На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 24.01.2023 года N 40/23, на основании обращения заказчика Администрация Погарского района Брянской области (вх. N 443/23 от 23.01.2023) о включении сведений в отношении ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" (ИНН 3257026408, адрес: ул. Трудовая, д. 5, кв. 59, г. Брянск, Брянская область, 241050) в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Заместителя руководителя инспекции: "__."
Членов Инспекции: "__.."
в присутствии:
"___" - представителя заказчика Администрация Погарского района Брянской области, действующего на основании доверенности N 6 от 24.01.2023;
"___.." - представителя заказчика Администрация Погарского района Брянской области, действующего на основании доверенности N 7 от 24.01.2023;
в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения обращения представителя подрядчика ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ";
в результате рассмотрения обращения заказчика Администрация Погарского района Брянской области (вх. N 443/23 от 23.01.2023) о включении сведений в отношении ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" (ИНН "___..", адрес: "___..") в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика Администрация Погарского района Брянской области от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области от 07.11.2022 за N 0127200000222005929_127675, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Администрация Погарского района Брянской области, уполномоченным органом Управление государственных закупок Брянской области требований Закона о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области за N 0127200000222005929,
установила:
1. 14.10.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области за N 0127200000222005929.
2. Начальная (максимальная) цена контракта 1 273 990,00 рублей.
3. На участие в электронном аукционе за N 0127200000222005929 было подано 4 (четыре) заявки.
4. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.10.2022 NИЭА1 победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 3 ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ".
5. 07.11.2022 между заказчиком Администрация Погарского района Брянской области и ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" заключен контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области за N 0127200000222005929_127675.
В соответствии с п. 3.2 заключенного контракта и техническим заданием, срок выполнения работ определен с даты заключения контракта и до 21 декабря 2022 года включительно, с правом досрочно выполнить работы.
6. 07.12.2022 заказчиком в адрес подрядчика (исх. N 3181 от 06.12.2022) ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" письмо с уведомлением о необходимости приступить к выполнению работ.
7. 09.01.2023 заказчиком Администрация Погарского района Брянской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В основу решения об одностороннем отказе положен факт невыполнения работ на объекте с установленные контрактом сроки.
Указанное решение сформировано заказчиком Администрация Погарского района Брянской области и направлено подрядчику ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" с использованием единой информационной системы 09.01.2023.
Датой вступления решения заказчика Администрация Погарского района Брянской области об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежит считать 20.01.2023.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Администрация Погарского района Брянской области правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области от 07.11.2022 за N 0127200000222005929_127675, поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- Части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе: отступление Исполнителя в работе, услуге от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта, выразившихся в невыполнении работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области, заказчик Администрация Погарского района Брянской области 09.01.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение сформировано заказчиком посредством единой информационной системы в сфере закупок 09.01.2023, которое впоследствии 09.01.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено подрядчику ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ", в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 09.01.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 09.01.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" об одностороннем отказе заказчика Администрация Погарского района Брянской области от исполнения контракта от 07.11.2022 за N 0127200000222005929_127675, то, 20.01.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 09.01.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока подрядчик ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то 20.01.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком Администрация Погарского района Брянской области в рамках заключенного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области от 07.11.2022 за N 0127200000222005929_127675 недобросовестного поведения подрядчика ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ".
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе: отступление Исполнителя в работе, услуге от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
В рассматриваемом случае заказчиком Администрация Погарского района Брянской области 09.01.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области от 07.11.2022 за N 0127200000222005929_127675 в связи с не невыполнением ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" условий контракта (выполнение работ) в установленные контрактом сроки.
Согласно пункту 1.1. контракта предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ "Средней общеобразовательной школы N 2 им. И. Г. Петровского г. Севска" в соответствии с проектной документацией и являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта и с учетом графика выполнения работ, являющимся Приложением N 2 к настоящему контракту.
В соответствии с п. 3.2 заключенного контракта и техническим заданием, срок выполнения работ определен с даты заключения контракта и до 21 декабря 2022 года включительно, с правом досрочно выполнить работы.
Однако, в предусмотренный условиями контракта срок выполнения работ - с 07.11.2022 до 21.12.2022 к работам подрядчик ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не приступил. Работы по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области не выполнены.
ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" в адрес Брянского УФАС России не направлены письменные пояснения, указывающие на наличие объективных препятствий к своевременному выполнению работ, кроме того, на рассмотрение представитель подрядчика ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не подключился, личную явку представителя ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не обеспечило.
Согласно части 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, наступление которых повлекло не исполнение обязательств по рассматриваемому контракту, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных не установлено. Отсутствие вины в неисполнении обязательства доказывается должником, однако, ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не представлено в адрес Брянского УФАС России доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является в том числе такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения исполнителя и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, и не предприняло должных действий по поставке товара согласно условиям контракта.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России усматривает признаки недобросовестного поведения подрядчика ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ", направленного на ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по рассматриваемому контракту.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о существенном нарушении подрядчиком ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" условий контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области от 07.11.2022 за N 0127200000222005929_127675, предоставляющем право заказчику отказаться от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является в том числе такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, и не предприняло должных действий по выполнению работ согласно условиям заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России усматривает признаки недобросовестного поведения ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ", направленного на ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по рассматриваемому контракту.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующие о его намерениях неисполнения Контракта, заключенного с Заказчиком.
Недобросовестное поведение ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" в части ненадлежащего исполнения контракта выразилось в следующем: ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" в установленный контрактом срок (с даты заключения контракта 07.11.2022 по 21.12.2022 включительно с правом досрочного выполнения работ) не выполнило работы по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области; ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" после получения решения об одностороннем расторжении контракта заказчиком, не предприняло мер по надлежащему исполнению контракта; ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не представило в адрес Брянского УФАС России надлежащих документов и пояснений, свидетельствующих о наличии объективных препятствиях исполнить вышеуказанный контракт.
Таким образом, учитывая, в том числе, что:
1) ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" существенно нарушены условия контракта, что выразилось в невыполнении работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы пгт Погар Брянской области в установленные контрактом сроки, тем самым не достигнуты цели контракта.
2) ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не совершено действий по признанию в судебном порядке решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, что также свидетельствует о согласии ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3) ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не представлено в адрес Брянского УФАС России надлежащих пояснений о невозможности исполнить вышеуказанный контракт, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
4) ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не совершено никаких действий по устранению допущенных нарушений условий контракта в срок, установленный ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, следовательно, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения в отношении ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
В рассматриваемом случае ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, а также условий муниципального контракта и не проявило необходимой осторожности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности в целях надлежащего исполнения принятых на себя перед заказчиком обязательств по контракту.
Учитывая, что ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ" не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий для добросовестного исполнения Контракта в течении всего срока исполнения контракта, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях Общества, связанных с неисполнением обязательств по Контракту.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "ТРАНСДОРСТРОЙ", ИНН "___", адрес: "___", сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица "___", ИНН "___." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Резолютивная часть решения объявлена 30.01.2023, текст решения изготовлен 31.01.2023.
Заместитель руководителя инспекции "____."
Члены инспекции "____."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 30 января 2023 г. N РНП-32-757
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2023