Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Концепция
мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2020 - 2022 годах
(утв. постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 3 июля 2019 г. N 89-п)
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия
Необходимость внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях Республики Хакасия вызвана:
потребностью в формировании единого подхода к разработке и реализации цифрового образовательного контента для образовательных организаций всех уровней;
отсутствием взаимодействия между профессиональными образовательными организациями республики в области цифрового образования, что приводит к снижению общей эффективности работы;
необходимостью формирования единого цифрового образовательного пространства для обеспечения непрерывного профессионального образования;
неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательных организациях всех уровней;
необходимостью повышения уровня цифровой грамотности администрации, сотрудников и педагогических работников образовательных организаций всех уровней.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
Статистические данные по состоянию на 20.09.2018 согласно форме ФСН N 00-1 "Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования"
Наименование |
Статистические данные |
|||||
Число общеобразовательных организаций, ед. |
Численность обучающихся, чел. |
Численность работников, всего, чел. |
Численность руководящих работников, чел. |
Численность педагогических работников, чел. |
Численность учителей, чел. |
|
г. Абакан |
23 |
22777 |
1944 |
112 |
1359 |
1204 |
г. Абаза |
3 |
1739 |
227 |
9 |
130 |
114 |
г. Саяногорск |
10 (1) |
7115 |
836 |
44 |
478 |
421 |
г. Сорск |
3 (1) |
1504 |
188 |
11 |
101 |
91 |
г. Черногорск |
12 (2) |
8604 |
810 |
43 |
519 |
469 |
Алтайский район |
14 (3) |
2917 |
615 |
35 |
297 |
251 |
Аскизский район |
22 (19) |
5906 |
1257 |
67 |
621 |
518 |
Бейский район |
12 (11) |
2292 |
590 |
27 |
287 |
233 |
Боградский район |
14 |
1618 |
425 |
29 |
202 |
170 |
Орджоникидзевский район |
10 (6) |
1579 |
368 |
19 |
177 |
155 |
Таштыпский район |
11 (9) |
2194 |
514 |
24 |
264 |
221 |
Усть-Абаканский район |
18 (2) |
5108 |
771 |
42 |
416 |
351 |
Ширинский район |
19 (3) |
3424 |
689 |
41 |
370 |
210 |
Подведомственные организации |
6 |
1506 |
668 |
22 |
371 |
210 |
Негосударственные организации |
2 |
275 |
94 |
5 |
44 |
21 |
Итого |
179(57) |
68563 |
9996 |
530 |
5636 |
4746 |
Система образования Республики Хакасия в настоящее время включает 179 (сто семьдесят девять) общеобразовательных организаций - юридических лиц (включая две негосударственные общеобразовательные организации), 57 филиалов и 16 (шестнадцать) профессиональных образовательных организаций (включая 3 филиала), учредителем которых является Правительство Республики Хакасия. В общеобразовательных организациях получают образование свыше 68 тысяч и более 7 тысяч в профессиональных образовательных организациях. Все базовые и средние школы, лицеи, гимназии, средние специальные и профессионально-технические учреждения образования имеют компьютерные классы или отдельные компьютеры для обеспечения учебного процесса.
По республике на один компьютер приходится 6 учащихся учреждений общего среднего образования (в городской местности - 5, в сельской местности - 7). Вместе с тем большая часть компьютерной техники поставлялась в образовательные организации в 2003 - 2004 годах.
Обеспеченность компьютерной техникой в профессиональных образовательных организациях составляет 10 учащихся на 1 компьютер.
В первую очередь стоят задачи обновления компьютерной техники в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях и обеспечение дополнительной техникой крупных образовательных организаций.
По состоянию на 01.09.2018 в общеобразовательных организациях Республики Хакасия: 75% организаций имеют высокоскоростной доступ к каналам связи сети Интернет, их них 31% имеют скорость более 5 Мбит/с; 98% организаций оснащены интерактивным оборудованием; 100% организаций используют информационные системы электронного журнала и дневника, а также единую региональную систему по автоматизации процесса зачисления в образовательную организацию; охвачены обучением 100% детей-инвалидов, из числа нуждающихся в обучении по программам основного общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий (не имеющих противопоказаний для работы с компьютером); 53% организаций используют дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в образовательном процессе; 100% организаций обеспечивают информационную безопасность детей при использовании ресурсов сети Интернет.
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия
Формирование цифровой образовательной среды невозможно без современных специалистов. Совершенствование педагогических компетенций осуществляется через систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки, самообразования. Педагогические работники систематически повышают уровень своей компетентности посредством неформального и информального образования (самообразование, участие в конкурсах, конференциях, проведение собственных мастер-классов, работа на стажировочных площадках). Повышение квалификации для сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций проводится с периодичностью один раз в три года.
