Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. Нуфер Ю.А. - начальник отдела контроля закупок, председатель Комиссии;
2. Буракова И.К. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, член Комиссии;
3. Шалкина Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; в присутствии:
Сотниковой Е.А. - представителя Администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области (доверенность N279 от
24.01.2023);
Касенковой К.Е. - представителя Администрации Екатериновского
муниципального района Саратовской области (доверенность N280 от
24.01.2023),
рассмотрев жалобу ООО "СИБИРСКИЙ ТЕНДЕР" на действия Заказчика Администрация Екатериновского муниципального района Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300050122000073 "Реконструкция системы водоснабжения р.п. Екатериновка Саратовской области-
Водозабор " Березовый", Водозабор " Железнодорожный", Водозабор " N 8" (далееАукцион),
УСТАНОВИЛА:
19.01.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СИБИРСКИЙ ТЕНДЕР" на действия Заказчика Администрация Екатериновского муниципального района Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300050122000073 "Реконструкция системы водоснабжения р.п. Екатериновка Саратовской области- Водозабор " Березовый", Водозабор " Железнодорожный", Водозабор " N 8".
Из жалобы Заявителя следует, что извещение об осуществлении закупки, составленное Заказчиком, не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, с доводами жалобы согласились, считают жалобу обоснованной.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
29.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Екатериновского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 130 310 830,00 рублей.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не указаны возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, подлежащие в силу ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе и положений Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далееПостановление Правительства N570) включению в извещение о проведении закупки.
Согласно п.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N570 установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления Правительства N570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке).
Согласно пояснениям представителей Заказчика, данные виды работ в извещении о проведении Аукциона не установлены.
Таким образом, довод жалобы признан обоснованным. Заказчиком нарушены требования ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в извещении указана противоречивая информация о размере обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено: "Размер обеспечения исполнения контракта: 6 515 541,50 (5 %)".
В приложении к извещению о проведении Аукциона "муниципальный контракт" Заказчиком установлено: "8.1. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет ______ рублей, что составляет 5% от цены контракта, по которой заключается Контракт".
Согласно пояснениям Заказчика, из-за технической ошибки в проекте контракта установлен размер обеспечения в виде 5% от цены контракта, а не от начальной максимальной цены закупки.
Таким образом, Заказчиком в извещении указана противоречивая информация о размере обеспечения исполнения контракта, довод жалобы признан обоснованным. Довод жалобы признан обоснованным. В действиях Заказчика содержится нарушение ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее:
Заказчик в проекте контракта установил график выполнения строительномонтажных работ, не соответствующий требованиям, установленным Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее-Приказ Минстроя России N336/пр).
Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Согласно приложению к извещению "муниципальный контракт", Заказчиком установлен график выполнения работ:
Наименование работ |
Сроки выполнения работ |
|
Начало |
Окончание |
|
1 |
2 |
3 |
"Реконструкция системы водоснабжения р.п. Екатериновка Саратовской области Водозабор "Березовский", Водозабор "Железнодорожный", Водозабор "N8"" |
С момента заключения контракта |
01.11.2023 г |
Согласно ч.6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительномонтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно ч.7 ст.110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.2.3 Приказу Минстроя России N336/пр график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф:
2.3.1. порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.2. наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.3. сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.4. физический объем работ;
2.3.5. сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).
2.4. Колонка "наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ" должна содержать наименование этапов выполнения контракта, комплексов работ (часть выполняемого подрядчиком от общего объема работ по контракту, содержащего технологически связанные виды работ), видов работ, частей работ отдельного вида работ на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией. При этом необходимость указания в графике выполнения работ этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ определяется заказчиком, в том числе исходя из сложности объекта и условий контракта.
2.5. Колонка "сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ" должна содержать указание на даты начала и окончания выполнения работ по этапам выполнения контракта и (или) комплексам работ и (или) видам работ и (или) частям работ отдельного вида работ, либо период выполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, исчисляемый со дня наступления определенного события. Срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ. В качестве единицы времени в графике могут быть приняты день, неделя, месяц.
2.6. Колонка "физический объем работ" должна содержать указание на определяемые заказчиком самостоятельно на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией единицы измерения подлежащих выполнению этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ и количество таких единиц.
2.7. Колонка "сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика" должна содержать сроки, не позднее которых заказчиком в соответствии с условиями контракта осуществляется передача подрядчику материалов, технологического оборудования, необходимых для выполнения определенного этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ. Колонка заполняется заказчиком при необходимости.
2.8. Степень детализации и количество этапов выполнения контракта, комплексов работ, видов работ, частей работ отдельного вида работ по строительству, реконструкции объекта определяется заказчиком исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки, а также приемки выполненных работ. Каждый этап выполнения контракта, комплекс работ, вид работ, часть работ отдельного вида работ должны быть обособлены в отдельные затраты в сметной документации (иметь определенную в сметной документации стоимость).
2.9. Дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:
2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженернотехнического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Таким образом, график выполнения работ, установленный Заказчиком в проекте контракта, не соответствует ч.6 ст.110.2 Закона о контрактной системе и методике, установленной Приказом Минстроя России N336/пр.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч.6 ст.110.2 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
Согласно ч.3 ст.45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Согласно приложению к извещению о проведении Аукциона "муниципальный контракт" Заказчиком установлено:
"8.5. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантией, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный
Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
8.8. В случае предоставления независимой гарантии в нее должно быть включено условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия".
Таким образом, Заказчиком в п.8.8 проекта контракта указана утратившая силу редакция ч.3 ст.45 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика содержится нарушение ч.3 ст.45 Закона о контрактной системе и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно приложению к извещению о проведении Аукциона "Требования к содержанию, составу заявки" Заказчиком установлены следующие требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе: "Заявка на участие в закупке должна содержать:
1. Информацию и документы об участнике закупки:
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц".
Согласно пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к заявке на участие в закупке, противоречащие п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.01.2023 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке.
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0160300050123000001 "Реконструкция системы водоснабжения р.п. Екатериновка Саратовской области- Водозабор " Березовый", Водозабор " Железнодорожный", Водозабор " N 8".
В связи с объявлением Заказчиком новой закупки по данному объекту, Комиссией Саратовского УФАС России принято решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "СИБИРСКИЙ ТЕНДЕР" на действия Заказчика Администрация Екатериновского муниципального района Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300050122000073 "Реконструкция системы водоснабжения р.п. Екатериновка Саратовской областиВодозабор " Березовый", Водозабор " Железнодорожный", Водозабор " N 8" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика Администрация Екатериновского муниципального района Саратовской области нарушение п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.45, ч.6 ст.96, ч.2 ст.110.2, ч.6 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Предписание об устранении допущенных нарушений не выдать в связи с объявлением Заказчиком новой закупки по данному объекту.
4.Материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать в связи с передачей материалов по решению Саратовского УФАС России N064/06/42-55/2023 от 24.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24 января 2023 г. N 064/06/42-73/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023