Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
с участием:
- прокурора Демидова Д.С.,
- представителя административного истца Мизирева В.И. - Желудовой А.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, диплом ВСА 0175827, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ),
- представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомировой К.Ю. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ N, диплом 101805 0053918, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мизирева Вячеслава Ивановича о признании недействительным Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части пункта 1498 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в отношении помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, установил:
29 декабря 2015 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее по тексту - Постановление N 586), первоначальный текст которого 29 декабря 2015 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
15 января 2016 года Постановление N 586 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за N RU 18000201501243.
Пунктом 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее по тексту - Перечень на 2016 год).
В силу пункта 3 Постановления N 586 оно вступает в силу с 01 января 2016 года.
Согласно пункту 1498 в Перечень на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (далее по тексту - спорный объект недвижимости).
В настоящее время Постановление N 586 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 04 апреля 2016 года N 138, от 25 апреля 2016 года N 174, от 15 августа 2016 года N 340, от 31 октября 2016 года N 465, от 26 декабря 2016 года N 545, от 20 марта 2017 года N 83, которыми в Перечень на 2016 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 1498.
Мизирев В.И. (далее по тексту - административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным пункт 1498 Перечня на 2016 год, ссылаясь на то, что принадлежащий ему на праве собственности объект с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на земельном участке категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для эксплуатации и обслуживания производственных, складских зданий и здания канализационной насосной станции N 8. Спорный объект недвижимости не относится к административно-деловым и торговым центрам и помещениям, поэтому не обладает признаками налогообложения, определенными пунктом 1 статьи 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее по тексту - Закон УР о налоге на имущество организаций в УР) и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Включение данного объекта недвижимости в Перечень на 2016 год противоречит вышеприведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, так как влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Административный истец Мизирев В.И. был своевременно извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание не явился.
В силу требований части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного истца Желудова А.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.
Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - Тихомирова К.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась. Пояснила, что на момент вынесения постановления фактическое использование объектов не проверялось. При подготовке к процессу произведено обследование и установлено, что объект используются по назначению, как котельная.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела; проверив Постановление N 586 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить; суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту 2 "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
В связи с чем, суд признает, что на основании положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент издания Постановления N 586 обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванного нормативного правового акта.
Постановление N подписано Председателем Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ размещено на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Следовательно, введено в действие, опубликовано и зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике, в установленном порядке.
Постановлением N 586 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Пунктом 1498 в Перечень на 2016 год включено нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 18 АБ N от 14 ноября 2013 года, котельная с тамбуром, назначение нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0) общей площадью 633,8 кв. м., инв.N, лит. К, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Мизиреву Вячеславу Ивановичу.
Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 64 749+/-89 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания производственных, складских зданий и здания канализационной насосной станции N 8, что подтверждено выпиской из кадастровым паспортом земельного участка от 3 марта 2016 года N.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Проанализировав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о неправомерном включении объекта с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечень на 2016 год, исходя из следующего.
На территории Удмуртской Республики с 01 января 2015 года действуют положения статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР, устанавливающие особенности определения налоговой базы недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости.
Данной правовой нормой предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (пункт 1 части 1 статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР).
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Указанными положениями статьи 378.2 НК РФ одним из оснований отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) является его фактическое использование в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В связи с чем, суд признает, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Удмуртской Республики, в том числе в течение 2016 года, осуществлялось в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Между тем, вид разрешенного использования принадлежащего на праве собственности административному истцу земельного участка (для эксплуатации и обслуживания производственного здания (деревообрабатывающего цеха)), не предполагает использование расположенного на нем спорного объекта недвижимости в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом) признается здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, предназначенное для использования или фактически используемое одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее по тексту - Минимущества УР).
Из положений пункта 22 названного Порядка следует, что Минимущества УР осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Из представленным административным истцом доказательств не следует, что спорный объект недвижимости имеет назначение административно-делового центра, торгового центра (комплекса) либо то, что данный объект предусматривает размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Из кадастрового паспорта помещения, сводного технического паспорта на имущественный комплекс не следует, что в спорном объекте недвижимости предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики следует, что в данном случае основанием для включения помещения, принадлежащего административному истцу, в Перечень на 2016 год послужили данные, представленные Управлением Росреестра по УР в порядке межведомственного взаимодействия.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости (пункт 5 Порядка).
Обследование проводится комиссией, в состав которой могут быть включены представители: Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерства экономики Удмуртской Республики; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (по согласованию); администрации муниципального района (городского округа), образованного на территории Удмуртской Республики, на территории которого проводится обследование (по согласованию) (пункт 8 Порядка).
В ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (пункт 12 названного Порядка).
По результатам обследования в срок не позднее пяти рабочих дней с даты окончания проведения обследования составляется акт обследования (пункт 15 Порядка).
Судом установлено, что Минимуществом УР в ходе подготовки проекта Постановления N 586 не было проведено обследование спорного объекта недвижимости.
Представителем Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики в судебном заседании также подтверждалось, что обследование спорного объекта недвижимости не производилось.
Из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали о том, что спорный объект недвижимости является административно-деловым центром и торговым центром (комплексом), а так же о том, что его предназначением является для размещения офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и использовании для размещения офисов либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания об использовании более 20 процентов общей площади спорного здания, Минимущества УР не располагало.
Данное обстоятельство могло быть подтверждено актом обследования, что предусмотрено Порядком.
Суду доказательств позволявших отнести названное ранее помещение к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях не представлено.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень на 2016 год объекта недвижимости с кадастровым номером: <данные изъяты>, принадлежащего административному истцу, поскольку спорное помещение не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР.
В оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений статьи 6 НК РФ является не соответствующим НК РФ, а так же не соответствует статье 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия Постановления N 589 в оспариваемой части требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР, то это является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 года.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношение названного ранее объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
Вместе с тем, учитывая, что Мизирев В.И. просит признать недействительным нормативный правовой акт Правительства Удмуртской Республики, суд не находит оснований к удовлетворению административного искового заявления к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, которое, по мнению суда, в данном случае является ненадлежащим административными ответчикам, в связи с чем в иске к нему необходимо отказать.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежит уплаченная им при подаче административного иска госпошлина в размере 300 рублей, так как заявленные им требования удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175-180 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
Административное исковое заявление Мизирева Вячеслава Ивановича удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части пункта 1498 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, с момента принятия.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики Мизиреву Вячеславу Ивановичу - отказать.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Мизирева Вячеслава Ивановича 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 6 июня 2017 года.
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики |
Н.Н. Сентякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 июня 2017 г. N 3а-112/2017 "О признании недействующим пункта 1498 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. постановлением Правительства УР от 29.12.2015 N 586"
Текст решения официально опубликован не был