Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2017 г. N а-96/2017
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М. В.,
с участием прокурора Демидова Д. С.,
представителя административного истца Понизова Э.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (доверенность выдана сроком на три месяца),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Торощиной А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (доверенность действительна по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Рубикон" к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании в части пункта нормативного правового акта, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рубикон" (далее по тексту - ООО "Рубикон") с учетом уточненных исковых требований обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ N.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ООО "Рубикон" имеет в собственности объект недвижимости производственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Данный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год. Считает, что постановление в оспариваемой части противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" и нарушает права Общества как налогоплательщика.
В судебном заседании представители административного истца Понизов Э.О. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Торощина А.А., по существу заявленных требований не возражала.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанного лица, признав его явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Демидова Д. С., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правительством Удмуртской Республики принято ДД.ММ.ГГГГ постановление N "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N).
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее по тексту - Перечень).
В пункт 1766 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, адрес: <адрес>.
Указанный нормативной правовой акт опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ N
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее по тексту - Закон УР N-РЗ) на территории республики введен налог на имущество организаций.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" с ДД.ММ.ГГГГ на территории республики налог на имущество организаций введен исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Частью 2 статьи 1.1 Закона УР N-РЗ предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 02 марта 201 года N-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" (действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правого акта, утратившего силу в связи с изданием Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики"), Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано суд в период действия нормативного правового акта.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об его не соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов административного дела ООО "Рубикон" является собственником здания-склада, цех ЖБИ, назначение: производственное, 2-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь <данные изъяты>., инв. N, лит. Б, В., адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный объект включен в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 года (пункт 1766).
Условия признания объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, установлены положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основаниями для признания объекта недвижимости административно-деловым является наличие одного из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно; здание (строение, сооружение) предназначено для использования офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) фактически используется в указанных целях.
Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии со статьей частью 1 статьи 1.1 Закона УР N-РЗ налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, за исключением:
а) административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений;
б) помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания;
в) административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях;
г) административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях;
д) административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения;
е) административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения;
ж) помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Положения пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого нормативного парового акта) предусматривают, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 9 статьи 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктами 3,5, 22 которого предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики; мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости; министерство в течение текущего календарного года формирует перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, ежегодно, в срок до 1 ноября текущего календарного года, осуществляет подготовку, согласование в установленном порядке и внесение на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проекта распоряжения Правительства Удмуртской Республики об утверждении перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Оспаривая пункт <данные изъяты> Перечня, административный истец исходит из того, что исходя из документации на спорный объект и его фактического использования, условия для включения его в Перечень, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 1.1 Закона УР N-РЗ отсутствовали.
В обоснование указанных доводов административным истцом в материалы дела представлены: свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого назначение объекта - производственное, здание-склад, цех ЖБИ; технический план объекта, из которого следует, что в нежилом помещении располагаются следующие помещения: РБУ, столярный участок, раздевалка, санузел, сауна, коридор, душевая, комната приема пищи, площадка РБУ, кабинет, подсобное, цех ЖБИ; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N и договор на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует, что на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленным в аренду, расположен объект недвижимости: здание-склад, цех ЖБИ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта на момент включения его в Перечень административным ответчиком не проводились.
Сведения о том, что в нежилом помещении имеются помещения, предназначенные для торговли, общественного питания, бытового обслуживания, делового, административного или офисного назначения, в представленных в суд документах отсутствуют
Анализ предоставленных суду доказательств, дает основания полагать, что спорный объект по своему назначению и функциональным характеристикам однозначно не свидетельствует о том, что он предназначен для использования в указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях, соответственно не может служить основанием для включения его в Перечень.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт <данные изъяты> Перечня не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона УР N-РЗ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисляемой ввиду включения в Перечень из кадастровой стоимости спорного объекта.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению, а пункт <данные изъяты> Перечня - признанию не действующим.
Определяя дату, с которой пункт <данные изъяты> Перечня подлежат признанию не действующим, суд, исходя из взаимосвязанных положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона УР N-РЗ о сроках уплаты налога на имущество организаций, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания его не действующим с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Рубикон" к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании в части пункта нормативного правового акта удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительством Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ за N.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья |
Н. Ф. Машкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2017 г. N а-96/2017
Текст решения официально опубликован не был