В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь пунктом 8 статьи 22, пунктом 5 части 1 статьи 25 Устава муниципального образования "Сарапульский район", Совет депутатов муниципального образования "Сарапульский район" решает:
Глава муниципального образования "Сарапульский район" |
И.В. Асабин |
Регламент
Совета депутатов муниципального образования "Сарапульский район"
(утв. Решением Совета депутатов МО "Сарапульский район" от 26 августа 2016 г. N 383/1)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовые основы деятельности Совета депутатов муниципального образования "Сарапульский район"
1. Совет депутатов муниципального образования "Сарапульский район" (далее - Совет) осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики и законодательством Удмуртской Республики, Уставом муниципального района (далее - Уставом).
2. Порядок деятельности Совета определяется федеральными законами, Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, Уставом, настоящим Регламентом Совета (далее - Регламентом).
3. Деятельность Совета основывается на коллективном свободном обсуждении и решении вопросов, гласности, ответственности и подотчетности перед Советом создаваемых им органов, избираемых и назначаемых им должностных лиц, законности, широком привлечении граждан к решению вопросов местного значения, исследовании и учете общественного мнения.
4. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Советом, депутаты образуют депутатские фракции Совета (далее - депутатские фракции) и депутатские объединения Совета (далее - депутатские объединения) в порядке, установленном настоящим Регламентом.
5. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Совета (далее - депутат) устанавливаются Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, Уставом, настоящим Регламентом.
Статья 2. Формы работы, участники и правомочность заседаний Совета
1. Основной формой работы Совета являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к полномочиям Совета. Сессия может состоять из одного или нескольких заседаний.
2. Сессии проводятся в рабочие дни.
3. Перерыв объявляется, как правило, через каждые 90 минут работы продолжительностью 10 минут.
4. Совет вправе принять решение об ином времени проведения заседаний.
5. Сессии Совета проводятся не реже одного раза в три месяца в соответствии с планом нормотворческой работы.
6. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной Уставом численности депутатов Совета.
7. Присутствующим на заседании Совета считается депутат, находящийся в зале заседаний и зарегистрированный в установленном настоящим Регламентом порядке.
8. Заседания Совета являются открытыми. По решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, может быть проведено закрытое заседание Совета, на котором запрещается использование электронных средств приема, передачи и накопления информации.
9. На закрытом заседании Совета председательствующий обязан проинформировать депутатов и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, и обеспечить условия, исключающие распространение информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.
10. Глава Удмуртской Республики, его полномочный представитель, члены Правительства Удмуртской Республики, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике, Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике, Председатель Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, должностные лица Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, гражданские служащие Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, Глава муниципального образования "Сарапульский район" (далее - Глава муниципального образования), председатель Контрольного комитета муниципального образования "Сарапульский район", представитель Сарапульской районной прокуратуры вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании Совета, а также иные лица, приглашенные в установленном порядке.
Статья 3. Порядок регистрации депутатов
1. Перед каждым заседанием сессии Аппаратом Главы муниципального образования, Совета депутатов и Администрации (далее - Аппарат) по листу регистрации, в котором указаны фамилия, имя, отчество депутата, проводится регистрация депутатов. Информация по результатам регистрации депутатов передается председательствующему на заседании.
2. Руководители депутатских фракций, депутатских объединений и председатели постоянных комиссий Совета обеспечивают явку депутатов - членов соответствующих депутатских фракций, депутатских объединений и постоянных комиссий.
Статья 4. Порядок посещения заседаний Совета
1. Депутат обязан присутствовать на заседаниях Совета, он не вправе делегировать право голоса другому лицу.
2. В случае невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно, но не позднее чем за один день до проведения заседания сессии письменно информирует Председателя Совета о своем отсутствии.
3. На открытых заседаниях могут присутствовать приглашенные Председателем Совета представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации, а также иные лица.
4. Аппарат, составляет список приглашенных и извещает их о месте и времени проведения заседания.
5. Приглашенные не имеют права вмешиваться в работу сессии, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего.
6. Для Председателя Совета в зале заседания Совета отводится специальное место для ведения заседания.
7. Для Главы муниципального образования в зале заседаний Совета отводится отдельное рабочее место.
7. Для секретаря сессии и депутатов в зале заседаний Совета отводятся постоянные рабочие места.
8. Приглашенным отводятся специальные места в зале заседаний.
Статья 5. Освещение заседаний Совета в средствах массовой информации
Заседания Совета, за исключением закрытых, освещаются в средствах массовой информации, на официальном сайте Сарапульского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет).
Глава 2. Порядок избрания Председателя Совета, заместителя председателя Совета
Статья 6. Порядок избрания Председателя Совета
1. Председатель Совета избирается из числа депутатов тайным голосованием на первой сессии вновь избранного Совета на срок его полномочий.
2. Совет обязан принять решение об избрании Председателя Совета не позднее 30 дней после избрания в Совет не менее двух третей от установленной Уставом численности депутатов Совета.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Совета или досрочного прекращения полномочий депутата Совета, являющегося Председателем Совета, Совет обязан принять решение об избрании Председателя Совета не позднее 60 дней после досрочного прекращения полномочий председателя Совета.
4. Председатель Совета работает на профессиональной постоянной основе и подотчетен Совету.
5. Кандидатов для избрания на должность Председателя Совета могут выдвигать депутаты Совета, депутатские фракции, постоянные комиссии.
6. Кандидаты для избрания на должность Председателя Совета выступают на заседании Совета в алфавитном порядке с основными положениями программы предстоящей деятельности не более 15 минут. Время для ответов на вопросы предоставляется длительностью не более 30 минут. Для обсуждения кандидатур отводится время не более 30 минут, которое может быть продлено с согласия большинства присутствующих на заседании депутатов.
7. Депутаты имеют право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по представленной им программе, агитировать "за" или "против" выдвинутой кандидатуры, выдвигать другие кандидатуры, в том числе и свою кандидатуру.
8. Обсуждение кандидатур прекращается по решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. Совет утверждает большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов список кандидатур для избрания на должность Председателя Совета.
9. Кандидат считается избранным на должность Председателя Совета, если в результате голосования он получил большинство голосов от установленной Уставом численности депутатов.
10. В случае, если на должность Председателя Совета было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
11. Если по результатам второго тура голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов, проводится повторное избрание с новым выдвижением кандидатов. Повторное избрание Председателя Совета проводятся в соответствии с положениями, установленными настоящей статьей.
12. Решение об избрании Председателя Совета оформляется правовым актом - решением Совета.
Статья 7. Полномочия Председателя Совета по руководству и организации работы Совета
1. Полномочия Председателя Совета по руководству и организации работы Совета установлены Уставом муниципального образования.
2. При подготовке и проведении сессий Совета:
1) осуществляет руководство подготовкой к сессии Совета, вопросов, вносимых на рассмотрение;
2) назначает головную комиссию, ответственную за подготовку проекта решения (положения), внесенного в Совет субъектом права правотворческой инициативы, к рассмотрению Советом;
3) по заключению головной комиссии возвращает проект решения субъекту права правотворческой инициативы в случаях, установленных настоящим Регламентом;
4) совместно с постоянными комиссиями организует проведение депутатских слушаний;
5) предварительно обобщает предложения постоянных комиссий по вопросам повестки дня;
6) организует по своей инициативе или по предложениям Совета, субъекта права правотворческой инициативы проведение согласительных процедур для преодоления возникших разногласий по проектам решений (положений);
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом муниципального образования, настоящим Регламентом.
