Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Прогнозу социально-экономического
развития Удмуртской Республики
на 2018 год и плановый период
2019 и 2020 годов
Пояснительная записка
к основным показателям прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Разработка прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов.
При разработке прогноза учитывались:
статистическая информация о социально-экономическом развитии Удмуртской Республики за 2013 - 2016 годы и январь - сентябрь 2017 года;
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383;
материалы исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, разработанные с учетом производственных и инвестиционных планов развития предприятий Удмуртской Республики, а также информация Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике.
Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов разработан в 2 вариантах: вариант 1 (базовый) и вариант 2 (целевой).
Базовый вариант (вариант 1) предполагает сдержанный внутренний спрос - как потребительский, так и инвестиционный, ограниченные государственные расходы на развитие.
Целевой вариант (вариант 2) предполагает оживление инвестиционного и потребительского спроса.
Оба варианта характеризуют развитие экономики Удмуртской Республики в условиях реализации государственной политики, направленной на повышение эффективности расходов бюджета.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, факторов и ограничений экономического роста Удмуртской Республики на среднесрочный период. Направления социально-экономического развития Удмуртской Республики
В 2016 году реальный сектор экономики и бюджетная система России продолжали испытывать значительные нагрузки из-за низких цен на нефть, девальвации национальной валюты, высокой инфляции, что привело к снижению инвестиционного и потребительского спроса.
Несмотря на негативный инвестиционный фон и потребительский спрос в целом по России, отдельные отрасли экономики республики показали рост: индекс промышленного производства по разделам CDE составил 106,8%, в обрабатывающих производствах - 112,8%, в добыче полезных ископаемых - 101,7%.
Объем инвестиций в 2016 году вырос на 1,3% в сопоставимых ценах, объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", - на 1,2%.
Снижение потребительского спроса продолжало оказывать влияние на динамику розничного товарооборота, в 2016 году его объем сократился на 2,3%.
Инфляция на потребительском рынке Удмуртии в 2016 году (на конец года) сложилась на уровне 103,7%. Был обновлен исторический минимум, ранее составлявший 6,5% за 2013 год.
Снижение продовольственной инфляции, позволившей населению сократить темпы прироста номинальных расходов на продукты питания, привело к некоторому ускорению роста доли услуг в потребительских расходах населения. Объем платных услуг населению увеличился по сравнению с 2015 годом на 4,9% в сопоставимых ценах.
В 2016 году реальная заработная плата составила 103,7% к уровню 2015 года, при этом реальные денежные доходы населения сократились, составив 93,7%. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,16% от экономически активного населения.
Демографическая ситуация в 2016 году характеризовалась естественным приростом населения, который составил 1,2 промилле.
В январе - сентябре 2017 года объем промышленного производства составил 382,3 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 100,6%.
Сельскохозяйственной продукции произведено на сумму 52,5 млрд. рублей или 96,7% к январю - сентябрю 2016 года.
Наблюдается рост потребительского спроса. Оборот розничной торговли за январь - сентябрь 2017 года увеличился на 0,9%, объем платных услуг населению - на 7,3%.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника за январь - август 2017 года выросла на 7,1% и составила 28093 рубля. Реальная заработная плата выросла на 3,4%.
Демографическая ситуация в январе - августе 2017 года характеризовалась отрицательным естественным приростом населения, который составил 0,1 промилле.
Валовой региональный продукт
В 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 498 млрд. рублей, что на 0,2% ниже уровня 2014 года в сопоставимых ценах. По оценке 2016 года объем ВРП составит 540,6 млрд. рублей и увеличится на 104,3% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Основной вклад в формирование валового регионального продукта вносит промышленное производство (48%), оптовая и розничная торговля (8,8%), транспорт и связь (8,3%), сельское хозяйство (8,3%), строительство (5,3%). На рост ВРП, в основном, повлияло увеличение индекса промышленного производства, объема строительных работ и платных услуг населению.
В 2017 году ожидаемый объем валового регионального продукта составит 574,8 млрд. рублей или 100,4% к уровню 2016 года.
Прогноз объема валового регионального продукта на 2018 - 2020 годы рассчитан в основных ценах с учетом тенденций развития отраслей экономики Удмуртской Республики в прогнозном периоде.
Основными факторами, которые будут оказывать влияние на экономический рост в 2018 - 2020 годах, являются неблагоприятный прогноз внешнеэкономической конъюнктуры, невысокие темпы роста доходов населения и потребительского спроса.
В базовом варианте ожидаются умеренные темпы роста валового регионального продукта. Так, в 2020 году по базовому варианту ВРП увеличится в сопоставимых ценах на 1,5% к уровню 2016 года. При реализации целевого варианта будут достигнуты более высокие темпы роста - ВРП увеличится на 5,4% к уровню 2016 года.
В прогнозном периоде не планируется существенного изменения отраслевой структуры валового регионального продукта. Наибольшее влияние продолжит оказывать промышленное производство. В целевом варианте в 2018 году ожидается восстановительный рост за счет обрабатывающих производств (108,1% к уровню 2017 года).
Прогноз объема ВРП на 2018 год по базовому варианту относительно предыдущего прогноза повышен на 8,6%, темп роста в сопоставимых ценах понижен на 0,2 процентного пункта.
Промышленное производство
2016 год для промышленной отрасли республики стал годом окончательного приспособления к новым экономическим реалиям: был фактически исчерпан потенциал увеличения объемов производства в ряде секторов, связанный с возможностями импортозамещения и ослаблением рубля, были скорректированы бизнес-планы и инвестиционные проекты предприятий.
За 2016 год промышленными предприятиями Удмуртской Республики отгружено товаров собственного производства на сумму 533,3 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 106,8%. Доля промышленности в валовом региональном продукте - 48% (оценка 2016 года).
В Удмуртии в силу традиционно сложившейся структуры промышленности темп задают сырьевой сектор и оборонно-промышленный комплекс (ОГЖ). Объем добычи нефти составил 11 млн. тонн или 101,8% к уровню 2015 года. Оборонно-промышленный комплекс увеличил объемы отгруженной продукции на 47,6%.
Кроме этого, рост обеспечен такими отраслями, как производство электрооборудования - 182,3%, производство транспортных средств - 133,5%, текстильное и швейное производство - 112,8%, производство пищевых продуктов - 106,6%, производство машин и оборудования - 105,1%, обработка древесины - 103,3%, производство резиновых и пластмассовых изделий - 102,8%, что обусловлено расширением доли на внутреннем рынке вследствие сокращения импорта, реализации импортозамещающих производств.
В январе - сентябре 2017 года промышленными предприятиями Удмуртской Республики отгружено товаров собственного производства на сумму 382,3 млрд. рублей, что в фактических ценах составляет 104,2% к соответствующему периоду 2016 года. Индекс производства составил 100,6%.
Рост объемов производства наблюдается по разделу С "Обрабатывающие производства" (индекс производства за январь - сентябрь 2017 года составил 102,1%), в том числе значительный рост наблюдается:
в металлургическом производстве (150,4%). ПАО "Ижсталь" на 29,1% увеличило объемы производства;
в производстве машин и оборудования (119,1%). На ООО "Завод нефтегазового оборудования "ТЕХНОВЕК" объемы производства выросли на 8%;
в производстве автотранспортных средств (121,5%). На Ижевском автозаводе собрано 79 914 легковых автомобилей, что на 23% больше по сравнению с соответствующим периодом 2016 года.
