рассмотрев обращение ГБУ ПК "Дубровский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Печатно-текстильная компания" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку постельных принадлежностей (подушек) (изв.N 1056500004422000011),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 1056500004422000011 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку постельных принадлежностей (подушек). Начальная (максимальная) цена контракта - 286 732,20 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 09.02.2023 N 1228/23) рассмотрение обращения было назначено на 13.02.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15.02.2023 г. с целью принятия решения. Резолютивная часть решения была оглашена при участии представителя ООО "Печатно-текстильная компания".
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
05.03.2022 г. между Заказчиком и ООО "Печатно-текстильная компания" (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку постельных принадлежностей (подушек). Цена контракта - 100 307,90 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 25.01.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что п. 1.3., 1.4. Контракта установлены сроки поставки товара: с 01.08.2022 г. по 31.08.2022 г. Согласно Техническому заданию с приложением N1 и Спецификации (Приложение N1 и N2 к Контракту) к поставке требовались подушки с наполнителем - искусственный лебяжий пух, соответствующие общим требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации для данного вида товара, обязательным требованиям: ГОСТ 10581-91 "Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение"; ГОСТ Р 55857-2013 "Одеяла и покрывала стеганые. Подушки. Общие технические условия". 16.08.2022 г. товар в количестве 340 шт. подушек Поставщиком поставлен с привлечением транспортной компании, разгружен на склад Заказчика. Товаросопроводительные документы были приложены к товару на бумажном носителе: счет- фактура 22081202 от 12.08.2022 г., транспортная накладная б/н от 12.08.2022 г., копия декларации о соответствии. Также указанные документы были сформированы, подписаны и размещены Поставщиком с использованием единой информационной системы в сфере закупок. 23.08.2022 г. в составе приемочной комиссии Заказчика в приемке товара отказано в виду его несоответствия характеристикам, указанным в Контракте. Мотивированный отказ от приемки товара направлен Поставщику в электронный адрес, заказным письмом, а также размещен с использованием единой информационной системы в сфере закупок. В письме от 26.08.2022 г. исх.03-03-04/482 Поставщику было предложено в срок до 31.08.2022 г. заменить поставленный товар на соответствующий характеристикам, указанным в Контракте. В установленный срок требование Заказчика о замене товара исполнено не было, Поставщиком посредством единой информационной системы повторно сформированы и направлены Заказчику документы о приемке товара - счет-фактура N22081202 от 15.11.2022 г., а также возражения относительно отказа в приемке товара.12.12.2022 г. Поставщику было повторно отказано в приемке товара на основании заключения экспертизы товара NГН-13 от 07.12.2022 г., проведенной сторонней организацией с соблюдением требований Закона о закупках и надлежащем уведомлении Поставщика о месте и времени ее проведения. 12.12.2022 г. мотивированный отказ от приемки товара, копия экспертного заключения, требование-претензия о замене товара и оплате расходов на проведенную экспертизу направлены в электронный и почтовый адрес Поставщика, а так же размещены в единой информационной системе. Поставщик был предупрежден о возможном принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. В установленный срок 19.12.2022 г. требования Заказчика Поставщиком удовлетворены не были, направлены возражения относительно заключения эксперта.
Согласно представленной в адрес Комиссии копии заключения АНО "СоюзЭкспертиза Пермь" от 07.12.2022 г. N ГН-13 поставленный Поставщиком товар - подушки не соответствует требованиям Контракта по показателю "наполнитель - лебяжий пух", по наличию производственного дефекта и несоответствия маркировки требованиям ГОСТ Р 55857-2013 "Одеяла и покрывала стеганые. Подушки. Общие технические условия".
Поскольку на 25.01.2023 г. Поставщиком товар, предусмотренный условиями контракта поставлен не был, замена несоответствующего товара не произведена, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 25.01.2023 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 2594600548322000027 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 25.01.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 06.02.2023 г. Обращение о включении ООО "Печатно-текстильная компания" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта было направлено в адрес Пермского УФАС России 08.02.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Поставщика указал, что требования к Товару установлены в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту. В соответствии с п. 2.1. Технического задания товар должен соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации для данного вида товара, в том числе обязательным требованиям:
- ГОСТ 10581-91 "Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение";
- ГОСТ Р 55857-2013 "Одеяла и покрывала стеганые. Подушки. Общие технические условия".
В соответствии с п. 2.2. Технического задания поставляемый товар должен быть новым, с не истекшим сроком годности.
В соответствии с п.3. Технического задания установлены требования к упаковке и поставке товара:
- Товар поставляется в таре и упаковке, соответствующей государственным стандартам, техническим условиям, другой нормативно-технической документации, предъявляемым к данному виду товара.
- Упаковка товара должна быть прочной, сухой, без нарушения целостности, со специальной маркировкой, обеспечивать сохранность товара при перевозке и хранении, выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
- Маркировка каждой единицы тары (упаковки) Товара должна быть нанесена хорошо читаемым шрифтом, на русском языке и содержать информацию согласно действующему законодательству Российской Федерации.
- Поставщик своими силами и за свой счет обеспечивает поставку товара путем доставки, отгрузки (передачи) и подъема на этаж по адресу поставки.
