Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Главы
Удмуртской Республики
от 29 мая 2019 года N 63
Стратегия
реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики
("утв. Указом Главы Удмуртской Республики от 19 января 2016 года N 9)
I. Общие положения
1. Межэтнические и межконфессиональные отношения, как и все общественные отношения, в развивающемся, модернизирующемся государстве находятся в постоянной динамике. Внимание к этим изменениям имеет сегодня особую актуальность. В современных условиях этнический фактор нередко оказывает определяющее влияние на формирование общественно-политической ситуации, происходящие социально-экономические и политические процессы. Гражданский мир и межэтническая стабильность являются необходимым, а зачастую ведущим условием успешной модернизации государства и общества.
2. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, а также инструменты и механизмы ее реализации.
3. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения языковой и этнокультурной самобытности народов Российской Федерации, проживающих в Удмуртской Республике, развития государственных языков Удмуртской Республики, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике (далее - государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, договоры (соглашения) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики, правовые акты Удмуртской Республики, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы, регулирующие деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.
5. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.
6. Настоящая Стратегия учитывает историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, в том числе государственности Удмуртии, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов Российской Федерации, населяющих Удмуртскую Республику.
Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации, проживающего в Удмуртской Республике.
7. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
государственная национальная политика Российской Федерации на территории Удмуртской Республики - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия на территории Удмуртской Республики, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;
гражданское единство - основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества;
общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества;
межнациональные (межэтнические) отношения - взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство;
национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;
народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации - национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность;
этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации - совокупность всех этнических культур и языков народов Российской Федерации.
8. Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики являются:
укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
сохранение русского и удмуртского языков как государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Удмуртской Республике;
соблюдение прав коренного малочисленного народа Российской Федерации - бесермян;
поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию, в том числе в Удмуртскую Республику.
II. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Удмуртской Республике
9. Удмуртская Республика - один из многонациональных и поликонфессиональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Удмуртии проживают представители 136 этнических групп, в том числе более 80 народов России и стран СНГ. Среди лиц, указавших национальную принадлежность в ходе переписи 2010 года, наиболее многочисленными являются русские - 62,2%, удмурты - 28,0%, татары - 6,7%, украинцы - 0,6% и марийцы - 0,6%; представители иных этнических групп составляют в совокупности 1,9% от населения региона.
Среди сельского населения республики удмурты, согласно данным переписи населения 2010 года, составляют относительное большинство - 51,0%. В то же время представление об удмуртах как исключительно сельском этносе сегодня можно отнести к устаревшим стереотипам - более 42% удмуртов проживают в городах республики. Русские и татары проживают преимущественно в городах - 78,4% и 83,1% от численности соответствующего народа.
Кроме удмуртов и русских на территории Удмуртской Республики исторически компактно проживают представители других этнических групп: татары и татары-кряшены - в Юкаменском (17,9%), Балезинском (9,6%), Камбарском (8,8%), Граховском (4,9%), Малопургинском (3,3%) и Алнашском (3,0%) районах;
марийцы - в Каракулинском (17,8%), Граховском (10,4%) и Алнашском (2,0%) районах;
чуваши - в Граховском районе (2,7%).
В пределах Юкаменского (10,5%), Ярского (1,2%), Балезинского (0,7%) и Глазовского (0,4%) районов республики компактно проживают бесермяне - коренной малочисленный народ, 96% представителей которого проживают на территории Удмуртской Республики.
10. Одним из важных направлений государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики является взаимодействие с религиозными объединениями. На территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года осуществляют деятельность 299 религиозных организаций, представляющих более 20 вероисповеданий. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.
11. На территории республики сохраняется в целом благоприятный климат межэтнических и межконфессиональных отношений, что подтверждается многолетними социологическими наблюдениями. Многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являются источником социальной напряженности.
За период реализации настоящей Стратегии с 2016 года по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Удмуртской Республике. По итогам социологических опросов в 2018 году более 80% опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений. Подавляющее большинство жителей Удмуртской Республики не придают никакого значения национальности человека при общении с ним (93,0%). По сравнению с результатами исследования, проведенного в 2016 году, доля подобных ответов возросла в 2017 году более чем на 13% и продолжила оставаться на таком уровне в 2018 году.
Во многом устойчивость этнополитической ситуации в республике обусловлена огромным историческим опытом сотрудничества и добрососедства народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, мирным характером складывавшегося на протяжении значительного периода времени межэтнического взаимодействия.
Опора на традиции добрососедства, сотрудничества и веротерпимости позволяет успешно нейтрализовывать влияние негативных национально-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.
В 2020 году исполняется 100 лет образования Удмуртии. Это знаменательная дата в истории российского федерализма и важнейшая веха в истории становления и развития республики.
