Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов муниципального
образования город Саяногорск
от 21 мая 2019 г. N 146
О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами местного самоуправления города Саяногорска
Правовые основы деятельности прокуратуры закреплены в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации".
В целях обеспечения верховенства закона прокуратура осуществляет надзора за соблюдением законов, в том числе органами местного самоуправления.
В соответствии с основными принципами организации деятельности прокуратуры, органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона. Реализовывая принцип гласности информируют органы власти, а также население о состоянии законности.
В связи с этим цель моего выступления - довести информацию о состоянии законности в определенной сфере правоотношений.
В своем выступлении я обозначу лишь часть недостатков, которые нами выявляются при осуществлении надзора и которые, на мой взгляд, приобрели хронический, системный статус проблемных вопросов.
Для восприятия общей картины приведу несколько цифр. За прошедший 2018 год прокуратурой города в органах местного самоуправления выявлено почти 200 нарушений закона (13% от общего количества нарушений), принесено более 30 протестов на незаконные правовые акты, внесено 16 представлений об устранении нарушений закона, 4 должностных лица привлечено к административной ответственности, в целях восстановления нарушенных прав в суд направлено 16 исковых заявлений.
За 4 месяца текущего года нами в администрации города и ее структурных подразделениях выявлено уже почти 50 нарушений закона (в связи с чем принесено 7 протестов на незаконные правовые акты, внесено 5 представлений, в суд направлено 6 исковых заявлений).
Если смотреть по структуре, то значительное количество нарушений выявлялось в сфере реализации полномочий по защите прав несовершеннолетних, привлечению лиц к административной ответственности, в сфере реализации полномочий по надлежащему содержанию автомобильных дорог, земельных правоотношений. Не достаточно эффективно, на мой взгляд, реализуются полномочия в экологической сфере, защите населения от чрезвычайных ситуаций, решении вопроса по отлову безнадзорных животных.
Вопрос отлова безнадзорных животных в последнее время являлся достаточно актуальным. Напомню, что в 2017 - 2018 гг. полномочия по отлову бродячих собак реализовывались посредством заключения соответствующих договоров. Вместе с тем, в начале этого года договор на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных был расторгнут, новый подрядчик до настоящего времени так и не определен(прошло три месяца). Я не оправдываю действий предыдущего исполнителя, а констатирую факт не реализации своих полномочий органами власти (п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 131-ФЗ).
Вопрос защиты населения от чрезвычайных ситуаций бесспорно является одним из приоритетных направлений работы. Работа Управления ГО и ЧС администрации города с нашей стороны также подвергается систематической проверке. Напомню, что в соответствии с подп. 3 п. 3.1 Положения названное управление вправе проводить проверки соблюдения законодательства, в том числе по мерам пожарной безопасности. Вместе с тем, такие полномочия, к сожалению, не реализуются, нарушения попросту находятся под нашим носом, но мы их не видим. Приведу пример, в марте-апреле текущего года МРСК Сибири в Саяногорске в плановом порядке производили очистку принадлежащей им линии электропередачи в районе ул. Индустриальной, после чего вдоль дороги, а также гаражном массиве осталось значительное количество порубочных остатков, попросту спиленные деревья и сухие ветки, которые служат причиной возникновения пожара.
Мы обязательно примем меры к устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности, но хотелось бы организовать эту работу во взаимодействии с органами власти, все-таки это их полномочия.
В мае и июне 2018 года непринятие МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба" надлежащих мер по пресечению купания на водоеме в р.п. Черемушки в части установления соответствующих информационных знаков, а также не проведение Управлением ГО и ЧС администрации МО г. Саяногорск контроля за деятельностью подведомственного учреждения, привело к трагической гибели подростков.
При реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального в прошедшем году прокуратурой города установлен факт длительного непринятия Администрацией города мер по регистрации права собственности на объекты жилищно-коммунального комплекса.
До настоящего времени регистрация права не осуществлена на 320 объектов водоснабжения, 234 объекта теплоснабжения, 4 объекта электрических сетей, что повлекло невозможность их передачи по договорам концессии, увеличение расходной части бюджета на содержание указанных объектов недвижимости, неэффективное использование данного имущества.