3. По вопросам организации деятельности Совета Председатель издает постановления и распоряжения.
Статья 8. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Председателя Совета
1. Полномочия Председателя Совета прекращаются досрочно в случае:
1) досрочного прекращения полномочий депутата Совета по основаниям, предусмотренным Уставом;
2) отставки по собственному желанию;
3) несоблюдения ограничений, запретов и обязательств, связанных с его деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
4) досрочного прекращения полномочий Совета;
5) принятия решения Советом об освобождении от должности по инициативе группы депутатов Совета численностью не менее одной трети от установленной Уставом численности депутатов;
6) смерти.
2. Полномочия Председателя Совета прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5, 6 части 1 настоящей статьи, с момента вступления в силу решения Совета о досрочном прекращении полномочий Председателя. Решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Совета принимается открытым голосованием большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов Совета.
3. При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий Председателя Совета по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 настоящей статьи, ему должно быть предоставлено слово для выступления.
4. Полномочия Председателя Совета прекращаются досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с момента досрочного прекращения его полномочий как депутата (с момента вступления в силу решения Совета о досрочном прекращении полномочий депутата).
5. Полномочия Председателя Совета прекращаются досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 настоящей статьи с момента поступления в Совет письменного заявления Председателя Совета об отставке по собственному желанию либо с даты указанной в заявлении. Заявление Председателя об отставке по собственному желанию доводится до сведения депутатов Совета.
6. Полномочия Председателя Совета прекращаются досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 настоящей статьи с момента досрочного прекращений полномочий Совета.
Статья 9. Заместитель Председателя Совета, порядок избрания заместителя Председателя Совета
1. Председатель имеет заместителя Председателя Совета (далее - заместитель Председателя). Заместитель Председателя работает, как правило, на непостоянной основе и выполняет функции Председателя в случае его отсутствия или невозможности исполнения Председателем своих обязанностей.
2. Заместитель Председателя подотчетен Совету и Председателю Совета.
3. Заместитель Председателя избирается по представлению Председателя Совета или группы депутатов открытым голосованием на срок полномочий Совета.
4. Выступление кандидата и обсуждение кандидатуры осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для избрания Председателя Совета.
5. Кандидат считается избранным на должность заместителя Председателя, если в результате голосования он получил большинство голосов от установленной Уставом численности депутатов.
6. Если кандидат на должность заместителя Председателя в результате голосования не получил требуемого для избрания числа голосов, Председатель Совета или группа депутатов проводит новое выдвижение кандидатуры с последующими обсуждением и голосованием.
7. Решение об избрании заместителя Председателя оформляется правовым актом - решением Совета.
Статья 10. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий заместителя Председателя
Полномочия заместителя Председателя прекращаются досрочно в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 8 настоящего Регламента для досрочного прекращений полномочий Председателя.
Глава 3. Президиум, постоянные комиссии, временные комиссии, рабочие группы и иные консультативно-совещательные органы
Статья 11. Порядок формирования Президиума Совета
1. Для организации работы Совета и его органов, координации деятельности с иными органами местного самоуправления, государственными органами Удмуртской Республики и их должностными лицами, а также для осуществления отдельных полномочий по вопросам организации деятельности Совета из числа депутатов формируется рабочий орган - Президиум Совета (далее - Президиум).
2. Президиум возглавляет Председатель Совета.
3. Состав Президиума утверждается решением Совета. В состав Президиума входят:
1) Председатель Совета;
2) заместитель Председателя;
3) председатели постоянных комиссий;
4) руководители депутатских фракций.
3. Совет вправе избрать в состав Президиума дополнительно других депутатов при условии, что общее число членов Президиума не превышает одной четверти от установленной Уставом численности депутатов.
4. Избрание депутатов в состав Президиума производится открытым голосованием большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов после избрания Председателя Совета, заместителя Председателя, председателей постоянных комиссий, а также регистрации депутатских фракций.
5. Полномочия члена Президиума (за исключением входящих в его состав по должности) могут быть досрочно прекращены по инициативе депутатов, депутатских фракций, постоянных комиссий по решению Совета открытым голосованием.
6. Полномочия члена Президиума, избранного в его состав, могут быть прекращены досрочно на основании его письменного заявления, поданного в Президиум. В этом случае голосование по вопросу досрочного прекращения полномочий члена Президиума не проводится.
Статья 12. Полномочия и порядок работы Президиума Совета
1. Заседания Президиума созывает и ведет Председатель Совета, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя.
2. Заседания созываются по мере необходимости и правомочны, если на них присутствует более половины от установленного числа членов Президиума.
3. Решение Президиума считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании членов Президиума.
4. Президиум Совета:
1) формирует проекты годового плана работы Совета;
2) формирует проекты повестки дня очередной сессии Совета;
3) рассматривает выполнение отдельных поручений, данных сессией;
4) рассматривает ходатайства о награждении Почетной грамотой Совета, почетной грамотой Государственного Совета Удмуртской Республики и государственными наградами Российской Федерации и Удмуртской Республики;
5) принимает решения по неотложным вопросам с последующим информированием Совета, за исключением вопросов, находящихся в исключительной компетенции сессии Совета;
6) решает иные вопросы организации работы Совета.
5. В заседаниях Президиума вправе участвовать с правом совещательного голоса:
1) депутаты Совета, не избранные в состав Президиума;
2) Глава муниципального образования;
3) представители государственных органов Удмуртской Республики;
4) представители прокуратуры района.
6. По приглашению Председателя Совета в заседаниях Президиума могут участвовать иные должностные органов местного самоуправления, представители общественных организаций, а также иные лица.
7. Лицам, входящим в состав Президиума, а также другим лицам, приглашенным на его заседание, сообщается о вопросах, которые предполагается рассмотреть на заседании, представляются необходимые материалы не позднее чем за два дня до начала заседания.
8. Заседания Президиума являются открытыми. По решению Президиума может быть проведено закрытое заседание, на котором запрещается использование электронных средств приема, передачи и накопления информации.
9. Заседания Президиума протоколируются. Протокол заседания Президиума подписывает Председатель Совета. С протоколом заседания вправе знакомиться депутаты.
О вопросах, рассмотренных Президиумом, и принятых им решениях сообщается в средствах массовой информации, на официальном сайте района в сети Интернет.
10. Решения Президиума излагаются в протоколе заседания Президиума.
11. Порядок деятельности Президиума, его полномочия, порядок взаимодействия с иными органами местного самоуправления, государственными органами Удмуртской Республики и их должностными лицами устанавливаются Положением о Президиуме, утверждаемым Советом
Статья 13. Постоянные комиссии Совета
1. Для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, относящихся к ведению Совета, Совет образует постоянные комиссии.
2. Постоянные комиссии образуются на первой сессии вновь избранного Совета на срок его полномочий из числа депутатов.
3. Предложения о перечне образуемых постоянных комиссий вносятся депутатами, депутатскими фракциями. После обсуждения внесенных предложений Председатель формирует перечень постоянных комиссий и вносит его на утверждение Совета. В случае необходимости могут образовываться новые постоянные комиссии, упраздняться или реорганизовываться ранее созданные.
