Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный университет" Апарина П.Ш. по доверенности от 23.11.2022 N 113/22, Мартынова Н.В. по доверенности от 17.02.2023 N 08/23, Михайлова Д.В. по доверенности от 11.10.2022 N 94/22, Морозова В.Е. по доверенности от17.02.2023 N 09/23, Чирнинова А.М. по доверенности от 20.02.2023 N 07/23,
в отсутствие представителя заказчика - Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/103 по обращению заказчика - Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее также - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Тихоокеанский государственный университет" 2725006620) (далее - ФГБОУ ВО "ТОГУ") на основании решения Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2023 по делу N А73-13456/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ФГБОУ ВО "ТОГУ" на основании решения Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2023 по делу N А73-13456/2022.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Правила), принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
По результатам торгов на выполнение работ по доработке проектно-сметной документации "Демонтаж здания хлорного цеха бывшего предприятия ОАО "Амурскбумпром" и рекультивация территории в промышленной зоне г.Амурска (Извещение N 0122300013819000077), проведенных заказчиком - Администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края, победителем торгов признано ФГБОУ ВО "ТОГУ" (единственная заявка) с ценой контракта 8 879 695,66 рублей (НМЦК составляет 8 879 695,66 рублей).
Между заказчиком и ФГБОУ ВО "ТОГУ" (далее также - Подрядчик) 29.07.2019 заключен контракт N 21 на выполнение работ по доработке проектно-сметной документации "Демонтаж здания хлорного цеха бывшего предприятия ОАО "Амурскбумпром" и рекультивация территории в промышленной зоне г.Амурска (реестровый номер 3270600997919000035) (далее также - контракт), с ценой контракта 8 879 695,66 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по доработке проектно-сметной документации "Демонтаж здания хлорного цеха бывшего предприятия ОАО "Амурскбумпром" и рекультивация территории в промышленной зоне г. Амурска" (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 1.2 контракта объем выполняемых Работ установлен в соответствии с Технической частью.
Согласно п. 2.1 контракта цена контракта составляет 8 879 695,66 рублей.
Срок выполнения (завершения) Работ установлен: с момента заключения контракта до 01.03.2020. Досрочное исполнение предусмотрено условиями контракта. Место выполнения Работ: Российская Федерация, по месту нахождения Подрядчика с выездом на местность в пределах места нахождения объекта. г. Амурск, Хабаровский край, пр.Мира, 55, географические координаты 50°13'36.6''N/136°53'30.5''Е (п.п. 5.1, 5.2 контракта).
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п.п. 4.4.1, 4.4.2 контракта Подрядчик обязан в течение 10 дней после заключения контракта письменно проинформировать Заказчика о начале выполнения Работ. Выполнить Работы в соответствии с Технической частью, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и нормативными актами Хабаровского края в части состава, содержания и оформления результатов Работы.
Согласно п. 4.4.5 контракта в течение 2-х рабочих дней после истечения срока, установленного, в Разделе 5 "Сроки, место и условия выполнения работ" настоящего контракта передать Заказчику разработанную и прошедшую госэкспертизу проектную документацию по Объекту в количестве экземпляров, предусмотренных Технической частью.
В силу п. 6.1 контракта результатом выполненных по настоящему контракту Работ являются проектно-сметная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, положительные заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектно-сметной документации и /или заключение о достоверности сметной стоимости, рабочая документация (далее - проектная документация). Приемка выполненных Работ по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется на основании акта сдачи-приемки проектной продукции.
Согласно п. 6.2 контракта по окончании выполнения Работ Подрядчик обязан сообщить Заказчику о готовности к сдаче результата выполненных по контракту Работ и представить Заказчику в срок не позднее 2-х рабочих дней с момента окончания срока выполнения Работ подписанный Подрядчиком акт сдачи-приемки проектной продукции с приложением к нему материалов, предусмотренных Технической частью.
П. 6.10 контракта установлено, что Работы считаются принятыми с момента подписания Сторонами акта сдачи-приемки проектной продукции. Работы не могут быть приняты Заказчиком до получения положительного заключения обязательной в силу норм Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертизы проектной продукции.
