Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Основные принципы
целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Республики Хакасия
(утв. постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 3 июля 2019 г. N 92-п)
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития республиканской системы дополнительного образования детей в Республике Хакасия в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета.
1.1. Проблематика и предполагаемые результаты.
Целевая модель развития республиканской системы дополнительного образования детей (далее - целевая модель) реализуется c целью достижения результата 1.13 "Во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей" федерального проекта "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03 сентября 2018 года N 10, отраженного в результатах регионального проекта Республики Хакасия "Успех каждого ребенка" (утвержден президиумом Совета развития при Главе Республики Хакасия - Председателе Правительства Республики Хакасия от 13 мая 2019 года N 09). Целевая модель находится в неразрывной связи с государственной программой Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556 (с последующими изменениями), в том числе в части развития дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ и с использованием механизма сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, учреждениями спорта, культуры и искусства, а также формирования сети детских технопарков, инновационных площадок и иных форм дополнительного образования, в части поддержки одаренных детей, в том числе путем развития системы конкурсов и олимпиад, заочных школ и электронного обучения по программам углубленного изучения предметов.
Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать на вызовы современного, быстро меняющегося общества. Все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.
В Республике Хакасия дополнительное образование детей является составляющей частью единого образовательного процесса. В настоящее время в системе образования Республики Хакасия формируются и развиваются комплексные качественные модели развития научно-технического творчества обучающихся, обладающие всеми характеристиками современной модели образовательной организации, которые являются республиканскими "инновационными точками роста" для реализации программ модернизации и дальнейшего развития дополнительного образования.
Однако наряду с инновационными изменениями в республиканской системе дополнительного образования фиксируется ряд нерешенных задач, что может существенно замедлить процессы модернизации:
отсутствие и сокращение в ряде муниципалитетов программ дополнительного образования технической, естественнонаучной и социально-педагогической направленностей, недостаточный охват системой дополнительного образования детей из сельских муниципалитетов Республики Хакасия, что не дает обучающимся возможность выбрать объединение по их интересам, как следствие - количественная и качественная недостаточность, недоступность, диспропорции в развитии инфраструктуры системы дополнительного образования;
недостаточное развитие системы сетевого взаимодействия в связи с отдаленным расположением организаций дополнительного образования сельских муниципалитетов от образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, организаций, располагающих необходимыми педагогическими и материально-техническими ресурсами для реализации дополнительных общеразвивающих программ, как следствие - недостаточный охват детей программами по приоритетным направленностям, слабая ориентация на потребности региональной экономики, на взаимодействие с ее реальным сектором;
недостаточный выбор, низкая вариативность образовательных услуг дополнительного образования (программ, продуктов), предлагаемых бюджетной сетью, как следствие - острая необходимость обновления программ в организациях дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей;
ограниченный кадровый потенциал, низкий уровень владения современными образовательными технологиями, как следствие - отсутствие педагогических кадров для реализации современных дополнительных общеразвивающих программ;
низкая оснащенность высокоорганизованными автоматизированными учебными рабочими местами организаций дополнительного образования, особенно в сельской местности, как следствие - ограниченная возможность организации и функционирования современной системы правовых и финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности Республики Хакасия.
Вместе с тем существенных перемен в системе дополнительного образования можно достичь путем реализации комплексных мер по модернизации финансово-управленческих механизмов, образовательных методик и технологий, системы подготовки педагогических кадров, совершенствованию учебных рабочих мест дополнительного образования для детей при непосредственном участии в их реализации предприятий реального сектора экономики по приоритетным направлениям экономического развития Республики Хакасия, а также структур негосударственного сектора социально-общественного партнерства.
В этом направлении в Республике Хакасия реализованы мероприятия по внедрению навигатора дополнительного образования детей Республики Хакасия, который обеспечивает выбор дополнительных общеобразовательных программ. На сегодня в каталог навигатора внесено 744 дополнительных образовательных программы от 61 образовательной организаций всех 13 муниципальных образований Республики Хакасия. Данные программы соответствуют запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации). Кроме того, поступило свыше 4000 заявок на дополнительные образовательные программы от пользователей информационного ресурса, и количество заявок ежедневно растет.
В Республике Хакасия принимаются эффективные меры по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, выработаны определенные механизмы выявления и дальнейшего сопровождения одаренных детей, получающих дополнительное образование. Но для достижения существенных результатов по развитию системы дополнительного образования в Республике Хакасия необходимы комплексные изменения. Это позволит создать равный доступ обучающихся городских и сельских образовательных организаций к занятиям в детских объединениях по интересам, в том числе технической и естественнонаучной направленности, как приоритетными в системе дополнительного образования.