4. Состав постоянной комиссии избирается открытым голосованием по каждой кандидатуре либо в целом по составу постоянной комиссии большинством голосов от установленной численности депутатов.
5. Депутат может состоять только в одной из постоянных комиссий. В состав постоянных комиссий не могут быть избраны Председатель Совета, заместитель Председателя.
6. Депутат, избранный в состав одной из постоянных комиссий, может принимать участие в работе иных постоянных комиссий с правом совещательного голоса.
7. На основании письменного заявления депутата о включении его в состав постоянной комиссии, исключении его из состава постоянной комиссии решением Совета производятся изменения в составе постоянной комиссии. Решение об изменении состава постоянной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленной Уставом численности депутатов.
8. Постоянная комиссия на своем первом заседании избирает из своего состава председателя, заместителя председателя открытым голосованием большинством голосов от состава комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов комиссии. Председатель комиссии утверждается решением Совета.
9. Постоянные комиссии подотчетны Совету и Председателю Совета, председатели постоянных комиссий отчитываются перед Советом один раз в год.
10. Заседания постоянных комиссий проводятся в обязательном порядке перед каждым заседанием сессии не позднее семи дней до дня ее проведения. Заседание постоянной комиссии оформляется протоколом. Для ведения протокола открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии избирается секретарь комиссии. Протокол заседания постоянной комиссии подписывают председатель и секретарь комиссии. По каждому рассмотренному постоянной комиссией вопросу принимается решение, которое при необходимости озвучивается на заседании сессии Совета.
11. Деятельность постоянных комиссий осуществляется в соответствии с Положением о постоянных комиссиях, утверждаемым Советом.
Статья 14. Временные комиссии Совета
1. Совет по вопросам своей компетенции вправе создавать временные комиссии Совета (далее - временная комиссия), работа которых ограничивается определенным сроком либо выполнением конкретной задачи.
2. Временные комиссии образуются из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии открытым голосованием большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов. При этом учитываются предложения депутатских фракций, депутатских объединений о включении их представителя в состав временной комиссии. Временные комиссии могут привлекать к своей работе специалистов, не являющихся депутатами, с правом совещательного голоса.
3. Депутат, не избранный в состав временной комиссии, может участвовать в ее работе с правом совещательного голоса.
4. Заседания временной комиссии являются открытыми. По решению временной комиссии может быть проведено закрытое заседание.
5. Задачи, состав и порядок деятельности временных комиссий определяются в решении Совета об их создании.
6. Временная комиссия подотчетна Совету и ответственна перед ним.
7. По результатам деятельности временная комиссия представляет Совету доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. Член временной комиссии, имеющий особое мнение, вправе приложить его к докладу. По результатам обсуждения доклада представителя временной комиссии принимается решение Совета.
8. Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно на основании решения Совета.
Статья 15. Рабочие группы и иные консультативно-совещательные органы
1. Для подготовки отдельных вопросов Председатель, заместитель Председателя, постоянные комиссии, депутатские фракции могут инициировать создание рабочих групп.
2. В состав рабочей группы могут включаться депутаты, представители субъекта права нормотворческой инициативы, предусмотренные статьей 39 Устава муниципального образования, представители Администрации, а также, по согласованию с руководителями,
- представители государственных органов, иных органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, ученые и специалисты.
3. Решение о создании рабочей группы оформляется постановлением Председателя Совета.
4. Рабочая группа вправе привлекать к работе специалистов Аппарата, обеспечивающих деятельность представительного органа.
Статья 16. Молодежный парламент при Совете
1. Совет вправе сформировать Молодежный парламент в порядке, предусмотренном законодательством Удмуртской Республики и муниципальными нормативными правовыми актами.
Глава 4. Депутатские фракции и иные депутатские объединения
Статья 17. Депутатские фракции и иные депутатские объединения
1. В Совете формируются и действуют депутатские фракции.
2. Депутатские фракции формируются из депутатов в порядке, предусмотренном статьей 35.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями в порядке, установленном Положением, утвержденным Советом. Указанные депутатские объединения формируются по территориальному, профессиональному или иному признаку.
4. Порядок регистрации, деятельности депутатского объединения аналогичен установленному настоящим Регламентом для депутатских фракций.
Статья 18. Регистрация депутатских фракций
1. Деятельность депутатских фракций в Совете осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами Удмуртской Республики, Уставом муниципального образования, настоящим Регламентом и иными правовыми актами Совета.
2. Депутатские фракции организуют свою деятельность на основе свободного, конструктивного, коллективного обсуждения вопросов и обладают равными правами.
3. Внутренняя деятельность депутатской фракции организуется ею самостоятельно в соответствии с положением о фракции, утверждаемом фракцией на ее организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов, входящих во фракцию.
4. Депутатские фракции подлежат уведомительной регистрации в Совете на основании решения избирательной комиссии муниципального образования о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по муниципальному избирательному округу.
5. Депутатские фракции регистрируются на первой сессии Совета. Для регистрации депутатская фракция письменно уведомляет председательствующего на заседании сессии и представляет секретарю заседания следующие документы:
1) письменное уведомление руководителя депутатской фракции об образовании фракции;
2) протокол организационного собрания депутатской фракции, включающий решение о создании, списочном составе и официальном названии, о структуре фракции, об избрании руководителя;
3) письменные заявления депутатов о вхождении в депутатскую фракцию.
3. Секретарь заседания осуществляет проверку представленных документов и регистрирует фракцию.
6. Организационные собрания фракций могут проводиться до первого заседания Совета соответствующими избирательными объединениями.
5. Зарегистрированная в установленном порядке депутатская фракция включается в Реестр депутатских фракций. В Реестре указываются сведения об официальном названии депутатской фракции, фамилии, имена, отчества руководителя и членов депутатской фракции.
7. Ведение Реестра депутатских фракций, контроль за изменениями в составе депутатских фракций, в том числе регистрация документов об изменениях в составе депутатских фракций, их органов осуществляет специалист Аппарат, в ведении которого находятся вопросы организации работы Совета.
Статья 19. Порядок деятельности депутатских фракций
1. Депутатская фракция имеют право:
1) рассматривать проекты решений Совета, вносить к ним поправки;
2) проводить обмен мнениями по вопросам, рассматриваемым Советом;
3) выступать по вопросам повестки дня сессии;
4) проводить консультации и иные согласительные мероприятия с другими фракциями;
5) предлагать из числа депутатов, входящих во фракцию кандидатуры для избрания на должности в Совете;
6) вносить в установленном порядке на рассмотрение Совета вопросы и участвовать в их обсуждении;
7) разрабатывать и вносить предложения по формированию плана работы Совета;
8) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Удмуртской Республики, настоящим Регламентом и иными муниципальными правовыми актами.
2. Депутатская фракция информируют Председателя по вопросам организации своей деятельности.
3. Организационно-техническое обеспечение деятельности депутатской фракции осуществляется Аппаратом.
4. Деятельность депутатской фракции прекращается досрочно в случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией - со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Глава 5. Глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования
Статья 20. Статус Главы муниципального образования
1. В соответствие с Уставом Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Глава муниципального образования избирается Советом из своего состава, возглавляет Администрацию муниципального образования "Сарапульский район" (далее - Администрация района) и исполняет полномочия Главы Администрации района.