Жители Удмуртии по праву гордятся своим вековым вкладом в социально-экономическое развитие России. Столетие республики станет ключевым событием 2020 года, объединяющим единой концепцией все государственные, культурно-массовые, спортивные, и информационно-просветительские мероприятия, меры по сохранению объектов культурно-исторического наследия.
Событие несет мощный идеологический посыл с вовлечением самих граждан в идеологическое, историческое пространство юбилея, в обсуждение вопросов, имеющих важное значение для объективного освещения истории и воспитания молодежи.
12. В Удмуртской Республике выработаны основные механизмы реализации государственной национальной политики, сформирована система управления этноконфессиональными процессами.
Государственными органами и органами местного самоуправления обеспечивается эффективный процесс реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Удмуртской Республики, развивается сеть ресурсных (проектных) центров - домов дружбы народов; существует специализированный исследовательский центр, обеспечивающий научное сопровождение всех этих процессов.
Важным этапом в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики стало создание исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики, наделенного функциями по реализации государственной политики в сфере национальных отношений, включая вопросы профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечения межнационального согласия, сохранения и развития государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
Вопросы реализации государственной национальной политики относятся к компетенции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.
На уровне муниципальных образований выработались основные механизмы реализации государственной национальной политики, сформирована система управления этноконфессиональными процессами: приняты муниципальные программы (подпрограммы) по гармонизации межнациональных отношений, назначены кураторы сферы межэтнических отношений, работают общественные советы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, ведется работа по повышению уровня компетентности муниципальных служащих в вопросах реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.
Особую актуальность имеет сбор, анализ и ретрансляция лучших муниципальных практик. В Удмуртской Республике в 2018 году проведен Первый межрегиональный Форум муниципальных образований "Мир в диалоге", задачей которого стало создание новой экспертно-коммуникативной площадки, взаимообмен успешными практиками.
В 2018 году муниципальные образования впервые приняли участие во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" в номинации "Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне".
Значимым событием для укрепления региональной и общероссийской гражданской идентичности стало принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Вызванный этим патриотический подъем способствовал реализации мер государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, активизации участия институтов гражданского общества в гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения в Удмуртской Республике межнациональных конфликтов.
Своевременному определению и предотвращению проявлений конфликтных ситуаций в республике способствует налаженная система мониторинга этноконфессиональных отношений. Ежегодно проводятся социологические исследования, позволяющие оценить динамику межэтнических и межконфессиональных отношений, выявить конфликтные ситуации и оперативно реагировать на выявляемые риски.
В 2018 году в полном объеме в Удмуртской Республике была запущена общефедеральная автоматизированная Система мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
В сентябре 2018 года бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Дом дружбы народов" отметило свое десятилетие. Сегодня в сети домов дружбы народов, кроме республиканского, 8 учреждений муниципального уровня с аналогичными функциями.
На базе бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Дом дружбы народов" совместно с Гильдией межэтнической журналистики работает информационный центр в сфере реализации государственной национальной политики.
Ежегодно проводится Всероссийская просветительская акция "Большой этнографический диктант".
В Удмуртии налажены конструктивные, партнерские отношения между общественными объединениями национально-культурной направленности и органами власти, оказывается финансовая, организационная, методическая поддержка их деятельности.
Всего в Удмуртии действуют 39 республиканских национальных общественных объединений, в которые входят представители 24 народов. В городах и районах республики действуют более 185 отделений этих организаций, более 100 центров национальных культур.
Указом Главы Удмуртской Республики от 14 сентября 2015 года N 182 образован Общественный совет по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Главе Удмуртской Республики, в состав которого вошли представители всех национально-культурных общественных объединений.
С 2004 года действует постоянно действующее совещание при министре национальной политики Удмуртской Республики с участием руководителей всех общественных объединений национально-культурной направленности. Являясь важной диалоговой площадкой всех заинтересованных сторон, совещание позволяет оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию, своевременно принимать решения по актуальным проблемам, привлекать к обсуждению и решению вопросов в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики представителей этнических общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, средств массовой информации.
В Удмуртской Республике используется более 130 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 5 языков (русский, удмуртский, татарский, марийский, иврит), обучение осуществляется на русском языке, 4 языка изучаются в качестве учебного предмета.
На создание условий для сохранения, изучения и самобытного развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, воспитания уважительного отношения к национальному достоинству человека, его культуре и языку направлен Закон Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года N 60-РЗ "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики".
В Удмуртской Республике выбрана стратегия работы с темой многоязычия, которая заключается в комплексном подходе через снятие негативных стереотипов, привитие интереса к истории народа, его культуре, внедрение языка в современные молодежные, городские, брендовые пространства.
