Резолютивная часть решения оглашена "13" февраля 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" февраля 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Соловьева Н.А.,
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" (далее - ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко", Заказчик) - _____..,
общества с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - Общество, Поставщик) - ____...,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 21.10.2022 N 0164200003022003068_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" (вх. от 06.02.2023 N 645-ЭП/22) о направлении сведений об ООО "Континент" (129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, дом 8, корпус 1А, ЭТ 1 П V К 5 ОФ 2, ИНН 7708359960, КПП 770801001) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним расторжением контракта от 21.10.2022 N 0164200003022003068_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий по причине существенного нарушения ООО "Континент" условий контракта.
Рассмотрение жалобы назначено на 10.02.2023.
После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 13.02.2023.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе документы и сведения, а также сообщил обстоятельства неисполнения ООО "Континент" заключенного контракта от 21.10.2022 N 0164200003022003068_52288 и обоснования причин его расторжения, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 12.5 контракта Заказчик 23.01.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Континент" в материалы дела представлены информация и документы, подтверждающие, что исполнение контракта оказалось невозможным, в связи с задержкой товара производителем - ООО "Реабилитик", с которым заключен дистрибьюторский договор от 13.07.2021 N13-07/2021.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 21.10.2022 N 0164200003022003068_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, заключенного с ООО "Континент", рассмотрев представленные материалы, документы закупки, заслушав пояснения Заказчика и Поставщика, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам проведения аукциона в электронной форме N 0164200003022003068 между Заказчиком и Поставщиком 21.10.2022 был заключен контракт N 0164200003022003068_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий на сумму 2 160 000,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - кроватей больничных (код ОКПД 2 - 32.50.50.190) (далее - "Оборудование") в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги".
1.2. Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели (описание объекта закупки) - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту)".
В статье 5 контракта определен порядок поставки оборудования и документация.
"5.1. Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в место, указанное в п. 1.3. Контракта, до 01.12.2022 с учетом срока, предусмотренного п.6.3. Контракта".
Однако, в установленный контрактом срок, оборудование поставлено не было.
В связи с неисполнением Поставщиком принятых на себя обязательств по контракту, 02.12.2022 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещена претензия (в соответствии с требованиями ч. 16 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ), с установлением срока исполнения обязательств по контракту - 5 (пять) дней.
Ответ на указанную претензию Поставщиком не предоставлен.
13.12.2022 Заказчиком в единой информационной системе размещена повторная претензия с установлением срока исполнения обязательств по контракту - 10 (десять) дней. Ответ на указанную претензию Поставщиком также не предоставлен.
10.01.2023 Заказчиком в единой информационной системе размещена повторная претензия с установлением срока исполнения обязательств по контракту - 3 (три) дня. Ответ на указанную претензию Поставщиком не предоставлен.
Таким образом, по состоянию на 23.01.2023 поставка Оборудования по контракту не осуществлена, обязательства Поставщика не исполнены.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.5 контракта предусмотрено, что "Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным действующим гражданским законодательством для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
23.01.2023 ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" в соответствии с ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктом 12.5 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.10.2022 N0164200003022003068_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, заключенного с ООО "Континент".
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 23.01.2023.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 02.02.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об ООО "Континент" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно письму Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее - санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр. Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций. К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
ООО "Континент" представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемым обстоятельствам, в которых указало следующее.
"Общество к поставке предлагало медицинские кровати в количестве 15 штук производства ООО "Реабилитик" российского происхождения. ООО "Реабилитик" является надежным производителем медицинских кроватей. Между ООО "Континент" и ООО "Реабилитик" заключен дистрибьюторский договор N13-07/2021 от 13.07.2021. Для исполнения контракта 24.10.2022 ООО "Реабилитик" направлена заявка-спецификация на поставку товара. По причине сложной геополитической ситуации ООО "Реабилитик" задержало отгрузку кроватей.
