Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Ижевска
от 31 октября 2017 г. N 475
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2018 - 2020 годы
Предварительные итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2017 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2017 год
1. Введение
Предварительные итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2017 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2017 год подготовлены на основе статистических данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике на момент разработки указанных материалов.
Кроме того, учтена информация 22-х предприятий города Ижевска, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет города, об итогах деятельности за 1 полугодие 2017 года и оценке основных показателей их деятельности в 2017 году. Доля этих предприятий в объеме промышленного производства по крупным и средним предприятиям города за 2016 год составила 58,9%. Также учтена информация Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Центр занятости населения города Ижевска" (далее - ГКУ УР "ЦЗН г. Ижевска").
2. Основные тенденции социально-экономического развития города в 1 полугодии 2017 года
Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям города Ижевска за 1 полугодие 2017 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) снизился.
Снизились объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами на предприятиях, занимающихся обрабатывающими производствами, добычей полезных ископаемых.
Увеличились объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами на предприятиях, занимающихся обеспечением электрической энергией, газом и паром; кондиционированием воздуха; водоснабжением; водоотведением, организацией сбора и утилизацией отходов, деятельностью по ликвидации загрязнений.
Финансовые результаты
Объем прибыли, полученной прибыльными крупными и средними организациями города Ижевска, за 1 полугодие 2017 год по сравнению с АППГ уменьшился.
Значительное влияние на снижение объема прибыли, полученной крупными и средними организациями города Ижевска, оказало уменьшение прибыли организаций, занимающихся обрабатывающими производствами.
Перешли в разряд убыточных организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, деятельностью в области информатизации и связи.
Кредиторская задолженность и дебиторская задолженность
Снизились объемы кредиторской задолженности крупных и средних организаций города. Снизились объемы дебиторской задолженности крупных и средних организаций города. Кредиторская задолженность превышала дебиторскую задолженность.
Задолженность по полученным кредитам и займам ниже, чем за АППГ.
Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал, освоенных крупными и средними организациями города Ижевска, уменьшился в действующих ценах и в сопоставимых ценах по сравнению с АППГ.
Строительство
Площадь введенного жилья в городе Ижевске за 1 полугодие 2017 года увеличилась по сравнению с АППГ.
Потребительский рынок
Объем розничной торговли за 1 полугодие 2017 года увеличился в действующих ценах и сопоставимых ценах по сравнению с АППГ. Структура оборота розничной торговли по городу Ижевску по сравнению с АППГ изменилась незначительно.
Объем оборота общественного питания за 1 полугодие 2017 года уменьшился в действующих и в сопоставимых ценах по сравнению с АППГ.
Индекс потребительских цен
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению за 1 полугодие 2017 года был ниже, чем за АППГ.
Среднесписочная численность работников
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города Ижевска за 1 полугодие 2017 года по сравнению с АППГ уменьшилась.
В структуре занятых наибольшую долю составляли работники предприятий обрабатывающих производств.
Численность безработных
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 июля 2017 года уменьшилась.
Потребность предприятий в работниках увеличилась по сравнению с АППГ и превышала численность официально зарегистрированных безработных.
Заработная плата
Среднемесячная заработная плата крупных и средних организаций увеличилась. Темп роста среднемесячной заработной платы был выше темпа роста потребительских цен на товары и платные услуги.
Демографическая ситуация
Число родившихся за 1 полугодие 2017 года по сравнению с АППГ уменьшилось. Число умерших за 1 полугодие 2017 года по сравнению с АППГ уменьшилось. Естественный прирост населения за 1 полугодие 2017 года по сравнению с АППГ уменьшился.
Наблюдался миграционный прирост населения - число прибывших граждан превышало число выбывших из города Ижевска.
3. Итоги социально-экономического развития города Ижевска за 1 полугодие 2017 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2017 год
Таблица 1
Показатели |
ед. изм. |
1 полугодие 2017 года*(1) |
2017 год, оценка |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций производителей |
млн. руб. |
82 326,6*(2) |
211 900 |
Темп роста |
% |
91,4*(2) |
92,2 |
Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации) |
млн. руб. |
64 703,2 |
135 330 |
Темп роста |
% |
104,8 |
104,9 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций |
млн. руб. |
12143,1*(2) |
52590 |
Темп роста |
% |
88,4*(2) |
106,4 |
Ввод жилых домов |
тыс. кв. м. |
223,2 |
340,0*(3) |
Темп роста |
% |
116,4 |
103,0 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций |
млн. руб. |
17238,7*(2) |
102 480 |
Темп роста |
% |
67,5*(2) |
83,0 |
Фонд оплаты труда по крупным и средним организациям |
млн. руб. |
37574,3 |
77 320 |
Темп роста |
% |
106,8 |
105,6 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
руб. |
34151,1 |
35 000 |
Темп роста |
% |
107,0 |
107,5 |
Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям |
тыс. чел. |
183,4 |
184,1 |
Темп роста |
% |
99,8 |
98,2 |
Среднегодовой сводный индекс потребительских цен (индекс инфляции), в том числе по городу Ижевску |
% |
104,4*(5) |
103,9*(4) |
103,7 | |||
Численность постоянного населения на начало года |
чел. |
|
646 277*(6) |
Рождаемость |
чел. |
4029 |
8 400 |
Темп роста |
% |
87,8 |
90,4 |
Смертность |
чел. |
3551 |
7 100 |
Темп роста |
% |
96,6 |
98,6 |
Естественный прирост населения |
чел. |
478 |
1 300 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года*(7) |
тыс. чел. |
2,481 |
2,85 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец периода*(7) |
% |
0,68 |
0,83 |
---------------------------
*(1) - оперативные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике;
*(2) - по крупным и средним предприятиям
*(3) - в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17.04.2017 года N 356-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2017 году" и распоряжением Первого заместителя Главы Администрации города Ижевска от 23.05.2017 года N 564 "Об утверждении планового задания по вводу жилых домов в городе Ижевске в 2017 году";
*(4) - по информации Министерства экономического развития Российской Федерации;
*(5) - данные Росстата;
*(6) - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике;
*(7) - информация ГКУ УР "ЦЗН г. Ижевска".
1. Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2018 - 2020 годы.
1. Введение
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов подготовлен в соответствии со ст. 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации; ст. 11, 39 Федерального закона от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Положением о стратегическом планировании в муниципальном образовании "Город Ижевск", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 14.04.2016 г. N 151, ст. 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Ижевск", утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 26.11.2010 г. N 19; постановлением Администрации города Ижевска от 08.06.2016 г. N 193 "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на очередной финансовый год и плановый период"; распоряжением Администрации города Ижевска от 29.08.2011 г. N 357 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки, а также осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Ижевска на среднесрочный период".
2. Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны с учетом итогов социально-экономического развития города Ижевска за 2016 год и 1 полугодие 2017 года, основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 и индексов дефляторов и индексов цен производителей до 2020 года, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, и информации 22-х предприятий города Ижевска об их деятельности в 2017 году и в прогнозируемом периоде. Доля этих предприятий в объеме промышленного производства города Ижевска за 2016 год составила 58,9%.
Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Показатели |
ед. изм. |
2016 год, факт |
2017 год, оценка |
2018 год, прогноз |
2019 год, прогноз |
2020 год, прогноз |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций производителей |
млн. руб. |
229 784 |
211 900 |
233 170 |
245 120 |
254 400 |
Темп роста |
% |
146,9 |
92,2 |
110,0 |
105,1 |
103,8 |
Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации) |
млн. руб. |
129 008,9 |
135 330 |
142 500 |
151 900 |
162 080 |
Темп роста |
% |
102,0 |
104,9 |
105,3 |
106,6 |
106,7 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций |
млн. руб. |
49 404,6 |
52 590 |
55 780 |
59 340 |
63 140 |
Темп роста |
% |
102,2 |
106,4 |
106,1 |
106,4 |
106,4 |
Ввод жилых домов |
тыс. кв. м. |
330,0 |
340,0*(1) |
340,0 |
340,0 |
340,0 |
Темп роста |
% |
103,3 |
103,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций |
млн. руб. |
123 540,5 |
102 480 |
108 410 |
113 760 |
120 030 |
Темп роста |
% |
134,6 |
83,0 |
105,8 |
104,9 |
105,5 |
Фонд оплаты труда по крупным и средним организациям |
млн. руб. |
73 231 |
77 320 |
82 330 |
86 260 |
90 780 |
Темп роста |
% |
104,0 |
105,6 |
106,5 |
104,8 |
105,2 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
руб. |
32 553,6 |
35 000 |
37 800 |
39 800 |
42 030 |
Темп роста |
% |
107,4 |
107,5 |
108,0 |
105,3 |
105,6 |
Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям |
тыс. чел. |
187,5 |
184,1 |
181,5 |
180,6 |
180,0 |
Темп роста |
% |
96,9 |
98,2 |
98,6 |
99,5 |
99,7 |
Среднегодовой сводный индекс потребительских цен (индекс инфляции) |
% |
107,1*(2) |
103,9*(2) |
103,7*(2) |
104,0*(2) |
104,0*(2) |
Численность постоянного населения на начало года |
чел. |
643 496 |
646 277*(3) |
648 077 |
649 857 |
651 617 |
Рождаемость |
чел. |
9 288 |
8 400 |
8 380 |
8 360 |
8 340 |
Смертность |
чел. |
7 204 |
7 100 |
7 100 |
7 100 |
7 100 |
Естественный прирост населения |
чел. |
2 084 |
1 300 |
1 280 |
1 260 |
1 240 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года*(4) |
тыс. чел. |
3,0 |
2,85 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец года*(4) |
% |
0,82 |
0,83 |
0,78 |
0,78 |
0,78 |
--------------------------
*(1) - в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17.04.2017 года N 356-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2017 году" и распоряжением Первого заместителя Главы Администрации города Ижевска от 23.05.2017 года N 564 "Об утверждении планового задания по вводу жилых домов в городе Ижевске в 2017 году";
*(2) - по оценке и прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации;
*(3) - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике;
*(4) - информация ГКУ УР "ЦЗН г. Ижевска".
3. Промышленное производство
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий города Ижевска за 2016 год увеличился в действующих ценах по сравнению с АППГ на 46,9% и составил 229,8 млрд. руб. Индекс промышленного производства по итогам 2016 года составил 117,1%.
Ожидается, что в 2017 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг будет ниже, чем в 2016 году, и составит 211,9 млрд. рублей. Данное снижение вызвано значительным ростом объемов отгрузки в 2016 году, на фоне которого по итогам 2017 года темп роста в действующих ценах составит 92,2% (рис. 1.).
Более 78% в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних предприятий города Ижевска занимают предприятия обрабатывающих производств. Среди них снижение объемов в 2017 году запланировано на АО "Ижевский механический завод", АО "ИЭМЗ "Купол", АО "Концерн Калашников", ЗАО "Сактон".
В планируемом периоде в целом по городу прогнозируется рост промышленного производства. Темп роста в действующих ценах в 2018 году составит 110%, в 2019 году - 105,1%, в 2020 году - 103,8%.
Рис.1. Динамика объемов промышленного производства по полному кругу организаций производителей
Прирост промышленного производства выше данных значений планируют обеспечить:
- ПАО "Ижнефтемаш",
- АО "ИЭМЗ "Купол",
- АО "Концерн Калашников",
- ООО "Альтаир"
При этом динамика производства на ряде промышленных предприятий города будет определяться государственными заказами и условиями заключенных договоров, в том числе предусматривающих сроки отгрузки изготовленной продукции.
Большое влияние на развитие промышленного производства в Ижевске оказывает модернизация производства, реализация инвестиционных проектов.
Ведущим предприятием отрасли автомобилестроения является Ижевский автомобильный завод, переименованный 24 апреля 2017 года в ООО "ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод" (ООО "ЛАДА Ижевск").
11 сентября 2017 года на "ЛАДА Ижевск" объявлен официальный старт серийному производству двух новых моделей автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross, которые дополнили модельный ряд завода "ЛАДА Ижевск" - дочернего предприятия Группы АВТОВАЗ. Они будут производиться только на ижевской площадке, на едином конвейере, где сегодня собирается седан LADA Vesta и лифтбек LADA Granta. На предприятии проведена серьезная подготовка для запуска полномасштабного производства LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross. В частности, в Ижевске была освоена штамповка 79 новых и модифицированных кузовных деталей, проведена модернизация цехов сварки, окраски и сборки. Только на конвейере появилось 38 новых технологических операций. Многие работники, задействованные на производстве новых моделей, прошли обучение на предприятиях Альянса.
4. Инвестиции
За 12 месяцев 2016 года на развитие экономики и социальной сферы организациями города Ижевска направлено 49,4 млрд. рублей инвестиций, что в действующих ценах составило 102,2%, в сопоставимых ценах - 99,1% к АППГ.
