Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____..>
<____..>
<____..>
<____..>
<____..>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи, направленное Заказчиком - МАДОУ "Детский сад "Снежинка" (ИНН: 8906004802) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 89/22-С от 08.12.2022 на оказание охранных услуг, (извещение о закупке N 0190300004622000261), с ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2463244329) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта (от 13.01.2023) следует, что 08.12.2022 года между ООО ЧОО "Илир" и Заказчиком заключен муниципальный контракт на оказание охранных услуг (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Исполнитель обязан оказывать охранные Услуги в срок, предусмотренный Контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с подп. 2.1.1 Контракта Исполнитель обязан оказать Услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.
Согласно п. 4.1. раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) Исполнитель оказывает услуги в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом, Техническим заданием и требованиями законодательства Российской Федерации в области охранных услуг.
В соответствии с разделом 2 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) режим оказания охранных услуг на объекте: 1 охранник; рабочие дни понедельник - пятница 07:00 до 20:00, по субботам, воскресениям и праздничным дням, включая новогодние каникулы, услуги не оказываются.
Подпунктом 4.2.2.4 раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) установлено, что Исполнитель утверждает график обхода объекта и направляет Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течение 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта.
В соответствии с подп. 2.1.5 Контракта, п. 3.3 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) Исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, должностную инструкцию частного охранника на объекте и инструкцию частного охранника на объекте по организации защиты объекта при чрезвычайных ситуациях не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг.
Руководствуясь подп. 2.4.1 Контракта Заказчик в результате проверок хода и качества оказания Услуги Исполнителем, установил и актами нарушений зафиксировал нарушения ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12.1 Закона N 2487-1, Контракта, Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), а именно:
- в нарушение п.п. 1.1, 1.2, подп. 2.1.1. Контракта, п. 4.1 раздела 4 Технического задания Исполнитель не оказал Услуги в объеме, предусмотренном Контрактом, Техническим заданием и требованиями законодательства Российской Федерации в области охранных услуг, а именно: 09.01.2023 не обеспечил охраняемый объект охранником, что зафиксировано и подтверждается актом нарушений от 09.01.2023;
- в нарушение подп. 4.2.2.4 раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) Исполнитель не утвердил график обхода объекта и не направил Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течение 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта, что зафиксировано и подтверждается актами нарушений от 16.12.2022, 19.12.2022, 20.12.2022, 21.12.2022, 22.12.2022, 23.12.2022, 26.12.2022, 27.12.2022, 28.12.2022, 28.12.2022, 29.12.2022, 30.12.2022, 08.01.2023, 09.01.2023;.
- в нарушение подп. 2.1.5 Контракта и п. 3.3 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) Исполнитель не разработал и не утвердил по согласованию с Заказчиком должностную инструкцию частного охранника на объекте и инструкцию частного охранника на объекте по организации защиты объекта при чрезвычайных ситуациях не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг, что зафиксировано и подтверждается актами нарушений от 29.12.2022, 30.12.2022, 08.01.2023 (9 фактов) и 09.01.2023 (за период с 07.01.2023 - 09.01.2023).
В адрес Исполнителя направлена претензия от 10.01.2023 N 89-175-1268/001-06/1.
По состоянию на день принятия решения Исполнитель к оказанию Услуг не приступил. Вместе с тем, на обращения Исполнителя Заказчик в установленный п. 10.5 Контракта срок направлял ответы в адрес Исполнителя.
Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, так как бездействие и умышленное неисполнение Исполнителем Контракта поставили под угрозу устойчивое функционирование образовательной организации, безопасное нахождение в образовательной организации детей, педагогов и иных лиц и привели к неисполнению образовательной организацией Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 26.01.2023 NАД/258 представил письменные возражения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Оказание охранных услуг Заказчику должно было быть обеспечено Исполнителем путем выставления на объекте охраны одного охранника в соответствии с установленным контрактом графиком (Пункт 2 технического задания).
В соответствии с пунктом 1.3 контракта с момента начала оказания услуг стороны подписывают Акт принятия объекта(ов) под охрану.
09.12.2022 года Исполнитель письмом направил Заказчику по электронной почте в соответствии с пунктом 2.1.3 контракта список охранников, которые будут задействованы в оказании охранных услуг на объекте Заказчика. Аналогичные списки охранников были направлены и в адрес других заказчиков совместной закупки.
15.12.2022 года в связи с тем, что Заказчиком в нарушение требований пункта 2.2.1 контракта Исполнитель не был обеспечен информацией необходимой для выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнителем в адрес Заказчика по электронной почте был направлен мотивированный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для оказания охранных услуг. С данным письмом Исполнителем в адрес Заказчика также были направлены заверенные копии документов на охранников из ранее направленного в адрес Заказчика списка (Удостоверение частного охранника и личная карточка охранника). Аналогичные запросы были направлены Исполнителем и в адрес других заказчиков.