В настоящее время повышение уровня ИКТ-компетентности работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия в части формирования компетенций по решению профессиональных задач, связанных с электронным обучением, информатизацией образования, проектированием современной информационной образовательной среды, использования ИКТ-технологий в образовательном процессе осуществляется в рамках магистерских программ "Автоматизированные системы обработки информации и управления", "Программное обеспечение информационных систем" ,организованных на базе ФБГОУ ВО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова", а также по программам повышения квалификации ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации". За 2018-2019 учебный год более 3 тысяч педагогических работников прошли обучение по 79 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки с включением тем, направленных на формирование информационной грамотности, а также по целевым программам: "Создание и технология использования интерактивных заданий в учебном процессе", "Web-технологии в деятельности педагога", "Использование интерактивных и виртуальных инструментов в образовательном процессе" и др. Обучение в Хакасском институте развития образования и повышения квалификации проводится (93% ДПП ПК) в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий на платформе дистанционного обучения - Learning. Программы и онлайн-курсы разрабатывают и реализуют старшие преподаватели, методисты ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК", а также педагоги образовательных организаций, что также способствует повышению их компетентности в области информационных технологий.
Активное участие принимают педагоги в обучающих семинарах и вебинарах по повышению цифровой грамотности: "Использование Google-сервисов в образовательном процессе", "Подростки в соцсетях: простые правила кибербезопасности", "Интернет-зависимость и как с ней бороться", "Создание Интернет-ресурса педагогического работника", "Электронная и финансовая безопасность", "Кибербуллинг", "Облачные технологии для эффективного управления школ" и др. В 2018 - 2019 годах педагоги представляли свой опыт в рамках Межрегиональной научно-практической конференции "Воспитание детей цифровой эпохи: вызовы, стратегии, смыслы", организованной Министерством образования и науки Республики Хакасия, а также активно участвуя в республиканских конкурсах для педагогов и учащихся: "Урок с использованием сервисов Google", "Защити свои персональные данные", "Лучший педагогический сайт", "Проектирование современного урока с использованием цифрового оборудования" и др. Практически все общеобразовательные организации Республики Хакасия активно участвуют во всероссийских образовательных проектах: "Единый урок безопасности в сети "Интернет", "Урок Цифры".
C 2013 года в общеобразовательных организациях республики активно внедряется дистанционный образовательный ресурс "Мобильное Электронное Образование: Школа" под руководством ГКУ РХ "Хакасский центр информатизации образования". За последние три года в обучение с использованием ресурса включились 85 образовательных организаций, 840 учителей и 4500 обучающихся.
На протяжении нескольких лет республика активно взаимодействует с российскими корпорациями "Российский учебник", "Русское слово", "Просвещение", проводя семинары с участием методистов издательств по использованию электронных учебников и образовательных сервисов в образовательном процессе. С 2018 года педагоги республики проводят занятия с использованием ресурсов интерактивных образовательных онлайн платформ "Учи.ру" и "ЯКласс" при поддержке методистов порталов. В конце 2018 года заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Хакасия и корпорацией "Яндекс.Учебник", уже 142 педагога и более 600 обучающихся республики присоединились к проекту и активно используют в учебном процессе.
Внедряются дистанционные технологии и в профессиональных образовательных организациях. Так, преподаватели ГБПОУ РХ "Хакасский политехнический колледж" в рамках региональной инновационной площадки "Проектирование и внедрение электронной среды для дистанционного обучения конкурентоспособного специалиста на рынке труда новых и перспективных профессий" занимаются созданием автоматизированной системы дистанционного обучения для подготовки востребованного, конкурентоспособного специалиста в соответствии со списком пятидесяти наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
С 2013 года в республике функционирует система "БАРС. Web-Образование", которая включает в себя "Электронный детский сад", "Электронный колледж", "Электронное дополнительное образование" и "Электронную школу" (сервисы электронного дневника и электронного журнала). Электронный журнал действует во всех общеобразовательных организациях республики, активно используется учителями, обучающимися и родителями.
На текущий момент примерно 50% педагогических работников (без учета учителей информатики) учреждений общего среднего образования используют или готовы использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Количество слушателей, проходящих повышение квалификации в области ИКТ, ежегодно составляет не менее 20% от всего числа педагогических работников, что соответствует настоящим потребностям развития системы образования. Но одной из важных проблем повышения квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в области цифровых технологий является отсутствие систематичности и целенаправленности, хаотичность обучения. Для реализации мероприятий по внедрению современной и безопасной цифровой образовательной среды в Республике Хакасия к 2024 году необходимо пройти повышение квалификации 100% привлекаемых специалистов и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых будет внедряться целевая модель "Цифровой образовательной среды" по специальным программам профессиональной подготовки и переподготовки преподавательского состава всех уровней образования, направленная на постоянное поддержание высокого уровня цифровой грамотности работников образования. В целях подготовки кадров для работы в образовательных организациях должно быть организовано взаимодействие с образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями по вопросам совершенствования образовательных программ в интересах цифрового развития.
