Резолютивная часть решения оглашена "03" февраля 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "08" февраля 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области - _.,
управления муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова Тамбовской области - ....,
общества с ограниченной ответственностью "Арх-Проект" - ... (до перерыва),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арх-Проект" (далее - Заявитель, Общество, ООО "АРХ-ПРОЕКТ") на действия комиссии по осуществлению закупок комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области при проведении запроса котировок в электронной форме N0164300016523000001 на выполнение работ по разработке проектной документации (стадия - эскизный проект реставрации) по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой", расположенного по адресу: Тамбовская область, город Тамбов, улица Советская, дом 67, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Управление муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) опубликовало 19.01.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение запроса котировок в электронной форме N0164300016523000001 на выполнение работ по разработке проектной документации (стадия - эскизный проект реставрации) по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой", расположенного по адресу: Тамбовская область, город Тамбов, улица Советская, дом 67 (далее Запрос котировок).
Заказчик - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 265 427,33 руб.
По окончании срока подачи заявок на участие в Запросе котировок было подано 4 заявки от участников с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4.
Заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3 признаны комиссией по осуществлению закупок Заказчика несоответствующими извещению о проведении Запроса котировок.
ООО "АРХ-ПРОЕКТ" (заявка N1), считая решение комиссии по осуществлению закупок Заказчика несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные пояснения на жалобу. Просили признать жалобу Заявителя не обоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 02.02.2023. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 03.02.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 2 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Кроме того, информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В извещении Запроса котировок Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 2 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок в электронной форме N0164300016523000001 заявка ООО "АРХ-ПРОЕКТ" была признана несоответствующей извещению Запроса котировок по следующему основанию: "п. 2 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки: На основании п. 2 ч. 12 ст. 48, пп. "а" п.1 ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ.
В нарушение требований пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43, ч.1 ст.50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и извещения об осуществлении закупки (п.2.3 Приложения N4 к извещению) участник закупки не предоставил
акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренный Позицией N2 Раздела NI Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
(Участник закупки представил следующие документы о приемке: счет фактура N1 от 23.09.2022, N3 от 23.09.2022)".
Иных оснований для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения Запроса котировок, протокол не содержит.
Комиссия Тамбовского УФАС России на основании представленных оператором электронной торговой площади документов по заявке ООО "АРХ-ПРОЕКТ" установила, что Заявителем в качестве подтверждения опыта по позиции 2 приложения к Постановлению N 2571 были представлены следующие документы:
- муниципальный контракт от 27.05.2022 N 03323000021220000570001 на проведение научно-исследовательских археологических работ (наблюдения и раскопки) на объекте культурного (археологического) наследия "селища Городец-2" в границах земельного участка, выделенного под объект "Строительство школы в микрорайоне "Невский" г.Городец Нижегородской области";
- счет-фактура N 1 от 23.09.2022 и счет-фактура N 3 от 23.09.2022;
- акт о приемке сдачи выполненных работ.
Указанные документы свидетельствует об опыте у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ по предмету рассматриваемой закупки.
Заказчик в письменных пояснениях на жалобу указал, что ООО "АРХ-ПРОЕКТ" к вышеуказанному контракту должен был представить акта приемки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы пояснил, что данный приказ регулирует отношения, связанные с приемкой производственных работ (ремонтных, реставрационных, консервационных работ и работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования), а не проектных. Отчетная документация, включая научный отчет, формируется лицом, разработавшим проектную документацию и осуществлявшим научное руководство проведением производственных работ, в течении 90 рабочих дней после завершения производственных работ. Общие требования к порядку подготовки, производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлены ГОСТ Р 58169-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Сохранение объектов культурного наследия. Положение о порядке производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия". Проектные работы принимаются сторонами на основании приемосдаточных документов, установленных в договоре. Иных требований к оформлению приемки проектных работ на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, законодательство не содержит.
В рассматриваемом случае Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что представление участником закупки в составе заявки на участие контракта без акта приемки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840, не свидетельствует об отсутствии у ООО "АРХ-ПРОЕКТ" требуемого опыта выполнения работ.
Действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика в части признании заявки ООО "АРХ-ПРОЕКТ" несоответствующей требованиям Запроса котировок являются незаконными и противоречат пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.30 КоАП.
В ходе проведения внеплановой проверки комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В части 4.1. ст. 48 ГРК РФ установлено, что не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы указанные юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.
Исходя из предмета закупки, Заказчик обязан был установить к участникам закупки требование том, чтобы они должны быть членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Однако, указанное требование в извещении Запроса котировок не было установлено, что является нарушением п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арх-Проект" обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова Тамбовской области нарушившей пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать комитет по управлению муниципальным имуществом города Тамбова Тамбовской области нарушившим п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать комитету по управлению муниципальным имуществом города Тамбова Тамбовской области, его комиссии по осуществлению закупок, АО "ТЭК-Торг" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч.4.2 и ч.6 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатели комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп. Иванов В.В., тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 8 февраля 2023 г. N 068/06/50-49/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023