 1 указанного приказа устанавливает на 2016 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2016 год).
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ от 21.11.2016 N 020-154-п "Об определении на 2017 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 020-154-п).
Пункт 1 указанного приказа устанавливает на 2017 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ от 23.11.2017 N 020-237-п "Об определении на 2018 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 020-237-п).
Пункт 1 указанного приказа устанавливает на 2018 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Под пунктами 37, 38, 39, 40, 45, 47, 50, 51, 52, 54, 55, 57, 58, 59, 61, 62, 65, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 82, 83, 84, 85 в Перечень на 2016 год, под пунктами 36, 37, 38, 39, 44, 46, 49, 50, 51, 53, 54, 56, 57, 58, 60, 61, 64, 65, 66, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 81, 82, 83, 84 в Перечень на 2017 год и под пунктами 36, 37, 38, 39, 44, 46, 49, 50, 51, 53, 54, 56, 57, 58, 60, 61, 64, 65, 66, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 81, 82, 83, 84 в Перечень на 2018 год включены нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 48, стр.1, помещения N.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеназванные пункты Перечней на 2016, 2017 и 2018 годы, мотивируя требования тем, что нежилые помещения не обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ). Включение спорных нежилых помещений в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Акулов Р.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, суду пояснил, что первоначально здание предназначалось исключительно для размещения гаражей, изменение назначения здания, возведение торгового центра на 1-2 этажах и изменение вида разрешенного использования земельного участка было осуществлено без согласия собственников гаражей, расположенных в подземном этаже.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Стеценко О.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснили, что здание, в котором расположены спорные помещения, является торговым центром, площадь торговых помещений превышает 20% общей площади здания, что следует из технического паспорта, а также подтверждено обследованием от 27.06.2017. Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение предприятий торговли.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Тулиной О.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 208 и ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), административные истцы обязаны доказать, а суд установить, что оспариваемые пункты Перечней регулируют отношения, субъектом которых является административный истец, а также то обстоятельство, что эти положения нарушают его права, свободы и законные интересы.
В силу части 8 статьи 213 и части 9 статьи 213 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В обоснование своей материальной заинтересованности Лукин В.И. представил суду свидетельства о праве собственности на нежилые помещения расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 48, стр.1, помещения N, а также договор купли-продажи с отметкой о регистрации перехода права собственности на помещение N, из которых следует, что административный истец приобрел в собственность перечисленные помещения ранее начала действия оспариваемых им Перечней на 2016, 2017 и 2018 годы.
В силу статей 400, 401 НК РФ Лукин В.И. признается плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении спорных объектов недвижимого имущества.
Как следует из пункта 3 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
К таким объектам относятся, в частности, торговые центры и помещения в них (пункт 7, подп. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ).
Торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Во исполнение п. 7 ст. 378.2 НК РФ Правительством Республики Хакасия принято постановление от 12.08.2014 N 407 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РХ N 407), которым министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ от 01.12.2015 N 020-152-п "Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Приказ подписан министром Соломоновой Е.Б. и опубликован 18.12.2015 в республиканской газете "Хакасия" (N 243).
Пунктом 1 данного приказа на 2016 год установлен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.
21.11.2016 министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ N 020-154-п "Об определении на 2017 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Приказ подписан министром Соломоновой Е.Б. и опубликован 16.12.2016 в республиканской газете "Хакасия" (N 241).
Пунктом 1 данного приказа на 2017 год установлен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.
Кроме того, министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ от 23.11.2017 N 020-237-п "Об определении на 2018 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Приказ подписан министром Соломоновой Е.Б. и опубликован 08.12.2017 в республиканской газете "Хакасия" (N 233-234).
Пунктом 1 данного приказа на 2018 год установлен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.
Суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акта приняты в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, с соблюдением требований к форме и виду нормативных правовых актов, издаваемых министерством, без существенных нарушений процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов; обнародованы в установленном порядке до начала соответствующего налогового периода.
Как указано выше, включенные в Перечни объекты должны соответствовать требованиям, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Для включения помещений в перечни достаточно наличия лишь одного из условий, предусмотренных в п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Спорные помещения N находятся в нежилом здании по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Дружбы Народов, д. 48, стр. 1, с кадастровым номером N, общей площадью 10162,5 кв. м.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <адрес>.
Данный участок поставлен на кадастровый учет 11.07.2006 с видами разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания торговых помещений и подземных гаражей с наземной автостоянкой.
Таким образом, у министерства имелось достаточное правовое основание, не опровергнутое доводами административного истца, для включения всех спорных помещений в Перечни на 2016, 2017 и 2018 годы, так как один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, предусматривает размещение торговых объектов, следовательно, указанное здание обоснованно признано торговым центром (подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ).
Представитель административного истца не оспаривал то обстоятельство, что в спорные периоды времени (2016, 2017, 2018 годы) виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с вышеперечисленными нежилыми помещениями (гаражами) предусматривали эксплуатацию и обслуживание торговых помещений.
При признании здания торговым центром все помещения в нем включаются в соответствующий перечень (пункт 7, подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), независимо от их назначения или фактического использования.
Таким образом, вышеперечисленные нежилые помещения, как расположенные в торговом центре, правомерно включены министерством в Перечни на 2016, 2017 и 2018 годы.
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления Лукина ФИО к министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании недействующими:
пунктов 37, 38, 39, 40, 45, 47, 50, 51, 52, 54, 55, 57, 58, 59, 61, 62, 65, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 82, 83, 84, 85 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 01.12.2015 N 020-152-п "Об определении на 2016 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость",
пунктов 36, 37, 38, 39, 44, 46, 49, 50, 51, 53, 54, 56, 57, 58, 60, 61, 64, 65, 66, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 81, 82, 83, 84 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 21.11.2016 N 020-154-п "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость",
пунктов 36, 37, 38, 39, 44, 46, 49, 50, 51, 53, 54, 56, 57, 58, 60, 61, 64, 65, 66, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 81, 82, 83, 84 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23.11.2017 N 020-237-п "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
В.Н. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 февраля 2019 г. N 3а-29/2019
Текст решения официально опубликован не был