3. Полномочия депутата Совета, избранного Главой муниципального образования, прекращаются со дня вступления в силу решения Совета об избрании Главы муниципального образования.
4. Полномочия Главы муниципального образования начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента вступления в силу решения Совета об избрании нового Главы муниципального образования, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования.
5. Глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
6. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и Совету.
7. Глава муниципального образования представляет Совету ежегодные отчеты о результатах деятельности Администрации района, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом.
Статья 21. Порядок избрания Главы муниципального образования
1. Глава муниципального образования избирается Советом тайным голосованием большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов Совета на первой сессии Совета.
2. Совет обязан принять решение об избрании Главы муниципального образования не позднее 30 дней после избрания в Совет не менее двух третей от установленной Уставом численности депутатов Совета.
3. Кандидатов для избрания на должность Главы муниципального образования вправе выдвигать депутаты Совета, депутатские фракции, постоянные комиссии.
4. Кандидаты для избрания на должность Главы муниципального образования выступают на заседании Совета с основными положениями программы. Время для выступления - не более 15 минут, время для ответов на вопросы - не более 30 минут. Время обсуждения может быть продлено с согласия большинства присутствующих на заседании депутатов.
5. Депутаты имеют право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по представленной им программе, агитировать "за" или "против" выдвинутой кандидатуры, выдвигать другие кандидатуры, в том числе и свою кандидатуру.
6. Обсуждение кандидатур прекращается по решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. Совет утверждает большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов список кандидатур для избрания на должность Главы муниципального образования.
7. Кандидат считается избранным на должность Главы муниципального образования, если в результате голосования он получил большинство голосов от установленной Уставом численности депутатов.
8. В случае, если на должность Главы муниципального образования было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
9. Если по результатам второго тура голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов, проводится повторное избрание с новым выдвижением кандидатов. Повторное избрание проводятся в соответствии с положениями, установленными настоящей статьей.
10. Решение об избрании Главы муниципального образования оформляется правовым актом - решением Совета.
11. В случае досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования Совет обязан принять решение об избрании Главы муниципального образования не позднее 60 дней после досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования.
Статья 22. Досрочное прекращение полномочий Главы муниципального образования
1. В соответствие с федеральным законом и Уставом муниципального образования полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4) отрешения его от должности Главой Удмуртской Республики по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Главы муниципального образования;
11) преобразования муниципального района, осуществляемого в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в случае упразднения муниципального района;
12) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования.
2. Полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случае несоблюдения Главой муниципального образования, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
3. Полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 8, 9 части 1 настоящей статьи, с момента вступления в силу решения Совета о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования. Решение о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования принимается Советом в соответствии с федеральным законом и Уставом муниципального образования, в срок не позднее 30 дней со дня наступления обстоятельств, являющихся основаниями для досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования большинством голосов от установленной Уставом численности депутатов.
4. Полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 настоящей статьи, с момента
поступления в Совет письменного заявления Главы муниципального образования об отставке по собственному желанию. Заявление Главы муниципального образования об отставке по собственному желанию доводится до сведения депутатов Совета на очередной сессии.
5. Полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, с момента вступления в законную силу решения Совета об удалении Главы муниципального образования в отставку, принимаемому в порядке, установленном статьей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
6. Полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 6, 7, 10 части 1 настоящей статьи, с момента вступления в законную силу соответствующего решения (приговора) суда или указа Главы Удмуртской Республики.
7. Полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 настоящей статьи, с момента вступления в силу соответствующего закона Удмуртской Республики.
8. Полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 12 части 1 настоящей статьи, с момента вступления в силу решения избирательной комиссии об установлении увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования. Избирательная комиссия обязана рассмотреть вопрос об увеличении численности избирателей муниципального образования и принять соответствующее решение в течение 30 дней со дня вступления в силу закона Удмуртской Республики об изменении границ муниципального образования.
Глава 6. Порядок подготовки, созыва и проведения первой сессии
Статья 23. Порядок проведения первой сессии Совета
1. Совет созывается председателем избирательной комиссии муниципального района на первую в созыве сессию в установленный Уставом срок, который не может превышать 20 дней со дня избрания Совета.
2. Первую в созыве сессию Совета открывает председатель Территориальной избирательной комиссии Сарапульского района, который сообщает Совету фамилии избранных депутатов Совета согласно официально опубликованным избирательной комиссией муниципального района данным. Информация председателя избирательной комиссии принимается депутатами к сведению.
3. Далее ведет сессию до избрания Председателя Совета старейший по возрасту депутат.
Статья 24. Избрание рабочих органов первой сессии
1. Совет большинством голосов от числа присутствующих депутатов избирает рабочие органы первого заседания:
1) секретаря сессии;
2) счетную комиссию для проведения тайного голосования;
3) группу счетчиков для определения результатов голосования.
2. Рассматриваемые Советом вопросы оформляются решениями.
3. Секретарь сессии:
1) осуществляет проверку документов депутатских фракций, депутатских объединений;
2) регистрирует депутатские фракции и депутатские объединения;
3) ведет запись депутатов для выступления;
4) информирует председательствующего на заседании о записавшихся для выступления.
4. Счетная комиссия организует проведение тайного голосования и осуществляет подсчет голосов депутатов по результатам тайного голосования. При проведении тайного голосования счетная комиссия избирает председателя и секретаря комиссии. Решение счетной комиссии принимается большинством голосов от числа членов счетной комиссии. Протоколы счетной комиссии подписываются ее председателем и секретарем.
5. Группа счетчиков осуществляет подсчет голосов при проведении открытого голосования.
Статья 25. Вопросы, рассматриваемые на первой сессии
1. На первой сессии в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, рассматриваются следующие вопросы:
1) информация о результатах выборов депутатов Совета;
2) регистрация депутатских фракций и депутатских объединений;
3) избрание Председателя Совета;
4) избрание Главы муниципального образования;
5) избрание заместителя Председателя Совета;
6) утверждение перечня постоянных комиссий;
7) утверждение состава постоянных комиссий;
8) утверждение председателей постоянных комиссий;
9) иные вопросы.
Глава 7. Порядок созыва, организации и проведения сессий Совета
Статья 26. Созыв сессий Совета
1. На очередные сессии Совет созывается Председателем Совета, а в его отсутствие
- заместителем Председателя не реже одного раза в три месяца с учетом плана нормотворческой работы.
2. Решение о созыве сессии оформляется распоряжением Председателя Совета. Проект повестки сессии утверждается Президиумом не позднее, чем за пять дней до ее проведения.
3. Распоряжение о созыве очередной сессии и проект повестки сессии размещаются на официальном сайте Сарапульского района не позднее, чем за пять, а внеочередной - не позднее, чем за три дня до ее открытия.
4. Депутатам направляются проект повестки сессии, проекты решений, другие документы и материалы по вопросам повестки сессии в электронном или бумажном виде не позднее, чем за пять дней до ее проведения, а также они информируются о времени и месте проведения сессии.
Статья 27. Внеочередная сессия Совета
1. Внеочередная сессия Совета созывается Председателем Совета (Президиумом) по инициативе Председателя Совета, Главы муниципального образования или по инициативе не менее одной трети от установленной Уставом численности депутатов.