Вместе с тем значительное снижение объемов производства наблюдается в таких значимых видах деятельности, как:
в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (индекс производства за январь - сентябрь 2017 года - 68%). По оперативной информации на АО "Концерн "Калашников" объемы производства снизились на 17,3%;
в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (87,7%). По оперативной информации на АО "ИЭМЗ "Купол" объемы производства снизились на 45,4%.
Замедление роста обусловлено высокой базой января - сентября 2016 года, когда ряд предприятий ОГЖ закрывали крупные гособоронзаказы.
В 4 квартале 2017 года в вышеуказанных отраслях ожидается продолжение снижения объемов производства по отношению к 2016 году (в среднем рост производства за 4 квартал 2016 года составил 127,8%).
По итогам 2017 года индекс промышленного производства оценивается на уровне 97,7%.
В 2018, 2020 годах по базовому варианту прогноза ожидаются умеренные темпы роста промышленного производства до 0,5%, что связано со снижением добычи нефти и умеренной динамикой обрабатывающих производств.
При реализации целевого варианта могут быть достигнуты более высокие темпы роста промышленного производства от 0,5% до 2,3%. Одним из главных факторов, определяющих более высокую динамику промышленного производства, является динамика инвестиций в основной капитал.
Традиционно значимые сектора, такие как добыча нефти и оборонно-промышленный комплекс, по-прежнему будут обеспечивать наиболее весомый вклад в экономику республики. Но следует отметить тенденцию увеличения доли обрабатывающих производств, вывод промышленности на новый технологический уровень модернизации производства, развитие направления импортозамещения в промышленности.
Прогноз объема отгруженной продукции на 2018 год по базовому варианту относительно предыдущего прогноза повышен на 12,2%. Изменения произошли вследствие уточнения отчетных данных развития промышленности за 2016 год (уточнения Удмуртстата по ОКВЭД-2007 на 17,4 млрд. руб.), уточнения прогнозных данных отдельными предприятиями, а также оценочных показателей 2017 года на фоне складывающегося социально-экономического положения в стране и в республике.
Добыча полезных ископаемых
Объем отгруженных товаров предприятиями добывающей отрасли в 2016 году составил 162,2 млрд. рублей, индекс производства - 101,7%.
Крупнейшими предприятиями по добыче углеводородного сырья в республике остаются ОАО "Удмуртнефть" и АО "Белкамнефть", на долю которых приходится около 95% добычи нефти в регионе. В 2016 году достигнут максимальный за последние 25 лет уровень добычи нефти - 11 млн. тонн.
Объем добычи нефти нефтедобывающими предприятиями Удмуртской Республики за 9 месяцев 2017 года составил 8148,6 тыс. тонн или 98,4% к соответствующему периоду 2016 года. По итогам 2017 года объем добычи оценивается на уровне 10 850 тыс. тонн.
Прогнозируемое снижение уровня добычи нефти в республике обусловлено высокой базой 2016 года. В 2016 году показатели извлечения нефти на 1,62% превысили запланированные объемы. В связи с этим в текущем году нефтяными компаниями осуществлена переоценка запасов нефти и пересмотрены плановые показатели ее извлечения в сторону уменьшения с учетом естественного истощения природных ресурсов и фактической выработанности запасов.
В базовом варианте снижение добычи нефти к 2020 году прогнозируется до 10 150 тыс. тонн в год (92,1% к уровню 2016 года). Причинами прогнозируемого снижения уровня добычи нефти в республике являются значительная выработанность запасов и высокая обводненность основных месторождений. Следует отметить, что более 60 процентов запасов нефти относятся к трудно извлекаемым.
По целевому варианту к 2020 году прогнозируется менее интенсивное снижение добычи нефти - до 10,7 млн. тонн (97,0% к уровню 2016 года), что связано с увеличением коэффициента извлечения нефти на "зрелых" месторождениях за счет увеличения объемов разбуривания месторождений, внедрения новых технологий и методов интенсификации добычи нефти, проведения геологоразведочных работ.
Обрабатывающие производства
Основным сектором развития промышленности Удмуртской Республики являются обрабатывающие производства, которые по итогам 2016 года произвели 62,6% объема промышленной продукции Удмуртской Республики. Объем отгруженных товаров предприятиями обрабатывающей промышленности составил 333,8 млрд. рублей, индекс производства - 112,8%.
За 9 месяцев 2017 года объем отгруженных товаров предприятиями обрабатывающей промышленности составил 221,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 102,1%.
Наибольший удельный вес в структуре обрабатывающих производств занимают:
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (23,8%);
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (16,0%);
производство пищевых продуктов (16,7%);
металлургическое производство (10,1%);
производство компьютеров, электронных и оптических изделий (9,5%);
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (5,6%).
По итогам 2017 года индекс производства по обрабатывающим производствам оценивается на уровне 96,1%.
В условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, сохранения действия финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, с учетом сложившихся ограничений и тенденций развития промышленного производства снижение объемов производства ожидается в таких отраслях, как:
производство компьютеров, электронных и оптических изделий (на 30%). На снижение показателей существенное влияние окажет АО "ИЭМЗ "Купол", где в 2017 году объем отгрузки по сравнению с 2016 годом снизится на 70,1%;
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 16,6%). По оценке АО "Концерн "Калашников" в 2017 году объемы производства снизятся на 21% по сравнению с прошлым годом. Отрицательная динамика объемов производства на предприятии в 2017 году в сравнении с 2016 годом обусловлена исполнением в 2016 году контракта в сфере военно-технического сотрудничества, а также завершением в 2016 году крупной поставки Министерству обороны России управляемых ракет "Вихрь-1";
производство химических веществ и химических продуктов (на 9,0%). По оценкам, в 2017 году на АО "ЧМЗ" ожидается снижение объемов реализации кальциевой продукции на 9% по сравнению с 2016 годом, что связано с падением курсов евро и доллара в 1 квартале 2017 года;
производство прочей неметаллической минеральной продукции (на 5,0%);
производство прочих транспортных средств и оборудования (на 56,2%); производство текстильных изделий (на 31%).
Рост ожидается в таких отраслях, как:
производство металлургическое (на 20%). На ведущем металлургическом предприятии ПАО "Ижсталь" объемы отгруженной продукции за 9 месяцев 2017 года увеличились на 28,2%;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (на 9,0%). Существенный вклад в рост производства машин и оборудования внесет ПАО "Ижнефтемаш", на котором в 2017 году прогнозируется рост объемов производства на 17%. Кроме этого, ООО "Завод нефтегазового оборудования "ТЕХНОВЕК" в 2017 году планирует увеличить объемы производства на 7%;
производство автотранспортных средств (на 9,3%). Положительная динамика будет обеспечена ведущим предприятием отрасли - ООО "Лада Ижевский автомобильный завод", которое продолжает масштабную модернизацию и развитие производственных мощностей;
обработка древесины и производство изделий из дерева (на 2,0%). Увеличению объемов производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева будет способствовать реализация инвестпроектов в области освоения лесов: "Организация современного производства древесностружечных плит" на ООО "Увадрев-Холдинг" и "Техническое перевооружение фанерного и лесопильного производств, организация лесозаготовительных работ" на ООО "Орион"; производство мебели (на 13%);
производство резиновых и пластмассовых изделий (на 2,9%).
