Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 5 сентября 2016 г. N 1210-р
"О реализации на территории Удмуртской Республики проекта содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан "Займись делом"
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию проекта содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан "Займись делом";
План мероприятий по реализации Концепции проекта содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан "Займись делом".
2. Определить Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики ответственным за реализацию Концепции проекта содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан "Займись делом".
Председатель Правительства |
В.А. Савельев |
Концепция
проекта содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан "Займись делом"
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 5 сентября 2016 г. N 1210-р)
I. Общие положения
1. Концепция проекта содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан "Займись делом" (далее - Концепция) представляет собой систему мероприятий, направленных на содействие самозанятости безработных граждан, легализацию "теневой" занятости, создание новых экономических единиц и рабочих мест в сфере малого бизнеса в Удмуртской Республике.
2. Концепцией обозначены следующие основные приоритетные меры в области занятости населения и регулирования рынка труда:
восстановление и поддержание занятости населения, а также создание новых рабочих мест;
развитие эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства;
повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах, в том числе (в особенности) в поселениях, где отсутствуют организации, являющиеся источником рабочих мест;
снижение занятости в неформальном секторе экономики.
3. Правовыми основаниями для разработки Концепции являются:
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р "Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)";
Закон Удмуртской Республики от 8 октября 2008 года N 34-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике".
II. Обоснование необходимости разработки Концепции
Малое и среднее предпринимательство - основа развития экономики и важнейший ресурс, формирующий конкуренцию, новые рабочие места, поднимающий смежные с ключевыми отраслями производства.
Ежегодно в доход консолидированного бюджета от малых и средних предприятий региона только по специальным налоговым режимам поступает более 2,5 млрд. рублей налогов (почти 2,8 млрд. рублей за 2015 год).
Государственная политика по развитию малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и направлена на координацию усилий всех заинтересованных в его развитии сторон, соблюдение интересов бизнеса, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
Несмотря на общие для России институциональные барьеры, предпринимательская активность населения Удмуртской Республики остается достаточно высокой. Это подтверждается значительным уровнем развития малого бизнеса. В 2015 году в сфере малого бизнеса было занято более 208 тыс. человек или 29,7% от общей численности занятых в экономике региона, в том числе:
численность работников средних предприятий составила 23 115 человек;
численность работников малых (и микро) предприятий - 110 505 человек;
количество индивидуальных предпринимателей - 35 069 единиц;
количество работников, нанятых индивидуальными предпринимателями, - 40 093 человека.
По отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики, как и в России в целом, доминируют предприятия оптовой и розничной торговли. Занятость работников в малом бизнесе по отраслям следующая: в сфере торговли - 24,8%, в обрабатывающих отраслях - 18,3%, в строительстве - 15,1%, в сельском хозяйстве - 10,7%, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 5,7%.
Проблемы, которые в наибольшей степени сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства, связаны с неразвитостью системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, низкой доступностью финансовых ресурсов (высокие процентные ставки, завышенные требования по обеспечению кредитов и поручительствам по ним), состоянием перманентного изменения российского законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, ограниченностью доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям.
Политика снижения барьеров для развития малого бизнеса и легализации самозанятости позволит обеспечить увеличение численности занятых в экономике республики, увеличение налоговых поступлений в бюджет, снижение неформальной занятости.
Основные усилия будут направлены на создание действенного механизма содействия организации самозанятости безработных граждан как начального этапа развития малого и среднего предпринимательства в каждом муниципальном образовании.
Самозанятость - это важнейшее направление трудовой деятельности в рыночной экономике, которое способствует сокращению безработицы.
Важность и актуальность развития самозанятости обусловлены не только изменениями структуры занятости, адекватной рыночной экономике, но и тем, что именно эта форма организации труда может гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка и является более мобильной с точки зрения как приспособляемости процессов производства, так и использования различных способов поддержания определенного уровня занятости при изменении конъюнктуры рынка. Самозанятость и малое предпринимательство во многих случаях являются единственным способом получения дохода для лиц, которые по тем или иным причинам не могут успешно включиться в "большую экономику".
Самозанятость в форме индивидуальных предприятий и малого бизнеса обладает целым рядом преимуществ, которые позволяют им успешно конкурировать на рынке с крупными предприятиями: быстрая адаптация к постоянно меняющимся требованиям рынка, быстрая оборачиваемость средств, экономия средств за счет снижения затрат на создание аппарата управления, свобода действия исполнителей, взаимозаменяемость работников, гибкость, умение быстро перестраиваться и реагировать на изменения внешней среды, возможность использовать местную материально-сырьевую базу, восприимчивость к самым необычным техническим решениям, способность идти на риск, возможность создавать благоприятные условия для трудоустройства высвобожденных работников, возможность вовлекать в производство такие резервы рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве, более полное использование способностей, знаний, трудовых навыков отдельных работников.