2. Предложение с обоснованием необходимости созыва внеочередной сессии и проектами вносимых вопросов представляется инициаторами Председателю в письменном виде.
3. Председатель (Президиум) созывает Совет на внеочередную сессию в срок не позднее пяти дней со дня поступления предложения о созыве.
4. Депутатам направляются проекты решений, другие документы и материалы по вопросам повестки внеочередной сессии, подготовленные инициатором созыва сессии, в электронном или бумажном виде не позднее, чем за три дня до ее проведения.
Статья 28. Открытие сессии
1. Сессия открывается и закрывается на заседаниях Совета, при этом исполняется Государственный гимн Удмуртской Республики.
2. Заседания Совета открывает и ведет Председатель Совета или заместитель Председателя, а в случае их отсутствия - председатель одной из постоянных комиссий по решению Совета.
Статья 29. Председательствующий на заседаниях Совета
1. Председательствующий на заседании Совета:
1) открывает и закрывает заседание;
2) ведет заседание Совета;
3) в начале каждого заседания сообщает информацию о числе зарегистрированных депутатов, о составе приглашенных, о порядке работы заседания, предупреждает присутствующих о необходимости отключения звуковых сигналов мобильных средств связи;
4) предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений в порядке поступления заявок, в случае нарушения выступающим норм настоящего Регламента вправе предупредить или лишить его слова;
5) ставит на голосование проекты решений, предложения и поправки депутатов по рассматриваемым на сессии вопросам, объявляет результаты голосования;
6) предоставляет слово или оглашает по требованию депутатов их запросы, вопросы, справки, заявления и предложения;
7) подписывает протоколы заседаний;
8) обеспечивает соблюдение настоящего Регламента;
9) обеспечивает порядок в зале заседания и принимает меры для удаления из зала нарушителей порядка;
10) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом.
2. Во время заседания председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов. Если председательствующий сочтет необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он передает функции председательствующего на время своего выступления одному из депутатов. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.
3. Председательствующий способствует духу сотрудничества, сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений. В целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе работы сессии, организует проведение консультаций с депутатскими фракциями, депутатскими объединениями.
4. Председательствующий обязан соблюдать Регламент и требовать его соблюдения депутатами и другими лицами, участвующими в работе сессии.
5. Председательствующий на сессии вправе:
1) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата, а при повторном нарушении лишать его слова. Депутаты, допустившие оскорбительные выражения, жесты в адрес председательствующего, депутатов, должностных лиц и граждан, лишаются слова без предупреждения;
2) предупреждать депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова.
Статья 30. Права депутата на заседаниях Совета
Депутат в порядке, установленном настоящим Регламентом, на заседаниях Совета вправе:
1) избирать и быть избранным в органы Совета, предлагать кандидатуры (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы;
2) вносить предложения по повестке дня сессии и по порядку ее работы;
3) вносить предложения по проектам решений, рассматриваемым Советом;
4) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования);
5) требовать постановки своих предложений на голосование;
6) требовать повторного голосования в случаях нарушения правил голосования или допущенных ошибок;
7) высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Советом органов и кандидатурам лиц, избираемых (назначаемых) на должности или согласуемых Советом для заключения трудового договора;
8) вносить предложения о заслушивании на заседании Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного Совету;
9) вносить предложения о необходимости проведения проверок по вопросам компетенции Совета;
10) ставить вопрос о необходимости разработки новых муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, решений Совета, вносить предложения по их изменению;
11) пользоваться другими правами, предоставленными ему действующим законодательством, Уставом, настоящим Регламентом.
Статья 31. Обязанности депутата на заседаниях Совета
1. Депутат на заседании Совета обязан:
1) соблюдать настоящий Регламент, повестку дня и правомерные требования председательствующего на заседании;
2) выступать только с разрешения председательствующего;
3) регистрироваться и присутствовать на каждом заседании, участвовать в работе заседания;
4) лично осуществлять право на голосование.
2. В случае отсутствия депутата без уважительной причины на сессиях Совета более двух раз постоянная комиссия, в ведении которой находятся вопросы Регламента и организации работы Совета, направляет руководителю депутатской фракции, руководителю местного отделения партии, членом которой является этот депутат, представление о нарушении депутатом норм Регламента Совета для принятия к нему мер воздействия в соответствии с уставом политической партии. В случае, если депутат не входит в состав депутатской фракции, - предупреждает таких депутатов о недопустимости нарушения норм настоящего Регламента и возможности доведения до избирателей через средства массовой информации сведений о невыполнении депутатом своих обязанностей.
Статья 32. Формирование рабочих органов на заседании Совета
1. Совет большинством голосов от числа присутствующих депутатов избирает рабочие органы:
1) секретаря сессии;
2) счетную комиссию для проведения тайного голосования (при необходимости проведения тайного голосования);
3) группу счетчиков для определения результатов открытого голосования.
2. Решение Совета об избрании рабочих органов вносится в протокол.
3. Секретарь ведет протокол заседания сессии, регистрирует депутатские запросы в ходе заседания, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов.
4. Счетная комиссия избирается для проведения тайного (бюллетенями) голосования. В счетную комиссию не могут входить депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование. При проведении тайного голосования счетная комиссия избирает председателя и секретаря комиссии. Решение счетной комиссии принимается большинством голосов от числа членов счетной комиссии. Протоколы счетной комиссии подписываются ее председателем и секретарем.
5. Группа счетчиков подсчитывает голоса при проведении открытого голосования.
Статья 33. Требования к протоколу заседания Совета
1. На заседаниях Совета секретарем ведется протокол заседания, в котором указывается:
1) дата, место проведения заседания Совета;
2) номер сессии Совета;
3) фамилия, имя, отчество и должность председательствующего на заседании;
4) установленная численность депутатов;
5) число зарегистрировавшихся на сессии депутатов;
6) сведения об отсутствующих на заседании Совета депутатах с указанием фамилии, имени, отчества, депутатской фракции, депутатского объединения и причины отсутствия;
7) список лиц, приглашенных на заседание Совета, с указанием должности и места работы;
8) проект повестки, результаты голосования по проекту повестки, утвержденная повестка;
9) сведения по каждому вопросу повестки дня по следующей форме:
а) слушали (вопрос, докладчик, содокладчик);
б) выступили (фамилия и инициалы, депутатская фракция, депутатское объединение);
в) внесли предложения;
г) результаты голосования по поступившим предложениям и по вопросу в целом, принятые решения.
2. Протоколы заседаний Совета визируются секретарем заседания и подписываются председательствующим на сессии Совета.
Глава 8. Повестка дня сессии и порядок выступлений на сессиях
Статья 34. Порядок формирования проекта повестки дня сессии
1. Проект повестки дня сессии формируется в соответствии с планом нормотворческой работы, а также в соответствии с предложениями Председателя Совета, Главы муниципального образования, постоянных комиссий, депутатских фракций, депутатских объединений, депутатов.
2. Для включения вопросов в проект повестки дня сессии рассматриваются предложения субъектов права правотворческой инициативы, при этом учитываются содержание, качество, актуальность представленных документов, а также соблюдение норм настоящего Регламента по срокам их представления.