Реализация целевой модели предполагает достижение следующих результатов:
разработка и внедрение в 2020 году механизма получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования из расчета не менее 25 процентов детей в возрасте от 5 до 17 лет от общего количества детей по программам дополнительного образования в количестве от 144 до 216 часов;
создание и оснащение базовых площадок технической и естественнонаучной направленности дополнительного образования детей (не менее трех), сети муниципальных опорных центров дополнительного образования детей во всех муниципальных образованиях Республики Хакасия;
повышение квалификации 100 процентов руководящих и педагогических работников ведущих образовательных организаций дополнительного образования Республики Хакасия, в том числе сотрудников регионального модельного центра и муниципальных опорных центров дополнительного образования;
модернизация программ объединений технической и естественнонаучной направленности, разработка и внедрение разноуровневых и модульных программ дополнительного образования различной направленности, в том числе типовых;
осуществление в 2020 году инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов государственных (муниципальных) образовательных организаций (не менее 100 процентов), организаций спорта, культуры, научных организаций (не менее 80 процентов), частных (негосударственных) образовательных организаций, предприятий и организаций реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме (по заявлению);
разработка дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме с использованием ресурсов образовательных организаций всех типов, в том числе организаций среднего профессионального и организаций высшего образования, а также научных организаций, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики;
разработка и внедрение дистанционных курсов дополнительного образования с целью повышения его доступности для детей из сельской местности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей и других моделей предоставления дополнительного образования, выравнивающих его доступность;
разработка новых конкурсных и иных мероприятий по организации дополнительного образования детей, в том числе технической и естественнонаучной направленности, обеспечивающих выявление и сопровождение одаренных детей;
разработка и внедрение модели независимой оценки качества дополнительного образования детей.
1.2 Данные о сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количестве.
В Республике Хакасия функционируют 424 образовательные организации, в том числе 5 лицеев, 3 гимназии, 4 общеобразовательные организации с углубленным изучением отдельных предметов, 14 организаций профессионального образования и 2 образовательные организации высшего образования, 67 учреждений дополнительного образования по всем направленностям дополнительного образования. Помимо учреждений дополнительного образования в Республике Хакасия услуги дополнительного образования с целью повышения его доступности предоставляют образовательные организации дошкольного, общего и профессионального образования (при наличии лицензии). В 2018 году охват детей в возрасте от 5 до 17 лет услугами дополнительного образования составил 71 процент.
2. Опыт Республики Хакасия в реализации федеральных и региональных проектов (мероприятий) в области образования.
Республика Хакасия имеет значительный опыт в реализации масштабных федеральных и региональных проектов в сфере образования.
Хакасия стала одним из 10 первых регионов России - участников крупномасштабного проекта по созданию региональных центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Лаборатория безопасности". Программа реализуется в рамках выполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 14 марта 2016 года.
В 2017 году в Республике Хакасия на создание детского технопарка "Кванториум" было выделено 47,2 млн. рублей, из них 33 млн. рублей - из федерального бюджета.
В настоящее время в детском технопарке по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, обучаются более 800 детей. Преподавание осуществляют высококвалифицированные специалисты. Так, один из педагогов Хакасии вошел в ТОП-50 педагогов детских технопарков "Кванториум". За период с октября 2017 года в деятельности детского технопарка "Кванториум" отмечены следующие достижения: 24 победителя и призера межрегиональных и всероссийских олимпиад и конкурсов, 48 победителей и призеров региональных олимпиад и конкурсов. За достигнутые результаты 12 обучающихся приглашены на федеральные смены в ФГБОУ ВДЦ "Орленок" (г. Туапсе), ФГБОУ ВДЦ "Океан" (г. Владивосток), ФГБОУ ВДЦ "Смена" (г. Анапа).
С целью развития системы дополнительного образования в Республике Хакасия реализуются программы инновационной деятельности:
"Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках модели сетевого взаимодействия в условиях многофункциональной деятельности учреждения дополнительного образования детей" МБУ ДО "Усть-Абаканский центр дополнительного образования"). За время работы инновационной площадки разработаны и реализованы 24 дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) профориентированные программы и 16 программ по договорам сетевого взаимодействия и сотрудничества, реализованы 3 межведомственных плана с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Центр занятости населения", ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району (дополнительная общеобразовательная программа) и 10 отрядом ФПС по Республике Хакасия);
"Модель развития техносферы деятельности учреждения дополнительного образования как основы формирования инженерно-технических, исследовательско-конструкторских компетенций обучающихся" (МБУДО города Абакана "Центр детского творчества"). Продукты инновационной деятельности размещены в региональном навигаторе рабочих программ (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности "Архитектурно-конструктивное проектирование", "Автодело", "IT-Квант", "Картинг - спорт, техника, творчество", "Технолаб") ttp://ipk19.ru/index.php/navigator-rabochikh-programm/dopolnitelnoe-obraz ovanie.