В 2017 году, ожидается, что объемы инвестиционных вложений увеличатся, и темп роста в действующих ценах составит 106,4% (рис.2.).
В 2018 - 2020 годы с учетом реализуемых на территории города Ижевска инвестиционных проектов, общая сумма инвестиций в основной капитал увеличится на 6,1 - 6,4%. Объем инвестиций в основной капитал в 2018 году составит 55,8 млрд. руб., в 2019 году - 59,3 млрд. руб., в 2020 году - 63,1 млрд. рублей.
Рис.2. Объем инвестиций в основной капитал по городу Ижевску
Наиболее значительные объемы инвестиционных вложений в основной капитал в прогнозируемом периоде запланировали АО "Белкамнефть", АО "ИЭМЗ "Купол", АО "Ижевский механический завод" (2017, 2018 г.г.). Увеличение объемов инвестиций по сравнению с 2016 годом ожидается на ПАО "Ижнефтемаш" (2017-2020 г.г.), ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Филиал "Удмуртэнерго" (2017-2020 г.г.), АО "Ижевские электрические сети" (2017-2020 г.г.), ООО "УКС" (2017-2020 г.г.), Филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс" (2017 г.), МУП г. Ижевска "Ижводоканал" (2017-2020 г.г.), ОАО "Ижевский завод пластмасс" (2017 г.), ЗАО "Ижевский опытно-механический завод" (2019, 2020 г.г.), ЗАО "Рестер" (2017 г.), ОАО "Удмуртское" по племенной работе" (2017 г.), ОАО "НИИМТ" (2017-2020 г.г.), АО "Сактон" (2017-2020 г.г.), ООО "Альтаир" (2017 г.).
Основными источниками инвестиционных вложений будут являться собственные средства предприятий.
По итогам 2016 года темп роста прибыли прибыльных организаций города Ижевска составил 134,6% по сравнению с АППГ.
Основную долю в объеме прибыли по городу Ижевску занимают организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых - 72,0% за 1 полугодие 2017 года, головные предприятия которых находятся в городе Ижевске.
Учитывая значительный рост объемов прибыли в 2016 году (134,6%) и в 2015 году (163,6%), по итогам 2017 года ожидается, что темп роста прибыли прибыльных организаций составит 83,0% к АППГ.
Снижение прибыли в 2017 году ожидают как предприятия обрабатывающих производств, так предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, такие как: АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг", АО "Ижевский механический завод", АО "ИЭМЗ "Купол", АО "Сактон", ООО "Ижевский завод керамических материалов", АО "Ижевские электрические сети", ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск", Филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс", МУП г. Ижевска "Ижводоканал", АО "Белкамнефть", ОАО "Удмуртское" по племенной работе", ОАО "НИИМТ", ООО "Альтаир".
В 2018 - 2020 гг. рост прибыли прибыльных организаций возобновится и прогнозируется на уровне 105,8 - 104,9 - 105,5% (рис.3).
Рис.3. Прибыль прибыльных организаций города Ижевска
5. Строительство
В 2016 году в городе введено в действие 330 тыс. кв. м. общей площади жилых домов. Ожидаемый ввод жилья в 2017 году составляет 340 тыс. кв. м. или 103,0% к АППГ и соответствует плановому заданию, определенному распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17.04.2017 года N 356-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2017 году" и распоряжением Первого заместителя Главы Администрации города Ижевска от 23.05.2017 года N 564 "Об утверждении планового задания по вводу жилых домов в городе Ижевске в 2017 году".
В 2018 - 2020 гг. в связи с кризисными явлениями в экономике увеличение ввода жилья не планируется. Ежегодный ввод жилья планируется на уровне 340 тыс. кв. м. Плановые значения показателя по вводу жилья в Ижевске будут обеспечены за счет строительства многоквартирных жилых домов.
Рис.4. Динамика общей площади вводимого жилья в городе Ижевске
С целью реализации мероприятий в строительном секторе города Ижевска в прогнозном периоде продолжится реализация муниципальной программы "Территориальное развитие" на 2015 - 2020 годы, в рамках которой планируется развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, развитие социальной инфраструктуры, в том числе строительство школ, детских садов, проведение капитального ремонта и реконструкции объектов социальной сферы.
Внесение изменений в градостроительную документацию, а также подготовка и утверждение документации по планировке территории, обеспечит перспективы жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры, позволит осуществлять процедуры резервирования и изъятия земель для государственных и муниципальных нужд и формирование рынка земельных участков под застройку.
На 2018 год в рамках разработки градостроительной документации планируется:
- Разработка проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Холмогорова и Щорса, территорией микрорайона N 17а и р. Подборенка - административно-делового центра жилого района "Север" в Октябрьском районе.
- Разработка документации по планировке (проекта планировки территории и проекта межевания территории) южной части территории жилого района "Люлли" в Первомайском районе.
- Разработка документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной ул. 50 лет ВЛКСМ, ул. Фруктовой, лесным массивом и р. Подборенка - микрорайона N 7 северо-западного жилого района в Октябрьском районе.
- Внесение изменений в документацию по планировке (проект планировки и проект межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенка в Октябрьском районе.
- Разработка документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) части территории жилого района "Медведевский", включающей в себя территорию микрорайона "Изумрудный" и микрорайон "Совхоз Медведево" в Первомайском районе.
- Разработка документации по планировке (проект планировки и проект межевания) территории, ограниченной ул. Ленина, ул. Бабушкина, ул. Ухтомского и границей зеленой зоны - микрорайона N 3 жилого района "Ипподромный" в Первомайском районе.
- Разработка документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания), территории, ограниченной ул. Песочной, ул. Кирова, ул. 50 лет Пионерии, Бульваром Воскресенского в Октябрьском районе.
- Разработка документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории), ограниченной ул. К. Маркса, В. Чугуевского, ул. Володарского, пер. Ястребовский в Первомайском районе.
- Разработка документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории), ограниченной ул. Красноармейской, пер. Железнодорожным, ул. В. Сивкова, пер. Ястребовский в Первомайском районе.
- Внесение изменений в документацию по планировке территории (проект планировки территории) микрорайона N 8 Восточного жилого района в Устиновском районе.
- Разработка документации по планировке территории (проекта межевания территории) микрорайона N 8 Восточного жилого района в Устиновском районе.
- Разработка документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории), ограниченной ул. Пойма, проездом от ул. Пойма до р. Пироговка, р. Пироговка, ул. Пойма в Ленинской районе.
- Разработка документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории), ограниченной ул. Авангардной, ул. Л. Толстого, ул. Шишкина, ул. 8 Марта в Индустриальном районе.