3. Председатель Совета (или Президиум) формирует проект повестки дня сессии и вносит его на утверждение Советом.
4. Проект повестки дня сессии должен содержать наименование рассматриваемых вопросов. Повестка может состоять из 3 частей:
1) основные вопросы;
2) разное;
3) информационные сообщения.
5. Основными являются вопросы, требующие подготовки и предварительного обсуждения в установленном порядке. В "разном" рассматриваются вопросы организации деятельности депутатов и Совета, кадровые вопросы, вопросы, решение которых имеет порученческий характер, и иные вопросы, не требующие предварительной подготовки. К "информационным сообщениям" относятся заявления, обращения депутатов, сообщения должностных лиц и руководителей органов местного самоуправления, иные вопросы, носящие информационный характер.
6. Проект повестки дня сессии и материалы к нему направляются депутатам не позднее, чем за пять дней до дня открытия сессии, а также при необходимости выдаются депутатам перед началом сессии.
Статья 35. Порядок утверждения повестки дня сессии
1. Представленный Председателем Совета (Президиумом) проект повестки дня сессии вносится председательствующим на сессии для его принятия.
2. Предложения депутатов по включению дополнительных вопросов в проект повестки дня сессии рассматриваются отдельно по каждому вопросу.
3. По дополнительным вопросам, предлагаемым депутатами для внесения в проект повестки дня сессии, принимается одно из решений:
1) о включении вопроса в проект повестки дня сессии;
2) об отклонении предложения о включении вопроса в проект повестки дня сессии.
4. Решения о включении или об отклонении вопросов в проект повестки дня сессии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
5. После принятия решений по всем поступившим предложениям повестка дня сессии утверждается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов в целом.
6. Совет вправе внести изменения в повестку дня сессии и в порядок рассмотрения вопросов по решению, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов.
7. Инициатор внесенного в повестку сессии вопроса в ходе обсуждения вправе отозвать его до принятия проекта решения по данному вопросу. В этом случае вопрос снимается с рассмотрения без дополнительного голосования.
8. Вопросы, не включенные в повестку дня сессии, не обсуждаются.
9. Если сессия состоит из нескольких заседаний, перед очередным днем заседания Совета депутатам раздается порядок работы дня заседания Совета в рамках ранее утвержденной повестки дня сессии.
Статья 36. Последовательность рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня сессии
1. Совет рассматривает вопросы повестки дня сессии по порядку их следования. Во внеочередном порядке вопросы повестки дня сессии могут рассматриваться только по решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
2. Доклады (отчеты) Главы МО, Председателя Совета рассматриваются в первоочередном порядке.
3. Вопросы повестки дня, не рассмотренные на текущем заседании, переносятся на следующее очередное заседание и рассматриваются в первоочередном порядке, если иное решение не принято Советом.
Статья 37. Порядок обсуждения вопросов повестки дня сессии
Вопросы повестки дня сессии рассматриваются Советом в следующем порядке:
1) доклад (выступление кандидата на выборную должность);
2) вопросы докладчику;
3) в случае необходимости - содоклад постоянной комиссии, являющейся головной по рассматриваемому вопросу;
4) вопросы содокладчику;
5) выступления в прениях;
6) принятие соответствующего решения.
Статья 38. Порядок выступлений на заседаниях Совета
1. Депутат выступает на заседании Совета после предоставления ему слова председательствующим. Для выступления депутату предоставляется трибуна. Вопросы и краткие выступления возможны с места с обязательным вставанием.
2. Заявки для выступления, вопросы, предложения подаются в ходе заседания в письменной форме секретарю сессии, а также устно поднятием руки.
3. Время для доклада, содоклада устанавливается председательствующим на заседании Совета по согласованию с докладчиками и содокладчиками. Как правило, для доклада отводится не более 30 минут, для содоклада - не более 20 минут.
4. Для выступления в прениях предоставляется в первый раз не более 10 минут, при повторном выступлении - не более 5 минут.
5. Председатель Совета, Глава муниципального образования имеют право выступить в любое время в ходе заседания Совета.
6. Председательствующий предоставляет депутатам слово для выступления в прениях в порядке поступления заявок и предупреждает выступающего при несоблюдении времени выступления.
7. Председательствующий предупреждает выступающего за 1 минуту до окончания выступления.
8. Если выступающий превысил отведенное для выступления время или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.
9. В случае необходимости с согласия большинства присутствующих на заседании депутатов председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, продлить время для выступления. Один и тот же депутат может задать выступающему не более трех вопросов.
10. Депутат может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз.
11. По итогам каждого обсуждаемого вопроса председательствующий обобщает выступления депутатов и вносит предложение о прекращении прений.
12. Если от постоянной комиссии или депутатской фракции, депутатского объединения в письменной или устной форме заявлено требование на выступление по обсуждаемому вопросу их представителя, то в этом случае прения могут быть прекращены только после выступления указанных лиц.
13. Время для заявлений, сообщений, справок по обсуждаемому вопросу предоставляется не более 3 минут, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
14. Справки, заявления, сообщения по обсуждаемому вопросу, представленные в письменном виде, зачитываются председательствующим.
15. Слово по порядку ведения заседания и другим процедурным вопросам депутату должно быть предоставлено председательствующим вне очереди, но не более двух раз по одному и тому же вопросу.
16. Председательствующим может быть предоставлено слово приглашенным на заседание Совета для выступления, справки или разъяснения с согласия присутствующих на заседании депутатов.
17. Выступающий на заседании не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. В случае нарушения вышеуказанных требований председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов. После второго предупреждения выступающий лишается слова. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
18. По решению большинства от числа присутствующих депутатов выступающие с нарушением норм настоящего Регламента могут быть лишены слова на весь период заседания сессии.
19. В конце заседания сессии отводится не более 15 минут для выступлений депутатов с краткими, не более 3 минут, заявлениями и сообщениями. Прения по этим заявлениям и сообщениям не открываются.
Глава 9. Порядок голосования и принятия решений
Статья 39. Способы голосования
1. Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием депутатов. Открытое голосование по решению, принятому большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании, может быть поименным.
2. Каждый депутат голосует лично. Передача права голоса не допускается. Депутат, не участвующий в голосовании, не вправе голосовать по истечении времени, отведенного для голосования.
3. При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос и подает его за принятие решения или против него, либо воздерживается от принятия решения.
4. Открытое голосование в Совете проводится поднятием руки.
5. Поименное голосование - голосование, которое проводится председательствующим методом опроса депутатов по списку депутатов с указанием в списке результатов голосования каждого депутата: "за", "против", "воздержался".
6. Тайное голосование проводится с помощью бюллетеней для голосования, форма которого утверждается Советом.
7. В необходимых случаях большинством от числа присутствующих на заседании депутатов принимается решение о способе проведения голосования.
Статья 40. Виды голосования
1. Открытое, в том числе поименное, голосование, может быть количественным и рейтинговым.
2. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном выражении производятся по каждому голосованию.
3. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном выражении по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам. Если по итогам рейтингового голосования несколько вопросов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым считается решение по вопросу, набравшему наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из вопросов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на повторное голосование ставится вопрос, набравший наибольшее число голосов. Решение по нему считается принятым, если при голосовании он набрал достаточное для принятия число голосов.
4. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном выражении производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
Статья 41. Открытое голосование, поименное голосование
1. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.
