Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 10 октября 2016 г. N 1345-р
Бюджетный прогноз Удмуртской Республики на долгосрочный период
Введение
Бюджетный прогноз Удмуртской Республики на долгосрочный период до 2028 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"), Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года", Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2014 года N 81-РЗ "О стратегическом планировании в Удмуртской Республике и внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики", постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 594 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Удмуртской Республики на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Основные итоги развития консолидированного бюджета Удмуртской Республики
Экономика Удмуртской Республики имеет индустриально-сырьевую специализацию: в структуре валового регионального продукта Удмуртской Республики наибольшую долю занимает промышленное производство (около 50%, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды). Среди секторов промышленности наиболее развиты добыча нефти и машиностроение, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений (ракеты, легкое стрелковое оружие).
На протяжении ряда лет в республике наблюдается положительная динамика перечисления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. При этом большая часть налоговых доходов, собранных на территории республики, перечисляется в федеральный бюджет.
Доля доходов, остающихся в республике, снижается. Так, в 2009 году в республике оставалось 43% собранных налогов, в 2014 году - 35% собранных налогов, в 2015 году - 34% собранных налогов.
В целях обеспечения сбалансированности и сохранения социальной составляющей бюджета в республике на постоянной основе ведется работа по увеличению доходной базы и оптимизации расходов бюджета.
Текущее состояние консолидированного бюджета Удмуртской Республики
По состоянию на 1 сентября 2016 года консолидированный бюджет Удмуртской Республики имеет следующие характеристики:
1. Исполнение по доходам - 47 млрд. 684 млн. рублей.
1.1. Поступление налоговых и неналоговых доходов - 39 млрд. 901 млн. рублей.
1.2. Рост доходов к аналогичному периоду 2015 года - 9,8%, по налоговым и неналоговым доходам - 14,6%.
1.3. Безвозмездные перечисления - 7 млрд. 783 млн. рублей.
2. Исполнение по расходам - 51 млрд. 327 млн. рублей, что на 10% выше показателя соответствующего периода 2015 года. Рост расходов по отношению к 2015 году обусловлен исполнением обязательств, подтвержденных договорами (соглашениями) 2015 года, и уплатой взносов во внебюджетные фонды на обязательное страхование за декабрь 2015 года.
2.1. Расходы социальной направленности (бюджетные ассигнования на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, спорт) - 34 млрд. 328 млн. рублей или 67% всех расходов.
Задолженность по расходам социальной направленности отсутствует.
2.2. Расходы на поддержку отдельных отраслей экономики (капитальное строительство и реконструкция, дорожное хозяйство, государственная поддержка агропромышленного комплекса) - 9 млрд. 822 млн. рублей.
По направлениям:
капитальное строительство и реконструкция - 2 млрд. 489 млн. рублей, что на 48% выше показателей соответствующего периода 2015 года. Причина увеличения расходов - погашение кредиторской задолженности 2015 года по обязательствам, подтвержденным договорами (соглашениями);
дорожное хозяйство - 4 млрд. 944 млн. рублей, что на 35% выше показателей 8 месяцев 2015 года. Причина - погашение кредиторской задолженности 2015 года по обязательствам, подтвержденным договорами (соглашениями);
государственная поддержка агропромышленного комплекса - 2 млрд. 389 млн. рублей, из них 1 млрд. 287 млн. рублей - за счет федеральных средств и 1 млрд. 100 млн. рублей - за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Темп роста к январю - августу 2015 года составил 117%. Причина - погашение кредиторской задолженности 2015 года по обязательствам, подтвержденным договорами (соглашениями), и увеличение поступления субсидии на оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям из федерального бюджета.
3. Дефицит бюджета - 3 млрд. 643 млн. рублей.
4. Объем государственного долга Удмуртской Республики - 45 млрд. 107 млн. рублей, из них объем рыночных заимствований - 26 млрд. 742 млн. рублей.
4.1. Объем государственного долга Удмуртской Республики не превышает предельных величин, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Требования по ограничению величины государственного долга соблюдены.
4.2. Просроченной задолженности по государственному долгу Удмуртской Республики нет.
В марте 2016 года получен бюджетный кредит из федерального бюджета в сумме 5 млрд. 890,4 млн. рублей на погашение долговых обязательств Удмуртской Республики сроком на 3 года.
В результате экономия средств по обслуживанию государственного долга Удмуртской Республики за 8 месяцев 2016 года составила 309,8 млн. рублей за счет замещения более дорогих банковских заимствований кредитом из федерального бюджета.
4.3. Муниципальный долг по сравнению с 8 месяцами 2015 года увеличился на 2 млрд. 585,6 млн. рублей и по состоянию на 1 сентября 2016 года составил 10 млрд. 93 млн. рублей.
5. Межбюджетные трансферты из бюджета Удмуртской Республики муниципальным образованиям - 16 млрд. 335 млн. рублей (на 10% выше показателей января - августа 2015 года), из них дотации - 2 млрд. 282 млн. рублей (с ростом на 33% к январю - августу 2015 года), субсидии - 2 млрд. 759 млн. рублей (рост - на 7%), субвенции - 11 млрд. 183 млн. рублей (темп роста - 106%).