В 2018 году ожидается рост обрабатывающих производств: в базовом варианте индекс производства составит 105,2%, при реализации целевого варианта - 108,1%.
В 2019 - 2020 годах предприятиями республики дана сдержанная оценка. В базовом варианте темпы роста составят от 99,4% до 101,3%, при реализации целевого варианта темпы роста составят 101,3 - 102,3% ежегодно.
В 2018 - 2020 годах рост объемов производства машиностроительного комплекса связан как с освоением и развитием производства конкурентоспособной продукции, так и с реализацией крупных инвестиционных проектов, направленных на обновление основных производственных фондов.
При этом процесс восстановления в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, будет более длительным, на весь прогнозный период ожидается тенденция падения объемов производства.
Динамика в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий крайне неравномерная. Так, после спада в 2017 году ожидается значительный рост производства в 2018 году, в 2019 году вновь ожидается падение производства, и рост в 2020 году.
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, будет развиваться на уровне российских показателей. На одном из крупных предприятий отрасли ПАО "Ижнефтемаш" объемы производства по основному виду деятельности в 2020 году относительно уровня 2016 года вырастут в 2,4 раза, чему будет способствовать реализация с 2018 года инвестиционных проектов. Объемы производства на ООО "Завод нефтегазового оборудования "ТЕХНОВЕК" в 2020 году относительно уровня 2016 года вырастут на 31%.
В металлургическом производстве индекс производства в 2020 году к уровню 2016 года составит в базовом варианте 118,4%, в целевом - 130%. Увеличению объемов производства будет способствовать выход АО "ЧМЗ" на новые рынки, развитие неядерного производства, модернизация и техническое перевооружение производства ядерного топлива. Кроме этого, в период до 2020 года продолжится реализация инвестпроектов.
В производстве химических веществ и химических продуктов в 2018 - 2020 годах ожидается ежегодный рост объемов отгрузки.
В производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, ожидается ежегодный рост объемов производства по целевому варианту на 2%.
В производстве резиновых и пластмассовых изделий ожидается ежегодный рост объемов производства темпами, опережающими промышленное производство в целом (в базовом варианте темп роста в 2020 году к уровню 2016 года составит 102,9%, при целевом варианте - 109,2%).
Перспективы развития легкой промышленности будут ограничены сдержанным потребительским спросом, обусловленным умеренным ростом реальных располагаемых доходов. Кроме этого, влияние на отрасль оказывает отсутствие отечественной сырьевой базы, что в условиях снижения курса рубля по отношению к доллару и евро привело к повышению стоимости закупаемого импортного сырья в 2 раза, увеличению цены производимой продукции на 30%.
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
В 2016 году предприятиями отрасли обеспечен объем производства на уровне 37,3 млрд. рублей или 93,2% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
За 9 месяцев 2017 года объем отгруженных товаров предприятиями отрасли составил 25,6 млрд. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2016 года - 106,8% в фактических ценах, индекс производства - 100,2%.
Основными генерирующими источниками на территории Удмуртской энергосистемы являются:
три теплоэлектроцентрали филиала "Удмуртский" ПАО "Т Плюс" (691,3 МВт);
АО "Объединенная теплоэнергетическая компания" (23,4 МВт);
Воткинская ТЭЦ АО "Воткинский завод" (16 МВт);
мини ТЭЦ ООО "УКС" (4,6 МВт);
ТЭС ООО "Автокотельная" в г. Ижевске (6,5 МВт).
В 2016 году организациями Удмуртии произведено 3671,1 млн. кВт. ч электроэнергии, что на 10,3% меньше, чем в 2015 году. Снижение производства электрической энергии по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в основном связано с проведением ремонтных работ на Ижевской ТЭЦ-1, а также с высокой температурой наружного воздуха в летние месяцы 2016 года. Удмуртская Республика остается энергодефицитной, не обеспечивая свои потребности в электроэнергии.
Дефицит производства электроэнергии на территории энергосистемы Удмуртской Республики покрывается за счет перетоков электроэнергии и мощности по межсистемным линиям электропередачи из смежных энергосистем.
Структура энергопотребления характеризуется относительной стабильностью. Основными потребителями электроэнергии являются организации экономики. В 2016 году на их долю пришлось 80% потребляемой электроэнергии. Для нужд населения использовалось 11,7% всей потребляемой электроэнергии. К наиболее энергоемким видам деятельности относятся добыча полезных ископаемых (24,4% от общего объема потребления электроэнергии в 2016 году), обрабатывающие производства (17,5%), транспорт и связь (10,0%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (9,0%).
В 2018 - 2020 годах в Удмуртской Республике прогнозируется незначительный рост потребления электрической энергии (в пределах 1%), обусловленный тенденциями развития производства.
Предполагаемый рост тарифов на электрическую энергию, отпущенную различным категориям потребителей, в том числе населению, по оценке 2017 года и прогнозу на 2018 - 2020 годы не превышает рост тарифов, предложенный сценарными условиями развития экономики Российской Федерации на период до 2019 года.
Среднегодовой рост регулируемых тарифов на электрическую энергию по всем вариантам развития для населения составит: в 2017 году - 103,8%, 2018 году - 104,0%, 2019 году - 105,0%, 2020 году - 105,0%. Для промышленных потребителей: в 2017 году - 105,3%, 2018 году - 104,7%, 2019 году - 105,4%, 2020 году - 104,0%.
Сельское хозяйство
Погодные условия 2016 года на территории республики сложились неблагоприятными для производства продукции растениеводства.
Выпуск продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств в 2016 году составил 69,7 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями республики не достигнуты запланированные объемы производства зерновых и зернобобовых культур, картофеля, льноволокна, кроме того, производство картофеля в хозяйствах всех категорий составило 62,9% к уровню 2015 года. В результате индекс производства продукции растениеводства составил 94,8%.
В 2016 году увеличилось производство продукции животноводства. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 4,2%, производство яйца - на 4,6%, молока - на 2%. Индекс производства продукции животноводства составил 103%.
В 2017 году ожидается снижение производства зерна и овощей. Валовый сбор картофеля в 2017 году ожидается на уровне 2015 года.
Снижение производства скота и птицы на убой (в живом весе) на 4,8% объясняется закрытием с 1 июня 2017 года производственной площадки СВК "Туклинский" Увинского района (ООО "Восточный"), на которой ежегодно производилось до 4 тыс. тонн мяса свиней в живом весе.
Прогноз развития сельскохозяйственного производства на 2018 - 2020 годы разработан с учетом сложившейся динамики производства, зависимости от погодных условий, комплекса мер государственной поддержки, направленной на стимулирование роста производства и модернизацию.
В 2017 году темп роста продукции сельского хозяйства оценивается на уровне 100,8%. По базовому варианту в 2018 - 2020 годах ожидается незначительный рост производства продукции сельского хозяйства - 100,8% ежегодно. Индекс производства продукции растениеводства оценивается на уровне 100,7 - 100,8%, индекс производства продукции животноводства составит 100,8%. По целевому варианту ежегодный индекс производства продукции сельского хозяйства оценивается на уровне 100,9 - 101,6%, индекс производства продукции растениеводства составит 100,8 - 101,1%, индекс производства продукции животноводства - 100,9 - 102%.
Прогноз объема продукции сельского хозяйства на 2018 год по базовому варианту ниже предыдущего прогноза на 1,32%, прогноз темпов роста выше на 0,5 процентного пункта.