4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия
Цели цифровой трансформации системы образования должны соответствовать потребностям региона, образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и их родителей.
Содержательный аспект модели цифровой трансформации включает в себя сквозное формирование навыков цифровой грамотности на всех уровнях системы образования через применение современных технологий обучения в школе и профессиональных образовательных организациях.
В содержании школьных дисциплин предусматривается раннее формирование основ владения цифровой грамотностью и цифровыми навыками, интерактивность и геймификация процесса при помощи ИТ и интерактивных технологий (программирование активных устройств, хакатоны и прочее).
Содержание образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования должно быть ориентировано на подготовку специалистов для цифровой экономики с преподаванием комплексной линейки навыков цифрового производства и тесной кооперацией с работодателями. В подготовке выпускников должен быть сделан упор на долгосрочно востребованные, опережающие цифровые навыки и специализации.
Цифровая трансформация региональной системы образования должна строиться на основе следующих основополагающих принципов:
1) переход к управлению и проведению государственной политики в сфере образования на основе данных;
2) устранение дублирования сбора данных и снижение уровня отчетности образовательных организаций;
3) оптимизация, упрощение и информатизация внутренних процессов в органах управления образованием и образовательных организациях;
4) реализация современных подходов в оказании государственных (муниципальных) услуг в сфере образования и предоставление гражданам (родителям обучающихся) наиболее востребованных электронных сервисов;
5) внедрение сквозных технологий и обеспечение возможности обучения детей с применением современных средств обучения (большие данные, робототехника, технологии виртуальной и дополненной реальности).
Для обеспечения возможности осуществления цифровой трансформации региональной системы образования Республики Хакасия необходимо обеспечить выполнение следующих основных мероприятий:
1) изменить организационную структуру управления внедрением цифровых технологий в отрасли образования;
2) провести модернизацию инфраструктуры, обеспечивающей возможности применения в сфере образования цифровых технологий и платформенных решений, включая:
модернизацию средств вычислительной техники в образовательных организациях;
приобретение и внедрение специализированных программных продуктов и обеспечение лицензионной чистоты в образовательных организациях;
закупку презентационного оборудования;
обеспечение образовательных организаций стабильным и высокоскоростным интернет-соединением с гарантированным интернет-трафиком.
Модернизация инфраструктуры позволит автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческих процессов, а также обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников образовательных организаций к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, создаваемому как на уровне единых платформенных решений Российской Федерации, так и на уровне регионов, муниципальных образований и образовательных организаций;
3) обеспечить планомерное повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей образовательных организаций по цифровой трансформации сферы образования в целом и образовательных организаций в частности, формированию цифровой культуры сотрудников органов управления образованием, административно-управленческого персонала образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и их родителей;
4) обеспечить проведение на систематической основе мониторинга уровня цифровизации сферы образования в республике, сопоставление и анализ его результатов с результатами по Российской Федерации в рамках стратегического подхода.
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях республики позволит получить следующие результаты:
100% школьников и обучающихся профессиональных образовательных организаций будут включены в персонализированный образовательный процесс с использованием современных цифровых учебно-методических комплексов и "облачных ресурсов", а также средств объективной оценки;
будет повышена мотивация к образовательной деятельности посредством внедрения цифровых игр и симуляторов, позволяющих более качественно формировать и развивать ключевые компетенции;
100% педагогов получат сертификаты, подтверждающие квалификацию работы в цифровой образовательной среде;
сократится время на выполнение рутинных операций, связанных с заполнением отчетности, проверкой заданий, информированием общественности об образовательной деятельности и другое.
5. Опыт Республики Хакасия в реализации федеральных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
Республика Хакасия принимала участие:
2015-2017 годы - в Федеральном проекте "Создание единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам".
В 2017 году Республика Хакасия участвовала и выиграла конкурс на предоставление субсидии в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по мероприятию 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях". В рамках данного проекта было организовано и проведено несколько мероприятий межрегионального и всероссийского уровня, в том числе:
29.08.2017 - "Эффективные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях". В вебинаре приняло участие 9 субъектов Российской Федерации: Иркутская область, Кировская область, Смоленская область, Свердловская область, Республика Башкортостан, Воронежская область, Кемеровская область, Ростовская область, Липецкая область;
10.10.2017 - "Технологии сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях". В вебинаре приняло участие 6 субъектов Российской Федерации: Забайкальский край, Липецкая область, Свердловская область, Ростовская область, Республика Коми, Республика Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.