6. Бюджетные кредиты муниципальным образованиям в Удмуртской Республике из бюджета Удмуртской Республики предоставлены на сумму 672,8 млн. рублей.
Подходы и методология разработки Бюджетного прогноза
В соответствии со статьей 11 Закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Бюджетный прогноз относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках прогнозирования.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование является продолжением работы по повышению качества государственного управления и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами.
Бюджетным прогнозом фиксируются основные черты бюджетной политики Удмуртской Республики.
Наличие Бюджетного прогноза должно способствовать:
росту привлекательности экономики Удмуртской Республики для потенциальных инвесторов;
повышению эффективности расходов и сдерживанию роста расходов бюджета.
Цель Бюджетного прогноза - оценка основных тенденций развития бюджета Удмуртской Республики, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджета Удмуртской Республики и достижение стратегических целей социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Достижение указанной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
осуществление бюджетного прогнозирования на период, позволяющий оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджета Удмуртской Республики;
разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета Удмуртской Республики и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности бюджета Удмуртской Республики;
выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета и решению ключевых задач социально-экономического развития Удмуртской Республики в долгосрочном периоде;
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета Удмуртской Республики, макроэкономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
профилактика бюджетных рисков для бюджета Удмуртской Республики, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики, на период их действия.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках комплексного подхода, включающего в себя:
обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза с другими документами государственного стратегического планирования, в первую очередь - с прогнозом социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочный период и государственными программами Удмуртской Республики;
систематизацию и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджета Удмуртской Республики.
В процессе разработки Бюджетного прогноза рассмотрены основные показатели рабочей версии долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года, подготовленные Министерством экономического развития Российской Федерации в "базовом" и "консервативном" вариантах.
Прогноз основных характеристик и иных показателей консолидированного бюджета Удмуртской Республики на долгосрочный период
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики на долгосрочный период приведен в приложении 1 к настоящему Бюджетному прогнозу.
При определении основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики на долгосрочный период учтены условия соглашений о предоставлении бюджету Удмуртской Республики из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Удмуртской Республики в целях погашения долговых обязательств Удмуртской Республики в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Удмуртской Республики и кредитам, полученным Удмуртской Республикой от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, заключенных между Правительством Удмуртской Республики и Министерством финансов Российской Федерации.
Структура расходов и доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики
Структура расходов и доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики отражена за отчетный финансовый год, предшествующий году составления проекта Бюджетного прогноза.
По видам поступлений консолидированный бюджет Удмуртской Республики в 2015 году имеет следующую структуру:
налоговые и неналоговые доходы - 80,1%,
в том числе:
налог на прибыль организаций - 22,5%;
налог на доходы физических лиц - 29%;
акцизы - 7,6%;
налог на имущество организаций - 7,1%;
транспортный налог - 1,5%;
земельный налог - 3%;
иные налоговые и неналоговые доходы - 9,4%;
безвозмездные поступления - 19,9%.
Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Удмуртской Республики по основным видам экономической деятельности в 2015 году:
обрабатывающие производства - 25%;
добыча полезных ископаемых - 18%;
оптовая и розничная торговля - 12%;
операции с недвижимым имуществом - 10%;
образование - 8%;
транспорт и связь - 5%;
государственное управление - 5%;
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 5%;
финансовая деятельность - 2%;
иные виды деятельности - 10%.
Структура расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики в 2015 году:
1. Расходы социальной направленности - 70,4%,
в том числе:
образование - 35,5%;
культура, кинематография - 4,6%;
здравоохранение - 14,6%;
социальная защита - 13,6%;
физическая культура и спорт - 1,8%;
средства массовой информации - 0,3%.
2. Расходы на поддержку отдельных отраслей экономики - 14,6%,
в том числе:
капитальное строительство и реконструкция - 3,6%;
дорожное хозяйство - 7,6%;
государственная поддержка агропромышленного комплекса - 3,4%.
3. Обслуживание государственного долга - 3,9%.
4. Иные расходы - 11,1%.
Государственный долг Удмуртской Республики и муниципальный долг муниципальных образований в Удмуртской Республике
Информация о государственном долге бюджета Удмуртской Республики и муниципальном долге муниципальных образований в Удмуртской Республике отражена за отчетный финансовый год, предшествующий году составления проекта Бюджетного прогноза.
Объем государственного внутреннего долга Удмуртской Республики за 2015 год вырос на 3,9 млрд. рублей и на 1 января 2016 года составил 41,9 млрд. рублей.
Структура государственного внутреннего долга Удмуртской Республики:
рыночные заимствования - 69%;
бюджетные кредиты из федерального бюджета - 31%.
Объем рыночных заимствований составляет 68% общего объема доходов (за исключением безвозмездных поступлений) и не противоречит условию Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации по предоставленному республике бюджетному кредиту для частичного покрытия дефицита бюджета Удмуртской Республики в целях погашения долговых обязательств Удмуртской Республики в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Удмуртской Республики и кредитам, полученным Удмуртской Республикой от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в части соблюдения размера доли рыночных заимствований (не более 75%).