Инвестиции
В 2016 году в экономику республики инвестировано 85,4 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 101,3%. Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям республики составил 54,7 млрд. рублей. Значительную долю в общем объеме инвестиций занимали собственные средства предприятий 70,2% (или 38,4 млрд. рублей), доля заемных средств составила 29,8% (или 16,3 млрд. рублей).
Основная часть инвестиций направлена на развитие предприятий, осуществляющих добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (27,2%), и в обрабатывающие производства (24,2%), в развитие транспорта и связи (14,1%), сельского хозяйства (6,8%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (6,7%).
В 2017 году прогнозируется увеличение объема инвестиций до 90,1 млрд. рублей (100,2% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах). Среди перспективных инвестиционных проектов, обеспечивающих на прогнозируемый период приток инвестиций, можно выделить следующие:
"Обустройство Окуневского нефтяного месторождения, строительство установки предварительного сброса воды и закрытой системы нефтесбора" (АО "Белкамнефть");
"Техническое перевооружение внутриквартальных сетей" (ООО "Удмуртские коммунальные системы");
"Комплексная модернизация и создание производственных объектов, внедрение новых высокоэффективных, экологичных технологий для расширения современного лесозаготовительного и лесоперерабатывающего производства" (ООО ТПК "Восток-ресурс");
"Модернизация и реконструкция основных производственных активов ОАО "Концерн "Калашников" (АО "Концерн "Калашников");
"Перевооружение производственных мощностей по изготовлению боевых средств комплекса "ТОР" (АО "ИЭМЗ "Купол");
"Интегрированный проект развития ОАО "Удмуртнефть" (ОАО "Удмуртнефть");
"Застройка территории 8 микрорайона жилого района "Восточный" в Устиновском районе г. Ижевска" (ООО "АСПЭК-Домстрой");
"Застройка территории 7 микрорайона жилого района "Восточный" в Устиновском районе г. Ижевска" (ООО "АСПЭК-Домстрой");
"Застройка квартала, ограниченного улицами Советская, Орджоникидзе, переулком Прасовский и речкой Карлуткой в Первомайском районе г. Ижевска" (ООО "АСПЭК-Домстрой");
"Производство стекловолокна и композитных изделий" (ООО "КомАР").
В 2018 - 2020 годах темпы роста инвестиций по базовому варианту оцениваются в пределах 101,5 - 102,2%, по целевому варианту - 105,7 - 108,6%.
Целевой сценарий прогноза на период 2018 - 2020 годов ориентирован на среднероссийский прогноз темпов роста инвестиций. Прогнозируемое значение к 2020 году в размере 126,8 млрд. рублей планируется достичь за счет:
1) активного применения инструментов поддержки инвестиционной деятельности на территории республики, в том числе за счет наделения территорий монопрофильных муниципальных образований в Удмуртской Республике статусом территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и введения налоговых преференций резидентам ТОСЭР;
2) внедрения в Удмуртской Республике целевых моделей Агентства стратегических инициатив упрощения административных процедур, направленных на поддержку предпринимательства;
3) реализации на территории региона новых инвестиционных инициатив, обеспечивающих на прогнозируемый период приток инвестиций, среди которых можно выделить:
"Строительство и ввод в действие производственных помещений для производства товаров народного потребления" (ООО "Ника");
"Комплексная застройка территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера линией ЛЭП 110 кВ, с востока руслом реки Подборенка в г. Ижевске" (ООО "Инком- Капитал");
"Строительство тепличного комплекса по выращиванию цветочной продукции" (ООО "УралПромСнаб");
"Совместное итало-словако-российское предприятие "ТЕХНОКЛИМА- РУС" по производству теплообменных и холодильных систем, в рамках создания "Распределенного Технопарка "Метеор" (ООО "ТЕХНОКЛИМА- РУС");
"Градостроительная концепция развития территории (объездное шоссе) по ул. Торфозаводская г. Воткинск" (ООО "Паркуз-Групп");
"Интегрированный проект развития ОАО "Удмуртнефть". 2016 - 2020 гг." (ОАО "Удмуртнефть");
"Строительство завода "Михайловский" (ООО "Ува-молоко").
Прогноз объема инвестиций на 2018 год по базовому варианту соответствует предыдущему прогнозу.
Строительство
В 2016 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" составил 42,7 млрд. рублей или 101,2% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах. Крупными и средними предприятиями и организациями выполнено работ на сумму 16,2 млрд. рублей или 38% от общего объема работ.
В текущем году ситуация в отрасли складывается неоднозначно. По итогам 9 месяцев 2017 года объем выполненных работ составил 24,9 млрд. рублей, что составляет 79,5% к соответствующему периоду 2016 года. Это обусловлено уменьшением объема заказов, нестабильным состоянием хозяйствующих субъектов в отрасли, отсутствием у них оборотных средств. По предварительным прогнозам объем работ по отрасли "Строительство" в текущем году сократится и не достигнет уровня 2016 года.
В прогнозном периоде до 2020 года при увеличении инвестиционной активности прогнозируется рост объема подрядных работ: в базовом варианте на 101,0 - 102,1% ежегодно, при целевом - на 102,5 - 106,8%.
В 2017 году запланирован ввод в эксплуатацию 652 тыс. кв. м жилья. В целях обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию жилых домов принято распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года N 356-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2017 году".
По итогам 9 месяцев текущего года в эксплуатацию введено 505,9 тыс. кв. м жилья, что составляет 108,6% к соответствующему периоду 2016 года или 77,6% от годового задания. По информации Инспекции Госстройнадзора Удмуртской Республики в настоящее время застройщиками ведется строительство 109 жилых многоквартирных домов общей площадью 1,1 млн. кв. м.
Ввод жилья в республике обеспечивается в том числе за счет комплексной застройки жилых микрорайонов и строительства жилых комплексов:
жилой район "Восточный" ООО "АСПЭК-Домстрой";
мкрн. "Столичный" ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России".
В связи с ежегодным увеличением объема ввода жилья, обеспеченность населения жильем, приходящаяся на 1 человека, в 2017 году составит не менее 21,8 кв. м.
В 2018 - 2020 годах ежегодный ввод жилья в эксплуатацию прогнозируется на уровне 655 - 665 тыс. кв. м.
По базовому варианту прогноз объема подрядных работ на 2018 год понижен на 7%, прогноз ввода жилья соответствует предыдущему прогнозу.
Внешнеэкономическая деятельность
В 2016 году экспорт Удмуртской Республики уменьшился на 25% по сравнению с 2015 годом и составил 511,8 млн. долларов США. Уменьшение произошло в основном за счет снижения стоимостных объемов экспорта минеральных продуктов (-45%).
В 2017 году значительную долю в общем объеме экспорта республики по прежнему занимают нефтепродукты - 57%, машиностроительная продукция - 12,2% и прочие товары (включая продукцию военного назначения) - 10,3%.
В связи со снижением объемов экспорта нефтепродуктов в 2017 году ожидается уменьшение стоимостных объемов экспорта товаров топливно- энергетического комплекса республики на 25%. Вместе с тем ожидается рост в 1,5 раза экспорта продукции машиностроительной промышленности (легковые автомобили, оборудование), увеличение экспорта продукции предприятий оборонного комплекса.
По предварительной оценке в 2017 году ожидается уменьшение экспорта по сравнению с 2016 годом на 4,8% до 487,2 млн. долларов США.
