Резолютивная часть объявлена 09 марта 2023 года
Изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года г. Курск
Инспекцией Курского УФАС России на основании ч.3, ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N1576), приказа заместителя руководителя Курского УФАС России N41 от 07.02.2023 г. в период с 08.02.2023 г. по 21.02.2023 г. (включительно), приказа заместителя руководителя Курского УФАС России N61 от 27.02.2023 г. о продлении срока проведения внеплановой проверки до 10.03.2023 г. (включительно),Инспекцией Курского УФАС России в составе:
<_>проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - муниципальным учреждением Администрацией города Щигры Курской области требований ФЗ "О контрактной системе..." при исполнении контракта Nб/н от 10.01.2022 на "Приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица являющегося застройщиком, в строящемся многоквартирном доме в г. Щигры Курской области для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда" (ИКЗ: 213462800408246280100100300034120412).
Основание для проведении внеплановой проверки - обращение Управления Федерального казначейства по Курской области (вх. N181 от 17.01.2023 г).
Заседание Инспекции по рассмотрению обращения УФК по Курской области было назначено на 21.02.2023 в 15 часов 30 минут (Уведомление Курского УФАС России N378 от 07.02.2023).
В ходе рассмотрения 21.02.2023 обращения (заявления) УФК по Курской области, в связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки действий заказчика - муниципального учреждения Администрации города Щигры Курской области Инспекцией Курского УФАС России принято решение о продлении срока проведения внеплановой проверки на 10 рабочих дней (приказ Курского УФАС России N61 от 27.02.2023 г.).
Информация о продлении срока проведения внеплановой проверки размещена в Единой информационной системе и направлена по адресам сторон. Заседание Инспекции назначено на 09 марта 2023 года в 16 часов 30 минут.
Заказчиком в материалы проверки представлены дополнительные документы и мотивированное объяснение.
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/9372754995, в отсутствии представителя заказчика - муниципального учреждения Администрации города Щигры Курской области, в отсутствии представителя УФК по Курской области.
Согласно обращению УФК по Курской области, заказчиком при исполнении контракта Nб/н от 10.01.2022 на "Приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица являющегося застройщиком, в строящемся многоквартирном доме в г. Щигры Курской области для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда" (ИКЗ: 213462800408246280100100300034120412) нарушены требования законодательства РФ о контрактной системе в части увеличения срока исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что 10.01.2022 г. между заказчиком - муниципальным учреждением Администрации города Щигры Курской области и ООО "ИСК "ДОБРЫЙ ДОМ" заключен муниципальный контракт Nб/н от 10.01.2022 на "Приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица являющегося застройщиком, в строящемся многоквартирном доме в г. Щигры Курской области для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда" (реестровый номер контракта: 3462800408222000001).
Согласно п. 4.2.1 муниципального контракта Nб/н от 10.01.2022, поставщик обязуется зарегистрировать право собственности Поставщика на Квартиры и передать Квартиры Покупателю в срок не позднее "01" октября 2022 года в порядке, установленном Контрактом.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 ФЗ "О контрактной системе...", при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как подтверждается материалами дела, 16.09.2022 г. в адрес заказчика поступило письмо от ООО "ИСК "ДОБРЫЙ ДОМ" (исх. N131 от 16.09.2022) с просьбой продлить сроки сдачи квартиры в срок до 01 декабря 2022 г. в связи с тем, что "в следствии проведения специальной военной операции и нестабильной обстановкой в стране, сроки поставки товаров, оборудования, материалов от поставщиков значительно увеличились, в связи с этим этапы строительных работ приостановились".