В соответствии с требованиями языкового законодательства в республике продолжен процесс по расширению сферы применения удмуртского языка, функционированию удмуртского языка как государственного языка Удмуртской Республики.
В целях пропаганды гражданского единства как основы российской нации, сохранения самобытности народов России, гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений на территории Удмуртской Республики создана рабочая группа по вопросам мониторинга этноконфессиональной ситуации и гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Удмуртской Республике.
13. Вместе с тем сохраняются негативные факторы, обусловленные как последствиями советской национальной политики, так и ослаблением государственности в 1990-е годы, продолжительным идеологическим кризисом (в обозначенный период концепции "единая общность - советский народ", идеологии интернационализма и дружбы народов не была предложена реальная альтернатива), которые сформировали совокупность как внешних, так и внутренних вызовов, угроз и этнополитических рисков.
Также в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации.
К современным проблемам в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики относятся:
1) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
2) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
3) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;
4) недостаточная подготовленность представителей органов власти всех уровней, прежде всего органов местного самоуправления, в вопросах прогнозирования и предупреждения межэтнических, межконфессиональных противоречий и конфликтов и в вопросах противодействия экстремизму;
5) недостаточная мотивация органов местного самоуправления на работу в сфере межнациональных отношений;
6) несовершенство действующей системы социальной и культурной интеграции и адаптации иностранных граждан;
7) недостаточный уровень интегрированности новых этнических диаспор в российское общество;
8) сложное социокультурное самочувствие удмуртского народа на фоне интенсификации процессов языковой и, как следствие, этнической ассимиляции;
9) сохранение неудовлетворенности уровнем обеспечения этноязыковых прав.
III. Цели, принципы, задачи и основные направления реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики
14. Целями реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики является создание максимально благоприятных условий для:
укрепления национального согласия, обеспечения политической и социальной стабильности, развития демократических институтов;
укрепления общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
сохранения и поддержки традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, этнокультурного и языкового многообразия Удмуртской Республики;
гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений; успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество.
15. Принципами реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, и этнических общностей;
предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;
государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Удмуртской Республики, этнокультурного развития народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества;
преемственность исторических традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, в том числе таких как солидарность и взаимопомощь;
устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие коренного малочисленного народа Российской Федерации - бесермян;
взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
применение комплексного подхода к решению задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики с учетом ее межотраслевого характера;
недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
открытость и гласность государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
поддержка удмуртов, проживающих за пределами Удмуртской Республики, и их национально-культурных объединений в сохранении и развитии родного языка, образования, культурных и национальных традиций.
16. Задачами в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики являются:
обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных
прав;
обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
сохранение и поддержка русского и удмуртского языков, государственных языков Удмуртской Республики, и иных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество на территории Удмуртской Республики;
совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.
17. Основными направлениями реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики являются:
1) в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики:
формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, и значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности;
совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации на территории Удмуртской Республики наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
включение в образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных особенностей;
2) в сфере обеспечения реализации конституционных прав граждан: обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо
от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва;
сохранение условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности, в том числе при проведении Всероссийской переписи населения;
принятие мер по недопущению дискриминации по признаку национальной принадлежности при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления своей деятельности;
3) в сфере укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Удмуртской Республики:
сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия;
повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
предупреждение попыток фальсификации истории России; сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений в Удмуртской Республике;
популяризация и распространение классических и современных произведений литературы и искусства народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, народного художественного творчества, организация и поддержка художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов и других форм деятельности в области культуры;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, оказание поддержки национальным видам спорта;
организация посещения детьми и молодежью объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, памятных мест, городов-героев и городов воинской славы;
совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по истории и культуре народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
государственная поддержка научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, народного художественного творчества, интернет-ресурсов, посвященных истории и культуре народов, традиционно проживающих на территории региона, освещающих значимые события в истории республики и страны, пропагандирующих общие достижения представителей народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
создание оптимальных условий для укрепления семьи, возрождения традиционных семейных ценностей и усиление роли семьи в национальном, межнациональном и культурном воспитании подрастающего поколения;
развитие добровольческого движения в сфере сохранения историко-культурного наследия;
разработка комплекса мер, направленных на обеспечение этнокультурных потребностей удмуртов, компактно проживающих в субъектах Российской Федерации, содействие созданию национально-культурных центров в местах компактного проживания удмуртов в Российской Федерации и за рубежом;
4) в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное сотрудничество;
противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций;
реализация мер правового и информационного характера по профилактике использования национального и религиозного факторов в избирательном процессе;
обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