Задержка в сроках поставки связана с несколькими, одновременно существующими факторами, на которые ссылается ООО "Реабилитик": "1) проблемы с комплектующими для ремонта техники иностранного производства. Из строя вышел лазерный станок производства Германии. Фирма, обеспечивающая комплектующие и ремонт данного станка, ушла с российского рынка. На данный момент заказан лазерный станок китайского производства. 2) в связи с частичной мобилизацией из 15 работающих сварщиков были мобилизованы 6 человек. На данный момент производится поиск новых сотрудников, что потребует определенного времени. 3) возникли проблемы с комплектующими для сборки кроватей. Ранее поставляемые комплектующие болгарского и итальянского производства были прекращены. Производство аналогов на территории Российской Федерации отсутствует. На данный момент заключены контракты с китайскими поставщиками, нормализация работы с которыми потребует также определенного времени 4) китайские поставщики комплектующих также временно прекратили поставку, так как в месте нахождения их предприятия (Шанчэн, район в Чжэцзяне, Китайская Народная Республика) был объявлен режим эпидемической опасности, в связи с чем введен локдаун. Безусловно осознавая важность и необходимость полного и своевременного исполнения договорных обязательств, в то же время, просит вас принять во внимание существующие в текущем периоде явления и факторы, оказывающие негативное влияние на производственную и хозяйственную деятельность. Однако поставка товара в данный срок не смогла быть осуществлена
19.12.2022 ООО "Континент" направило в адрес ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" письмо о том, что поставка кроватей возможна только в срок не позднее 01 февраля 2023 года. Поставить кровати в срок до 31 декабря 2022 года не представляется возможным, в связи с изложенным мы предложили расторгнуть контракт 0164200003022003068_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий от "21" октября 2022 году по соглашению сторон.
В ответ ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" направило письмо от 23 декабря 2022 N9902 о том, что оно готово расторгнуть контракт по соглашению сторон, если ООО "Континент" выплатит компенсацию в размере 240 000 рублей.
Письмом от 27 декабря 2022 года ООО "Континент" написало: "Рассмотрев Ваше письмо о расторжении контракта от 23 декабря 2022 года N9902 предлагаем выплатить Вам компенсацию, при расторжении контракта N0164200003022003068_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий от "21" октября 2022 года в сумме 50000 рублей.
Письмом от 25 января 2023 года мы написали ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" о том, что поставка возможна в срок не позднее 15 марта 2023 года.
Однако, 23 января 2023 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (по инициативе Заказчика).
Таким образом, ООО "Континент" предприняло все меры для надлежащего исполнения контракта. Однако, в связи с текущей ситуацией в стране не имеет возможности исполнить контракт в согласованные сроки".
В дополнение к изложенному, Поставщиком представлено письмо ООО "Реабилитик" от 13.12.2022, в котором производитель поясняет следующее: "контракт с китайской компанией на поставку комплектующих заключен в начале октября 2022 года. Закупку части комплектующих согласовали в октябре 2022 года, на остальную часть в ноябре 2022. Поставка части комплектующих была произведена в декабре 2022 года. Другую часть комплектующих не поставили в связи с отменой рейса транспортной компанией. Согласно переводу данного письма транспортная компания пишет: "Уважаемый партнер: Первоначальный план был Y87425/15.дек.Рейс 2022 года был отменен по независящей от нас причине. Наша компания как можно скорее согласует обработку и организует транспортировку, чтобы решить эту проблему и обеспечить отправку товара, наша компания приносит глубокие извинения за неудобства, причиненные всем партнерам". На данный момент, вторая часть комплектующих не поставлена. Согласно сообщениям китайской компании поставка будет осуществлена до конца февраля 2023 года. Таким образом, мы планируем полностью возобновить сборку кроватей Rebq4el с принадлежностями по ТУ 32.50.30-005-27127705-2019 до конца февраля 2023 года".
Так же, Поставщиком представлен запрос в адрес ООО "Реабилитик" от 29.09.2022 о подтверждении возможности поставки кроватей медицинских в количестве 15 штук, срок поставки- не позднее 25 ноября 2022 года, на который 30.09.2022 (исх. Д30.09.22) от ООО "Реабилитик" было получено подтверждение.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что односторонний отказ Заказчика от исполнения рассматриваемого контракта свидетельствует о существенном нарушении Поставщиком условий контракта.
Однако, представленные в материалы дела информация и сведения не позволяют сделать вывод о наличии в действиях ООО "Континент" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта, или несоблюдения его условий. ООО "Континент" представлены доказательства объективной невозможности исполнения принятых на себя обязательств, что не может свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено, комиссией не установлено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь статьёй 95, статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" (вх. от 06.02.2023 N 645-ЭП/23) в отношении ООО "Континент" (129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, дом 8, корпус 1А, ЭТ 1 П V К 5 ОФ 2, ИНН 7708359960, КПП 770801001) и его генерального директора Смирновой Юлии Викторовны, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
С.В. Мазаева |
|
|
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Н.А. Соловьева
Исп. Соловьева Н.А.,
тел. 8(4752) 71-36-00 вн. 068-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 февраля 2023 г. N 068/10/104-73/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023