2. Затем председательствующий ставит на голосование соответствующее предложение в последовательности "за", "против", "воздержался".
3. Подсчитывает голоса избранная депутатами группа счетчиков, по окончании подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования и сообщает о результате принятия решения.
4. Если при определении результатов голосования будут выявлены процедурные ошибки, допущенные при голосовании, то по решению большинства от числа присутствующих депутатов проводится повторное голосование.
5. По решению не менее одной трети от установленной Уставом численности депутатов на сессии может быть проведено поименное голосование.
6. Результаты поименного голосования сводятся в общий список, который прилагается к протоколу заседания. По решению Совета, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих депутатов, результаты поименного голосования могут быть опубликованы.
Статья 42. Тайное голосование
1. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, Уставом, настоящим Регламентом, или по решению Совета, принятому не менее одной третей от установленной Уставом численности депутатов, проводится тайное голосование.
2. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Совет избирает из числа депутатов, как правило, поочередно, открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании, счетную комиссию, порядок работы которой определен частью 5 статьи 32 настоящего Регламента.
3. В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на должности либо предложены для согласования.
4. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.
5. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею форме и содержат необходимую для голосования информацию. Бюллетени должны быть подписаны членами счетной комиссии.
6. В бюллетене для тайного голосования по единственной кандидатуре должны стоять слова "за" или "против". Голосование проводится путем нанесения депутатом в бюллетень любого знака напротив соответствующего варианта голосования "за" или "против".
7. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Советом по предложениям счетной комиссии и объявляются председателем счетной комиссии.
8. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членом счетной комиссии в соответствии со списком депутатов, предварительно подписанным председателем счетной комиссии. При получении бюллетеня депутат расписывается напротив своей фамилии в указанном списке.
9. Невостребованные у счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи погашаются председателем счетной комиссии в присутствии ее членов, о чем производится запись в протоколе счетной комиссии. Гашение осуществляется путем отрезания у бюллетеня левого верхнего угла и написанием слова "Погашено".
10. Если депутат считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к председателю счетной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Председатель счетной комиссии выдает депутату новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке депутатов против фамилии данного депутата. Испорченный бюллетень погашается, о чем производится запись в протоколе. Гашение осуществляется посредством нанесения на лицевой стороне бюллетеня надписи "Испорчен" и отрезания у бюллетеня левого верхнего угла.
11. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией в присутствии депутатов. Счетная комиссия обязана создать условия обеспечения тайны волеизъявления депутата.
12. Депутаты, не получившие бюллетени для тайного голосования или не опустившие их в ящик для голосования, считаются не принявшими участие в голосовании.
13. Недействительными при подсчете голосов депутатов считаются:
1) бюллетени неустановленной (неутвержденной) формы;
2) бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутата.
14. Продолжительность тайного голосования с использованием бюллетеней составляет 20 минут с момента начала голосования, если иное не установлено Советом.
15. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии.
16. В протоколе счетной комиссии в обязательном порядке указываются следующие данные:
1) число депутатов, зарегистрированных на заседании сессии;
2) число депутатов, получивших бюллетени для тайного голосования;
3) число бюллетеней, оказавшихся в ящике для голосования после его вскрытия;
4) число депутатов, проголосовавших за тот или иной вариант решения или кандидатуру;
5) число депутатов, проголосовавших против того или иного варианта решения или кандидатуры;
6) число недействительных бюллетеней;
7) число депутатов, не принявших участие в голосовании (разница между числом зарегистрированных депутатов и числом бюллетеней, оказавшихся в ящике для голосования после его вскрытия);
8) число погашенных бюллетеней, в том числе испорченных.
17. Председатель счетной комиссии оглашает протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования.
18. Доклад счетной комиссии о результатах тайного голосования Совет принимает к сведению. На основании принятого к сведению доклада председательствующий объявляет о принятии или отклонении решения, а при избрании, назначении или согласовании называет кандидатуры, избранные в состав органов Совета или назначенные на должность либо согласованные для заключения трудового договора.
19. По результатам тайного голосования Совет принимает решение.
Статья 43. Проведение повторного голосования
1. При выявлении ошибки или нарушений в порядке и процедуре голосования Совет может принять решение о проведении повторного голосования.
2. Решение о проведении повторного голосования принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
Статья 44. Принятие решений Совета
1. Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Удмуртской Республики, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, решения о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Удмуртской Республики, Уставом.
2. Решения, принимаемые Советом оформляются в виде муниципального правового акта - решения Совета.
3. В настоящем Регламенте при определении результатов голосования и принятии решений Совета применяются следующие понятия:
1) установленная Уставом численность депутатов (количество депутатов);
2) число присутствующих на заседании депутатов - число зарегистрировавшихся депутатов.
Статья 45. Решения, принимаемые двумя третями от установленной численности депутатов
Совет двумя третями голосов от установленной Уставом численности депутатов принимает:
1) Устав;
2) решение о внесении изменений в Устав;
3) решение об удалении Главы МО в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4) решение о самороспуске Совета;
5) решения по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики, Уставом.
Статья 46. Решения, принимаемые большинством от установленной численности депутатов
Совет большинством от установленной Уставом численности депутатов принимает:
1) решение об избрании Председателя Совета;
2) решение об избрании Главы муниципального образования;
3) решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Совета;
4) решение об избрании заместителя Председателя Совета;
5) решение о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Совета;
6) решение об избрании депутатов в состав Президиума;
7) решения по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики, Уставом.
Статья 47. Решения, принимаемые большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов
1. В соответствии с настоящим Регламентом решения, принимаемые Советом большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, относятся к процедурным вопросам, не требующим оформления в виде правового акта.
2. К процедурным относятся вопросы:
1) об утверждении повестки дня сессии;
2) о включении вопросов в проект повестки дня сессии и внесении в нее изменений;
3) об избрании счетной комиссии для проведения тайного голосования;
4) об избрании секретаря сессии;
5) об избрании группы счетчиков для определения открытого голосования;
6) о перерыве в заседании или переносе заседания;
7) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей комиссии;
8) об изменении очередности выступлений;
9) о способе голосования;
10) о проведении повторного голосования при выявлении ошибок или иных нарушений процедуры голосования;
11) о запрещении теле- или радиотрансляции отдельных фрагментов или заседания в целом;
12) о предоставлении слова для выступления, справки или разъяснения лицам, приглашенным на заседание Совета;
13) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
14) об установлении председательствующим общей продолжительности обсуждения вопроса, продлении времени для выступления, ответов на вопросы, предоставлении слова по устным заявлениям;
15) о лишении депутата слова на весь период сессии;
16) о закрытом заседании Совета;
17) о поименном голосовании, об опубликовании результатов поименного голосования;
18) об обсуждении и прекращении обсуждения кандидатур на должность Председателя, Главы муниципального образования, заместителя Председателя, иных избираемых, утверждаемых или согласуемых должностных лиц;
19) иные вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом.
Глава 10. Порядок внесения проектов решений и их рассмотрения
Статья 48. Реализация права правотворческой инициативы
1. Реализация права правотворческой инициативы принадлежит 1:
1) депутатам;
2) постоянным комиссиям Совета;
3) депутатским фракциям, депутатским объединениям;
4) Главе муниципального образования;
5) органам территориального общественного самоуправления;
6) инициативным группам граждан в порядке, предусмотренном Уставом.