Ожидается рост общего объема импорта на 5,6% до 286,1 млн. долларов США за счет увеличения импорта машин, оборудования и транспортных средств на 5,2%, металлов и изделий из них - на 6,2%.
Основными факторами, влияющими на стоимостные объемы экспорта и импорта в прогнозный период, останутся мировые цены на нефть, динамика курса рубля к мировым валютам, геополитический фактор.
В базовом варианте прогноза в 2018 - 2019 годах стоимостные объемы экспорта ожидаются ниже 2017 года. В 2018 году планируется уменьшение физических объемов экспорта нефтепродуктов и сохранение этих объемов в 2018 - 2020 годах. Также ожидается увеличение экспортных поставок продукции машиностроительной промышленности.
С учетом этих факторов ожидается снижение общего объема экспорта республики в 2018 году на 2,5% и рост экспорта в 2019 - 2020 годах в пределах 2,1-3,5%.
При плавном планируемом увеличении импорта продукции машиностроительной промышленности, а также по мере укрепления рубля и увеличения потребительского спроса населения импорт будет расти в пределах 3,3 - 4,0% в год.
В целевом варианте прогноза в 2018 - 2020 годах при реализации Удмуртской Республикой регионального экспортного стандарта в реальном выражении динамика экспорта будет выше по сравнению с базовым вариантом.
К 2020 году при оптимизации условий ведения экспортной деятельности в Удмуртской Республике планируется увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта в два раза относительно уровня 2016 года.
В 2018 году по целевому варианту ожидается рост экспорта на 10%, в 2019 году (при увеличении разовых поставок машиностроительной продукции) экспорт увеличится на 28,8%, в 2020 году рост составит 11%.
При увеличении импортных поставок продукции машиностроительной промышленности в 2018 - 2020 годах импорт будет расти в пределах 5 - 10% ежегодно.
С учетом факторов, приведенных выше, прогноз объемов экспорта и импорта на 2018 год ниже предыдущего прогноза соответственно на 13,8% и 5,7%.
Потребительский рынок
В 2015 - 2016 годах потребительский сектор экономики находился под влиянием тенденции замедления внутреннего спроса.
Объем розничного товарооборота за 2016 год составил 223,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,3% меньше уровня 2015 года.
Факторами, повлиявшими на снижение продаж, являются снижение доходов населения, долговая нагрузка по кредитам, изменение потребительского поведения в сторону сбережения, насыщение населения товарами длительного пользования. По сравнению с 2015 годом уменьшилась доля расходов на покупку товаров и оплату услуг на 8,3% (в 2015 году - на 7,1% к 2014 году). В структуре использования денежных доходов населения в 2016 году сбережения составили 14,2% от дохода.
За январь - сентябрь 2017 года розничный товарооборот составил 170,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,7% выше уровня аналогичного периода 2016 года.
Оборот розничной торговли за январь - сентябрь 2017 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,9% в сопоставимых ценах и составил 162 млрд. рублей. По непродовольственным товарам рост составил 4,2%, по пищевым продуктам, включая напитки, и табачным изделиям объем продаж снизился на 2,1%.
Весомую часть своего бюджета население продолжает тратить на питание, доля продажи продовольственных товаров в обороте розничной торговли составила 50,0% против 51,8% в январе - сентябре 2016 года.
В текущем году ожидается оживление потребительского кредитования, потребительский спрос будет восстанавливаться умеренными темпами. После спада на 2,1% в 2016 году в сопоставимых ценах оборот розничной торговли вырастет в 2017 году по оценке на 0,1%, а объем достигнет 219,5 млрд. рублей.
Оборот предприятий питания за январь - сентябрь 2017 года составил 8570 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,9% ниже соответствующего периода предыдущего года. Ожидается, что в 2017 году продолжится сокращение оборота общественного питания в сопоставимых ценах до 4% по сравнению с 2016 годом, а оборот оценочно составит 11,5 млрд. рублей. Факторами, влиявшими на снижение оборота общественного питания, являются сокращение реальных доходов населения и сдержанный потребительский спрос на питание вне дома.
В 2017 году ожидаемый объем розничного товарооборота составит 231,0 млрд. рублей или 99,9% к уровню 2016 года.
По мере увеличения доходов населения прогнозируется восстановление потребительской активности, что ускорит динамику розничного товарооборота. В рамках базового сценария прогнозируется рост объема розничного товарооборота в 2020 году по отношению к 2016 году на 21% в фактических ценах и 3,6% в сопоставимых ценах, объем продаж составит 269,4 млрд. рублей.
По целевому варианту прогноза по мере увеличения доходов населения прогнозируется восстановление потребительской активности. Объем розничного товарооборота в 2020 году увеличится на 7,4% в сопоставимых ценах по отношению к 2016 году, объем продаж составит 278,2 млрд. рублей.
Прогноз объема розничного товарооборота на 2018 год по базовому варианту относительно предыдущего прогноза понижен на 1,09%.
В 2016 году объем платных услуг населению увеличился по сравнению с 2015 годом на 4,9% в сопоставимых ценах, составив 58,8 млрд. рублей. Снижение продовольственной инфляции, позволившей населению снизить номинальные расходы на продукты питания, способствовало некоторому ускорению роста доли услуг в потребительских расходах населения. Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения на конец 2016 года составил 21,0%. В структуре оказанных населению услуг преобладающую долю составляют коммунальные, транспортные услуги и услуги связи (23,3%, 15,2% и 13,5% соответственно). В среднем за год платные услуги подорожали на 4,2%.
Объем платных услуг населению за январь - сентябрь 2017 года составил 45,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По услугам, имеющим наибольший удельный вес в структуре, - коммунальным, транспортным и услугам связи - отмечается рост от 3,5% до 18,5%.
С 1 июля 2017 года в среднем по республике рост тарифов составил 3.5%, максимальный - 5,6%, в г. Ижевске средний рост - 9,4%, максимальный - 11,23%, рост тарифов выше ожидаемого уровня инфляции в 2017 году в г. Ижевске и ряде муниципальных образований республики связан с передачей в концессию объектов ЖКХ и увеличением инвестиционной составляющей в тарифе с целью проведения модернизации теплосетевого хозяйства.
По мере роста доходов населения в реальном выражении, наряду с оживлением потребительского кредитования, ожидается постепенный отход от сберегательной модели поведения и восстановление потребительской активности населения, увеличение расходов домашних хозяйств на конечное потребление. В результате в 2017 году ожидается рост объема платных услуг населению на 2,5%. В 2018 - 2020 годах продолжится умеренный рост объема платных услуг: по базовому сценарию - в пределах 101,0 - 102,1% ежегодно, по целевому - 101,4 - 102,7%.
Прогнозируемая динамика связана со сложившейся структурой услуг и расходами на их потребление различных слоев населения. Согласно обследованию Росстата наибольшая доля расходов на услуги ЖКХ и связи зафиксирована у бедных слоев населения, у средних слоев населения - на транспортные услуги и услуги системы образования, у наиболее состоятельных слоев населения - на услуги учреждений культуры и медицинские услуги. Такое распределение объясняется в частности тем, что услуги ЖКХ и связи являются "необходимыми" (спрос на них менее эластичен), а услуги культуры и платной медицины - "дополнительными".
Прогноз объема платных услуг населению на 2018 год по базовому варианту относительно предыдущего прогноза повышен на 9,4%. В основном изменения произошли вследствие уточнения Удмуртстатом отчетных данных по объему платных услуг за 2016 год на 2,9 млрд. рублей.
