Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____>
<___....>
<____>
<____>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - ГКУ "Дирекция по учёту и содержанию казённого имущества ЯНАО" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 04ЭА-2022-ПРЗУ от 28.03.2022 на оказание услуг по разработке проекта рекультивации земельного участка, цена контракта - 4 140 000,00 рублей (извещение N 0190200000322001944), с ООО "УКУЛАБ" (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (N 89-0551/01-08/1714 от 22.12.2022) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что Между государственным казённым учреждением "Дирекция по учёту и содержанию казённого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "УКУЛАБ" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт от 28 марта 2022 года N 04ЭА-2022-ПРЗУ на оказание услуг по разработке проекта рекультивации земельного участка (далее - Контракт), идентификационный код закупки - 22 28901000032890101001 0013 002 7112 244, зарегистрированный за номером реестровой записи 2890100003222000014 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
В соответствии с условиями Контракта Исполнитель обязался оказать услуги с момента заключения Государственного контракта по 31 октября 2022 года. Однако, в установленный срок Исполнителем обязательства по Контракту не выполнены.
01 ноября 2022 года Исполнителю направлена претензия исх. N 89-0551/01- 08/1488 о нарушении сроков исполнения обязательств по Контракту, а также об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту (претензия направлена на адрес электронный почты Исполнителя ukulab70@mail.ru, а также в ходе телефонных переговоров с Исмаиловой Румией Няжиповной Заказчиком разъяснены последствия неисполнения условий Контракта).
На адрес электронной почты Заказчика 05 ноября 2022 года от Исполнителя поступило письмо (вх. N 89-0551/01-08/1512 от 07 ноября 2022 года) о том, что наметилось отставание от графика оказания услуг.
21 декабря 2022 года на адрес электронной почты Заказчика от Исполнителя поступило письмо (вх. N 89-0551/01-08/1694 от 21 декабря 2022 года), однако, в данном письме отсутствует информация, свидетельствующая о точном намерении Исполнителя, в кратчайший срок, исполнить принятые на себя обязательства.
На текущую дату результаты оказанных услуг, предусмотренные техническим задание к Контракту (приложение N 1) отсутствуют.
Таким образом, в соответствии с пунктом 11.5. Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 12.01.2023 NАД/76, представил письменные объяснения по делу N 089/06/104-22/2023 (далее - объяснения).
Из объяснений следует, что в соответствии с пунктом 1.1. Контракта Предметом настоящего Государственного контракта является оказание услуг по разработке проекта рекультивации земельного участка (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Государственного контракта (Приложение N1).
Согласно пункту 1.4 Контракта Срок оказания услуг: с момента заключения Государственного контракта по 31 октября 2022 года.
ООО "Укулаб" незамедлительно приступило к выполнению работ по Контракту.
Согласно Приложению 1 к Контракту Общество должно было выполнить следующие действия:
1. Сбор информации о земельном участке, необходимой для разработки проекта рекультивации (определение класса опасности мусора, отходов и их объёма, определение уровня загрязнения почвы, определение этапов рекультивации и мероприятий необходимых, в соответствии с законодательством Российской Федерации.);
2. Проведение обследований, исследований, инженерно-геологических изысканий земельного участка с кадастровым номером 89:03:020804:1, необходимых для подготовки проекта рекультивации с выездом на местность;
3. Подготовка сметного расчёта (локального и сводного) затрат на проведение рекультивации земельного участка. (Затраты в том числе должны включать снос объектов незавершенного строительства, а также вывоз строительного и бытового мусора со всей площади земельного участка);
4. Разработка проекта рекультивации земельного участка.
5. Направление проекта рекультивации земельного участка в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в соответствии со ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", и получение положительного заключения по результатам рассмотрения;
6. Предоставление в адрес Государственного заказчика проекта рекультивации земельного участка с положительным заключением государственной экологической экспертизы Росприроднадзора.
