Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок ______.., членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок ______.., ведущего специалиста - эксперта ______..,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "ВОЕНСЕРВИС" (далее также -ООО "ВОЕНСЕРВИС", общество), обеспечило участие в рассмотрении сведений представителя по доверенности ______..,
заказчик, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 13" (далее также - МОУ "Средняя школа N 13", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении сведений директора ______.., представителя по доверенности ______..,
заказчик, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 30" (далее также - МОУ "Средняя школа N 30", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении сведений директора ______.., представителя по доверенности ______..,
заказчик, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 57" (далее также - МОУ "Средняя школа N 57", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении сведений директора ______.., представителя по доверенности ______.,
заказчик, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 18" (далее также - МОУ "Средняя школа N 18", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении сведений представителей по доверенностям ______.., ______..,
заказчик, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 13" (далее также - МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении сведений директора ______., представителя по доверенности ______.,
уполномоченный орган, департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - ДСЭРГ Мэрии г Ярославля, уполномоченный орган), обеспечил участие директора ______., представителя по доверенности ______.,
оператор, электронная торговая площадка АО "Сбербанк-АСТ", участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
в качестве слушателя при рассмотрении сведений посредством видеоконференцсвязи присутствовал представитель департамента государственного заказа Ярославской области ______.;
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой" в отношении ООО "ВОЕНСЕРВИС", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон) проверку факта уклонения ООО "ВОЕНСЕРВИС" от заключения государственных контрактов на оказание услуг по организации питания (извещение N 0371300027822000907) с заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой", проверку соблюдения заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой", порядка признания ООО "ВОЕНСЕРВИС" уклонившимся от заключения вышеуказанных контрактов, внеплановые проверки соблюдения заказчиками, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме на право заключения контрактов на оказание услуг по организации питания (извещения N 0371300027822000907, 0371300027822000906), проверку соблюдения заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой" порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказами Ярославского УФАС России от 30.01.2023 N 35, от 27.01.2023 N 33, от 27.01.2023 N 32, от 30.01.2023 N 36, от 30.01.2023 N 37,
установила:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчиков поступили обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ВОЕНСЕРВИС", уклонившемся, по мнению заказчиков, от заключения контрактов на оказание услуг по организации питания (извещения N 0371300027822000907, 0371300027822000906).
Изучив представленные материалы и сведения, а также заслушав пояснения представителей заказчика, уполномоченного органа и общества, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 26.12.2022 размещены извещения N 0371300027822000907, 0371300027822000906 о проведении совместного открытого конкурса в электронной форме на право заключения контрактов на оказание услуг по организации питания.
Максимальное значение цен контрактов составило 6 496 575,00 руб., 5 241 525,00 руб. соответственно.
В соответствии с протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N0371300027822000907, 0371300027822000906) от 17.01.2023 контракты заключаются с участником - ООО "ВОЕНСЕРВИС".
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры урегулирован статьёй 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте (часть 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Заказчиками представлена хронология действий по подписанию проектов контрактов на электронной площадке с использованием единой информационной системы.
1) 19.01.2023 МОУ "Средняя школа N 13" разместило без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
Соответственно, участнику закупки не позднее 26.01.2023 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контрактов, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В регламентированный срок (до 26.01.2023 г. включительно) в нарушение части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ООО "ВОЕНСЕРВИС" не разместило на электронной площадке проект государственного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В этой связи заказчиком было принято решение о признании ООО "ВОЕНСЕРВИС" уклонившемся от заключения контракта на оказание услуг по организации питания, поскольку в установленный законодательством о контрактной системе срок не подписало проект контракта и не представило обеспечения исполнения контракта (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 27.01.2023 протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме).
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
27.01.2023 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "ВОЕНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
2) 18.01.2023 МОУ "Средняя школа N 30" разместило без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
Соответственно, участнику закупки не позднее 25.01.2023 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контрактов, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В регламентированный срок (до 25.01.2023 г. включительно) в нарушение части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ООО "ВОЕНСЕРВИС" не разместило на электронной площадке проект государственного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В этой связи заказчиком было принято решение о признании ООО "ВОЕНСЕРВИС" уклонившемся от заключения контракта на оказание услуг по организации питания, поскольку в установленный законодательством о контрактной системе срок не подписало проект контракта и не представило обеспечения исполнения контракта (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 26.01.2023 протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме).
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
26.01.2023 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "ВОЕНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
3) 18.01.2023 МОУ "Средняя школа N 57" разместило без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
Соответственно, участнику закупки не позднее 25.01.2023 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контрактов, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В регламентированный срок (до 25.01.2023 г. включительно) в нарушение части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ООО "ВОЕНСЕРВИС" не разместило на электронной площадке проект государственного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В этой связи заказчиком было принято решение о признании ООО "ВОЕНСЕРВИС" уклонившемся от заключения контракта на оказание услуг по организации питания, поскольку в установленный законодательством о контрактной системе срок не подписало проект контракта и не представило обеспечения исполнения контракта (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 26.01.2023 протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме).
