Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера" Минздрава России (далее - Заказчик):
ИП Мараткановой Ирины Ивановны (далее - Участник, ИП Маратканова И.И.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2509-ЭП/23 от 31.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку лиофильной сушилки в рамках реализации мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты" в 2022 году (извещение N 0372100021622000081),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку лиофильной сушилки в рамках реализации мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты" в 2022 году (извещение N 0372100021622000081) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 166 666,67 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Маратканова И.И.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Мараткановой И.И. заключен государственный контракт N 0372100021622000081 от 12.09.2022 на сумму 838 166,66 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.6 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Мараткановой И.И.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался осуществить поставку лиофильной сушилки в рамках реализации мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты" (далее - Товар) в срок, с момента заключения Контракта по 15.11.2022 (п. 1.3 Контракта).
Срок поставки Товара был нарушен Участником, что подтверждается подписанным 27.12.2022 сторонами Контракта Актом приема-передачи Товара (Приложение N 3 к Контракту). Просрочка исполнения обязательств по поставке Товара составила 42 дня.
Вместе с тем в связи с поставкой некачественного Товара Заказчик 28.12.2022 направил Участник посредством Официального сайта мотивированный отказ.
Заказчик в соответствии с условиями Контракта предоставил Участнику возможность устранить выявленные недостатки Товара, что отражено в Акте от 28.12.2022 N 1 о несоответствии поставленного Товара требованиям, установленным Контрактом. В срок до 19.01.2023 Участник не устранил выявленные недостатки Товара.
Учитывая вышеизложенное, в связи с тем, что Участник неоднократно нарушил условия Контракта, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.6 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст.ст. 475, 523 ГК РФ, принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ИП Маратканова И.И., ознакомившись с общей информацией о закупке, опубликованной на площадке 19.08.2022, на поставку лиофильной сушилки для нужд ФГБУ "НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера" Минздрава России приняла решение принять участие в Аукционе. По итогам Аукциона 30.08.2022 ИП Маратканова И.И. была признана победителем, т.к. предложила наименьшую цену. 12.09.2022 был заключен Контракт. По условиям Контракта ИП Маратканова И.И. обязалась осуществить поставку лиофильной сушилки в соответствии с Приложением N 1 к Контракту и оказать услуги по вводу в эксплуатацию сушилки, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Товар, и специалистов Заказчика.
Маратканова И.И. сразу приступила к своевременному выполнению Контракта. Так, ИП Маратканова И.И. заключила 05.09.2022 договор поставки N АС-7817-2022 лиофильной сушилки АК 4-50 с ИП Сомовой А.С. (дилер производителя). 15.09.2022 внесла предоплату по договору. Срок поставки составлял 40 рабочих дней с момента подписания спецификации, т.е не позднее 01.11.2022. Стороны предусмотрели в договоре условие о приемке оборудования по качеству после проведения пуско-наладочных работ в месте поставки оборудования: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Парковая д. 64-68 с участием представителей Заказчика.
24.10.2022 ИП Маратканова И.И. направила запрос исх. N 335 от 24.10.2022 ИП Сомовой А.С. с просьбой подтвердить готовность Товара к поставке в адрес. В связи с тем, что срок, согласованный в договоре, истек, ИП Маратканова И.И. вновь обратилась в адрес ИП Сомовой А.С. с письмом исх. N 345 от 07.11.2022 о предоставлении информации о поставке Товара с указанием причин задержки.
Письмом от 15.11.2022 ИП Сомова А.С. сообщила со ссылкой на производителя, о сложностях с поставкой комплектующих иностранного производства, указав ориентировочный срок поставки декабрь 2022 года.
ИП Маратканова И.И. незамедлительно проинформировала Заказчика о сложностях с поставкой импортных комплектующих. В ходе исполнения Контракта постоянно велась переписка Заказчика и Участника о поставке Товара (по электронной почте).
ИП Маратканова И.И. поставила Товар в адрес Заказчика 28.12.2022 (УПД 107 от 20.12.2022).
11.01.2023 Заказчиком в адрес Участника было направлено требование N 51 об оплате пени в размере 8 800,00 рублей за нарушение сроков поставки Товара. Платежным поручением от 13.01.2023 N 5 Участник оплатил начисленные пени в полном объеме.
29.12.2022 в адрес Участника поступил акт от 28.12.2022 N б/н "О несоответствии поставленного товара /требованиям заключенного контракта от 12.09.2022". По мнению Заказчика, Това не соответствовал техническому заданию. При этом, в указанном акте отсутствовала информация каким способом комиссия Заказчика установила не соответствие поставленного Товара. Экспертиза Заказчиком не проводилась.
В ответ на акт, ИП Маратканова И.И. письмом от 30.12.2022 исх. N 129/04 сообщила Заказчику, что оперативно приступила к изучению акта и проверке обоснованности замечаний, указанных комиссией по приемке. В письме Участник попросил увеличить срок рассмотрения акта, и в случае признания недостатков обоснованными, увеличить срок устранения таких недостатков с 10 рабочих дней до 30 рабочих дней. Письмо остался без ответа со стороны Заказчика.
19.01.2023 ИП Маратканова И.И. вновь письменно (исх. N /04) обратилась в адрес Заказчика с просьбой организовать обсуждение технических характеристик поставленного Товара, предоставить возможность демонстрации работы лиофильной сушилки. На письмо Заказчик не ответил.
25.01.2023 ИП Маратканова И.И. еще раз попыталась урегулировать вопрос по замечаниям в акте с участием представителя производителя, направила предложения в адрес Заказчика (письмо от 25.01.2023 N 646/04). Заказчик не ответил.
На протяжении срока действия Контракта ИП Маратканова И.И. постоянно вела переговоры и переписку с производителем оборудования, информировала Заказчика о возникающих сложностях с поставкой, т.е совершала все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта в установленные сроки, в частности, своевременно заключила договор поставки, направляла письма, запросы; поставила товар, направила инженера для оказания услуг по установке, проведению пусконаладочных работ; направляла предложения Заказчику для решения вопросов и совершить действия по урегулированию и возможному исправлению замечаний Товара.
Из переписки ИП Мараткановой И.И. следует, что она была готова принять меры к устранению замечаний, но Заказчик отказался принять предложения. У ИП Мараткановой И.И. отсутствовал умысел на намеренное неисполнение государственного Контракта, либо отказ от его исполнения в установленном объеме и к установленному сроку.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Мараткановой И.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Мараткановой И.И. предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ИП Мараткановой И.И. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Мараткановой Ирины Ивановны (ИНН: 781420640870), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2023 г. N РНП-78-217/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023