26.07.2022 года ООО "УкуЛаб" направило письмо в адрес Заказчика исх. 622- 07/2022. В письме Исполнитель сообщил, что ввиду объективных обстоятельств непреодолимой силы (погодных условий) сроки исполнения государственного контракта N 04ЭА-2022-ПРЗУ от 25.03.2022 г. увеличились.
Письмом исх. 987-11/2022 от 01.11.2022 года ООО "УкуЛаб" направило проектную документацию и результаты инженерных изысканий на согласование в адрес Заказчика.
02.11.2022 года Заказчик сообщил о согласовании документации, что подтверждается письмом исх. N89-0051/01-08/1496.
При проведении государственной экологической экспертизы проектной документации "Проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 89:03:020804:1" были выявлены нарушения, о которых ООО "УкуЛаб" уведомило Заказчика письмом исх. N 126-12/2022 от 15.12.2022 года. В письме от 22.12.2022 года Заказчик сообщил, что Администрации муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа размещено уведомление о проведении общественных обсуждений, однако на сегодняшний день Росприроднадзор не может осуществить экспертизу и выдать заключение, поскольку выявленные нарушения не были устранены.
ООО "УкуЛаб" выполнило 5 этапов, согласно Приложению 1 к Контракту.
Заказчик предложил заключить Дополнительное соглашение о расторжении Контракта. Цена к расторжению Контракта составляет 0 Рублей. ООО "УкуЛаб" не согласно с тем, что на момент прекращения обязательств по Государственному контракту N 04ЭА-2022-ПРЗУ от 28 марта 2022 года (далее - Контракт) общая стоимость оказанных услуг составляет 0 (ноль) рублей (п. 1.2). Данный факт ООО "УкуЛаб" сообщило в письме исх. 1139-12/2022 от 21.12.2022 года.
Согласно статье 718 Гражданского кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
Согласно пункту 7.9.2 Приказа от 1 декабря 2020 года N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду".
Сведения об уведомлении о проведении общественных обсуждений проекта Технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке проекта Технического задания) и (или) уведомлении о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду) (далее - уведомление) и его размещении не позднее чем за 3 календарных дня до начала планируемого общественного обсуждения, исчисляемого с даты обеспечения доступности объекта общественных обсуждений для ознакомления общественности: на официальных сайтах федеральном, региональном, муниципальном уровне и на официальном сайте Заказчика.
Общество сообщало Заказчику, что дальнейшее неисполнение Государственного контракта возникло вследствие бездействия со стороны Заказчика.
По данному обстоятельству сообщаем, что умысла на уклонение от исполнения Контракта у Общества нет, поскольку ООО "УкуЛаб" предпринимало действия, указывающие на добросовестность Общества в исполнении Контракта.
ООО "УкуЛаб" подало исковое заявление о взыскании суммы задолженности по фактически исполненным обязательствам по Государственному контракту N 04ЭА-2022- ПРЗУ от 28.03.2022 года, Номер дела N А81-37/2023.
Таким образом, Заказчик своими действиями ставит под угрозу деятельность ООО "УкуЛаб", связанную с заключением контрактов на электронных торговых площадках, с чем связана прибыль организации.
Исполнитель совершал активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.5.Контракта настоящий Государственный контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.12.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 45-2022 (далее - Контракт).
28.12.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.12.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.01.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Проанализировав представленные сторонами объяснения и информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось.
Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Из объяснений Исполнителя следует, что Исполнителем обязательства по Контракту исполнялись, а также на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта готов был исполнить свои обязательства в полном объёме.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено, на заседание Комиссии представители отсутствовали.
В соответствии с пп а п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, и не направлены на уклонение от его исполнения, а Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "УКУЛАБ" представленную Заказчиком - ГКУ "Дирекция по учёту и содержанию казённого имущества ЯНАО" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 04ЭА-2022-ПРЗУ от 28.03.2022 на оказание услуг по разработке проекта рекультивации земельного участка, цена контракта - 4 140 000,00 рублей (извещение N 0190200000322001944), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 января 2023 г. N 089/06/104-22/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023