Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Старокрымская РБ им. Академика Н.М. Амосова" (далее - Заказчик) - Ерошкин В.В. (по доверенности),
- ООО "МедАрм" (далее - Заявитель) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка перчаток медицинских (Лот N3)" (извещение N 0375200012823000002) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, отклонившей заявку Заявителя в нарушение требований закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки комиссия Заказчик действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.Согласно пункту 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок (далее - конкурсная комиссия) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке. В отношении заявок, которые признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.01.2023 NИЭА1 заявка участника закупки идентификационный N113413545 (заявка Заявителя) отклонена по следующим основаниям:
"По результатам рассмотрения заявки в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ принято решение отклонить заявку на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи с выявлением в составе заявки недостоверных сведений. Согласно Описанию объекта закупки по позициям 2 и 3 требовались перчатки, текстурированные по всей поверхности. Участник в своей заявке по позициям 2 и 3 к поставке перчатки по регистрационному удостоверению N ФСЗ 2010/06178. При этом, участник указал в своей заявке, что предложенные перчатки являются текстурированными по всей поверхности. Согласно информации с официального сайта Росздравнадзора, в представленном участником закупки регистрационном удостоверении, предложенный им товар не является текстурированным. Все предложенные товары согласно регистрационному удостоверению являются микро-текстурированными. В соответствии с пунктом 3.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь: - гладкую поверхность; - текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки; - микротекстурированную поверхность. То есть микро-текстурированная поверхность и текстурированная поверхность являются разными способами обработки поверхности".
Согласно доводу жалобы: "Указанное решение считаем незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
Методические рекомендации не подлежали государственной регистрации по Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, их издание не требовало официального опубликования, они носят информативных характер и не являются обязательными для применения, в силу чего считаем, что основываясь на положениях только методических рекомендаций Заказчик не имел право на отклонение заявки, также в самом извещение Заказчик не установил указание на соответствие товара указанным методическим рекомендациям.
Наравне с вышеуказанным, ГОСТ по своей природе тоже не является НПА, однако, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ), при описании объекта закупки, а по аналогии и при рассмотрении заявок, в отличии от методических рекомендаций, Заказчик обязан руководствоваться ГОСТ в отношении закупаемых товаров.
В отношении хирургических перчаток разработан Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002) "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые" (далее - ГОСТ Р 52238-2004).
В соответствии с п. 3.4 ГОСТ Р 52238-2004, выделяют следующие виды отделки: текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо поверхности, либо по всей поверхности, гладкая поверхность, опудренные, без опудривания.
Таким образом, перчатки с микротекструторованной поверхностью и текстурированной поверхностью объединены в единую группу в отношении обработки поверхности, а также обладают аналогичными свойствами: улучшения захвата инструмента.
Также сам Заказчик дополнительно не обосновывает, почему именно микротекстурированные перчатки не подходят под требование документации.
Кроме того, сама формулировка отклонения заявки является несостоятельной, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).
Информация о медицинских изделиях, указанная в заявке, действительности соответствует, учитывая требования ГОСТ и документации извещения".
В соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в техническом задании, Заказчику необходимо:
Перчатки хирургические из латекса гевеи неопудренные. |
|
22.19.60.113-00000001 |
Стерильное изделие (перчатки хирургические) из латекса гевеи (натурального латекса), поверхность без опудривания, не обладает антибактериальными свойствами, используется как двухсторонний защитный барьер на руках медицинского работника в хирургическом поле для защиты пациента и медперсонала. Изделие одноразового применения. Изделие должно иметь следующие характеристики: |
пара |
1 |
|
|
|
1 Одинарная толщина (в области пальцев) для обеспечения тактильной чувствительности. |
Не менее 0,16 мм |
|
||||||
2 Текстурный рисунок нанесен по всей наружной поверхности перчаток для улучшенного захвата инструментов. |
соответствие |
|
||||||
3 Длина перчатки для защиты предплечья. |
не менее 280 мм |
|
||||||
4 Форма перчатки анатомически правильная с расположением большого пальца в направлении ладони для удобства применения и профилактики утомляемости рук. |
соответствие |
|
||||||
5 Метод стерилизации радиационный (эффективный метод инактивации микроорганизмов, также при использовании в процессе упаковки, гарантирует надежность и безопасность изделий медицинского назначения.) |
соответствие |
|
||||||
6 Метод стерилизации должен быть указан на индивидуальной (стерилизационной) упаковке (для возможности определения соответствия перчатки требованиям при поставке) |
соответствие |
|
||||||
7 Класс потенциального риска применения в соответствии с регистрационным удостоверением РЗН, для применения с активными медицинскими изделиями класса 2а, для манипуляций связанных с риском заражения и инфицирования персонала |
не ниже 2а |
|
||||||
8 Срок годности на момент поставки не менее 12 месяцев (для исключения поставки перчаток с коротким сроком годности) |
соответствие |
|
||||||
9 Размер |
по согласованию с Заказчиком (5,5; 6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0;) |
|
||||||
10 Упакованы в индивидуальную упаковку парами. |
соответствие |
|
||||||
11 Для проверки регистрации заявляемого изделия на территории России рекомендуется указать номер и дату выдачи регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. |
рекомендуется указать |
|
Согласно возражениям Заказчика: "Действующие ГОСТы по своему содержанию являются общими, определяющими только общие моменты. Просто пример: способы обработки поверхности для облегчения надевания перчаток - согласно ГОСТу 2238-2004 это полимерные покрытия, смазка, пудра.