- Внесение изменений в документацию по планировке (проект межевания) территории, ограниченной улицами Баранова, Постольская и О. Кошевого в Ленинском районе.
- Внедрение и наполнение информацией информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД);
- Продолжение проведения работ по созданию муниципальной ГИС города Ижевска.
На 2019 - 2020 годы в рамках разработки градостроительной документации планируется:
- Принятие решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ижевска.
- Разработка проектов планировки в целях покрытия территории города утвержденными красными линиями.
- Разработка проектов планировки линейных объектов (реализация проектных решений генерального плана).
- Внедрение и наполнение информацией ИСОГД.
- Продолжение проведения работ по созданию муниципальной ГИС города Ижевска.
При своевременном бюджетном финансировании разработка документов градостроительного зонирования и планировки территории позволит:
подготовить участки для предоставления под комплексное освоение в целях жилищного строительства;
обеспечить реализацию Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Ижевск", муниципальных целевых программ;
сформировать земельные участки для последующего предоставления многодетным семьям;
утвердить красные линии для развития улично-дорожной сети и магистральных инженерных коммуникаций;
формировать земельные участки для последующей продажи с торгов;
выполнить резервирование земель с последующим изъятием для муниципальных нужд;
участвовать в федеральных и региональных целевых программах.
В целях создания безопасных и комфортных условий проживания граждан, ликвидации аварийного жилищного фонда планируется осуществление мероприятий по переселению граждан в благоустроенные жилые помещения из аварийных жилых домов, признанных после 1.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Общая площадь жилых помещений аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению и сносу, составляет 36,1 тыс. кв. м.
Расселяемая площадь жилых помещений аварийного жилищного фонда в 2017 году составит 7,27 тыс. кв. м., в 2018 году - 1,5 тыс. кв. м., в 2019 году - 1,5 тыс. кв. м., в 2020 году - 1,5 тыс. кв. м.
Прогноз показателей по сносу и расселению ветхих и аварийных домов на период 2017 - 2020 гг. в городе Ижевске представлен в Таблице 2.
Таблица 2
Прогноз показателей по сносу и расселению ветхих и аварийных домов в городе Ижевске
N |
Показатель |
Ед. изм. |
2016 год отчет |
2017 год оценка |
2018 год прогноз |
2019 год прогноз |
2020 год прогноз |
1. |
Количество жителей, проживающих в ветхих и аварийных домах |
чел. |
3100 |
3234 |
3000 |
2650 |
2600 |
2. |
Строительство жилых домов (приобретение квартир) для расселения граждан из аварийного жилого фонда |
домов/ квартир/ тыс. кв. м. |
1 182 9,25 |
- 277 5,8 |
- 50 1,7 |
- 50 1,5 |
- 50 1,5 |
3. |
Количество снесенных аварийных домов |
|
15 |
43 |
10 |
10 |
10 |
6. Потребительский рынок
Оборот розничной торговли за 2016 год составил 121,8 млрд. руб. или 98,5% в сопоставимых ценах к 2015 году. Оборот общественного питания за 2016 год составил 7,2 млрд. руб. или 93,5% в сопоставимых ценах к 2015 году.
По оценке в 2017 году темп роста общего объема розничного товарооборота сложится на уровне 104,9% в действующих ценах и достигнет 135,3 млрд. рублей. Прогнозируемые среднегодовые темпы роста до 2020 года составят 105,3 - 106,7% в действующих ценах.
В денежном выражении общий объем розничного товарооборота в 2018 году возрастет до 142,5 млрд. рублей, в 2019 году - до 151,9 млрд. рублей, а к концу прогнозного периода достигнет 162,1 млрд. рублей.
Рис. 5. Розничный товарооборот в городе Ижевске.
В прогнозном периоде сохранится тенденция формирования оборота розничной торговли, в основном, за счет продажи товаров в стационарной торговой сети. Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, в обороте розничной торговли составит около 2,0%.
Важнейшим элементом развития торговли является формирование сетевых торговых систем, конкурентными преимуществами которых перед одиночными магазинами является возможность централизованной закупочной политики, эффективная ассортиментная политика.
7. Уровень жизни населения
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций города Ижевска в 2016 году увеличилась на 7,4% по сравнению с АППГ, и составила 32 554 руб.
По итогам 2017 года ожидается, что темп роста среднемесячной заработной платы работников составит 107,5%, и заработная плата достигнет 35 000 руб. При этом сохранится межотраслевая дифференциация заработной платы, сложившаяся в 1 полугодии 2017 года (Таблица 3).
Соотношение размера оплаты труда работников крупных и средних организаций по отдельным видам деятельности составит 3,1 раза. Самая высокая оплата труда будет отмечаться в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, самая низкая - в организациях, предоставляющих услуги гостиниц и общественного питания.
Таблица 3
Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям города Ижевска в разрезе видов экономической деятельности
Вид экономической деятельности |
1 полугодие 2017 года, чел. |
Темп роста в % к уровню 1 полугодия 2016 года |
Всего |
34 151,1 |
107,0 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
27 099,0 |
100,3 |
Добыча полезных ископаемых |
66 273,3 |
106,5 |
Обрабатывающие производства |
37 335,5 |
111,9 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
38 919,3 |
108,1 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
26 273,3 |
110,9 |
Строительство |
25 968,0 |
86,8 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов |
30 874,4 |
105,2 |
Транспортировка и хранение |
31 026,8 |
105,1 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
21 441,0 |
102,0 |
Деятельность в области информатизации и связи |
39 146,3 |
108,5 |
Деятельность финансовая и страховая |
52 332,4 |
106,4 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
28 768,1 |
103,8 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
39 470,5 |
108,6 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
22 916,4 |
117,4 |
Образование |
25 946,9 |
105,7 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
27 513,1 |
107,3 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
25 545,1 |
110,9 |
Предоставление прочих видов услуг |
27 189,8 |
102,3 |
В 2018 - 2020 гг. рост среднемесячной начисленной заработной платы прогнозируется на уровне 105,6%-108,0%. Заработная плата работников крупных и средних организаций города Ижевска увеличится с 37 800 руб. в 2018 году до 42 030 руб. в 2020 году (рис.6).
Рис.6. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника по крупным и средним организациям в городе Ижевске
Уровень заработной платы выше прогнозируемого уровня запланировали АО "ИЭМЗ "Купол", АО "Концерн Калашников", Филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс", ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Филиал "Удмуртэнерго", АО "Белкамнефть", Филиал в УР ПАО "Ростелеком", ОАО "Удмуртское" по племенной работе", на прогнозируемом уровне - АО "Ижевские электрические сети". Доля заработной платы данных предприятий в фонде оплате труда крупных и средних предприятий города по итогам 2016 года составила 12,9%.