2. Проекты решений Совета, исходящие от государственных органов Удмуртской Республики и общественных организаций , иных субъектов, не обладающих правом правотворческой инициативы, или отдельных граждан, могут быть внесены в Совет через субъекты права правотворческой инициативы.
Статья 49. Формы осуществления права правотворческой инициативы
1. Право правотворческой инициативы осуществляется в форме внесения в Совет в порядке, установленном настоящим Регламентом:
1) проекта Устава;
2) проектов решений Совета о внесении изменений в Устав;
3) проектов решений Совета, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района;
4) проектов решений о внесении изменений в действующие решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, либо о признании ранее принятых решений утратившими силу, либо о приостановлении их действия;
5) поправок к проектам решений;
6) проектов решений о внесении законодательной инициативы в Государственный Совет Удмуртской Республики в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета Удмуртской Республики.
2. Глава муниципального образования в порядке, предусмотренном Уставом, представляет на утверждение Совета:
1) проект бюджета муниципального района;
2) проекты решений о внесении изменений в бюджет муниципального района;
3) проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального района, а также отчеты об их исполнении;
4) ежегодный отчет о результатах своей деятельности и деятельности Администрации района;
5) проекты решений о структуре Администрации, положения о структурных подразделениях;
6) проекты решений Совета об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов;
7) проекты решений районного Совета депутатов о регулировании тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (за исключением тарифов и надбавок в сфере электроснабжения);
8) проектов решений Совета о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
3. Проекты решений, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета муниципального образования, принимаются Советом к рассмотрению по инициативе Главы муниципального образования. Глава муниципального образования представляет в Совет заключение в срок не позднее 5 дней со дня направления ему проекта решения.
Статья 50. Порядок внесения проектов решений Совета, являющихся муниципальными нормативными правовыми актами
1. Решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района (устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные решением районного Совета депутатов) являются муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Проекты решений, являющиеся муниципальными правовыми актами (далее - проект решения нормативного характера) вносятся субъектами права правотворческой инициативы в Совет не позднее чем за 15 дней до дня начала очередной сессии.
3. Одновременно с проектом решения нормативного характера должны быть внесены следующие документы и материалы на бумажных и электронных носителях:
1) текст проекта решения Совета с указанием субъекта права правотворческой инициативы и оформленный в соответствии с требованиями к оформлению документов, установленными Советом, настоящим Регламентом;
2) сопроводительное письмо с перечислением прилагаемых документов, а в случае необходимости - назначением представителя субъекта права правотворческой инициативы при рассмотрении проекта решения;
3) пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия проекта решения;
4) финансово-экономическое обоснование проекта решения в случае, когда его реализация потребует дополнительных финансовых затрат из бюджета муниципального района;
5) перечень решений Совета нормативного характера, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного решения;
6) решение субъекта права правотворческой инициативы (для коллегиального органа) о внесении проекта решения в Совет, а в случае необходимости - назначении представителя при рассмотрении его в Совете;
7) в случае, если в соответствии с действующим законодательством и Уставом проект решения требует вынесения на публичные слушания, то он представляется с результатами публичных слушаний;
8) заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона Удмуртской Республики в случае, предусмотренном законом Удмуртской Республики "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Удмуртской Республике";
9) иные документы, предусмотренные действующим законодательством, Уставом и нормативными правовыми актами.
4. Если представленный проект решения не соответствует требованиям части 3 настоящей статьи, то он возвращается Председателем субъекту права правотворческой инициативы с обоснованием отказа.
5. По поручению Председателя Совета проект решения направляется в структурное подразделение по юридическим вопросам, которое в течение пяти дней проводит правовую экспертизу, а также антикоррупционную экспертизу проекта решения и готовит заключение, в котором указываются:
1) соответствие проекта решения Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, Конституции Удмуртской Республики, законам Удмуртской Республики, иным нормативным правовым актам Удмуртской Республики, Уставу. В случае несоответствия проекта решения вышеуказанным нормативным правовым актам в заключении указывается, в чем выражается это несоответствие;
2) внутренняя целостность проекта решения. При наличии противоречий между разделами, главами, статьями, частями, пунктами и подпунктами проекта решения даются рекомендации по их устранению;
3) наличие и полнота перечня решений Совета, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного проекта решения. Если приведен неполный перечень решений Совета, то указываются решения, не приведенные в этом перечне;
4) оценка соответствия текста проекта решения требованиям юридической техники;
5) сведения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы.
6. При наличии нарушений в заключении указывается, в чем они выражены.
7. Внесенные в Совет депутатов в соответствии с требованиями настоящей статьи проект решения, материалы к нему и заключение структурного подразделения по юридическим вопросам направляются Председателем Совета в головную постоянную комиссию для подготовки заключений.
8. Одновременно в автоматизированной системе документооборота Аппарата на проект решения заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируется дата и время поступления проекта решения в Совет, сведения о его прохождении в Совете. До внедрения в Совете автоматизированной системы документооборота на проект решения заводится регистрационная карта на бумажном носителе.
9. После обсуждения в постоянных комиссиях проект решения Совета с заключениями направляется головной постоянной комиссией Председателю Совета (в Президиум - в зависимости от того, кто формирует проект повестки дня), который с учетом представленных материалов принимает одно из следующих решений:
1) о включении проекта решения в проект повестки дня сессии;
2) о необходимости доработки проекта решения (либо о рекомендации Совету отклонить данный проект решения).
10. О принятом решении в течение трех дней извещается субъект права правотворческой инициативы.
11. Обязательному опубликованию подлежат следующие проекты решений Совета:
1) проект Устава, а также проект решения о внесении изменений в Устав;
2) проект бюджета муниципального района и отчета о его исполнении;
3) иные вопросы в соответствии с федеральным законодательством, Уставом.
12. Проекты решений Совета, носящие ненормативный характер, вносятся в Совет не позднее, чем за семь дней до дня проведения очередной сессии.
Статья 51. Основные требования к оформлению проектов решений Совета
*(соотнести с Уставом)
1. Вносимый в Совет проект решения должен быть изложен в виде правовых предписаний.
2. В одном и том же вносимом в Совет проекте решения не должно быть предписаний, противоречивых по характеру и противоречащих действующему законодательству.
3. Текст принятого решения Совета депутатов исполняется с указанием следующих реквизитов:
а) изображения герба муниципального образования "Сарапульский район" (в случаях и порядке, предусмотренных Законом Удмуртской Республики "О Государственном гербе Удмуртской Республики", - изображения Государственного герба Удмуртской Республики);
б) наименования формы нормативного правового акта - решение Совета депутатов;
в) наименования решения Совета депутатов;
г) указания на орган, принявший решение районного Совета депутатов, - Совет депутатов;
д) даты принятия решения Совета депутатов;
е) должности, инициалов и фамилии лица, подписывающего решения Совета депутатов;
ж) инициалов и фамилии Гла
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов муниципального образования "Сарапульский район" Удмуртской Республики от 26 августа 2016 г. N 383/1 "Об утверждении Регламента Совета депутатов муниципального образования "Сарапульский район"
Текст решения опубликован в газете "Красное Прикамье" от 6 сентября 2016 г. N 202