Примером неэффективной реализации полномочий в сфере соблюдения жилищных прав граждан может служить предоставление нуждающемуся гражданину С жилого помещения, фактически занятого иным лицом.
В частности, вследствие ненадлежащего исполнения Жилищным отделом Администрации г. Саяногорска мероприятий по жилищному контролю, более 5 лет не распределялось жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Указанное обстоятельство позволило самовольно занять указанное помещение гражданину, освободившемуся из мест лишения свободы.
В целях освобождения жилого помещения, Администрация была вынуждена обратиться в суд с заявлением о выселении данного гражданина.
Несмотря на наличие в муниципальном образовании более 116 км. муниципальных дорог, контроль за их сохранностью осуществлялся не в полной мере. Результатом не эффективной работы стало неудовлетворительное состояние дорожной сети муниципального образования, как следствие отмечается значительное количество дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими условиями, т.е. в результате ненадлежащего содержания автомобильных дорог.
Мы были вынуждены обратиться в суд с исковыми заявлениями об обязании устранить нарушения (произвести ремонт дорожной сети, привести освещенность в соответствие с требованиями закона и т.д.). Однако, в настоящее время судебные решения не исполнены, ответчиком систематически заявляются ходатайства о предоставлении отсрочки в связи с недостатком бюджетных средств.
Вместе с тем, полагаю, что надлежащее исполнение контрольных мероприятий в области дорожного движения, более грамотный выбор поставщиков услуг по ремонту дорожной сети, позволило бы избежать подобной ситуации.
Кроме того, следует отметить, что ранее нами выявлялись факты несвоевременности реализации Администрацией г. Саяногорска полномочий по объявлению торгов на заключение контрактов по ремонту дорог. Позднее объявление закупок привело к тому, что фактически ремонт дорожной сети города осуществлялся поздней осенью, что непосредственно сказывается на качестве проводимого ремонта. Надеюсь в текущем году такая ситуация не повторится.
В сфере противодействия коррупции за анализируемый период выявлено 16 нарушений. При этом большинство нарушений традиционно выявлялись в рамках проверки сведений о доходах и расходах муниципальных служащих, поданных ими в рамках декларационной кампании, и связаны с представлением должностными лицами недостоверных сведений о своих доходах.
Так, например, в Городском отделе образования выявлено 4 должностных лица, представивших недостоверные сведения, в Администрации муниципального образования - 3 таких факта.
Указанное свидетельствует о ненадлежащей организации работы кадровых подразделений органов местного самоуправления.
При осуществлении полномочий в сфере экологии, земельных правоотношений и собственности, предусмотренных п. 20 ст. 14 Закона об организации местного самоуправления, выявлено 8 нарушений.
По моему мнению, администрацией города в лице Отдела экологии и охраны труда не эффективно реализуются полномочия по проведению мероприятий и осмотра территории муниципального образования на предмет складирования отходов, выдаче рекомендаций об устранении выявленных нарушений, организации сбора информации от предприятий о состоянии окружающей среды.
Так, например, в рамках проверочных мероприятий было установлено, что Администрацией города, в нарушение требований законодательства, передан в аренду земельных участок ООО "Финанс". В последующем отсутствие контроля за арендатором привело к загрязнению участка, причинению ущерба окружающей среде в размере более 40 млн руб. При этом меры по понуждению очистить земельных участок от отходов приняты Администрацией только после прекращения деятельности ООО "Финанс".
Длительное время закрывали глаза на работу ООО "ПК "Саянмрамор", вследствие чего на муниципальной земле образовалось несанкционированное складирование отходов производства площадью более 21 тыс. кв. м.
В связи с выявленными нарушениями прокуратура города была вынуждена обратиться в суд с заявлением о понуждении освободить муниципальный земельный участок от производственных отходов. По нашему предложению Администрация города инициировала процедуру взыскания денежных средств за использование самовольно занятых муниципальных земель (цена иска составила более 2 млн. руб.).
В прошедшем году выявлено более 10 организаций, обрабатывающих мрамор в черте города, с установлением фактов загрязнений окружающей среды путем складирования на них отходов производства, 5 автотранспортных предприятий, имеющих источники выбросов без проведенной инвентаризации и оценки их воздействия на окружающую среду.