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
26.01.2023 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "ВОЕНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
4) 19.01.2023 МОУ "Средняя школа N 18" разместило без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
Соответственно, участнику закупки не позднее 26.01.2023 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контрактов, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В регламентированный срок (до 26.01.2023 г. включительно) в нарушение части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ООО "ВОЕНСЕРВИС" не разместило на электронной площадке проект государственного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В этой связи заказчиком было принято решение о признании ООО "ВОЕНСЕРВИС" уклонившемся от заключения контракта на оказание услуг по организации питания, поскольку в установленный законодательством о контрактной системе срок не подписало проект контракта и не представило обеспечения исполнения контракта (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 27.01.2023 протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме).
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
27.01.2023 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "ВОЕНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
5) 19.01.2023 МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой" разместило без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
Соответственно, участнику закупки не позднее 26.01.2023 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контрактов, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В регламентированный срок (до 26.01.2023 г. включительно) в нарушение части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ООО "ВОЕНСЕРВИС" не разместило на электронной площадке проект государственного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В этой связи заказчиком было принято решение о признании ООО "ВОЕНСЕРВИС" уклонившемся от заключения контракта на оказание услуг по организации питания, поскольку в установленный законодательством о контрактной системе срок не подписало проект контракта и не представило обеспечения исполнения контракта (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 27.01.2023 протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме).
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
27.01.2023 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "ВОЕНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "ВОЕНСЕРВИС" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин уклонения от подписания контрактов в установленный законодательством срок (с приложением всех необходимых доказательств, документов и сведений) и обеспечить явку представителя ООО "ВОЕНСЕРВИС" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений о данном участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "ВОЕНСЕРВИС" на заседание Инспекции обеспечило участие представителя.
На заседания Инспекции представитель ООО "ВОЕНСЕРВИС" пояснил следующее (приведенная ниже позиция применяется в отношении всех закупок):
"В указанный срок, Общество контракт не подписало по объективным причинам, а заказчикам, посредством телефонной связи, а также по адресу электронной почты было сделано об этом сообщение.
Так, 23 января 2023 года (понедельник), у руководителя Общества возникли проблемы со здоровьем. При обращении в приемное отделение ГБУЗ ЯО "Клиническая больница им. Н.А. Семашко" у Чернобровкиной Л.И. было выявлено заболевание, требующее неотложного лечения в условиях стационара. В связи с указанным Чернобровкина Л.И. была госпитализирована в стационар ГАУЗ ЯО "Клиническая больница N 9", в котором находилась вплоть до 26 января 2023 года, в связи с чем она не могла исполнять свои функции руководителя Общества. В период с 23 января 2023 года по 30 января 2023 года, у руководителя Общества установлен период нетрудоспособности. В связи с этим, выполнить необходимые действия, направленные на подписание контракта, не представлялось возможным.
Однако Общество, вплоть до момента окончания срока подписания контракта к его заключению и исполнению готовилось.
Обществом, в соответствии с требованиями законодательство была заказана и получена банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с требованиями контракта, Обществом было разработано для утверждения цикличное меню.
Так, в соответствии с ФЗ "О контрактной системе_" N 44-ФЗ, проект контракта должен быть подписан участником закупки с помощью усиленной электронной цифровой подписью. Порядок использования электронных цифровых подписей в РФ регламентирован ФЗ "Об электронной подписи" N 63-ФЗ от 06.04.2011 года. В соответствии с указанным законом, при использовании усиленных электронных подписей участник электронного взаимодействия обязан, в т.ч. обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия. Таким образом, обеспечить подписание проекта контракта в установленный срок ООО "Военсервис" не смогло по объективным причинам, описанным выше".
Инспекция полагает, что данные доводы являются несостоятельными, поскольку ООО "Военсервис" не было лишено возможности подписать контракты и предоставить обеспечение исполнения контрактов до госпитализации директора в стационар (в период с 18.01.2023 по 23.01.2023), кроме того у общества было достаточно времени для того, чтобы разрешить возникшие трудности, обусловленные временной нетрудоспособностью директора.
Из документов не следует, что нетрудоспособность директора исключала возможность подписания контрактов посредством использования персонального компьютера и электронной цифровой подписи.
Обществом объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности подписания контрактов каким-либо иным сотрудником, не представлено. У ООО "Военсервис" имелась возможность собственными действиями позаботиться об исполнении предусмотренной законом обязанности и принять исчерпывающие меры для подписания и размещения контрактов в установленный Законом о контрактной системе срок.
