Решение Приморского краевого суда
от 22 августа 2016 г. N 3а-120/16
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Петровой Е.В.
с участием прокурора Нишоновой Ф.А.,
представителя административного истца ФИО7, представителя Думы города Владивостока ФИО8, представителя УГиА администрации города Владивостока ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захаровой ФИО10 к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, Департамент градостроительства Приморского края о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" не действующим в части
установил:
Захарова Г.Б. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Думе города Владивостока, указав в обоснование заявленных требований, что на основании договора купли-продажи от 16 ноября 2010 года ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 300 кв. м., адрес (описание местоположения): <адрес>, из земель населенных пунктов, видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". На указанном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий на основании договора купли-продажи от 16 ноября 2010 года ей (административному истцу) на праве собственности - здание с кадастровым номером N, назначение: жилой дом, 3-этажный (подземных - 1), общей площадью 192 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Вокруг данного земельного участка и здания сложилось фактическое землепользование, представляющее собой совокупность земельного участка и территории строительной площадки. Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, согласно которым земельный участок с кадастровым номером N и дополнительный земельный участок, которым истца фактически пользуется, площадью 141 кв. м., одновременно определёны в двух территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3). Учитывая установленный частью 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ и частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ запрет расположения земельного участка в различных территориальных зонах, положения Правил лишают её (административного истца) как собственника объектов недвижимости предусмотренной законом возможности на оформление права собственности на земельный участок фактического землепользования. Просит суд признать противоречащим закону и недействующим с даты вступления решения суда в законную силу решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления территориальных зон Ж-1 и Т-3 в границах земельного участка фактического землепользования, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, адрес (описание местоположения) земельного участка: <адрес>, площадью 441 кв. м. (в координатах указанных в административном иске); обязать Думу города Владивостока официально опубликовать сообщение о принятом по делу решении.
До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: департамент градостроительства Приморского края, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил заявленные требования и просил признать противоречащим закону и недействующим с даты вступления решения суда в законную силу решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления территориальных зон Ж-1 и Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером N, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, адрес (описание местоположения) земельного участка: <адрес>, площадью 300 кв. м.; обязать Думу города Владивостока официально опубликовать сообщение о принятом по делу решении.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал уточненные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, заявлении об уточнении требований. По существу пояснил, спорный земельный участок с кадастровым номером N на момент утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа уже был сформирован в существующих координатах, и в 2003 году поставлен на кадастровый учёт, в 2010 году приобретен Захаровой Г.Б. в собственность с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства". Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку нахождение земельного участка в двух территориальных зонах препятствует его использованию по целевому назначению.
Представитель Думы города Владивостока в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв на иск. По существу указал, что решение от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" принято Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учётом результатов публичных слушаний в пределах полномочий, в оспариваемой части соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу. При принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, и соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов. Полагает, что принятие оспариваемого акта не исключает возможность использования административным истцом спорного земельного участка по целевому назначению. Не представлено доказательств того, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает каким либо образом права Захаровой Г.Б.
Представитель управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, ранее представила письменные возражения на иск. По существу пояснила, что согласно сведениям ИСОГД спорный земельный участок относится к зоне автомобильного транспорта (Т-3) и зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Административный истец не доказал наличие оснований для признания недействительным решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 в части определения территориального зонирования в отношении спорного земельного участка, а также не обосновал, в чём состоит нарушение его прав данным нормативным правовым актом в оспариваемой части.
Захарова Г.Б., представитель департамента градостроительства Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Захаровой Г.Б. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель департамента градостроительства Приморского края о причинах неявки суд в известность не поставил, ранее представил письменный отзыв на иск, в котором поддержал заявленные требования и указал, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Наличие двух территориальных зон в границах спорного земельного участка лишает заявителя в полной мере использовать данный земельный участок.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "настоящему Федеральному закону" имеется в виду "названному Федеральному закону"
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относится утверждение правил землепользования и застройки.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 3 сентября 2015 года.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка указанного решения Думы города Владивостока на предмет соблюдения при его принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы города Владивостока в данной части не оспаривалось.
Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В судебном заседании установлено, что Захарова Г.Б. на основании договора купли-продажи от 16 ноября 2010 года является собственником здания, назначение: жилой дом, 3-х этажный (подземных - 1), общей площадью 192 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского края 5 ноября 2014 года.
Также, Захаровой Г.Б. на основании договора купли-продажи от 16 ноября 2010 года, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 300 кв. м., адрес объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир строение. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского края 8 декабря 2010 года.
Из кадастровой выписки о земельном участке, выданной Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю 9 августа 2016 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт 18 марта 2003 года, отнесен к землям населенных пунктов с определением вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования территории Владивостокского городского округа по данным, представленным Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, следует, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> находится в двух территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок с кадастровым номером N на момент утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа уже был сформирован в существующих координатах и в 2003 году поставлен на кадастровый учёт, в 2010 году приобретен Захаровой Г.Б. в собственность с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства".
В тоже время в судебном заседании установлено, что при утверждении Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа решением от 7 апреля 2010 года N 462 земельный участок с кадастровым номером N находился в одной территориальной зоне - зоне объектов водного транспорта (П-2).
Решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 года N 934 в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа были внесены изменения и земельный участок с кадастровым номером N был отнесен к двум территориальным зонам: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Правовой режим указанных зон установлен Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в соответствии с которыми зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны (Ж-1), в то время как зона объектов автомобильного транспорта (Т-3) определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения.
Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в двух указанных зонах.
Установление на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) не предполагает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Таким образом, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления территориального зонирования, а именно одновременно зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), в границах земельного участка с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Захаровой ФИО10 к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, Департамент градостроительства Приморского края о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" не действующим в части - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 300 кв. м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, адрес (описание местоположения) земельного участка: <адрес> двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании в газете "Утро России" или сборнике "Вестник Думы города Владивостока".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 августа 2016 г. N 3а-120/16
Текст решения опубликован в газете "Владивосток. Официально" от 8 ноября 2016 г. N 168 (5737)