Также в данных письмах Исполнитель обратил внимание заказчиков совместной закупки на пункт 4.2.2.4 технического задания в соответствии с которым охранник обязан совершать обход территории объекта и здания, и пункт 4.2.1.6 технического задания в соответствии с которым охранник обязан производить осмотр автомобильного транспорта и имущества с внесением информации в журнал регистрации въезда и выезда автомобильного транспорта при въезде и выезде с территории Заказчика. Данные требования технического задания являлись неисполнимыми, так в условиях оказания охранных услуг на объекте охраны силами одного охранника, охраннику категорически нельзя покидать пост охраны в месте обеспечения пропускного режима при входе в здание.
Аналогичная ситуация и с обязанностью охранника по постоянному контролю обстановки по камерам видеонаблюдения объекта через монитор в соответствии с пунктом 4.2.2.2. технического задания. Выполнить данную обязанность может только отдельный оператор видеонаблюдения, который контрактом не предусмотрен. При обеспечении пропускного режима с осмотром входящих и выходящих граждан, с ведением постовой документации, охранник физически не может одновременно вести постоянный контроль за камерами видеонаблюдения и не должен на них отвлекаться.
В связи с чем заказчики были проинформированы Исполнителем в своем письме, что в разрабатываемые должностные инструкции охранников на объекте охраны, данные обязанности охранника будут включены только с примечанием, что во время отвлечения охранника на совершение указанных действий, Исполнитель по контракту не несет ответственности за последствия необеспечения пропускного режима на объекте, а вся ответственность за возможные последствия необеспечения пропускного режима возлагается на Заказчика.
26.12.2022 года от Заказчика на электронную почту Исполнителя поступил ответ на запрос с предоставлением запрашиваемых документов и информации в значительном объеме. В этот же день, а также 24.12.2022 одновременно поступили ответы на запросы и от других 14 заказчиков совместной закупки. Вся полученная от Заказчиков корреспонденция в нарушение требований пункта 11.5 типового контракта об оказании охранных услуг, не была подписана уполномоченными лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". При этом она была принята в работу с надеждой на ее получение в будущем в подписанном виде.
Таким образом, Исполнитель по вине Заказчиков был лишен возможности выполнить требования пункта 2.1.5 контрактов по разработке, утверждению и согласованию с Заказчиками должностных инструкций частных охранников на объектах охраны и инструкций частного охранника на объектах по организации защиты объекта от чрезвычайных ситуаций не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг (с 01.01.2023 года). Крайним днем, когда должны были быть согласованы и утверждены инструкции являлось 26.12.2022 года, а в указанную дату Заказчиками только были предоставлены Исполнителю необходимые документы и информация для разработки инструкций. Заказчики совершенно не дали Исполнителю времени для изучения большого объема предоставленных документов и информации и соответственно для разработки на их основании инструкций.
Исполнитель сообщил, что кроме того, Заказчики в своих ответах категорически отвергли позицию Исполнителя, что охранник при обеспечении пропускного режима не может покидать пост охраны с целью совершения обходов и осмотра транспортных средств, так как в соответствии с подп. 3.2.14 Технического задания охранник вправе оставить пост охраны на время осуществления пропускного режима, при этом должен согласовать нахождение на посту дежурного администратора или ответственного по безопасности образовательной организации согласно графику дежурства. То есть заказчики предложили Исполнителю делегировать полномочия охранника по обеспечению пропускного режима в образовательном учреждении работникам заказчиков в периоды совершения обходов и осмотра транспортных средств.
Исполнитель также сообщил, что все представленные заказчиками документы и информация были изучены специалистами Исполнителя до 31.12.2022 года, после чего Исполнителем как субъектом профессиональной охранной деятельности была сформирована окончательная позиция, что Исполнитель не может гарантировать безопасность жизни и здоровья детей в образовательных учреждениях г. Муравленко, если охранники будут систематически покидать пост охраны с целью совершения обходов здания, территории, а также осмотра транспортных средств. При этом полномочия охранников по обеспечению пропускного режима на посту охраны в месте входа в здание не могут быть делегированы работникам заказчиков в указанные периоды, так как обеспечение пропускного режима является лицензированным видом деятельности, который могут осуществлять только охранные организации, имеющие соответствующие лицензии и силами частных охранников, обладающих соответствующим статусом.
В связи с этим 04.01.2023 года Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо, в котором Исполнитель проинформировал Заказчика, что охранной организацией не будет утверждена со своей стороны должностная инструкция охранника на объекте охраны, если в нее будут включены положения, обязывающие охранника покидать пост охраны с целью совершения обходов объекта охраны и его территории, а также с целью осмотра транспортных средств.
