Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
социальной политики и труда
Удмуртской Республики
от 4 июля 2019 года N 180
Доклад
с руководством по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, включая государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в Удмуртской Республике
1. Нормативное регулирование полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, включая государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в Удмуртской Республике
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" .
Также обязательные требования содержатся в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" , Федеральном законе от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" .
Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" , постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" , приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" , приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)" .
Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами Удмуртской Республики в сфере социального обслуживания, на территории которой они осуществляют свою деятельность.
Нормативными правовыми актами Удмуртской Республики в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" , утверждаются:
нормативы штатной численности организаций социального обслуживания Удмуртской Республики при предоставлении социальных услуг указанными организациями (постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 573 "Об утверждении нормативов штатной численности государственных организаций социального обслуживания Удмуртской Республики" );
нормы питания, нормативы обеспечения мягким инвентарем, нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания Удмуртской Республики при предоставлении социальных услуг указанными организациями (постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2014 года N 428 "Об утверждении норм питания и нормативов обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания в Удмуртской Республике" );
порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг (приказ Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 1 июня 2017 года N 291 "О порядке формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Удмуртской Республики и регистра получателей социальных услуг Удмуртской Республики" );
порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг (постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 540 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Удмуртской Республики" );
порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (постановление Правительства Удмуртской Республики от 5 ноября 2014 года N 425 "О порядке утверждения тарифов на социальные услуги, предоставляемые на территории Удмуртской Республики" );
размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания (постановление Правительства Удмуртской Республики от 5 ноября 2014 года N 426 "О размере платы за предоставление социальных услуг и порядке их взимания" .
Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики также разработан и утвержден Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю в сфере социального обслуживания граждан, включая государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг (далее - Перечень). Указанный Перечень, утвержденный приказом Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 10 октября 2018 года N 421, размещен в сети "Интернет" на официальном сайте Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики http://minsoc18.ru.
2. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:
1) устав;
2) положения об отделениях;
3) штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности;
4) правила, инструкции, методики, в том числе:
правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;
правила поведения получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;
должностные инструкции специалистов, устанавливающие их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением;
5) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы).
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены.
6) документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении:
личные дела получателей социальных услуг.
Порядок ведения личных дел получателей социальных услуг утвержден приказом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 12 февраля 2015 года N 72.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
Поставщики социальных услуг, являющиеся государственными учреждениями и организациями, руководствуются также приказом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 20 февраля 2015 года N 88 "Об утверждении Порядка заключения, изменения и расторжения договоров о предоставлении социальных услуг государственными организациями социального обслуживания Удмуртской Республики" , приказом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 7 мая 2015 года N 143 "Об утверждении форм отдельных документов, необходимых для предоставления социальных услуг государственными организациями социального обслуживания Удмуртской Республики, подведомственными Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики" , приказом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 6 марта 2017 года N 182 "Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые на территории Удмуртской Республики" .
3. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет" , в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:
а) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;
б) о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:
наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);
фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);
места нахождения обособленных структурных подразделений;
адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети "Интернет" (при наличии);
адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
в) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);
г) о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
д) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет" );
е) о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
ж) о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;
з) о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
и) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
к) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;
л) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
м) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);
н) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);
о) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);
п) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;
р) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
с) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.
Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, осуществляющего предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочия в сфере социального обслуживания, и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Информация на официальном сайте размещается на русском языке, а также может быть размещена на удмуртском языке и иных языках народов Удмуртской Республики, и (или) на иностранных языках.
Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг обязаны:
1) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;
2) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" ;
3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
5) предоставлять Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
6) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" ;
7) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
9) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
10) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
11) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются:
1) надлежащий уход;
2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;
3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности;
4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Должности специалистов в стационарных организациях социального обслуживания замещают лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к таким должностям.
Поставщики социальных услуг, являющиеся государственными учреждениями и организациями, создают попечительские советы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" .
Таким образом, поставщики социальных услуг в стационарной форме должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении.
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации.
В отношении территорий, зданий, помещений, сооружений, оборудования, устройств и иных подобных объектов, используемых поставщиками социальных услуг при осуществлении деятельности по предоставлению социальных услуг, также действуют обязательные требования, установленные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи" .
Кроме того, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 утверждена методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики.
С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями - автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.
Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги на территории Удмуртской Республики в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 540 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Удмуртской Республики" , обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.
Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
1) наименование социальной услуги;
2) стандарт социальной услуги;
3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе.
Стандарт социальной услуги в свою очередь включает в себя:
1) описание социальной услуги, в том числе ее объем;
2) сроки предоставления социальной услуги;
3) подушевой норматив финансирования социальной услуги;
4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности.
6. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания должностные лица Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.