Росту заработной платы также будет способствовать выполнение указов Президента Российской Федерации в части заработной платы работников бюджетной сферы и реализация принятых дорожных карт:
в учреждениях образования и учреждениях дошкольного образования и воспитания с 1 сентября 2017 года повышены на 7% должностные оклады педагогическим работникам;
в учреждениях культуры с 1 июля 2017 года повышена заработная плата отдельных категорий работников, с 1 сентября 2017 года повышены на 7% должностные оклады педагогическим работникам.
Прогноз среднемесячной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений города Ижевска в отраслях социальной сферы на 2018 - 2020 гг. представлен в таблице 4.
Таблица 4
Среднемесячная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений города Ижевска в отраслях социальной сферы*
Показатель |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Прогноз |
|||
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника муниципального учреждения города Ижевска, всего* |
руб. |
22 202 |
23 868 |
25 858 |
27 016 |
28 278 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
в отрасли образования: |
|
|
|
|
|
|
- всего |
руб. |
23 860 |
25 578 |
27 880 |
30 389 |
33 124 |
- в том числе по категориям работников: |
|
|
|
|
|
|
административный персонал |
руб. |
39 548 |
42 395 |
46 211 |
50 370 |
54 903 |
педагогический персонал: |
руб. |
25 071 |
26 876 |
29 294 |
31 931 |
34 805 |
в том числе учителя |
руб. |
26 305 |
28 199 |
30 737 |
33 503 |
36 518 |
прочий персонал |
руб. |
13 490 |
14 461 |
15 763 |
17 181 |
18728 |
в отрасли дошкольного образования: |
|
|
|
|
|
|
- всего |
руб. |
22 783 |
22 073 |
24 231 |
24 231 |
24 231 |
в том числе по категориям работников: |
|
|
|
|
|
|
руководители и заместители руководителей |
руб. |
40 116 |
35 155 |
41 714 |
41 714 |
41 714 |
педагогический персонал |
руб. |
27 968 |
27 989 |
31 516 |
31 516 |
31 516 |
помощники воспитателей |
руб. |
14 737 |
14 426 |
15 536 |
15 536 |
15 536 |
административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал |
руб. |
18 259 |
16 725 |
17 264 |
17 264 |
17 264 |
в отрасли культуры: |
|
|
|
|
|
|
- всего |
руб. |
25 373 |
27 027 |
27 027 |
27 027 |
27 027 |
- в том числе по категориям работников: |
|
|
|
|
|
|
педагогические работники |
руб. |
32 329 |
36 648 |
36 648 |
36 648 |
36 648 |
работники культуры |
руб. |
18 245 |
21 153 |
21 153 |
21 153 |
21 153 |
административно-хозяйственный персонал |
руб. |
25 699 |
23 471 |
23 471 |
23 471 |
23 471 |
в отрасли физической культуры, спорта и туризма: |
|
|
|
|
|
|
- всего; |
руб. |
25 529 |
20 688 |
21 278 |
21 278 |
21 278 |
- в том числе по категориям работников |
|
|
|
|
|
|
руководители и заместители руководителей |
руб. |
41 368 |
40 064 |
40 064 |
40 064 |
40 064 |
врачи |
руб. |
32 500 |
25 500 |
25 500 |
25 500 |
25 500 |
средний медицинский персонал |
руб. |
11 333 |
13 889 |
13 889 |
13 889 |
13 889 |
обслуживающий персонал |
руб. |
13 109 |
19 390 |
20 030 |
20 030 |
20 030 |
в отрасли молодежной политики: |
|
|
|
|
|
|
- всего; |
руб. |
17 919 |
19 358 |
19 088 |
19 088 |
19 088 |
- в том числе по категориям работников |
|
|
|
|
|
|
педагогический персонал |
руб. |
18 744 |
19 424 |
19 136 |
19 136 |
19136 |
руководящий персонал |
руб. |
33 125 |
35 354 |
32 407 |
32407 |
32407 |
прочий персонал |
руб. |
14 394 |
16 488 |
16 488 |
16 488 |
16 488 |
------------------------
* - по данным отраслевых (функциональных) органов - структурных подразделений Администрации города Ижевска
8. Труд и занятость
Численность занятых на крупных и средних предприятиях города ежегодно снижается. В 2016 году на крупных и средних предприятиях города работало 187,5 тыс. человек, к 2020 году прогнозируется, что число занятых снизится до 180,0 тыс. человек (рис. 7).
Рис. 7. Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям города Ижевска
Продолжение сокращения среднесписочной численности работников на крупных и средних предприятиях города Ижевска обусловлено:
- сокращением численности населения города Ижевска в трудоспособном возрасте за счет старения населения и миграционной убыли населения в трудоспособном возрасте, начиная от 34 лет;
- переходом работников в сферу малого бизнеса в результате проводимой политики по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. По данным сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике, проведенного Удмуртстатом, по итогам 2015 года число замещенных рабочих мест в данном секторе города Ижевска по сравнению с результатами сплошного наблюдения за 2010 год увеличилось на 5,4% и составило 120,7 тыс. чел., в том числе средняя численность работников малых (включая микропредприятия) и средних предприятий - 92,2 тыс. чел., у индивидуальных предпринимателей - 28,5 тыс. чел.
- несоответствием профессионального уровня части потенциальных работников требованиям работодателей, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих;
- сохранением низкой востребованности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей.
Реализация государственной политики занятости позволит стабилизировать уровень регистрируемой безработицы на социально приемлемом уровне. В 2018 - 2020 гг. по информации ГКУ УР "ЦЗН г. Ижевска" уровень зарегистрированной безработицы прогнозируется на уровне 0,78%.
Основную долю на регистрируемом рынке труда г. Ижевска составят граждане, уволенные по собственному желанию, уволенные по соглашению сторон, длительно (более года) незанятые в экономике, граждане, впервые ищущие работу.
Ожидается, что в 2018 - 2020 годах за содействием в поиске подходящей работы обратиться в органы службы занятости около 45 тысяч человек. Из них будут признаны безработными около 20,0 тысяч человек, уровень регистрируемой безработицы к концу 2020 года не превысит 0,78% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Предполагается, что часть населения, попавшего на рынок труда, будет самостоятельно искать работу, а другая воспользуется услугами службы занятости населения.