В связи с чем у Заказчика была запрошена конкретная информация, будет ли заказчиком согласована Исполнителю должностная инструкция охранника на объекте охраны, если в нее не будет включена обязанность охранников по совершению обходов объекта охраны и его территории, а также по осмотру транспортных средств, в период дежурства на объекте охраны. Аналогичные письма были направлены в адрес всех Заказчиков.
По информации Исполнителя ответ на данный запрос поступил от Заказчика и других заказчиков только 13.01.2023 года (Спустя 9 дней).
Исполнитель считает, что в данных ответах Заказчики фактически проинформировали Исполнителя о том, что ими не будет согласована Исполнителю должностная инструкция охранника на объекте охраны в случае не включения в нее обязанности охранника, предусмотренной подпунктом 4.2.2.4 технического задания по совершению обходов здания и территории, а также осмотру транспортных средств.
Таким образом, между сторонами контракта возникала ситуация невозможности согласования и утверждения должностной инструкции охранника на объекте охраны в соответствии с требованиями ст.12.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 28.12.2022) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны".
По мнению Исполнителя, это стало следствием невозможности оказания охранных услуг по контракту, так как в соответствии со статьей 12.1 Закона действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны, которой частные охранники руководствуются при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов.
Исполнитель сообщил, что без согласования и утверждения между сторонами контракта должностной инструкции охранника на объекте охраны, охранная организация не имеет возможности уведомить территориальные органы Росгвардии по месту регистрации охранной организации и месту нахождения охраняемого объекта о взятии объекта под охрану за 12 часов до начала оказания охранных услуг с предоставлением одного оригинального экземпляра согласованной инструкции и соответственно приступить к исполнению контракта. А оказание охранных услуг без должностной инструкции охранника на объекте охраны является нарушением лицензионных требований.
В этом же день 13.01.2023 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое опубликовал в Единой информационной системе в сфере закупок.
Из возражений Исполнителя следует:
- претензии Заказчика в части нарушения п.п. 1.1, 1.2, 1.3, подп. 2.1.1 Контракта, и 4.1 раздела 4 Технического задания путем непринятия объекта под охрану и не обеспечения объекта охранником являются необоснованными, так как Исполнитель не имел права принять объект под охрану без согласованной и утвержденной между сторонами контракта должностной инструкции охранника на объекте охраны;
- претензии Заказчика в части нарушения подп. 4.2.2.4. раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) путем не утверждения графика обхода объекта и не направления его Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течение 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта, являются необоснованными, и ничтожными, как не предусмотренные типовым контрактом;
- претензии Заказчика в части нарушения подп. 2.1.5 Контракта и п. 3.3 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) путем не разработки и не утверждения должностной инструкции частного охранника на объекте охраны и инструкции частного охранника на объекте по организации защиты объекта при чрезвычайных ситуациях не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг, являются необоснованными;
Исполнитель сообщил, что в отведенные 10 дней для вступления решения в законную силу он не мог ничего изменить из-за отсутствия между сторонами контракта согласия относительно обязанности охранника по совершению обходов здания, территории и осмотру транспортных средств в период обеспечения им на объекте охраны пропускного режима.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.10.4 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
08.12.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт на оказание охранных услуг, (далее - Контракт).
13.01.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.01.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 13.01.2023 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 24.01.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 24.01.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем возражения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено, что контракт на оказание охранных услуг был заключен Сторонами 08.12.2022. Согласно п. 1.2 Контракта сроки оказания услуг с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Согласно п.1.3 Контракта с момента начала оказания услуг Стороны подписывают Акт принятия объекта(ов) под охрану по форме, согласованной Сторонами (приложение N 3 к Контракту), а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (приложение N 4 к Контракту).
Согласно п. 2.1.5 Контракта Исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте и инструкцию частного охранника на объекте по организации защиты объекта при чрезвычайных ситуациях не позднее чем за 5 календарных дней до начала оказания охранных услуг.
Согласно п. 4.2.2.4. раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) Исполнитель утверждает график обхода объекта и направляет Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течении 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято ввиду неисполнения Исполнителем обязательств в объеме, предусмотренном Контрактом и Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
Исполнитель не исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, а именно:
1. Объект под охрану не принят, акт принятия объекта(ов) под охрану не подписан (п.1.3 Контракта);
2. Исполнитель не разработал и не утвердил по согласованию с Заказчиком должностную инструкцию частного охранника на объекте и инструкцию частного охранника на объекте по организации защиты объекта при чрезвычайных ситуациях (п.2.1.5 Контракта, п. 3.3 Технического задания);
3. Исполнитель не утвердил график обхода объекта и не направил Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течение 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта (п. 4.2.2.4 Технического задания);
4. Исполнителем в десятидневный срок после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и до вступления его в законную силу, не принималось ни каких мер по устранению нарушений условий контракта.