Инфляция
Инфляция на потребительском рынке Удмуртии в 2016 году (на конец года) сложилась на уровне 103,7%, опустившись ниже целевого уровня Банка России (104,0%). Был обновлен исторический минимум, ранее составлявший 6.5% за 2013 год.
Замедлению инфляции с 11,3% в декабре 2015 года (к декабрю 2014 года) до 3,7% в декабре 2016 года (к декабрю 2015 года) способствовало укрепление рубля на 17%, до 60,6 рублей за доллар в декабре 2016 года. Не менее важной причиной замедления инфляции стала денежно-кредитная политика Банка России, который в течение года дважды снижал ключевую ставку на 0,5 п.п. (14 июня и 19 сентября), в результате чего инфляция достигла 10% годовых.
Кроме того, фактором снижения инфляции стал сохраняющийся низкий совокупный спрос. В среднем в 2016 году реальные денежные доходы населения снизились на 6,3%, а оборот розничной торговли сократился на 2,1%.
В республике осуществляется целенаправленная работа по сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, прорабатываются вопросы импортозамещения и насыщения регионального рынка продовольственными товарами, не производимыми в республике.
За 9 месяцев 2017 года индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составил 101,3%, инфляция в среднем за год достигла 103,5%.
В 4 квартале 2017 года ожидается продолжение замедления инфляции по сравнению с 2016 годом, на оставшиеся 3 месяца согласно прогнозным данным и параметрам прогноза Минэкономразвития России заложен рост индекса потребительских цен на уровне 2,3%.
Слабый потребительский спрос по-прежнему остается одним из ключевых факторов, сдерживающих инфляцию. Так, снижение реальных располагаемых денежных доходов населения в январе - августе 2017 года составило 4% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года. В текущем году рост реальных доходов отмечен лишь в январе - феврале в связи с единовременной выплатой пенсионерам. Замедлению инфляции также способствовала динамика курса рубля. По данным Минэкономразвития России к концу года укрепление курса рубля составит 11,2%.
Среднегодовая инфляция по итогам 2017 года ожидается на уровне 103,6%.
При прогнозировании индекса потребительских цен была учтена предпосылка, что Центральному банку России удастся удержать инфляцию в пределах таргета (4,0%) на протяжении рассматриваемого периода.
В среднесрочной перспективе по базовому варианту прогнозируется умеренная среднегодовая инфляция в пределах 104,0 - 104,4%. Инфляция будет оставаться на невысоком уровне за счет сохранения сильных спросовых ограничений в результате снизившейся платежеспособности населения. Сдерживать инфляцию будут постепенная сбалансированность рынков и рост предложения товаров, в том числе обусловленный расширением импортозамещения, а также укрепление рубля.
Прогноз инфляции на 2018 год (к декабрю 2017 года) по базовому варианту относительно предыдущего понижен на 0,5 процентного пункта.
Малое и среднее предпринимательство
Официальная занятость в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 216,8 тыс. человек или 28,4% от общего числа занятых в экономике республики. На тысячу человек населения Удмуртии приходится 37,67 субъекта малого и среднего бизнеса. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике за 2016 год субъектами малого и среднего предпринимательства уплачено налогов и сборов в бюджетную систему на общую сумму 18,3 млрд. рублей, что на 23% больше, чем в 2015 году.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр) количество малых и микропредприятий по состоянию на 10 октября 2017 года составило 24969 единиц. По сравнению с 2015 годом количество малых и микропредприятий увеличилось на 3142 единицы, темп роста составил 114,4% к уровню 2015 года. Наибольший абсолютный рост числа предприятий за 2016 год и 9 месяцев 2017 года наблюдается в сфере оптовой и розничной торговли - на 600 единиц, в строительстве - на 577 единиц, в сфере обрабатывающих производств - на 444 единицы. В относительных величинах наибольший прирост числа предприятий наблюдается в строительстве -21,9%, в производственной сфере - 18,8%.
В структуре малых и микропредприятий наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - 36,9%, строительные предприятия - 12,8%, предприятия, задействованные в обрабатывающих производствах, - 11,2%.
Среднесписочная численность занятых на малых и микропредприятиях в 2016 году составила 123,6 тыс. человек, при этом наибольшее количество занятых отмечалось в сфере торговли - 25,7%, на обрабатывающих производствах - 18,2%, в строительстве - 15,3%, на предприятиях, занятых операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, - 15,1%. За 9 месяцев 2017 года среднесписочная численность работников малых и микропредприятий составила 122,2 тыс. человек.
Оборот малых и микропредприятий в 2016 году составил 270.3 млрд. рублей (125,9% к 2015 году). Наибольший удельный вес в обороте малых и микропредприятий за 2016 год приходился на торговые предприятия - 144.3 млрд. рублей (53,4% к общему обороту), обрабатывающие производства - 35,6 млрд. рублей (13,2%) и предприятия, занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, - 29,7 млрд. рублей (11,0%). В I полугодии 2017 года оборот малых и микропредприятий составил 168,2 млрд. рублей.
На начало 2016 года в Удмуртской Республике действовало 204 средних предприятия, на начало 2017 года с учетом территориально обособленных структурных подразделений их число составило 231 (113,2%), по состоянию на 10 октября 2017 года в Единый реестр включено 220 предприятий. В структуре средних предприятий наибольший удельный вес приходится на сельскохозяйственные предприятия - 33,2%, торговые предприятия - 22,4%, обрабатывающие производства - 20,2%.
Среднесписочная численность занятых на средних предприятиях в 2016 году составила 29,8 тыс. человек (129,0% к 2015 году), за 9 месяцев 2017 года - 27,6 тыс. человек.
Оборот средних предприятий в 2016 году составил 49,4 млрд. рублей (91,4% к уровню 2015 года), в I полугодии 2017 года - 30,8 млрд. рублей.
Исходя из данных Единого реестра общее количество малых и средних предприятий в Удмуртской Республике в 2017 году составит 25,2 тыс. единиц (94,0% к уровню 2016 года).
При благоприятных условиях в экономике в 2018 году прогнозируется увеличение количества малых и микропредприятий до 25,5 тыс. единиц. С 2019 года ожидается рост количества малых и микропредприятий, без существенного изменения структуры по видам деятельности.
В 2017 году среднесписочная численность работников малых и средних предприятий ожидается в размере 153 тыс. человек. В 2018 - 2020 годах ожидается постепенное увеличение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий, характеризующееся невысокими темпами роста в связи со снижением численности населения трудоспособного возраста в Российской Федерации, представленной в демографическом прогнозе Минэкономразвития России до 2019 года.
По итогам 2017 года ожидается сохранение объемов оборота малых и средних предприятий в пределах значений 2016 года. На период до 2020 года ежегодный рост оборота составит в пределах 105%. Наиболее активный рост оборота ожидается на обрабатывающих производствах и на предприятиях потребительского рынка.
Уровень жизни населения
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника по итогам 2016 года составила 26693 рубля или 108,1% к предыдущему году.
За январь - август 2017 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 28093 рубля и увеличилась на 7,1% к соответствующему периоду 2016 года. Оценочно в 2017 году среднемесячная заработная плата ожидается на уровне 28695 рублей, темп роста по отношению к предыдущему году составит 107,5%.
В 2018 году по базовому варианту номинальная начисленная среднемесячная заработная плата прогнозируется на уровне 31077 рублей, что выше предыдущего прогноза на 7,4%.