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2.1 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки выполнения Работ более чем на 30 дней.
В соответствии с п. 11.1 контракта настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 10.03.2020 включительно, а в части действия банковской гарантии + 1 месяц, в части гарантийных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. В этот срок входит: срок исполнения работ Подрядчиком до 01.03.2020 + 2 рабочих дня для передачи документации Заказчику до 04.02.2020 + 10 рабочих дней на приемку Заказчиком результатов работ до 18.02.2020 + 15 рабочих дней на оплату выполненных работ до 08.03.2020.
Дополнительным соглашением N 1 от 26.09.2019 внесены изменения в п. 11.1 контракта, согласно которому настоящий контракт вступает в силу в действие с момента его подписания сторонами и действует до 08.04.2020 включительно. А в части действия банковской гарантии + 1 месяц, в части гарантийных обязательств - до полного их исполнения сторонами. В этот срок входит: срок исполнения работ подрядчиком до 01.03.2020 + 2 рабочих дня для передачи документации заказчику до 04.03.2020 + 10 рабочих дней на приемку заказчиком результатов работ до 18.03.2020 + 15 рабочих дней на оплату выполненных работ до 08.04.2020.
Как установлено материалами дела, в установленный контрактом срок работы Подрядчиком не выполнены, Подрядчиком допущено три нарушения обязательства, предусмотренных контрактом, а именно: нарушение графика производства работ:
1. выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерноэкологических и гидрометеорологических изысканий на объекте до 15.09.2019;
2. доработка проектно-сметной документации "Демонтаж здания хлорного цеха бывшего предприятия ОАО "Амурскбумпром" и рекультивация территории в промышленной зоне г. Амурска" до 15.11.2019;
3. получение положительных заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации в соответствии с требованиями градостроительного и природоохранного законодательства до 01.03.2020.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
04.09.2019 Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо N 026/232, согласно которому в связи с превышением норм выпадения атмосферных осадков в период июль, август 2019 в г. Амурске Хабаровского края и повышения уровня реки Амур выше критического уровня, распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 N 623-рп от был введен режим чрезвычайной ситуации в границах городского округа 4 А73-13456/2022 "Город Комсомольск-на-Амуре", площадка бывшего предприятия хлорного центра подверглась затоплению.
Подрядчик просил перенести начало полевых работ по инженерным изысканиям на время освобождения площадки от затопления.
Письмом от 13.09.2019 N 01-23-7644 заказчик отказал в продлении сроков выполнения работ.
Письмом N 026/279 от 23.09.2019 Подрядчик повторно просил рассмотреть вопрос о продлении сроков выполнения работ до 30.04.2020.
В письме N 01-23-5075 от 04.10.2019 заказчик указал, что согласно постановлению администрации городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района от 12.09.2019 N 387 "О внесении изменений в постановление администрации "Город Амурск" от 06.09.2019 N 374 "Об утверждении Перечня инфраструктуры, находящейся в зоне затопления (подтопления) на территории городского поселения "Город Амурск", здание хлорного цеха бывшего предприятия ОАО "Амурскмубпром" не входит в перечень объектов, подлежащих подтоплению в период ЧС, в связи с чем измененный график производства работ, предложенный Подрядчиком не согласован.
28.02.2020 письмом N 026/88 Подрядчиком в адрес истца было направлено письмо с просьбой продлить срок выполнения работ до 31.05.2020 в связи с длительной процедурой прохождения экспертизы. В письме Подрядчик также указал, что несмотря на введенный режим чрезвычайной ситуации, он продолжает проведение работ по контракту, проведены изыскательские работы, осуществляются работы для получения положительного экспертного заключения.
03.03.2020 заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия о нарушении срока выполнения работ.
Письмом от 06.04.2020 Подрядчик сообщил заказчику, что 03.04.2020 в адрес Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора направлено заявление и комплект проектной документации для прохождения государственной экологической экспертизы.
28.05.2020 заказчик сообщил, что комплект документации прошел проверку комплектности материалов и удовлетворяет установленным требованиям (письмо от 12.05.2020).
Платежным поручением N 287643 от 27.05.2020 заказчиком оплачена государственная экспертизы.