При содействии службы занятости в 2018 - 2020 годах будет трудоустроено не менее 30,0 тыс. человек. Уровень трудоустройства граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу в течение года, планируется около 70%.
Трудоустройство граждан в 2018 - 2020 годах предполагается за счет проведения активной политики занятости на рынке труда, трудоустройства на заявленные в службу занятости вакансии работодателей.
В течение планируемого периода по программам активной политики занятости будет трудоустроено порядка 6 тыс. человек.
Государственных услуг по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и информированию о положении на рынке труда будет оказано около 40 тысяч.
Предполагается, что около 3 тыс. человек - пройдут профессиональное обучение по направлению службы занятости. Уровень трудоустройства после профессионального обучения составит около 85%.
Для безработных граждан, длительно состоящих на учете, предусмотрены программы социальной адаптации, переобучение. Для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, выпускников, имеющих среднее профессиональное образование и др. - программы активной политики занятости, а также квотирование и резервирование рабочих мест. Для желающих - содействие самозанятости, предпринимательской деятельности, другие мероприятия, способствующие их трудоустройству.
9. Демография
В городе Ижевске, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы, и выбытием многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы (рис.8).
Рис.8. Возрастная структура населения города Ижевска на начало года, %.
С учетом половозрастного состава населения в городе Ижевске на начало 2017 года, в среднесрочном периоде прогнозируется сокращение количества женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, что создаст условия для снижения показателя рождаемости (рис.9). Особенно данное снижение отмечается в 2017 году. Если в 2016 году в Ижевске родилось 9288 чел, то в 2017 году рождаемость по оценке составит 8400 чел.
Тем не менее, рождаемость будет превышать показатели смертности и сохранится естественный прирост населения. В 2017 - 2020 годы ожидается, что естественный прирост населения города Ижевска составит ежегодно около 1,2 - 1,3 тыс. чел.
Рис.9. Естественное движение населения в городе Ижевске
На демографическую ситуацию окажут положительное влияние реализация программ по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми; выполнение мероприятий плана по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года; реализация положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Положительно будут влиять меры, предпринимаемые в сфере здравоохранения, направленные на сокращение уровня материнской и младенческой смертности, по профилактике и снижению числа абортов, развитию перинатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, а также меры, направленные на улучшение жилищных условий семей при рождении третьего (или последующего) ребенка.
В тоже время, учитывая, что положения Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ о предоставлении материнского (семейного) капитала применяются к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) на период до 31.12.2018 г., а также сокращение количества женщин фертильного возраста, к концу прогнозного периода возможно снижение рождаемости.
Наряду с естественным приростом, рост численности населения Ижевска в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться за счет положительного сальдо миграционного движения населения. Предполагается, что за счет жителей Удмуртской Республики и других регионов Российской Федерации, а также стран СНГ ежегодный миграционный прирост населения будет составлять не менее 0,5 тыс. чел.
Численность населения трудоспособного возраста в городе Ижевске продолжит свое снижение и составит на начало 2021 года 364,1 тыс. чел., сократившись на 7,3 тыс. чел. по сравнению со значением показателя на начало 2017 года. Количество пенсионеров, напротив, будет увеличиваться.
Также прогнозируется увеличение численности детей в возрасте от 0 до 18 лет с 143,5 тыс. чел. на начало 2017 года до 152,6 тыс. чел. на начало 2020 года.
Таким образом, в прогнозируемом периоде численность населения города Ижевска, по оценке, будет увеличиваться ежегодно на 1,8 тыс. чел. и к концу 2020 года достигнет 653,4 тыс. чел. (рис.10).
Рис.10. Численность населения города Ижевска на начало года.
10. Бюджет муниципального образования "Город Ижевск"
Доходы бюджета города Ижевска формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и иных обязательных платежах.
Доходы бюджета города Ижевска за январь-сентябрь 2017 года снизились на 1,9% к АППГ и составили 8 380,4 млн. руб. (Таблица 5). Из них собственные доходы за январь-сентябрь 2017 года снизились на 2,4% к АППГ и составили 2 845,2 млн. руб.
Таблица 5
Структура доходов бюджета муниципального образования "Город Ижевск"
|
Сумма бюджетных назначений 2017 г., тыс. руб.* |
9 месяцев 2017 г. |
Исполнение бюджета за 9 месяцев 2017 г., % |
||
Сумма, тыс. руб. |
Доля в общем объеме доходов, % |
темп роста к АППГ, % |
|||
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
13 000 439 |
8 380 396 |
100,0 |
98,1 |
64,5 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
3 829 947 |
2 293 949 |
27,4 |
92,5 |
59,9 |
Налог на доходы физических лиц |
2 315 160 |
1 600 586 |
19,1 |
106,6 |
69,1 |
Акцизы |
31 937 |
25 467 |
0,3 |
80,1 |
79,7 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
378 700 |
267 121 |
3,2 |
97,8 |
70,5 |
Единый сельскохозяйственный налог |
1 900 |
3 563 |
0,0 |
121,3 |
187,5 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
28 650 |
22 961 |
0,3 |
139,2 |
80,1 |
Налог на имущество физических лиц |
173 900 |
21 735 |
0,3 |
154,1 |
12,5 |
Земельный налог |
722 000 |
267 566 |
3,2 |
50,0 |
37,1 |
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых |
- |
66 |
0,0 |
1127,6 |
|
Государственная пошлина |
177 700 |
84 881 |
1,0 |
81,2 |
47,8 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
- |
3 |
0,0 |
3,1 |
|
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
1 079 275 |
551 264 |
6,6 |
127,2 |
51,1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
600 400 |
321 380 |
3,8 |
136,8 |
53,5 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
18 085 |
10 049 |
0,1 |
55,6 |
55,6 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
8 480 |
7 465 |
0,1 |
126,4 |
88,0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
253 810 |
109 587 |
1,3 |
158,5 |
43,2 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
178 500 |
87 141 |
1,0 |
88,8 |
48,8 |
Прочие неналоговые доходы |
20 000 |
15 642 |
0,2 |
213,7 |
78,2 |
БЕЗВОЗДМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
8 091 217 |
5 535 183 |
66,0 |
98,4 |
68,4 |
-----------------------------
* - утвержденные бюджетные назначения на 01.10.2017 г.
В структуре доходов бюджета города Ижевска доля собственных доходов бюджета города за 9 месяцев 2017 года осталась на уровне АППГ- 34%, из них: доля налоговых доходов сократилась с 29,0% за АППГ до 27,4%, при этом доля неналоговых доходов увеличилась с 5,1% за АППГ до 6,6% в общем объеме доходов бюджета города.