формирование и распространение идей дружбы народов, духовного единства и межнационального согласия, культуры межнационального общения, воспитания чувства общероссийского патриотизма, гордости за свою многонациональную Родину, за российский народ;
определение, разработка и внедрение эффективных социокультурных технологий преодоления негативных этнических стереотипов в молодежной среде;
организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
совершенствование научно-методического обеспечения деятельности в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, раннего предупреждения этноконфессиональных конфликтов;
повышение уровня этнокультурной компетентности в обществе через проведение просветительской работы среди жителей Удмуртской Республики, направленной на распространение адекватных и объективных знаний и представлений об истории и культуре народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, о многонациональности Удмуртии, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций взаимодействия культур славянских, финно-угорских, тюркских и иных народов в рамках общего евразийского мирового этнокультурного пространства;
содействие развитию общественных инициатив, направленных на гармонизацию межэтнических отношений, укрепление позитивного этнического самосознания и обеспечение потребностей граждан, связанных с их этнической принадлежностью;
5) в сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики:
учет этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития муниципальных образований в Удмуртской Республике;
содействие развитию народных промыслов, ремесел и этнографического туризма в целях увеличения занятости населения;
обеспечение доступа граждан к социальному и иным видам обслуживания в отдаленных и труднодоступных местностях;
разработка, реализация, обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных программ Российской Федерации, Удмуртской Республики и муниципальных программ (подпрограмм) в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
создание условий, способствующих вовлечению представителей национальных сообществ в процесс развития торгово-экономических связей с Удмуртской Республикой, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющимися их исторической родиной;
содействие в привлечении инвестиций, ориентированных на создание совместных проектов, организацию предпринимательских центров и культурных объектов;
обеспечение потребностей региональной экономики и рынка труда, интересов сбалансированного развития муниципальных образований в Удмуртской Республике, решения задач демографической политики путем активного воздействия на миграционные процессы;
6) в сфере обеспечения условий для сохранения и развития государственных языков Удмуртской Республики, а также языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики: создание оптимальных условий для использования государственных языков Удмуртской Республики, а также для сохранения и развития других языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
обеспечение прав граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
оказание содействия при производстве теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании печатной продукции на языках народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках с субъектами Российской Федерации;
укрепление статуса удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных механизмов его функционирования;
методическое сопровождение органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в разработке комплекса мер по поддержке языковой самобытности народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде, пропаганда ценности языка своей национальности в молодежной среде;
развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей;
разработка, выявление и поддержка инновационных технологий в сфере сохранения и развития национальных языков;
содействие удмуртам, проживающим в Российской Федерации и за рубежом, в сохранении и развитии удмуртского языка;
7) в сфере обеспечения условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в российское общество:
создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Удмуртскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом;
недопущение социальной и территориальной изоляции иностранных граждан в Удмуртской Республике, устранение способствующих этому условий;
разработка, внедрение и реализация государственными органами и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества и работодателями программ адаптации иностранных граждан в Удмуртской Республике и их интеграции в российское общество;
повышение и укрепление роли институтов гражданского общества в социальной и культурной адаптации иностранных граждан, содействие участию институтов гражданского общества в деятельности многофункциональных центров, а также организаций, предоставляющих иностранным гражданам юридические, социальные, образовательные и иные услуги;
совершенствование системы мер, обеспечивающих взаимное уважительное отношение мигрантов и принимающего сообщества в культурно-бытовой сфере;
8) в сфере совершенствования государственного управления:
повышение эффективности системы координации деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального мира и согласия;
установление полномочий и ответственности руководителей и должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов и напряженности;
активизация деятельности органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в сфере обеспечения прав и потребностей граждан, связанных с их этнической принадлежностью, гармонизации межнациональных отношений и профилактики этнополитического экстремизма, социальной и культурной адаптации мигрантов;
создание организационно-правовых и экономических условий для более активного участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
совершенствование регионального сегмента государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
развитие системы мер раннего учета и предупреждения роста напряженности в межэтнических и межконфессиональных отношениях на основе аналитического мониторинга этноконфессиональных процессов;
обеспечение условий для участия коренного малочисленного народа Российской Федерации - бесермян, проживающих на территории Удмуртской Республики, в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
совершенствование законодательства Удмуртской Республики в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
эффективная реализация государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", государственной программы Удмуртской Республики "Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений";
обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики в документах стратегического планирования Удмуртской Республики;
совершенствование научного и экспертного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по сохранению и поддержке этнических культур, развитию государственных языков Удмуртской Республики и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым дополнительным профессиональным программам, разработанным в целях реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
развитие этнокультурной инфраструктуры: домов дружбы народов, центров национальных культур народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, этнопарков, иных государственных и муниципальных организаций, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
9) в сфере обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики:
привлечение Общественной палаты Удмуртской Республики к выработке управленческих решений, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
участие общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в деятельности по укреплению общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Удмуртской Республике и их интеграции в российское общество;
