Дата оглашения решения: 08 февраля 2023 года город Иваново
Дата изготовления решения: 09 февраля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок; Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
АО "Полигон" (далее - Заявитель, Общество) - Виноградова Игоря Анатольевича (доверенность N9 от 06.02.2023),
Муниципального казенного учреждения городского округа Кинешма "Городское управление строительства" (далее - Заказчик) - Комаровой Ларисы Викторовны (доверенность от 08.02.2023),
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) - Разовой Кристины Андреевны (распоряжение N60-К от 02.03.2020),
Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области - Кравченко Ольги Ивановны (распоряжение N706-РК от 06.12.2023),
рассмотрев жалобу АО "Полигон" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на ликвидацию (рекультивацию) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде (извещение 0133200001723000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба АО "Полигон" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на ликвидацию (рекультивацию) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде (извещение 0133200001723000001).
В жалобе Заявитель указывает, что Уполномоченным органом при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки было принято решение о признании заявки Общества соответствующей требованиям извещения о закупке. Вместе с тем, при проведении оценки второй части заявки АО "Полигон" Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области присвоил Заявителю 0 баллов по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". По мнению Общества, данные обстоятельства указывают на нарушение Уполномоченным органом положений Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки Общества в соответствии с извещением о закупке были представлены все документы (исполненные договоры, акты выполненных работ), необходимые для присвоения заявке АО "Полигон" баллов по указанному критерию.
Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области в своих возражениях с доводами жалобы не согласился и просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные АО "Полигон", муниципальным казенным учреждением городского округа Кинешма "Городское управление строительства", Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области, АО "ЕЭТП" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
11.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение 0133200001723000001 о проведении отрытого конкурса в электронной форме на ликвидацию (рекультивацию) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с извещением о проведении отрытого конкурса в электронной форме, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта - 425 062 766,79 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 27.01.2023 07:00;
- дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 31.01.2023;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 01.02.2023;
- согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 31.01.2023 NПРОII1 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 4 заявки. Заявки участников с идентификационными номерами 1, 2, 3 были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе. Заявка участника с идентификационным номером 4 была отклонена на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. По результатам оценки заявок участников закупки заявкам с идентификационными номерами 1, 2, 3 присвоено 0 баллов по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку во вторых частях заявок не представлены акты о приемке работ по ликвидации накопленного вреда;
- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.02.2023 NИЭОК1 победителем закупки был признан участник закупки с идентификационным номером 2.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом на основании п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.
На основании ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N2604).
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ N2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
В силу подпункта "в" пункта 24 Постановления Правительства РФ N2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ N2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
При этом на основании п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.
На основании ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N2604).
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ N2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
В силу подпункта "в" пункта 24 Постановления Правительства РФ N2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ N2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В порядке оценки заявок участников закупки извещения о проведении закупки установлено, что к оценке по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", по его детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки", "Общее количество исполненных участником закупки договоров" принимаются следующие документы:
- исполненный договор (договоры), относящийся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда.
Кроме того, в порядке оценки заявок участников закупки извещения о проведении закупки установлено, что к оценке по указанному детализирующему показателю принимается исключительно исполненный договор (договоры), по которому исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что во второй части заявки на участие в закупке Обществом представлены два контракта, а именно:
- муниципальный контракт N408-2021 от 29.06.2021 на ликвидацию 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области;
- муниципальный контракт N19-131/094 от 08.07.2019 на сбор и вывоз на специализированный полигон (предприятие) для утилизации или обезвреживания химических веществ с территории Холмского района.
Вместе с тем, согласно информации с официального сайта, муниципальный контракт N408-2021 от 29.06.2021 в настоящее время находится на исполнении. Срок исполнения данного контракта - до 30.11.2024. Кроме того, в составе второй части заявки Общества отсутствует акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда. Данные обстоятельства не позволяют принять указанный контракт к оценке по критерию ""Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Относительно контракта N19-131/094 от 08.07.2019, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что в составе второй части заявки АО "Полигон" также отсутствует акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда, составленный по данному контракту.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя указал, что Общество, с целью подтверждения наличия опыта, предусмотренного п. 40 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", представило Уполномоченному органу сведения о выполнении контракта по оказанию услуг ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории Тункинского национального парка. Следовательно, Уполномоченный орган на момент оценки вторых частей заявок участников закупки располагал сведениями о данном контракте и мог принять его к оценке.
Комиссия Ивановского УФАС России считает данные пояснения представителя Заявителя необоснованными, поскольку пп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе прямо предусмотрено, что члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Таким образом, Уполномоченный орган правомерно не принял к оценке данный контракт, поскольку он не был представлен во второй части заявки Общества.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении оценки второй части заявки Общества.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки, Комиссией Ивановского УФАС России рассмотрена необходимость и обоснованность требования Заказчика о предоставлении участниками закупки во вторых частях заявок актов о приемке работ по ликвидации накопленного вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Согласно ч. 4 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N542 "Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде" (далее - Постановление Правительства РФ N542 от 04.05.2018).
В соответствии с п. 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей сред, утвержденных Постановлением Правительства РФ N542 от 04.05.2018 (далее - Правила), организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
На основании п. 3 Правил, организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя:
а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий;
б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда;
в) согласование и утверждение проекта;
г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда;
д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
В соответствии с п. 15 Правил акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем. Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснила, что аналогичные работы могут проводиться на объектах, не включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Таким образом, по мнению представителя Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда является излишним, поскольку акт выполненных работ уже подтверждает наличие опыта исполнения работ аналогичных объекту закупки.
Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что установление Заказчиком рассматриваемого требования в порядке оценки извещения о закупки, фактически не позволило ни одному из участников закупки подтвердить наличие действительного опыта, а также получить баллы по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России согласился с мнением представителя Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, а также пояснил, что в рассматриваемом случае Заказчику не требуется наличие у участников закупки опыта исключительно по ликвидации накопленного вреда.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что требование о предоставлении акта выполнения работ по ликвидации накопленного вреда в составе вторых частей заявок установлено в порядке оценки извещения о закупке необоснованно, является излишним и подлежит исключению. Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "Полигон" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на ликвидацию (рекультивацию) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде (извещение 0133200001723000001) необоснованной.
2. Установить в действиях МКУ городского округа Кинешма "Городское управление строительства" нарушение ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ Н.А. Дмитриева
_______________________________ Г.П. Долакидзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 9 февраля 2023 г. N 037/06/48-49/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023