При этом, администрацией города источники загрязнений не выявлялись, информация для учета данных источников и последующего принятия мер не направлялась. Мы не требуем проводить контрольные мероприятия, мы предлагаем информировать органы контроля о нарушениях, которые на виду, мы все с вами живем в одном городе.
Все вышеуказанное привело к наступлению негативных последствий в виде использования земельных участков лицами, не имеющими предусмотренных законодательством Российской Федерации прав, осуществления предпринимательской деятельности с нарушением обязательных требований в сфере охраны окружающей среды, захламления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, производственными отходами.
В сфере защиты прав несовершеннолетних при исполнении Администрацией г. Саяногорска предусмотренных Законом Республики Хакасия от 06.05.2005 N 17-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Хакасия государственными полномочиями по образованию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" полномочий выявлено 18 нарушений, в связи с которыми внесено 6 представлений.
Характерными нарушениями в данной сфере является ненадлежащее исполнение должностными лицами Городского отдела образования своих обязанностей по контролю за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних их опекунами, не проведение профилактических мероприятий с семьями, состоящими на профилактическом учете, несвоевременная реализация полномочий по отобранию детей в случае угрозы их жизни или здоровью.
Так, в 2018 году выявлялись нарушения в деятельности КДН и защите их прав в части координации деятельности органов системы профилактики по организации работы по пресечению распития несовершеннолетними алкогольных напитков, что повлекло негативные последствия в виде роста правонарушений в данной сфере. Только после принятия мер прокурорского реагирования КДН и ЗП скорректированы и фактически проведены соответствующие мероприятия, скоординирована работа органов профилактики.
Ненадлежащим образом организована и работа в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Так, в 2018 - 2019 годах прокуратурой города внесено 2 представления об устранении нарушений, связанных с размещением информации на официальном сайте муниципального образования. При этом отдельно было акцентировано внимание на неудобство навигации сайта, трудность в его использовании.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены, несмотря на неоднократные возвраты к рассмотрению представлений. Например, до настоящего времени ненадлежащим образом сформирован раздел, посвященный административным регламентам оказания муниципальных услуг, раздел, посвященный предупреждению чрезвычайных ситуаций и т.д.
Также следует отметить, что только после принятия мер реагирования Администрацией установлены должностные лица, ответственные за размещение информации на официальном сайте муниципального образования, обновлен порядок размещения.
Кроме того, неединичные нарушения выявлены в сфере реализации полномочий по привлечению лиц к административной ответственности.
Так, в рамках надзорной деятельности прокуратурой города проанализирована деятельность Административной комиссии г. Саяногорска, в ходе которой установлены многочисленные нарушения порядка рассмотрения административных материалов.
При этом статистические показатели работы административной комиссии свидетельствуют о низкой эффективности ее работы по реальному исполнению ее постановлений. Так, в 2018 году по результатам рассмотрения 264 административных дел назначено наказание в виде административного штрафа на общую сумму 276 000 рублей. По итогам года взыскано лишь 140 600 рублей (с учетом сумм взысканных штрафов по постановлениям прошлого года - 61 400 рублей), что составляет лишь 50,4%. В условиях дефицита бюджета города непринятие полных и своевременных мер, направленных на зачисление неналоговых доходов (административных штрафов) в местный бюджет недопустимо.
Незначительный процент поступления штрафов по постановлениям административной комиссии в бюджет города связан не с низкой платежной дисциплиной наказанных лиц, а, в большей степени, с несоблюдением порядка привлечения граждан к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссией допускаются систематические нарушения в части надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела (зачастую в день рассмотрения), а также о результатах рассмотрения материалов; не направления своих постановлений для принудительного исполнения.
Полагаю, что перечисленные нарушения законодательства в большей степени, связаны не с недостатком бюджетных средств, а с неэффективной реализацией своих полномочий, в отдельных случаях недобросовестным отношением лиц к своим должностным обязанностям, их незаинтересованностью в более действенной реализации своих полномочий в интересах горожан, рачительном отношении к вверенному имуществу, создания благоприятных условий для проживания.
В завершение выступления повторюсь, что цель моего доклада - это доведение объективной информации о состоянии законности, указание на проблемные участки работы и своевременная корректировка деятельности органов власти.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Решение Совета депутатов города Саяногорска Республики Хакасия от 21 мая 2019 г. N 146 "О состоянии законности и практике... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.