Из представленных возражений Исполнителя следует, что он по сути не согласен с условиями Контракта и Технического задания относительно обязанности охранника по совершению обходов здания, территории и осмотру транспортных средств в период обеспечения им на объекте охраны пропускного режима.
Таким образом по мнению Исполнителя Контракт содержал заведомо неисполнимые условия, которые не соответствуют типовым требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденным Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны".
Рассмотрев возражения Исполнителя по факту одностороннего расторжения контракта Комиссия считает, что установленные заказчиком требования не противоречат действующему законодательству.
Комиссия отмечает, что, принимая решение об участии в закупке, подавая заявку Исполнитель запрос о разъяснении положений аукционной документации не направлял, согласился оказать услугу на условиях, которые предусмотрены в аукционной документации и не подлежат изменению. Положения аукционной документации Исполнителем не обжаловались, что свидетельствует о том, что Исполнитель не считал положения аукционной документации противоречащими действующему законодательству.
При заключении Контрактов протоколы разногласий в части исполнения условий Контрактов и Технических заданий Исполнитель не направлял.
Комиссия установила, что Заказчиком применен типовой контракт, утвержденный приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 (далее - Приказ N 149) в полном объеме, при этом его типовые условия не изменены, не удалены, а дополнены дополнительным требованием. Условия контракта по результатам осуществления закупки, на стадии процедуры заключения контракта, согласовываются сторонами правоотношений, что не противоречит законодательству Российской Федерации и требованиям приказа N 149.
В соответствии с приложением N 2 к типовому контракту на оказание охранных услуг, утвержденным приказом N 149, содержание Технического задания определяется Заказчиком самостоятельно.
Ни Законом о контрактной системе, ни Законом N 2487-1, ни Приказом N 149 не предусмотрены ограничения по включению в Техническое задание требований к услугам, которые являются значимыми для Заказчиков, отвечают их потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций Заказчиков при соблюдении Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 12.4 приказа Росгвардии от 01.06.2020 N 149, должностная инструкция должна содержать сведения о действиях частного охранника при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ГОСТ Р 58485-2019 "Национальный стандарт РФ. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций", (далее - ГОСТ Р 58485-2019), пунктом 6.4 установлено, что должностная инструкция охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательных организаций) должна включать в себя следующие разделы: - общие положения; - права; - обязанности; - ответственность. Примечание - Порядок действий охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) при возникновении чрезвычайных ситуаций рекомендуется устанавливать в отдельной инструкции по действиям в таких ситуациях.
Порядок допуска на территорию транспортных средств предусмотрен в разделе 4, Типового положения о пропускном и внутриобъектовом режимах, Приложения А к ГОСТ Р 58485-2019. Ссылка на ГОСТ Р 58485-2019 указана в п. 5.2 Технического задания к Контракту.
Согласно п. 4.2 Приложения А к ГОСТ Р 58485-2019 при ввозе автотранспортом на территорию образовательной организации имущества (материальных ценностей) охранником образовательной организации (работником по обеспечению охраны образовательных организаций) осуществляется осмотр, исключающий ввоз запрещенных предметов.
Исполнитель условиями Контракта и Технического задания не ограничен в выборе сил и средств необходимых для исполнения Контракта надлежащим образом.
Исполнителем не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях Исполнителя признаки недобросовестности, выраженные в неисполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о наличии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения, выразившегося в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Комиссия полагает, что на момент заключения контракта у Исполнителя не имелось намерений исполнять контракт в соответствии с Техническим заданием Заказчика.
Кроме того, Комиссия приняла во внимание, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.11.2022 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО ЧОО "Илир", предложившее наименьшую цену контракта в сумме 15 870873,63 рублей (снижение цены на 41 %).
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, привело к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Комиссией установлено, что доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для приняли Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности Исполнителем не представлено.
Бездействие и умышленное неисполнение Исполнителем Контрактов обязательств поставили под угрозу устойчивое функционирование образовательных организаций, безопасное нахождение в образовательных организациях детей, педагогов и иных лиц и привели к неисполнению образовательными организациями Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дополнительно Комиссией установлено, что с 19.12.2022 сведения в отношении ООО ЧОО "Илир" содержатся в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2463244329), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Мальчиковой Екатерине Константиновне (ИНН: 246313867266), по обращению МАДОУ "Детский сад "Снежинка" (ИНН: 8906004802) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 89/22-С от 08.12.2022, (извещение N 0190300004622000261), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2463244329), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Мальчиковой Екатерине Константиновне (ИНН: 246313867266) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 февраля 2023 г. N 089/06/104-64/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2023