Основными источниками налоговых доходов бюджета города Ижевска являются налог на доходы физических лиц, земельный налог и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Основной причиной снижения собственного доходного потенциала в 2017 году является пересмотр кадастровой стоимости земли в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 г. N 531, а также оспаривание кадастровой стоимости земли в судебном порядке, в результате чего произошло значительное снижение поступлений земельного налога. Так, фактическое поступление земельного налога в 2015 году составило 1 млрд. 727 млн. руб. в целом за год, в 2016 году - 833,8 млн. руб., потери бюджета в 2016 году составили - 893,2 млн. руб. Если сравнивать поступления за 9 месяцев 2017 года (267,6 млн. рублей) с аналогичным периодом 2015 года (1 млрд. 336 млн. рублей), то недополучение данного вида налога составляет более 1 млрд. рублей.
В целях увеличения доходов бюджета города Ижевска принято решение Городской думы города Ижевска от 17.11.2016 г. N 236 о применении с 1 января 2017 года максимальных ставок по земельному налогу, предусмотренных Налоговым кодексом. Кроме того, по результатам оценки эффективности применения налоговых льгот, в соответствии с решением Городской думы города Ижевска от 19.10.2017 г. N 416, отменены льготы по уплате земельного налога для категории налогоплательщиков "организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, оказывающие услуги по проведению физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий и использующие земельные участки, которые сформированы в установленном порядке под эксплуатацию стадионов и крытых демонстрационных катков", доля которых составила 81,2% от общей суммы налоговых льгот, предоставленной органами местного самоуправления в 2016 году. Экономический эффект от отмены налоговой льготы по земельному налогу для данной категории налогоплательщиков составит 8,4 млн. руб. Также отменены льготы по уплате земельного налога для органов местного самоуправления.
По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике основными плательщиками земельного налога в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" являются:
N |
Наименование плательщика |
Доля поступлений земельного налога от предприятий в общей сумме поступлений земельного налога в бюджет г. Ижевска |
2016 год | ||
1. |
МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" |
22,1% |
2. |
ОАО "Ижсталь" |
|
3. |
ООО "Объединенная автомобильная группа" |
|
4. |
БУЗ УР "Республиканский госпиталь для ветеранов войн Министерства здравоохранения УР" |
|
5. |
БУ УР "Государственная заводская конюшня "Удмуртская" с ипподромом" |
|
6. |
АУ УР "Республиканский стрелково-спортивный комплекс им. генерала-майора Демидова А.М." |
|
7. |
ООО "Универсал-строй" |
|
8. |
Федеральное агентство специального строительства |
|
9. |
ФГБОУВО "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия" |
|
10. |
АУ УР "Центр спортивной подготовки сборных команд" |
|
1 полугодие 2017 года | ||
1. |
ОАО "Ижсталь" |
33,8% |
2. |
БУ УР "Государственная заводская конюшня "Удмуртская" с ипподромом" |
|
3. |
Федеральное агентство специального строительства |
|
4. |
АУ УР "Республиканский стрелково-спортивный комплекс им. генерала-майора Демидова А.М." |
|
5. |
ООО "Универсал-строй" |
|
6. |
АУ УР СК "Чекерил" |
|
7. |
АО "Ижевский механический завод" |
|
8. |
АО "ИЭМЗ "Купол" |
|
9. |
АО "Ижевский механический завод - 2" |
|
10. |
ООО "Лада Ижевск" |
По итогам за январь-сентябрь 2017 года прирост поступлений по налогу на доходы физических лиц составил 6,6%.
В 2017 году темпы роста поступления налога на доходы физических лиц превышали темпы роста фонда оплаты труда по крупным и средним организациям в городе Ижевске, начиная с мая 2017 года, отклонение темпов роста не превышало 0,5 процентных пункта (рис.11).
Рис.11. Темпы роста фонда оплаты труда по крупным и средним организациям в городе Ижевске и поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет города Ижевска, %
По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике основными плательщиками налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" являются:
N |
Наименование плательщика |
Доля поступлений НДФЛ от предприятий в общей сумме поступлений НДФЛ в бюджет г. Ижевска |
2016 год | ||
1. |
АО "ИЭМЗ "Купол" |
21,3% |
2. |
АО "Концерн "Калашников" |
|
3. |
АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" |
|
4. |
АО "Ижевский механический завод" |
|
5. |
ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" |
|
6. |
ООО "Объединенная автомобильная группа" |
|
7. |
МВД по Удмуртской Республике |
|
8. |
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации |
|
9. |
ОАО "Удмуртнефть" |
|
10. |
ОАО "Ижсталь" |
|
1 полугодие 2017 года | ||
1. |
АО "ИЭМЗ "Купол" |
24,2% |
2. |
АО "Концерн "Калашников" |
|
3. |
АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" |
|
4. |
АО "Ижевский механический завод" |
|
5. |
ООО "Лада Ижевск" |
|
6. |
МВД по Удмуртской Республике |
|
7. |
ОАО "Ижсталь" |
|
8. |
АО "Тандер" |
|
9. |
МУП "ИЖГЭТ" г. Ижевска |
|
10 |
ФГУП "ГВСУ N 8" |
За январь-сентябрь 2017 года сумма поступлений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в бюджет города Ижевска составила 267 121 тыс. руб., темп роста составил 97,8% к АППГ. С целью увеличения налоговых поступлений по ЕНВД принято решение Городской думы города Ижевска от 21.09.2017 г. N 396 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года N 338 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории города Ижевска", в соответствии с которым до 31 декабря 2018 года продлено действие пониженной ставки ЕНВД в размере 7,5% для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 января 2016 года.
Кроме того, увеличено значение А1 для всех видов предпринимательской деятельности на 104%; отменено применение значения А3, учитывающее площадь торгового места при розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв. м. для расчета базовой доходности; введены дополнительные виды экономической деятельности и виды услуг, относящиеся в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 г. N 2496-р к бытовым услугам, и в отношении которых система налогообложения в виде ЕНВД не применялась, значение А1 для них установлено 1,0.
По итогам 9 месяцев 2017 года рост поступлений по налогу на имущество физических лиц составил 154% к АППГ.
Положительный эффект на рост поступлений по налогу на имущество физических лиц в бюджет города Ижевска оказывает строительство нового жилья. Учитывая плановые значения ввода жилых домов на территории города Ижевска, по оценке в 2017 - 2020 гг. прирост поступлений по налогу на имущество физических лиц ожидается на уровне 4,3 млн. руб. ежегодно.
