Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Государственный литературный музей "ХХ век" (далее - Заказчик):
ООО "Мастер-Проект" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3242-ЭП/23 от 08.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по ремонту и приспособлению для современного использования помещения и оказание услуг по проведению историко-культурной экспертизы помещения 4-Н по адресу: Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 10, лит. А (извещение N 0372200228421000015),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.09.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации по ремонту и приспособлению для современного использования помещения и оказание услуг по проведению историко-культурной экспертизы помещения 4-Н по адресу: Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 10, лит. А (извещение N 0372200228421000015) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 196 590,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 27.09.2021 N 0372200228421000015-3 победителем Аукциона признано ООО "Мастер-Проект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Мастер-Проект" заключен государственный контракт N 0372200228421000015 от 08.10.2021 на сумму 1 172 658,20 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Мастер-Проект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектной документации по ремонту и приспособлению для современного использования помещения и оказание услуг по проведению историко-культурной экспертизы помещения 4-Н по адресу: Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 10, лит. А (далее - Работы) в срок не позднее 150 дней с момента подписания Контракта (п. 2.1.2 Контракта).
Пунктом 4.4.4 Контракта установлено, что Участник обязан выполнить Работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с техническим заданием, нормативной документацией, условиями Контракта.
Однако Участник свои обязательства по Контракту исполнил ненадлежащим образом, тем самым нарушил п. 4.4.4 Контракта, а именно: нарушил срок окончания выполнения Работ и не исполнил обязательства, установленные в п.п. 4.4.7, 4.4.8 Контракта.
Согласно условиям Контракта сроки, необходимые для получения согласований в соответствующих инстанциях включены в общий срок выполнения Работ.
Дополнительным соглашением N 1 к Контракту срок выполнения Работ был изменен - не позднее 04.08.2022 г.
Пунктом 4.4.7 Контракта установлена обязанность Участника согласовать разработанную проектную документацию в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, а также в Санкт-Петербургском государственном казённом учреждении "Городской мониторинговый центр" и иных необходимых инстанциях, а также получить Акт прохождения государственной историко-культурной экспертизы (далее - ГИКЭ).
Пунктом 4.4.8 Контракта установлена обязанность Участника обеспечить получение положительного заключения Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр Государственной экспертизы" о достоверности определения сметной стоимости.
Вместе с тем по состоянию на 19.12.2022 согласования разработанной проектной документации, положительное заключение и Акт прохождения ГИКЭ отсутствуют, ввиду чего Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что выполнение Работ по Контракту было невозможно по обстоятельствам, независящим от ООО "Мастер-Проект".
В процессе исполнения обязательств по Контракту, ООО "Мастер-Проект" была выявлена невозможность продолжения выполнения Работ по следующим основаниям:
Согласно условиям Технического задания к Контракту, Работы по разработке проектной документации по ремонту и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия в части помещения 4-Н для нужд музея надлежит произвести в соответствии с Заданием КГИОП на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 01.12.2020 N 01-52-2609/20.
Помещение N 4-Н в здании г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 10, лит. А было предоставлено Заказчику на праве оперативного управления на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга N 782-РК от 14.08.2020 "Об использовании объекта по недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, улица Мира, дом 10, литера А". В указанном распоряжении помещение N 4-Н определено, как нежилое.
В процессе исполнения ООО "Мастер-Проект" обязательств по Контракту и прохождения согласования в Межведомственной комиссии и КГИОП ООО "Мастер-Проект" была установлена невозможность обеспечить соответствие результата Работ в отношении объекта требованиям ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
При таких обстоятельствах, проведение Работ, предусмотренных Техническим заданием к Контракту, не представлялось возможным, в силу невозможности соблюдения положений ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу п. 7.1.7 СП 60.13330.2020 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" системы вентиляции, обслуживающие одно или несколько помещений на одном или нескольких этажах жилых зданий следует проектировать с централизованными приточными и вытяжными установками с подачей приточного подготовленного наружного воздуха и поддержанием заданной температуры приточного воздуха. Техническим заданием и заданием на проектирование, являющимися неотъемлемой частью Контракта, разработка данного раздела не предусмотрена. При этом, согласование документации в отсутствие указанного раздела не представлялось возможным.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом.
Согласно ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Об обнаружении обстоятельств, препятствующих выполнению Работ, ООО "Мастер-Проект" уведомило Заказчика в письменном виде (исх. N 125_МП_2022 от 25.10.2022), указав на приостановление Работ по Контракту до представления Заказчиком разъяснений относительно выполнения Работ с учетом выявленных обстоятельств и/или порядок устранения указанных обстоятельств.
Между тем, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления исполнения обязательств по Контракту, препятствующие выполнению Работ, не были устранены Заказчиком.
При этом, согласно п. 3 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
29.11.2022 Заказчик предложил Участнику расторгнуть Контракт по соглашению сторон без осуществления оплаты за выполненные частично Участником Работы. Участник не согласился на расторжение Контракта без оплаты выполненных им Работ (письмо N 166_МП_2022 от 07.12.2022) и предложил осуществить оплату частично выполненных по Контракту Работ, после чего Заказчик принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в связи с нарушением Участником сроком исполнения Контракта.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Работы были приостановлены Участником с 25.10.2022, учитывая отсутствие возможности выполнения Работ по обстоятельствам, которые не зависели от Участника, решение Заказчика об отказе от исполнения указанного Контракта в одностороннем порядке является неправомерным.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Мастер-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Мастер-Проект" предпринимались активные действия для исполнения Контракта, умысла в уклонении от исполнения Контракта у ООО "Мастер-Проект" не было.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Мастер-Проект" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Мастер-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Мастер-Проект" (ИНН: 7814664028), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 февраля 2023 г. N РНП-78-246/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023