Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N 1" (далее - Заказчик):
ООО "Авангард" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1681-ЭП/23 от 23.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку пакетов для сбора и утилизации медицинских отходов (извещение N 0372200160222000080),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку пакетов для сбора и утилизации медицинских отходов (извещение N 0372200160222000080) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 208 873,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Авангард", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 64 %.
По результатам закупки Заказчиком ООО "Авангард" заключен государственный контракт N 0372200160222000080-01 от 03.10.2022 на сумму 75 020,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
8.4.1. в случае неоднократного нарушения Участником сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);
8.4.2. в случае отказа Участника передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (п. 1 ст. 463, абз. вт. ст. 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
8.4.3. в случае существенного нарушения Участником требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Авангард".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку пакетов для сбора и утилизации медицинских отходов (далее - Товар) одной партией в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта сторонами, по заявке Заказчика (п. 4.1 Контракта).
В связи с нарушением Участником условий Контракта 21.12.2022 Заказчиком в адрес Участника было направлено претензионное письмо с требованием о поставке Товара. Однако ответ от Участника в адрес Заказчика не поступил.
По состоянию на 28.12.2022 Товар Участником поставлен не был. Таким образом, Участник грубо нарушил сроки поставки Товара.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик, руководствуясь п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.4 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.01.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Авангард" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что исполнение Контракта оказалось под угрозой ввиду неисполнения нестандартного заказа Товара "Пакет медицинский 700*1100 класса Г (цвет черный) без стяжки" в связи с тем, что заводы-производители в Российской Федерации выпускают мешки плотностью от 30 микрон для данного класса мешков. Заказчиком заказывались мешки - 20 микрон за одну стенку. При этом срок изготовления нестандартного заказа - два месяца, что подтверждается письмами производителей.
В адрес Заказчика Участником был поставлен Товар по транспортной накладной N 160139949819 от 22.12.2022, однако не был принят Заказчиком. Мотивированный отказ от поставки Товара не был представлен, экспертиза поставленного Товара на предмет его соответствия условиям Контракта, не производилась Заказчиком.
13.01.2023 Участником был поставлен Товар, от которого Заказчик также отказался.
В тот же день Участник закупил у производителя ООО "Абрис+" мешки плотностью 55 микрон и поставил Заказчику. По мнению Участника, данный товар более прочный и качественный, чем требовал Заказчик, но Заказчик отказался его принимать без объяснения причин.
Участник трижды произвел оплату Товара, подлежащего поставке по Контракту. Документ, подтверждающий сертификацию, так же был предоставлен Заказчику.
Не согласившись с Решением Заказчика, Участник направил возражения (исх. N 2/12 от 30.12.2022) на указанное Решение с просьбой принять Товар либо расторгнуть Контракт в "двустороннем порядке". Однако Заказчиком решение об одностороннем расторжении контракта не было отменено.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Авангард" в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом 4.1 Контракта установлен срок поставки Товара.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в приложении N 1 к Контракту "Спецификация", являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта (п. 1.2 Контракта).
Также в соответствии с условиями Контракта поставка Товара осуществляется одной партией, ввиду чего Заказчик не мог принять Товар частично.
В нарушение п. 4.1 Контракта, Участник в установленный Контрактом срок Товар в адрес Заказчика не поставил. Вместе с тем Участник трижды предъявлял к поставке Товар, не соответствующий требованиям Контракта.
Поставка Товара с улучшенными характеристиками не была согласована с Заказчиком.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта и став победителем Аукциона, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Авангард", ИНН: 6312207940, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Риганова Евгения Сергеевна, ИНН: 632136235320, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Риганов Артем Владимирович, ИНН: 634003302080, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Авангард" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.01.23 |
24.01.23 |
23.01.23 |
0 |
23.01.23 |
30.01.23 |
27.01.23 |
0 |
01.02.23 |
01.02.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 января 2023 г. N РНП-78-176/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023