Основная доля расходов бюджета Ижевска в 2017 году предусмотрена на социальную сферу, что составляет 67% от утвержденных расходов. Доля муниципального хозяйства составляет всего 22%, оставшаяся часть направляется на общегосударственные вопросы и обслуживание муниципального долга.
В сложившейся ситуации будет продолжена работа по поиску внутренних резервов и дополнительных источников доходов бюджета города, работа по сокращению неэффективных расходов и льгот, жесткий контроль расходования бюджетных средств, оптимизация затрат.
Одним из главных инструментов, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности расходов бюджета муниципального образования "Город Ижевск", являются муниципальные программы.
Начиная с 2015 года, бюджет муниципального образования "Город Ижевск" формируется в разрезе муниципальных программ. В 2017 году бюджет сформирован в структуре 19 муниципальных программ. В перечень муниципальных программ, утвержденный постановлением Администрации города Ижевска от 30.12.2013 г. N 1651, включены 22 программы, в том числе 3 из них, планируемые к реализации с 2018 года. Информация об объемах финансирования муниципальных программ в части средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" представлена в Приложении N 1 к прогнозу социально-экономического развития города Ижевска на 2018 - 2020 годы.
Перечень приоритетных мероприятий (проектов), необходимых для реализации в 2018 - 2020 гг., направленных на реализацию целей и задач, определенных Стратегией социально-экономического развития города Ижевска, с указанием необходимого ресурсного обеспечения, представлен в Приложении N 2 к прогнозу социально-экономического развития города Ижевска на 2018 - 2020 годы.
Об изменении параметров прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2017 - 2019 годы
Сопоставление основных параметров прогноза социально-экономического развития с ранее утвержденными параметрами, указание причин и факторов прогнозируемых изменений предусмотрено ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2017 - 2019 годы (постановление Администрации города Ижевска от 11.11.2016 г. N 386) разрабатывался на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года; исходных условий для формирования вариантов развития экономики на период до 2019 года, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации; прогноза показателей инфляции и системы цен до 2019 года; дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019 года, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации; статистических данных, предоставленных Удмуртстатом; Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, одобренного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 10.10.2016 г. N 1343-р; оценки и прогноза основных показателей деятельности, представленных 20 предприятиями города Ижевска, доля которых в объеме промышленного производства по крупным и средним предприятиям города за 2015 год составила 53,7%; предварительных итогов социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2016 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Ижевска за 2016 год; прогнозных материалов ГКУ УР "ЦЗН г. Ижевска"; прогнозных материалов отраслевых (функциональных) органов - структурных подразделений Администрации города Ижевска.
На изменение значений показателей прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2017 - 2019 годы повлияли следующие факторы:
изменение Министерством экономического развития Российской Федерации значений дефляторов по видам экономической деятельности, индексов цен производителей на 2017 - 2019 годы по сравнению с ранее представленным прогнозом данных величин. Так, по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", занимающему значительную долю в объеме промышленного производства города Ижевска, значения дефляторов Министерством экономического развития Российской Федерации изменены на 2017 год со 104,1% (прогноз на 2017 год) до 105,5% (оценка 2017 года), на 2018 год - со 105,1% до 104,3%; на 2019 года - со 104,3% до 104,6%;
уточнение Министерством экономического развития Российской Федерации динамики цен на нефть и курса доллара. Сценарии Прогноза Российской Федерации на 2017 - 2019 годы предполагали, что по итогам 2017 - 2019 годов цена на нефть составит 40 долларов США за баррель; курс доллара в 2017 году составит 67,5 рубля за доллар США; по итогам 2018 года - 68,7 рубля за доллар США, по итогам 2019 года - 71,1 рубль за доллар США. При этом по оценке Министерства экономического развития Российской Федерации на 2017 год ожидается, что средняя цена на нефть в 2017 году составит 49,9 доллара США за баррель, курс доллара составит 59,4 рубля за доллар (что на 24,8% выше прогнозного значения по цене на нефть и ниже на 12,0% прогнозного значения по курсу доллара); прогнозные значения средней цены на нефть в 2018 году составляют 43,8 доллара США за баррель, курса доллара на 2018 год - 64,7 рубля за доллар (что на 9,5% выше прогнозного значения по цене на нефть и ниже на 5,8% прогнозного значения по курсу доллара); прогнозные значения средней цены на нефть на 2019 год - 41,6 доллара США за баррель, курса доллара - 66,9 рубля за доллар (что на 4,0% выше прогнозного значения по цене на нефть и ниже на 5,9% прогнозного значения по курсу доллара). Варьирование цен на нефть и курс доллара оказывает значительное влияние на значения следующих показателей социально-экономического развития города Ижевска: объем прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования. Это вызвано особенностями ведения статистического учета Удмуртстатом - учет данных показателей деятельности организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, производится по месту нахождения головной организации. Кроме того, в 2016 - 2017 гг. оперативные данные по финансовым показателям организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Ижевска, Удмуртстат формировал на основе статистического наблюдения по форме N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации". Финансовые показатели по данной форме предоставляют юридические лица, осуществляющие все виды экономической деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных, муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Финансовые показатели заполняются в целом по юридическому лицу, включая все обособленные подразделения, входящие в его состав и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту нахождения юридического лица. При этом итоговые значения финансовых показателей организаций за 2016 год сформированы на основе годовой бухгалтерской отчетности крупных и средних организаций города Ижевска с учетом организаций, средняя численность работников которых не превышает 15 человек (без учета банков, страховых организаций и бюджетных учреждений);
изменение Министерством экономического развития Российской Федерации оценки и прогноза индекса потребительских цен на товары на 2017 год со 104,7% (прогноз на 2017 год) до 103,9% (оценка 2017 года), на 2018 год - со 104,0% до 103,7%;
уточнение значений показателей социально-экономического развития города Ижевска Удмуртстатом за 2016 год.
Уточнение параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 - 2019 годы, а также изменение значений показателей социально-экономического развития города Ижевска на 2017 год привели к уточнению показателей прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2018 - 2019 годы.
В результате уточнения данных ГКУ УР "ЦЗН г. Ижевска" изменены прогнозные значения численности официально зарегистрированных безработных на конец 2017 года с 3,1 тыс. чел. на 2,85 тыс. чел. и уровня официально зарегистрированной безработицы, с 0,88% на 0,83%; изменены прогнозные значения уровня официально зарегистрированной безработицы на конец 2018 года с 0,85% до 0,78%, на конец 2019 года - с 0,83% до 0,78%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.