Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок ___..., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы ___..., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок ___...,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "СЕРВИС ГРУПП" (далее также - ООО "СЕРВИС ГРУПП", заявитель), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи генерального директора м.,
заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" (далее также - ГБУЗ ЯО "ЯОСП", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности ___...,
уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ___...,
оператор электронной торговой площадки, АГЗ РТ, представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЕРВИС ГРУПП" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "ЯОСП", уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (установка стоматологическая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001922004750) (и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "СЕРВИС ГРУПП" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "ЯОСП", уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (установка стоматологическая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001922004750) (далее также - жалоба).
Заявитель считает, что извещение о проведении электронного аукциона составлено с нарушением законодательства о контрактной системе, а именно: заказчиком и уполномоченным органом допущено установление избыточных требований, направленных на ограничение конкуренции: требование к сенсорной панели управления; требование к напольному выносному блоку подключения к коммуникациям с системой предварительной фильтрации и регулировки воды и воздуха.
Кроме того, заявитель полагает, что заказчик и уполномоченный орган на запрос о разъяснений положений извещения вместо аргументированных и обоснованных ответов дали ответы, препятствующие пониманию участниками предъявленных требований.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 28.12.2022 размещено извещение N 0171200001922004750 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (установка стоматологическая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта 5 442 764,60 рублей.
Относительно первого довода заявителя Комиссия установила следующее.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из буквального толкования положений статьи 33 ФЗ Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является медицинское изделие (установка стоматологическая).
В описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона заказчик и уполномоченный орган установили следующее требование к закупаемому товару:
Наименование показателя, единицы измерения |
Значение показателя |
Напольный выносной блок подключения к коммуникациям с системой предварительной фильтрации и регулировки воды и воздуха |
Наличие |
Сенсорная панель управления |
Наличие |
Проанализировав данное требование, Комиссия установила следующее.
При формировании описания объекта закупки заказчику в рамках законодательства о контрактной системе а предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, сенсорная панель управления значимый для заказчика показатель. Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика: "Ярославская областная стоматологическая поликлиника оказывает медицинскую помощь населению Ярославской области, а также двум районам г. Ярославля - Кировскому и Ленинскому. Это 1170 пациентов в день. Обработка поверхности происходит после приема каждого пациента. Исходя из этого Заказчик установил в технических характеристиках требование к панели управления - сенсорная. Необходимость и преимущества сенсорной панели:
- Сенсорная панель имеет гладкую поверхность без зазоров и углублений для более качественной и быстрой антисептической обработки поверхности, врачи в процессе оказания медицинской услуги переключают режимы работы установки и положения кресла в перчатках на панели, в которых непосредственно работают с пациентом, что минимизирует риск их заражения.
- Сенсорная панель не содержит механических подвижных узлов, что повышает их надежность, срок службы и снижает стоимость конечного изделия, поскольку исключаются затраты на приобретение механических кнопок, а, также, затрат на операции разборки, сборки и установки панели в случаях устранений неисправностей".
Напольный выносной блок подключения также является значимым для заказчика показателем. Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика: "Инженерная система подвода воды и канализации к установкам во всем здании спроектированы и выполнены для установок с выносным блоком, а также в кабинетах в которых планируется установить закупаемые установки был проведен капитальный ремонт с учетом монтажа установок с выносным блоком. Установки со встроенным блоком в учреждении не используются и применение с учетом расположения инженерных сетей невозможно. При комплектации установки с выносным блоком приоритетом является доступность к узлам подключения к коммуникациям, которые располагаются непосредственно под блоком. В случае возникновения аварийной ситуации, аварийное отключение может произвести медицинский персонал в течение нескольких секунд. В том случае, если блок встроенный, данные узлы находятся под стоматологической установкой, либо под одной из ее частей, например, под креслом пациента. В этом случае, для исправления неисправностей, и, что еще более важно, при возникновении аварийной ситуации, придется разбирать всю установку или ее часть. При этом экстренное отключение медицинским персоналом становится невозможным".
Заявителем не представлены доказательства создания ограничения участия в закупке для какого-либо участника. Указанные требования не являются характеристиками, соответствующими только одному производителю.
Так, производители, выпускающие установки с сенсорной панелью и с напольным выносным блоком подключения к коммуникациям с системой предварительной фильтрации и регулировки воды и воздуха: ООО "Новгодент" Россия, "Фошан Эниа Медикал Текнолоджи Ко,Лтд" Китай, "ХИРАНА Медикал, а с" Словакия.
На основании вышеизложенного, первый довод заявителя является необоснованным.
Относительно второго заявителя Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Как было установлено на заседании комиссии, заявитель направил запрос О даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, содержащий просьбу изменить пункты описания объекта закупки, касающиеся сенсорной панели управления и напольного выносного блока, а также дать обоснование относительно установления ряда требований к товару.
В установленный законодательством о контрактной системе срок уполномоченный орган разместил разъяснение положений извещения, согласно которому заказчик указал следующее:
"Описание технических, качественных, функциональных характеристик не содержит указаний на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Таким образом, описание технических, качественных, функциональных характеристик необходимого заказчику товара соответствуют требованиям Федерального закона.
Действующее законодательство не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности, кроме того, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд. При этом закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В характеристиках изделий медицинского назначения, указанных в описании объекта закупки, Заказчиком не установлены условия, которые бы приводили или могли бы привести к ограничению числа участников аукциона, а именно не указаны: фирма производитель, кодовый номер, товарный знак, узкоспециальные термины, ограничивающие конкуренцию, и т.д. В технических характеристиках описания объекта закупки указаны лишь общепринятые требования к рассматриваемому товару с указанием на максимальные и минимальные значения с учетом специфики работы Заказчика.
В соответствии с действующим законодательством о закупках их участниками могут выступать любые юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Размещая извещение об электронном аукционе с конкретными характеристиками товара, Заказчик действовал в соответствии с требованиями 44-ФЗ и 323 ФЗ для достижения целей по качественному оказанию медицинской помощи. Проведение закупки направлено в первую очередь на удовлетворение потребностей Заказчика, эффективное и обоснованное расходование бюджетных денежных средств, а не возможности осуществления предпринимательской деятельности конкретного поставщика. Участники закупки не вправе решать, что будет лучше или хуже для Заказчика, советовать и навязывать какие-либо товары, имеющиеся в ассортименте конкретного поставщика.
Точные и четкие описания характеристик товара обусловлены существующей потребностью учреждения для оказания медицинской помощи, и эффективного расходования денежных средств".
Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав данные заказчиком и уполномоченным органом разъяснение положений извещения, установила, что законодательством о контрактной системе не установлены требования к содержанию разъяснений, в связи с чем заказчики дают разъяснения положений извещений в свободной форме.
Заказчик и уполномоченный орган в установленный законный срок дали разъяснения положений извещения, а именно, обосновали невозможность изменения показателей товара, установленных в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, указанные довод заявителя признан Комиссией необоснованным.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЕРВИС ГРУПП" (ИНН: 3327138203, ОГРН: 1173328012384) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" (ИНН: 7604355200, ОГРН: 1197627008336), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (установка стоматологическая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001922004750), необоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки действий комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, нарушений в действиях указанного субъекта контроля не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ___..
Члены Комиссии ___..
___..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 января 2023 г. N 076/06/106-43/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023