рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту (возведение забора) для нужд ФКУЗ "МСЧ МВД России по Удмуртской Республике" в 2023 году" (номер извещения в ЕИС - 0313100007423000005, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
10.02.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N1078/23).
Согласно жалобе, срок исполнения контракта, указанный в извещении о проведении Аукциона (в печатной форме), не соответствует сроку исполнения контракта, указанному в проекте контракта извещения; в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлено два требования, связанных с отсутствием информации в Реестре недобросовестных поставщиков (по ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571); в извещении указано, что в составе заявки должны содержаться документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при этом конкретные документы, которые необходимо представить, в извещении не указаны; пп. 7 п. 2.1 части 1 извещения о проведении Аукциона не соответствует действующей редакции п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе; в извещении о проведении Аукциона неправомерно содержится требование о предоставлении в составе заявки ценового предложения.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что жалоба подана Заявителем 10.02.2023, т.е. когда у Заказчика отсутствовали законные основания внести изменения в извещение о проведении Аукциона для устранения нарушений, указанных в жалобе, содержащихся в извещении о проведении Аукциона, по своей инициативе, с учетом ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе. В Аукционе фактически приняли участие три хозяйствующих субъекта, среди которых не было Заявителя, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении Аукциона и об отсутствии объективных препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе. Доказательств, подтверждающих невозможность подать заявку на участие в Аукционе, со стороны Заявителя не представлено.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
01.02.2023 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 951 351,50 рублей.
13.02.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 14.02.2023, поступило три заявки на участие в Аукционе, признанные соответствующими установленным требованиям.
1.Рассмотрев довод жалобы о том, что срок исполнения контракта, указанный в извещении о проведении Аукциона (в печатной форме), не соответствует сроку исполнения контракта, указанному в проекте контракта извещения, Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В печатной форме извещения о проведении Аукциона указано, что срок исполнения контракта составляет 0 календарных дней.
Согласно п. 3.1 проекта контракта извещения о проведении Аукциона срок выполнения работ составляет 40 календарных дней с момента получения заявки от Заказчика.
Таким образом, фактически в печатной форме извещения и проекте контракта извещения о проведении Аукциона указаны разные сроки исполнения контракта, что не соответствует положениям ч. 3 ст. 7 и п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, так как по смыслу данных статей Закона в извещении о проведении Аукциона должна указываться достоверная информация о сроке исполнения контракта, которая не допускает разночтений.
С учетом изложенного, Заказчик нарушил положения ч. 3 ст. 7 и п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлено два требования, связанных с отсутствием информации в Реестре недобросовестных поставщиков (по ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571), Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 (далее - Постановление N2571) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В извещении о проведении Аукциона установлено, что установлены требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также указано об установлении требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Таким образом, в извещении о проведении Аукциона указано одновременно два требования, в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и пп. "б" п. 1 Постановления N2571, которые не противоречат друг другу, так как требование по ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе включает в себя случай, предусмотренный пп. "б" п. 1 Постановления N2571, в связи с чем вышеуказанный довод жалобы является необоснованным.
3. Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении Аукциона указано, что в составе заявки должны содержаться документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при этом конкретные документы, которые необходимо представить, в извещении не указаны, Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурентной закупке должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Согласно пп. "н" п. 6.1 части 1 извещения о проведении Аукциона документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Как следует из пояснений Заказчика на заседании Комиссии, а также из письменных пояснений Заказчика, фактически от участников Аукциона не требовалось предоставление каких-либо документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленных в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (по причине фактического отсутствия таких установленных требований), следовательно, фактически от участников Аукциона не требовалось предоставление каких-либо документов в соответствии с пп. "н" п. 6.1 части 1 извещения о проведении Аукциона, несмотря на то, что данные документы указаны в данном пункте извещения о проведении Аукциона.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушено положение п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
4. Рассмотрев довод жалобы о том, что пп. 7 п. 2.1 части 1 извещения о проведении Аукциона не соответствует действующей редакции п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
В извещении о проведении Аукциона не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное действующей редакцией п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, вместо этого в пп. 7 п. 2.1 части 1 извещения о проведении Аукциона установлено требование, которое содержалось в редакции п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, действовавшей до 01.01.2023.
Со стороны Заказчика факт не соответствия пп. 7 п. 2.1 части 1 извещения о проведении Аукциона действующей редакции п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не отрицается.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
5. Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении Аукциона неправомерно содержится требование о предоставлении в составе заявки ценового предложения, Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, предложение участника закупки о цене контракта.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона.
В силу ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 ст. 49 Закона) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона).
В соответствии с пп. 3 п. 6.1 части 1 извещения о проведении Аукциона заявка на участие в Аукционе должна содержать, в том числе предложение участника закупки о цене контракта.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, т.к. в ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе не предусмотрено предоставление в составе заявки на участие в электронном аукционе ценового предложения (по п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе), в связи с тем, что ценовые предложения делаются участниками закупки уже в ходе проведения непосредственно торгов (процедура подачи ценовых предложений в соответствии с ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе).
С учетом вышеизложенного, жалоба признается обоснованной в части первого, третьего, четвертого и пятого доводов.
При принятии настоящего решения учитывается, что Заявитель не подавал заявку на участие в Аукционе, не предоставил достаточных доказательств, подтверждающих реальность своих намерений участвовать в Аукционе, либо наличие объективных препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе, в данной ситуации не имеется оснований полагать, что Заявитель не мог стать победителем по Аукциону в связи с наличием спорных положений извещения о проведении Аукциона.
На участие в Конкурсе подано три заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции и объективных препятствий для составления и подачи заявки на участие в Аукционе.
В связи с вышеизложенным, оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений не установлено, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения Аукциона.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу <_> на положения извещения о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту (возведение забора) для нужд ФКУЗ "МСЧ МВД России по Удмуртской Республике" в 2023 году" (номер извещения в ЕИС - 0313100007423000005) частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Удмуртской Республике" нарушения ч. 3 ст. 7, п. 9 ч. 1 ст. 31, п. 8 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16 февраля 2023 г. N 018/06/106-142/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023