07.09.2020 Приамурским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утверждено заключение экспертизы, согласно которому проектная документация не отвечает требованиям природоохранного законодательства РФ и инструктивно-методологических документов в области охраны окружающей среды.
Получив отрицательное заключение экспертизы, Подрядчик приступил к устранению замечаний.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 г. N 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный экологический оператор" (ФГУП "ФЭО") определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории России.
29.10.2020 заказчиком в адрес ФГУП "ФЭО" направлено письмо о предоставлении информации:
- сведения о наличии у ФГУП "ФЭО" возможности принять отходы грунта и строительных конструкций, загрязненные ртутью (по результатам лабораторных исследований - отходы II и IV класса опасности для окружающей среды соответственно) для обезвреживания и предполагаемое место приема-передачи отходов для расчета логистической схемы;
- сведения для принятой для обезвреживания отходов технологии демеркуризации грунтов и строительных конструкций, производственной мощности объекта обезвреживания;
- сведения о предполагаемом тарифе на прием вышеназванных отходов для определения сметной стоимости работ;
- имеются ли у ФГУП "ФЭО" возможности самостоятельной транспортировки отходов от места рекультивации.
В письме от 16.12.2020 N 11/386 Подрядчик просил заказчика продлить срок выполнения работ до 31.12.2021.
Письмом от 09.09.2021 Приамурским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сообщено, что представленные материалы соответствуют представленным требованиям.
12.01.2022 Подрядчику выдано отрицательное заключение экспертизы, в замечаниях указано, что в лицензии, выданной ФГУП "ФЭО" не указан земельный участок в г. УсольеСибирское как место осуществления деятельности, на которое проектными решениями предлагается транспортировать опасные отходы.
В лицензии, выданной ФГУП "ФЭО" отсутствует обезвреживание как вид разрешенной деятельности на предлагаемые проектом к передаче отходы: грунт при ликвидации разливов ртути, загрязненный ртутью, мусор от сноса и разборки производственных зданий, загрязненный ртутью и ее соединениями.
В письме от 26.01.2022 N 11/14 Подрядчик сообщил заказчику о получении отрицательного заключения экспертизы и своем намерении его обжаловать, поскольку действия федерального оператора, его возможностей, задач и полномочий, должны являться предметом другой государственной экспертизы. Альтернативы по передаче отходов нормативными актами не предусмотрено.
В письме от 25.03.2022 N 11/56 Подрядчик уведомил заказчика о том, что доработка и устранение замечаний не представляется возможным, ввиду отсутствия у федерального оператора лицензии и о принятии решения о расторжении контракта.
Вместе с тем, как установлено ходе рассмотрения дела, Подрядчик после 09.09.2021 не мог повлиять на сроки проведения экспертизы, а после получения отрицательного заключения экспертизы, в котором были выявлены замечания, Подрядчик не мог их устранить ввиду того, что в лицензии, выданной ФГУП "ФЭО", отсутствует обезвреживание как вид разрешенной деятельности на предлагаемые проектом к передаче отходы: грунт при ликвидации разливов ртути, загрязненный ртутью, мусор от сноса и разборки производственных зданий, загрязненный ртутью и ее соединениями.
Согласно ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
В связи с тем, что обязательства по контракту Поставщиком не исполнены, Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ФГБОУ ВО "ТОГУ" о расторжении государственного контракта и о взыскании неустойки в размере 2 079 664,83 рублей, штрафа в размере 3 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Как следует из решения Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2023 по делу N А73-13456/2022, контракт не исполнен Подрядчиком по независящим от него обстоятельствам.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС Россиине усматривает оснований для включения сведений об ФГБОУ ВО "ТОГУ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с чем, принимает решение об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
П. 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, а также об отсутствии со стороны ФГБОУ ВО "ТОГУ" умышленного неисполнения условий контракта.
Следовательно, отсутствуют основания для включения сведений об ФГБОУ ВО "ТОГУ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края в отношении ФГБОУ ВО "ТОГУ", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 февраля 2023 г. N РНП-68 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - подрядчик - проектно-сметная документация - сроки выполнения работы - рекультивация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023