_
В то же время, в пункте 4.11 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.) обработка внутренней поверхности перчаток применяется для предотвращения слипания перчаток при хранении, а также для облегчения надевания перчаток. С этой целью используются:
- опудривание - обработка внутренней поверхности перчаток порошкообразными субстанциями (кукурузный крахмал, окись цинка). Существенным недостатком этого метода является высокий риск осложнений, связанных с попаданием пудры в операционную рану, в воздух помещений и на руки медицинского персонала;
- сглаживание внутренней поверхности химическим способом без опудривания - данный способ обработки может привести к снижению эластичности и растяжимости перчаток;
- обработка внутренней поверхности перчаток полимерными покрытиями (полиуретан, силикон, полиакрилат и др.) дополнительно усиливает барьерные свойства медицинских перчаток
Как видно, Методические рекомендации не только более детально раскрывают способы обработки поверхности, но и описывают иные варианты исполнения перчаток, имеющие распространение на рынке медицинских изделий, такие как сглаживание химическим способом без опудривания, то есть перчатки с хлоринацией (двойной хлоринацией). При этом, указанные перчатки свободно обращаются на рынке.
При этом, действующие ГОСТы установили минимальные и общие требования к тем или иным перчаткам, в то время как на рынке медицинских изделий обращаются перчатки с характеристиками, не указанными и не предусмотренными в ГОСТах".
Также согласно возражениям, Заказчик руководствовался положениями Методических рекомендаций 3.5.1.0113-16. Согласно пункту 3.5 Методических рекомендаций медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
- гладкую поверхность;
- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;
- микротекстурированную поверхность.
В соответствии с пунктом 4.13 Методических рекомендаций модификация внешней поверхности перчаток влияет на степень их сцепления с инструментами и другими поверхностями, а также тактильную чувствительность пальцев в перчатках. Внешняя поверхность перчаток может быть гладкой, микротекстурированной, либо иметь видимый текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки.
То есть, по мнению Заказчика, текстурированные и микротекстурированные перчатки являются разными перчатками по способу обработки поверхности перчатки.
Стоит отметить, при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Заказчику необходимо к поставки перчатки хирургические из латекса гевеи неопудренные с такими техническими характеристиками как текстурный рисунок нанесен по всей наружной поверхности перчаток для улучшенного захвата инструментов. Заявитель в составе заявки по позициям 2 и 3 предложил к поставке перчатки по регистрационному удостоверению N ФСЗ 2010/06178. В заявке указано, что предложенные перчатки являются текстурированными по всей поверхности. Согласно информации с официального сайта Росздравнадзора, в представленном участником закупки регистрационном удостоверении, предложенный им товар не является текстурированным. Все предложенные товары согласно регистрационному удостоверению являются микро-текстурированными. Таким образом, предложенный Заявителем товар не отвечает потребностям Заказчика.
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на заседание не явился, в составе жалобы также не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов и свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Доказательств, указывающих на ограничение конкуренции и нарушение прав и законных интересов действиями Заказчика, также не представлено.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения, поскольку предложенный в составе заявки Заявителя товар не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 2 февраля 2023 г. N 082/06/106-48/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023