использование предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
обеспечение открытости источников финансирования проектов, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, разрабатываемых институтами гражданского общества;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды;
поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности, направленной на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных организаций и иных этнокультурных объединений, в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, а также по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве;
поддержка деятельности общественных объединений национально-культурной направленности, ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий как важного средства выявления и обеспечения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве;
обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;
10) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики:
привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, к выполнению целей и задач настоящей Стратегии, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области;
создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач настоящей Стратегии;
организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
11) в сфере развития международного сотрудничества:
содействие формированию положительного образа Удмуртской Республики за рубежом;
обеспечение изучения, популяризации и распространения за рубежом русского языка и российской культуры;
проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных оказать влияние на состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Удмуртской Республике;
содействие консолидации деятельности объединений соотечественников, проживающих за рубежом, в целях более эффективного обеспечения своих прав в государствах проживания, сохранению связей с исторической родиной;
оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в удовлетворении национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей) посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в Российской Федерации;
реализация мер, направленных на противодействие любым проявлениям неонацизма, современных форм расизма, национализма, ксенофобии, русофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
использование ресурса общественной дипломатии посредством вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;
взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях обеспечения прав и защиты интересов национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и использования двойных стандартов в толковании гражданских свобод;
укрепление международного сотрудничества в сферах регулирования миграционных процессов, обеспечения прав иностранных граждан в Российской Федерации и прав граждан Российской Федерации за рубежом;
использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
заключение с субъектами Российской Федерации договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, государственной национальной политики, укреплению социально-экономических связей;
взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;
поддержка деятельности национально-культурных объединений удмуртов в Российской Федерации и за рубежом по обеспечению своих прав в регионах и странах проживания, сохранению связей с исторической родиной.
IV. Инструменты и механизмы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики
18. Инструментами реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики являются:
1) законодательство Российской Федерации и законодательство Удмуртской Республики;
2) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
3) государственные и муниципальные программы, касающиеся вопросов реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;
4) государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
5) мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
6) этнологическая экспертиза.
19. Реализация Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов Российской Федерации и Удмуртской Республики, привлекаемых внебюджетных источников, а также средств бюджетов муниципальных образований в соответствии с законодательством.
20. В Удмуртской Республике на государственном и муниципальном уровнях создаются коллегиальные, совещательные органы (советы, рабочие группы), координирующие вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.
21. План мероприятий по реализации настоящей Стратегии утверждается актом Правительства Удмуртской Республики.
22. Реализацию настоящей Стратегии осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
23. Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики обеспечивается согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, осуществлением комплекса политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией.
24. Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется посредством привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, научных и образовательных организаций, средств массовой информации и организаций этнокультурной направленности.
25. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется с учетом необходимости решения задач, возникающих при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, состояния и перспектив социально-экономического и культурного развития Удмуртской Республики, тенденций развития международных отношений, а также в соответствии с результатами оценки реализации настоящей Стратегии и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике.
V. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии
26. Целевыми показателями реализации настоящей Стратегии являются:
1) уровень общероссийской гражданской идентичности, в процентах;
2) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Удмуртской Республике, в процентах;
3) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в процентах;
4) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в процентах;
5) количество межэтнических и межрелигиозных противоречий, в единицах.
27. Перечень целевых показателей реализации настоящей Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.
VI. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
28. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии являются:
1) укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства;
2) предотвращение, мирное разрешение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений;
3) укрепление статуса русского и удмуртского языков как государственных языков Удмуртской Республики, применяемых на территории Удмуртской Республики в качестве средства общения при осуществлении полномочий органами государственной власти, органами местного самоуправления и в иных сферах языкового общения;
4) обеспечение условий для сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;
5) обеспечение поддержки коренного малочисленного народа Российской Федерации - бесермян, проживающих на территории Удмуртской Республики;
6) создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Удмуртской Республике и их интеграции в российское общество;
7) повышение эффективности межрегионального и международного сотрудничества в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.
29. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать укреплению межнациональных (межэтнических) отношений, всестороннему развитию и процветанию народов Российской Федерации, проживающих на территории
Удмуртской Республики, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), повышению международного авторитета Российской Федерации и Удмуртской Республики, гарантирующим равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.".
<< Назад |
||
Содержание Указ Главы Удмуртской Республики от 29 мая 2019 г. N 63 "О внесении изменения в Указ Главы Удмуртской Республики от 19... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.