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в 2018 - 2020 годах прогнозируется ежегодно в пределах от 105,6% до 108,5%. К 2020 году величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по базовому варианту достигнет 34753 рубля, по целевому варианту - 35445 рублей, темп роста по отношению к 2016 году составит 130,2% и 132,8% соответственно.
В 2016 году в республике фонд оплаты труда увеличился на 5,6% и составил 162075 млн. рублей. В 2017 году фонд оплаты труда по оценке составит 172308 млн. рублей и увеличится по сравнению с 2016 годом на 6,3%.
Фонд оплаты труда в 2018 году по базовому варианту прогноза составит 184 млрд. рублей, что на 5,2% выше предыдущего прогноза. Увеличение фонда оплаты труда по отношению к предыдущему прогнозу связано с ожидаемым повышением номинальной начисленной средней заработной платы.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения (в среднем за год) в 2016 году составила 8530 рублей и сократилась к предыдущему году на 2,2% при сложившейся среднегодовой инфляции 4,2%. Снижение величины прожиточного минимума произошло в связи со снижением стоимости основных продовольственных товаров, занимающих значительный удельный вес в потребительской корзине продуктов питания.
По оценке в 2017 году прогнозируется увеличение величины прожиточного минимума относительно предыдущего года в связи с ростом потребительских цен по основным социально значимым продуктам питания. За первое полугодие 2017 года величина прожиточного минимума увеличилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 5%. При сохранении существующей динамики величина прожиточного минимума в 2017 году увеличится на 3,6% и составит 8837 рублей.
Прогнозное значение величины прожиточного минимума на 2018 год и последующие годы рассчитано на основании ее динамики за период с января по июнь 2017 года, прогнозных значений роста индекса потребительских цен в Удмуртской Республике и с учетом роста показателя в целом по Российской Федерации до 2020 года. Величина прожиточного минимума по базовому варианту в 2018 году составит 9226 рублей, что ниже предыдущего прогноза на 6,8%.
Динамика доходов населения сказывается на численности населения, проживающего за чертой бедности. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в 2016 году составила 12,3%.
В 2018 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по базовому варианту прогноза ожидается на уровне 11,6%, что ниже значения предыдущего прогноза на 0,4 процентного пункта. По мере восстановления динамики денежных доходов населения и замедления темпов роста инфляции уровень бедности будет постепенно снижаться по базовому варианту до 11,0% , по целевому - до 10,4% в 2020 году.
В 2016 году реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 7,5%. В январе - августе текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения составили 96%. Ожидается, что по итогам 2017 года динамика реальных располагаемых доходов населения останется в области отрицательных значений и составит 99% к уровню 2016 года.
В 2018 - 2020 годах рост реальных располагаемых доходов населения возобновится, чему будет способствовать положительная динамика реальной заработной платы и социальных трансфертов. К концу 2020 года реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут согласно базовому варианту прогноза на 100,8%, а в целевом варианте на 103,4% по сравнению с 2017 годом.
Прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения на 2018 год по базовому варианту относительно предыдущего прогноза повышен на 0,5 процентного пункта.
Труд и занятость
В 2016 году численность работников организаций составила 506 тыс. человек, сократившись по отношению к предыдущему году на 12,1 тыс. человек или на 2,3%.
В январе - августе 2017 года среднесписочная численность работников организаций по оперативным данным уменьшилась на 1,9% к аналогичному периоду предыдущего года и составила 497,3 тыс. человек.
Наибольшее сокращение отмечено в организациях таких видов деятельности, как строительство (на 5,0 тыс. человек или 16,0%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (на 4,5 тыс. человек или 13,6%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (на 2,2 тыс. человек или 4,8%).
Одновременно увеличилась занятость в организациях некоторых видов экономической деятельности, в том числе финансовой и страховой деятельности (на 1,4 тыс. человек или 19,8%), деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (на 0,54 тыс. человек или 7,0%), по операциям с недвижимым имуществом (на 0,57 тыс. человек или 6,1%).
С учетом сложившихся тенденций значение показателя в 2017 году по оценке не превысит 500,4 тыс. человек.
Прогноз среднесписочной численности работников организаций на среднесрочный период базируется на динамике основных макроэкономических показателей на 2018 - 2020 годы, разработанных Минэкономразвития России, а также прогнозном балансе трудовых ресурсов Удмуртской Республики на 2017 - 2021 годы, разработанном Министерством труда и миграционной политики Удмуртской Республики.
Сохранение существующих макроэкономических условий в прогнозируемом периоде не будет способствовать росту числа рабочих мест в организациях республики. В условиях демографических и макроэкономических ограничений прогнозируется уменьшение среднесписочной численности работников организаций с 506,0 тыс. человек в 2016 году до 485,8 тыс. человек в 2020 году по базовому сценарию или на 4%.
Кроме того, на сокращение показателя среднесписочной численности работников организаций оказывают влияние институциональные преобразования в сфере занятости населения и рост производительности труда.
Показатель учитывает численность работников только в хозяйствующих субъектах, имеющих статус юридических лиц, и не учитывает структурные изменения в занятости населения, проявляющиеся в увеличении числа занятых у индивидуальных предпринимателей и числа самозанятых граждан.
Так, на 1 сентября 2017 года статус индивидуального предпринимателя имеют 47,5% хозяйствующих субъектов против 45,7% в соответствующем периоде прошлого года. Доля юридических лиц уменьшилась при этом за рассматриваемый период на 1,8 процентного пункта.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2017 года составила 9369 человек. Уровень регистрируемой безработицы при этом достигал 1,16% от экономически активного населения.
Прогноз уровня регистрируемой безработицы на среднесрочный период рассчитан с учетом основных макроэкономических показателей, разработанных Минэкономразвития России.
Основным фактором, влияющим на изменение показателя, является спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда, то есть количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости. На 1 октября 2017 года рост количества вакансий составил 26,0% к аналогичному периоду прошлого года (на 1 октября 2016 года - 11 176 вакансий, на 1 октября 2017 года - 14085 вакансий).
Предполагается, что увеличение количества вакансий на рынке труда наряду с проводимыми мероприятиями программ активной политики занятости населения будет способствовать снижению численности безработных граждан к концу 2017 года по отношению к началу 2017 года (с 9,39 тыс. человек на 1 января 2017 года до 8,6 тыс. человек на 1 января 2018 года).
В условиях сохранения существующей положительной динамики к 2020 году ожидается снижение численности безработных граждан до 8.3 тыс. человек.
В отношении показателя "Численность экономически активного населения" статистика последних лет демонстрирует устойчивое снижение численности, а прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящий период сохраняет эту динамику.
Предполагается, что численность экономически активного населения в период с 2017 года по 2019 год, согласно прогнозу, сократится с 804.3 тыс. человек до 798,8 тыс. человек. Вместе с тем, в 2020 году прогнозируется увеличение численности экономически активного населения до 816,5 тыс. человек, что связано со структурными изменениями в составе населения (перехода в группу экономически активного населения).
С учетом прогнозной динамики численности экономически активного населения и численности безработных на конец 2017 года уровень регистрируемой безработицы в республике составит 1,07%. Учитывая плавное восстановление экономики и увеличение спроса на рабочую силу на регистрируемом рынке труда, ожидается, что уровень регистрируемой безработицы снизится к концу 2020 года до 1,02%.