- Поставляемый товар (каждая партия товара) должен сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность товара, предусмотренными законодательством Российской Федерации для данного вида товара.
В сроки, установленные в Контракте, а именно 16.08.2022 г., Поставщик произвел поставку товара в полном объеме, что указано в представленном Заказчиком обращении, в акте об отказе от приемки от 23.08.2022 г., подписанном уполномоченными лицами Заказчика. В указанному акте Заказчиком установлены следующие характеристики товара:
- размер 70 х 70 см;
- ткань верха поплекс 100 % ПЭ;
- наполнение 100 % ПЭ;
- масса наполнителя 700 г.;
- имеется штрихкод.
В указанном акте Заказчиком не было указано никаких замечаний в отношении тары и упаковки, специальной маркировки, сохранности товара при перевозке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, наличия сопровождающих документов, даты изготовления, функциональных, технических и качественных характеристик - размера, состава ткани и наполнителя. К акту были приложены фотографии товара, на которых видны ярлыки товара с реквизитами поставщика и обязательной маркировкой, с информацией о наполнителе и ткани верха и штрихкодом, и фотография с неким неизвестным материалом без обозначения и пояснения. Приложенные Заказчиком фотоматериалы подтверждают соответствие поставленного товара всем условиям, указанным в Контракте. Также в акте указаны замечания комиссии Заказчика, которые Заказчик посчитал достаточными основаниями для отказа от приемки:
- подушка имеет пустоты, синтепон не распределен равномерно;
- наполнитель сильно синтезирован, скрипит в руках.
Вместе с тем, ни в Контракте, ни в одном нормативном документе не содержится такой характеристики товара, как наличие или отсутствия скрипа, или степень синтезированности. Также законодательно никак не регулируется распределение наполнителя товара. Таким образом, указанные замечания носят сугубо субъективный характер, никак не относятся к условиям приемки, не могут являться критериями соответствия или несоответствия товара условиям ГОСТов и Контракта, и не могут являться основаниями для отказа от приемки, т.к. это противоречит нормам и правилам, указанным в ст. 33, 34, 95 Закона о закупках. 01.09.2022 г. Поставщик направил Заказчику письмо, в котором отказался признать основания для отказа, и приложил Декларацию Евразийского экономического союза о соответствии товара NRUД-RU.TP06.В.02037/19, дата регистрации 23.07.2019 г. Относительно экспертизы товара Поставщик указал, что только 11.11.2022 г., т.е. через три месяца, Заказчик принял решение провести экспертизу ранее поставленного Поставщиком Товара, и обратился в АНО "Союзэкспериза - Пермь". Все три месяца товар хранился у Заказчика при неизвестной температуре и влажности, в неизвестных условиях, которые могли оказать влияние на состояние товара и его пригодность к использованию. Также Поставщик не согласен с выводами экспертного заключения. В соответствии с п.3.5. Контракта для проведения экспертизы экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. При этом ни Заказчик, ни АНО "Союзэкспериза - Пермь" не запрашивали у Поставщика никаких дополнительных документов.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Печатно-текстильная компания" не представлено.
Так, в адрес Комиссии представлена декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.ТР06.В.02037/19 от 23.07.2019 г. на постельные принадлежности для взрослых, в том числе, подушки торговых марок "Сирень", "Стильный дом", "Bellino Home", "Moon Room", "Этель", "Доляна". Комиссия отмечает, что хоть из указанной декларации следует, что подушки соответствуют требованиям ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", иных документов, подтверждающих соответствие поставленного Поставщиком товара требованиям Контракта, в том числе копий экспертиз, проведенных по инициативе Поставщика, не представлено.
В то же время, Комиссия не может не принять во внимание выводы АНО "СоюзЭкспертиза Пермь" указанные в заключении от 07.12.2022 г. N ГН-13 о несоответствии поставленного товара требованиям Контракта. Как указано в п. 2.2.2 заключения от 07.12.2022 г. N ГН-13 идентифицировать наименование производителя у большинства подушек, а также установить принадлежность к торговой марке, указанной в декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.ТР06.В.02037/19 от 23.07.2019 г. не представляется возможным.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "Печатно-текстильная компания" нарушены условия исполнения Контракта.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Печатно-текстильная компания" (143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Советская, д. 36, литера н-н1, ИНН 5001108856, КПП 500101001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения об учредителе ООО "Печатно-текстильная компания" - ООО "СК Групп" (ИНН 7721781610, КПП 500101001), о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Печатно-текстильная компания", Хоние Виталии Владимировиче (ИНН 502413933038) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Печатно-текстильная компания", о единственном учредителе ООО "СК Групп", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Печатно-текстильная компания", Хоние В.В. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Печатно-текстильная компания", о единственном учредителе ООО "СК Групп", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Печатно-текстильная компания", Хоние В.В. из реестра недобросовестных поставщиков считать 20.02.2025 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-67 от 15.02.2023 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-67 от 15.02.2023 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
06.02.2023 |
08.02.2023 |
08.02.2023 |
- |
08.02.2023 |
15.02.2023 |
15.02.2023 |
- |
20.02.2023 |
20.02.2023 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 февраля 2023 г. N РНП-59-67
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023