Государственный внешний долг Удмуртской Республики отсутствует.
Объем государственного долга Удмуртской Республики в целом не превышает предельных величин, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, все требования по ограничению его величины соблюдены.
Просроченной задолженности по государственному долгу Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2016 года нет.
За 2015 год привлечено заимствований в сумме 21,6 млрд. рублей, в том числе:
бюджетные кредиты из федерального бюджета - 9,6 млрд. рублей (на погашение долговых обязательств Удмуртской Республики - 7,5 млрд. рублей, на частичное покрытие дефицита бюджета Удмуртской Республики - 2,1 млрд. рублей);
кредиты от кредитных организаций - 9,0 млрд. рублей;
выпуск государственных ценных бумаг Удмуртской Республики - 3,0 млрд. рублей.
За 2015 год погашено заимствований в сумме 17,6 млрд. рублей, в том числе:
бюджетные кредиты из федерального бюджета - 8,3 млрд. рублей;
кредиты от кредитных организаций - 7,0 млрд. рублей;
частичное погашение по государственным ценным бумагам Удмуртской Республики в сумме 2,3 млрд. рублей.
Муниципальный долг муниципальных образований в Удмуртской Республике на 1 января 2016 года составил 8,95 млрд. рублей.
Риски и угрозы несбалансированности бюджета Удмуртской Республики
В условиях экономической нестабильности наиболее негативными последствиями и рисками невыполнения показателей социально-экономического развития в долгосрочном периоде являются:
зависимость показателей прогноза социально-экономического развития от внешних факторов развития экономики;
снижение прогнозируемого уровня налогооблагаемой прибыли крупных налогоплательщиков;
изменение налогового режима (конфигурации налоговой системы Российской Федерации);
правовые риски, связанные с изменением федерального и республиканского законодательства;
сохранение высоких инфляционных ожиданий.
Реальным риском несбалансированности бюджета Удмуртской Республики является имеющийся дисбаланс между уровнем доходов и уровнем расходов республики.
Появление дисбаланса обусловлено:
увеличением социальной составляющей в расходах бюджета Удмуртской Республики;
увеличение доли налоговых доходов, собранных на территории республики, перечисляемых в федеральный бюджет.
В условиях сохранения диспропорций и несбалансированности бюджета Удмуртской Республики состояние общественного сектора экономики и уровень государственного долга может выйти на неустойчивую траекторию, создавая риски для экономической безопасности республики.
Минимизация рисков возможна по 2 сценариям:
1. Приведение расходных обязательств бюджета Удмуртской Республики в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.
Как следствие, появляется риск сокращения расходов социального характера и социальной нестабильности.
2. Стабилизация ситуации посредством:
увеличения доли налоговых доходов, собранных на территории Удмуртской Республики и остающихся в распоряжении республики;
привлечения дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций и бюджетных кредитов.
Минимизация рисков по второму сценарию для Удмуртской Республики предпочтительна, поскольку не создает предпосылок для появления угрозы социальной нестабильности.
Основные подходы, цели и задачи формирования и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики Удмуртской Республики в долгосрочном периоде
Целью формирования и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики Удмуртской Республики в долгосрочном периоде является описание условий, принимаемых для составления проекта Бюджетного прогноза, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Задача формирования и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики Удмуртской Республики в долгосрочном периоде - определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования дефицита бюджета, финансовых взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований в Удмуртской Республике.
При определении основных подходов к формированию и реализации бюджетной политики Удмуртской Республики в качестве основного критерия эффективности бюджетной политики используется обеспечение сбалансированности бюджета Удмуртской Республики.
Основным критерием оценки эффективности налоговой политики Удмуртской Республики является обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Удмуртской Республике.
Долговая политика Удмуртской Республики характеризуется сдерживанием роста объема государственного долга Удмуртской Республики, оптимизацией структуры государственного долга Удмуртской Республики.
Механизмы профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза
В целях профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза необходимо соблюдение следующих основных принципов:
надежность (достоверность) и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
сохранение объема государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения долговых обязательств;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджетной системы Удмуртской Республики и использование полученных результатов в бюджетном планировании.
Подходы к прогнозированию и показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики на период их действия
При определении подходов к прогнозированию показателей государственных программ Удмуртской Республики применяются следующие принципы:
использование программного бюджета как инструмента для управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики;
ориентация показателей государственных программ Удмуртской Республики на достижение долгосрочных целей социально-экономического развития Удмуртской Республики;
взаимосвязь показателей государственных программ Удмуртской Республики с показателями социально-экономического развития Удмуртской Республики, утвержденными документами стратегического планирования, в том числе на долгосрочный период;
обеспечение взвешенного подхода к участию Удмуртской Республики в формировании и реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на территории Удмуртской Республики с учетом возможностей бюджета Удмуртской Республики по обеспечению обязательного объема софинансирования;
взаимосвязь целевых показателей (индикаторов) с ресурсным обеспечением государственных программ Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.