Письмом от 20.09.2022 г. заказчик согласовал ООО "ИСК "ДОБРЫЙ ДОМ" продление срока сдачи квартир до 01 декабря 2022, и в последующем между заказчиком - муниципальным учреждением Администрацией города Щигры Курской области и ООО "ИСК "ДОБРЫЙ ДОМ" 30.09.2022 г. было заключено дополнительное соглашение N2 к муниципальному контракту Nб/н от 10.01.2022, согласно которому:
"1. в п. 4.2.1. слова "в срок не позднее "01" октября 2022 года" заменить словами "в срок не позднее "01" декабря 2022 года".
2. в Приложении N1 к муниципальному контракту по тексту слова "Срок поставки товара (срок передачи жилых помещений (квартир): жилые помещения (квартира) передаются "Поставщиком" по Акту приема-передачи с момента заключения муниципального контракта, но не позднее 01 октября 2022 года" заменить словами "Срок поставки товара (срок передачи жилых помещений (квартир): жилые помещения (квартира) передаются "Поставщиком" по Акту приема-передачи с момента заключения муниципального контракта, но не позднее 01 декабря 2022 года"".
Таким образом, сторонами дополнительным соглашением N2 от 30.09.2022 г. к муниципальному контракту Nб/н от 10.01.2022 были изменены существенные условия контракта.
При этом, в дополнительном соглашении N2 от 30.09.2022 г. отсутствуют ссылки на действующие нормативные правовые акты, на основании которых у заказчика и возникает такое право на его заключение.
Согласно письменному объяснению муниципального учреждения Администрации города Щигры Курской области, представленному в материалы дела (вх. N1028-ЭП/23 от09.03.2023), изменение существенных условий контракта в части увеличения срока исполнения контракта осуществлялось заказчиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...".
Однако, согласно п. 9 ч. 1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Предметом же контракта в соответствии с п. 1.1. муниципального контракта Nб/н от 10.01.2022 является купля-продажа, а именно: обязанность продать, а Покупателя купить и принять в собственность муниципального образования "город Щигры" Курской области (далее - собственность) жилые помещения (благоустроенные квартиры) на территории г. Щигры Курской области для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, соответствующие требованиям, изложенным в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), расположенные в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, находящегося на земельном (ых) участке(ах) по адресу: Российская Федерация, Курская область, город Щигры, право собственности Поставщика на которые на дату заключения Контракта не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, но по условиям Контракта возникнет у Поставщика в будущем в порядке и на условиях, установленных Контрактом, соответствующие требованиям действующего законодательства (далее - Квартиры), а Покупатель обязуется принять и оплатить принятые Квартиры в порядке и на условиях, установленными Контрактом. Многоквартирный(е) дом(а), строительство которого(ых) не завершено, в котором(ых) находятся Квартиры, далее по тексту Контракта именуется(ются) "Объект(ы)".
Таким образом, предметом муниципального контракта Nб/н от 10.01.2022 не являются выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с чем, положения п. 9 ч. 1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе..." не применимы по отношению к муниципальному контракту Nб/н от 10.01.2022.
Согласно ч. 65.1 ст. 112 ФЗ "О контрактной системе...", по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В материалы дела ни заказчиком, ни ООО "ИСК "ДОБРЫЙ ДОМ" не представлены документы и сведения, подтверждающие, что исполнение контракта в срок, установленный п. 4.2.1 муниципального контракта Nб/н от 10.01.2022 (не позднее "01" октября 2022 года), оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Кроме того, как подтверждается материалами дела, и не отрицается заказчиком в письменных объяснениях (вх. N1028-ЭП/23 от09.03.2023), решение местной администрации об увеличении срока исполнения контракта Nб/н от 10.01.2022 Администрацией города Щигры Курской области в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 ФЗ "О контрактной системе..." не принималось.
При таких обстоятельствах, заказчиком - Администрацией города Щигры Курской области изменен срок исполнения контракта, что является существенным условием исполнения контракта, с нарушением требований п. 9 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 ФЗ "О контрактной системе...".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
Признать заказчика - муниципальное учреждение Администрацию города Щигры Курской области нарушившим требования п. 9 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 14 марта 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023