Прогноз уровня регистрируемой безработицы на конец 2018 года по базовому варианту относительно предыдущего прогноза понижен на 0,13 процентного пункта.
Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении
Демографическая ситуация в Удмуртской Республике в 2016 году характеризовалась сохранением естественного прироста населения на фоне заметного снижения рождаемости при одновременном снижении смертности населения. Миграционная убыль населения сократилась с 2938 до 2160 человек, при этом незначительно превысив достигнутый естественный прирост населения (1822 человека). В 2016 году среднегодовая численность населения практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом (сократилась всего на 0,3 тыс. человек или 0,02%) и составила 1517,0 тыс. человек.
По итогам 2016 года показатель рождаемости по Удмуртской Республике сократился с 14,6 до 13,8 промилле. По уровню естественного прироста и низкой смертности населения среди регионов Приволжского федерального округа Удмуртская Республика традиционно уступала лишь Республике Татарстан.
Устойчивое сокращение числа женщин репродуктивного (фертильного) возраста (только за последние 5 лет их численность сократилась на 31,0 тыс. человек или 8,0%, за 10 лет - на 82,5 тыс. человек или 18,8%) предопределяло резкое сокращение уровня рождаемости. Но последние 7 лет высокий уровень рождаемости в республике обеспечивался ростом вторых и последующих рождений. Доля вторых и последующих рождений в 2016 году составила 64,7% от общего количества родившихся (в 2015 году - 62,5% от общего количества рождений, в 2014 году - 60,2%).
За это время был фактически исчерпан потенциал увеличения и поддержания высокого уровня рождаемости за счет выплаты федерального материнского (семейного) капитала, напрямую влиявшего на рост вторых и последующих рождений. Высокой рождаемости в республике также способствовало льготное ипотечное кредитование молодых семей.
Кроме того, увеличению числа рождений на протяжении последних двух десятилетий способствовала благоприятная возрастная структура населения: суммарная численность женщин в основных репродуктивных возрастах (от 20 до 35 лет), на которую приходилась основная доля рождений, с начала 2000-х годов находилась в фазе роста. В последние годы общая численность женщин 20-35 лет уменьшается.
В январе - июле 2017 года, впервые с 2009 года, естественный прирост населения в республике сменился естественной убылью.
Динамика демографических процессов, характерная для Удмуртской Республики, в целом повторяет динамику демографических процессов в Российской Федерации. В целом по Российской Федерации естественная убыль населения в январе - августе 2017 года составила - 1,1 на 1000 человек населения (в соответствующем периоде 2016 года был отмечен естественный прирост 0,1). В Приволжском федеральном округе за рассматриваемый период число субъектов с положительным естественным приростом сократилось с 7 до 1.
В январе - августе 2017 года уровень рождаемости в Удмуртской Республике составил 12,1 на 1000 человек населения (5 место в ПФО). По уровню смертности (12,2 на 1000 человек населения) и естественному приросту (-0,1 на 1000 человек населения) республика сохраняет 2 место в Приволжском федеральном округе. Несмотря на снижение смертности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 686 человек, на фоне резкого сокращения рождаемости отмечена естественная убыль населения (144 человека).
По предварительным данным органов ЗАГС за январь - сентябрь 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число родившихся значительно сократилось (на 2507 человек) и составило 13758 человек, число умерших сократилось на 839 человек (13705 человек), в результате отмечен незначительный естественный прирост населения - 53 человека (январь - сентябрь 2016 года - 1721 человек).
Миграционная убыль населения в январе - августе 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года также возросла с 320 до 1035 человек.
По оценке в целом за 2017 год естественный прирост будет отрицательным (-1062 человека или -0,7 на 1000 человек населения), миграционная убыль достигнет 2400 человек, среднегодовая численность постоянного населения незначительно уменьшится (на 0,1%) и составит 1515,1 тыс. человек.
В среднесрочном периоде мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности. Однако в условиях ускоренного старения населения республики не удастся снизить общий коэффициент смертности.
По-прежнему влияние на демографическую ситуацию в регионе будут оказывать миграционные процессы. В ближайшие годы сохранится отток населения в рамках межрегиональной миграции. Интенсивность миграционной убыли будет составлять 2160 человек ежегодно.
В результате в 2018 - 2020 годах прогнозируется ухудшение демографической ситуации, ожидается сохранение процесса естественной убыли населения. Тенденция снижения численности женщин фертильного возраста будет носить устойчивый характер еще в течение длительного периода. Вследствие снижения рождаемости, риска увеличения смертности, обусловленной старением населения, а также миграционной убыли населения в 2018 - 2020 годах ожидается сокращение численности населения ежегодно на 3,7 - 5,1 тыс. человек (на 0,2 - 0,3%).
Прогноз среднегодовой численности населения на 2018 год по базовому варианту ниже предыдущего прогноза на 0,11%, что связано снижением уровня рождаемости. В 2020 году среднегодовая численность населения составит 1502,0 тыс. человек.
Однако необходимо отметить наметившиеся результаты мер по поддержке семьи и материнства, проводимых на протяжении последних лет. За последние годы отмечается рост количества детского населения, который приведет в долгосрочной перспективе к очередной волне роста рождаемости.
Прогноз ресурсного обеспечения государственных программ Удмуртской Республики за счет всех источников финансирования на 2018 - 2020 годы
Наименование |
Объем финансирования, тыс. руб. |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Государственная программа Удмуртской Республики "Социальная поддержка граждан" |
7189787,3 |
7204282,1 |
7564323,7 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения" |
23743047,2 |
24568968,8 |
25797417,2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" |
1215655,5 |
792799,7 |
622792,3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования" |
20804951,8 |
20525031,3 |
22449872,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики" |
743615,3 |
745809,2 |
783099,8 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Культура Удмуртии" |
1384639,7 |
1130148,9 |
1199329,5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений" |
56643,6 |
56659,4 |
59167,3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Окружающая среда и природные ресурсы" |
443463,9 |
348635,8 |
254362,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие архивного дела" |
142291,8 |
143288,3 |
150452,7 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике" |
109778,2 |
109763,2 |
115251,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики" |
159114,9 |
159114,9 |
232632,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
537798,6 |
487798,6 |
567795,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие потребительского рынка" |
0,0 |
0,0 |
1215,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства" |
494950,7 |
497311,7 |
522177,3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" |
24479108,2 |
24668154,4 |
24827617,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" |
3156564,0 |
4824092,3 |
4134276,5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" |
3433133,2 |
3460159,4 |
3535484,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики" |
10940237,4 |
5741811,7 |
6621090,8 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" |
27904089,8 |
28620091,4 |
27849714,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике" |
44436,2 |
66531,8 |
68358,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственным имуществом" |
36361,7 |
36361,7 |
50395,2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" |
7650380,7 |
8792457,5 |
9232080,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике" |
481238,6 |
480410,6 |
596041,3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике" |
4100906,8 |
4090353,5 |
9872,5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике" |
0,0 |
0,0 |
9039,0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие печати и массовых коммуникаций" |
244006,4 |
244197,4 |
251085,2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике" |
17712,4 |
11737,1 |
48235,3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике" |
28610,9 |
23963,1 |
22836,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Доступная среда" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики" |
376802,8 |
378262,8 |
100085,9 |
Итого |
139919327,6 |
138208196,6 |
137676105,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.