Создание условий для уменьшения барьеров, способствующих легальной самозанятости, может стать одним из важнейших направлений в решении актуальной проблемы сокращения пространства неформальной занятости.
Меры, направленные на поддержку самозанятости и реализацию инвестиционного потенциала малого и среднего бизнеса, включены в перечень реализуемых Правительством Российской Федерации в 2015 - 2016 годах первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
III. Миссия и цель Концепции
Миссия Концепции - содействие самозанятости безработных граждан, легализации "теневой" самозанятости, созданию новых экономических единиц и рабочих мест в сфере малого бизнеса.
Цель Концепции - развитие института самозанятости безработных граждан как меры обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и снижения уровня "неформальной" занятости.
IV. Способы и механизмы достижения цели Концепции
1. Популяризация идеи самозанятости и формирование положительного имиджа предпринимательства среди населения, содействие развитию самозанятости населения, в первую очередь в сельской местности.
2. Разработка и внедрение комплексной системы подготовки ищущих работу и безработных граждан к организации эффективной самозанятости, включая обучение ведения основам предпринимательской деятельности.
3. Разработка типовых проектов бизнес-ситуаций, включающих в себя полный цикл создания собственного дела, в целях оказания содействия самозанятости безработным и ищущим работу гражданам, обратившимся в органы службы занятости населения.
4. Обеспечение координации взаимодействия заинтересованных структур по принципу "одного окна" в целях содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан.
V. Этапы реализации Концепции
1. Стартовый этап - август - сентябрь 2016 года.
На данном этапе необходимо:
разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции; разработать типовые бизнес-планы, включающие в себя полный цикл организации самозанятости;
определить "пилотные" муниципальные образования для реализации Концепции;
сформировать комплексную систему содействия самозанятости безработным гражданам и поддержки их предпринимательской инициативы.
2. Пилотный этап - октябрь - декабрь 2016 года.
На данном этапе будут осуществляться:
реализация проекта в "пилотных" муниципальных образованиях;
обобщение результатов, отбор лучших практик работы.
3. Основной этап - с января 2017 года.
Реализация проекта на всей территории Удмуртской Республики с использованием лучших практик работы муниципальных образований, участвовавших в пилотном этапе.
VI. Эффект от реализации Концепции
Эффект от реализации Концепции носит как социальный, так и экономический характер и заключается в следующем:
повышение эффективности занятости и самозанятости населения;
развитие малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности;
рост числа рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней;
снижение занятости в неформальном секторе экономики.
План
мероприятий по реализации Концепции проекта содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан "Займись делом"
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 5 сентября 2016 г. N 1210-р)
N п/п |
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
Определение "пилотных" муниципальных образований для реализации Концепции проекта "Займись делом" и приоритетных для них направлений развития предпринимательской деятельности |
Август - сентябрь 2016 года |
Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики, администрации муниципальных образований (по согласованию) |
2 |
Разработка справочного материала (буклета) о государственных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, включая сведения об организациях, осуществляющих поддержку предпринимательских инициатив в Удмуртской Республике |
Август - сентябрь 2016 года |
Министерство экономики Удмуртской Республики |
3 |
Разработка комплексной системы подготовки ищущих работу и безработных граждан к организации самозанятости |
Август - сентябрь 2016 года |
Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики |
4 |
Разработка типовых проектов бизнес-планов, включающих в себя полный цикл создания собственного дела, в целях оказания содействия самозанятости безработных и ищущих работу граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, в количестве не менее 10 проектов |
Август - сентябрь 2016 года |
Министерство экономики Удмуртской Республики |
5 |
Внедрение комплексной системы подготовки ищущих работу и безработных граждан к организации самозанятости |
Октябрь - декабрь 2016 года |
Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики |
6 |
Оказание безработным гражданам: единовременной финансовой помощи на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов; единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства |
Постоянно |
Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики |
7 |
Заключение соглашения о взаимодействии между автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики" и Министерством труда и миграционной политики Удмуртской Республики в части предоставления информации о государственных услугах для начинающих предпринимателей |
Декабрь 2016 года |
Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики, автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 5 сентября 2016 г. N 1210-р "О реализации на территории Удмуртской Республики проекта содействия самозанятости ищущих работу и безработных граждан "Займись делом"
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru 8 сентября 2016 г.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 10 декабря 2019 г. N 1488-р настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 декабря 2019 г.