Республиканский проект "Методическое сопровождение педагогических работников Республики Хакасия в условиях обновления содержания дополнительного образования детей", реализуемый с 2014 по 2017 годы ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации", дал следующие результаты:
1) методическое сопровождение педагогических работников организаций дополнительного образования в соответствии с задачами Концепции дополнительного образования Российской Федерации;
2) создание модели сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования с другими партнерами образовательного процесса через утвержденные планы, договоры о сетевом взаимодействии и сотрудничество не только на базе республиканских инновационных площадок;
3) обобщение и трансляция опыта педагогов учреждений дополнительного образования, в том числе всероссийский вебинар Опыт федеральных и региональных инновационных площадок по развитию технологий и содержания дополнительного образования".
В результате проведенной работы удалось добиться увеличения числа обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам с 87600 в 2017 году до 92972 в 2018 году.
Тот факт, что многие идеи поддерживаются региональной и муниципальными властями, является свидетельством того, что любой инновационный проект будет поддержан в Республике Хакасия и реализован в срок и с высокой степенью эффективности.
Таким образом, в Республике Хакасия принимаются эффективные меры по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, вырабатываются механизмы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
3. Описание целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей.
Внедрение целевой модели региональной системы дополнительного образования детей позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Республике Хакасия, включающее создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию, обеспечение доступа к современным вариативным дополнительным образовательным программам, в том числе для детей из сельской местности.
Целевая модель включает реализацию следующих основных мероприятий:
1) создание и обеспечение деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Хакасия (далее - РМЦ) согласно методическим рекомендациям по созданию и функционированию РМЦ, а также создание сети муниципальных опорных центров в каждом муниципальном образовании Республики Хакасия, который будет:
выполнять функции регионального проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта на уровне Республики Хакасия, организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в Республике Хакасия, а также по взаимодействию с рабочей группой федерального проекта "Успех каждого ребенка" и ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование";
обеспечивать (оказывать содействие) внедрение системы персонифицированного финансирования в Республике Хакасия;
формировать в Республике Хакасия эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя РМЦ как "ядро" региональной системы, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании;
внедрять пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
обеспечивать развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;
выявлять и распространять лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществлять программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей в Республике Хакасия;
2) внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (в соответствии с основными требованиями к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей), обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрение эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей;
3) формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
4) реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики;
5) выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом особенностей республики, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
6) внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям, позволяющего семьям выбрать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей;
7) иные мероприятия федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" с учетом специфики системы дополнительного образования детей в Республике Хакасия.
В целях внедрения целевой модели с проектным офисом национального проекта "Образование" согласовывается смета расходования средств на реализацию соответствующих мероприятий целевой модели в 2020 году.
4. Организационно-правовая форма организации, наделенной статусом регионального модельного центра дополнительного образования детей.
РМЦ дополнительного образования детей создается как структурное подразделение на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасия "Республиканский центр дополнительного образования".
Общие сведения об учреждении:
полное наименование: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Хакасия "Республиканский центр дополнительного образования";
сокращенное наименование: ГБУ ДО РХ "РЦДО";
вид: центр дополнительного образования;
тип: образовательное учреждение дополнительного образования.
организационно-правовая форма: государственное бюджетное учреждение;
учредитель: Министерство образования и науки Республики Хакасия.
5. Описание площадки РМЦ в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и функционированию регионального модельного центра дополнительного образования детей.
РМЦ создается в целях достижения результата 1.10 "Во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03 сентября 2018 года N 10.
РМЦ создается на базе ГБУ ДО РХ "РЦДО", осуществляющего организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории Республики Хакасия.
РМЦ будет осуществлять функции ресурсного центра республиканской системы дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ различной направленности для детей (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).
Целью деятельности РМЦ является создание условий для обеспечения в Республике Хакасия эффективной системы взаимодействия в реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для детей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных указами Президента Российской Федерации.
Задачи РМЦ:
осуществлять организационную, методическую, нормативно-правовую, экспертно-консультационную поддержку участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Республике Хакасия;
выяв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.