В рассматриваемом случае общество, проявив должную степень заботливости и осмотрительности, имело возможность своевременно подписать контракты, однако вместо принятия необходимых мер общество накануне начала срока оказания услуг - 01.02.2023 - предложило заказчикам найти новых поставщиков.
Обстоятельств, объективно препятствующих осуществлению необходимых действий для заключения контрактов и предоставления обеспечения исполнениям контрактов в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, а также свидетельствующих о наличии непреодолимых препятствий для их совершения по причинам, не зависящим от общества, Инспекция не установила.
Принимая решение об участии в процедуре проведения электронного аукциона и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае совершения им действий (бездействия) противоречащих требованиям последнего, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем аукциона; при этом такими действиями (бездействием) не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта. В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск.
С момента признания общества победителем процедуры у последнего возникает две самостоятельных обязанности: подписание проекта контракта и представление надлежащего обеспечения; при этом неисполнение каждой из них является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Учитывая изложенное, Инспекция полагает, что в данном случае усматривается пренебрежительное отношение участника закупки к предусмотренной законодательством о контрактной системе и принятой им на себя обязанности по подписанию контракта, нетрудоспособность директора ООО "Военсервис" не может являться достаточным основанием для принятия решения о невключении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Недобросовестные действия ООО "Военсервис" привели к срыву социально-значимых закупок. По состоянию на 31.01.2022 дети, обучающиеся в МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой" могли остаться без питания вплоть до 06.02.2023. В целях недопущения данной ситуации заказчики вынуждены заключить краткосрочные контракты с иным поставщиком по более высокой цене, что повлекло за собой дополнительную финансовую нагрузку на бюджет города Ярославля.
Кроме того, Инспекция установила, что ООО "Военсервис" не в первый раз уклоняется от заключения контракта: 30.09.2020 общество уклонилось от заключения с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница N 2" государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего лечебного питания. В качестве причины неподписания контракта общество в прошлый раз также указало на внезапную болезнь директора.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В рассматриваемом случае Инспекцией не выявлено нарушений заказчиками и уполномоченным органом установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключаются контракты, а также к направлению такому участнику закупки проектов контрактов, заключению контрактов, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контрактов; не установлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, соответственно, основания для отказа во включении информации об ООО "ВОЕНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Напротив, фактические обстоятельства дела (ООО "ВОЕНСЕРВИС" не предоставило заказчику обеспечение исполнения контрактов и не подписало проекты контрактов в регламентированный законодательством срок; не представило доказательств наличия объективных причин, повлекших за собой невозможность подписания проектов контрактов) свидетельствуют о подтверждении факта наличия недобросовестности в действиях ООО "ВОЕНСЕРВИС" по неподписанию проектов контрактов на оказание услуг по организации питания с заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой".
Таким образом, Инспекцией установлен факт уклонения ООО "ВОЕНСЕРВИС" от заключения контрактов на оказание услуг по организации питания с заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой".
Включение сведений о ООО "ВОЕНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков в рассматриваемом случае является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Осуществив проверку соблюдения заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой", порядка признания ООО "ВОЕНСЕРВИС" уклонившимся от заключения контрактов на оказание услуг по организации питания (извещение N 0371300027822000907, 0371300027822000906), проверку соблюдения заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "ВОЕНСЕРВИС" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой" уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания (извещение N 0371300027822000907, 0371300027822000906), Инспекция нарушений в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 13" (ИНН 7605016506, ОГРН 1027600790447), муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 30" (ИНН 7606028180, ОГРН 1027600844490), муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 57" (ИНН 76060353320, ОГРН 1027600845447), муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 18" (ИНН 7607014600, ОГРН 1027600983695), муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой" (ИНН 7605014298, ОГРН 1027600791646), в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВОЕНСЕРВИС" (ИНН 7604250895, ОГРН 1137604016252, КПП 760601001, адрес: 150031, Ярославская область, город Ярославль, ул. Добрынина, д. 20б, помещ. 1-11; генеральный директор - Чернобровкина Любовь Ивановна (ИНН 760306186254), единственный учредитель Чернобровкин Алексей Юрьевич (ИНН 760307270533), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВОЕНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой", порядка признания общества с ограниченной ответственностью "ВОЕНСЕРВИС" уклонившимся от заключения контрактов на оказание услуг по организации питания (извещение N 0371300027822000907, 0371300027822000906) нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью "ВОЕНСЕРВИС" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
4. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиками, МОУ "Средняя школа N 13", МОУ "Средняя школа N 30", МОУ "Средняя школа N 57", МОУ "Средняя школа N 18", МОУ "Средняя школа N 32 имени В.В. Терешковой", уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания (извещение N 0371300027822000907, 0371300027822000906) нарушений в действиях субъектов контроля не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: ______.
Члены Инспекции: ______.
______.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 февраля 2023 г. N 05-03/30П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2023