Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференции обращение государственного учреждения Тульской области "Сервис" (далее - Заказчик, Учреждение, ГУ ТО "Сервис") (вх. N 1813/23 от 03.03.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТПРОМСНАБ" (далее - Общество, ООО "ИНВЕСТПРОМСНАБ", Поставщик) (ИНН 3665122822; 394040, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Крейзера, д. 4 А, офис 4) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 18.10.2022 N Ф.2022.5465 на поставку рубашек мужских (закупка N 0366200035622005465) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- Худойкина Д.В. - представителя Общества на основании доверенности;
в отсутствие представителей Заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку рубашек мужских (закупка N 0366200035622005465) (далее - Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке размещено 27.09.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена Контракта составляет 694 800,00 рублей.
18.10.2022 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 277 560,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется в установленный срок поставить Заказчику рубашки мужские (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), Описанием объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, и с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) к поставке необходим следующий товар:
N п/п |
Наименование поставляемого товара |
Краткое описание поставляемого товара |
Наименование страны происхождения товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество |
Цена за единицу, руб. коп. |
Сумма, руб. коп. |
1. |
Рубашка |
Рубашка мужская классическая с длинным рукавом |
Россия |
Штука |
180 |
790,97 |
142 374,60 |
2. |
Рубашка |
Рубашка мужская классическая с коротким рукавом |
Россия |
Штука |
180 |
751,03 |
135 185,40 |
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
277 560,00 |
Согласно пункту 4 Приложения N 2 к Контракту, Поставщик до начала поставки товара обязан осуществить уточнение размеров поставляемого товара путем проведения замеров сотрудников Заказчика, а также согласовать с Заказчиком образцы поставляемого товара. Примерный размерный ряд поставляемого товара представлен в Приложении N1 к Описанию объекта закупки "Примерный размерный ряд поставляемого товара".
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Контракта срок поставки товара: с момента заключения Контракта по 31.03.2023. Поставка товара осуществляется партиями по предварительной заявке Заказчика (по факсограмме, телефонограмме или устно, с последующим письменным подтверждением) в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения заявки от Заказчика. Последняя заявка от Заказчика поступает не позднее 01.03.2023. Поставка товара осуществляется транспортом и силами поставщика с осуществлением погрузо-разгрузочных работ. Упаковка товара и грузовая тара должны обеспечивать сохранность товара, исключать его порчу и уничтожение при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах и хранении. Поставщик должен уведомить заказчика о времени и дате поставки товара телефонограммой или по факсимильной связи в соответствии с пунктом 4.2.3 Контракта.
Поставщик осуществляет поставку товара силами, средствами и транспортом поставщика или средствами третьих лиц к месту нахождения заказчика (место поставки): г. Тула, Бухоновский переулок, д. 10 (склад).
Разделом 5 Контракта определен следующий порядок приемки товара:
"5.1. Приемка товара осуществляется Заказчиком с участием представителя Поставщика по месту поставки товара.
5.2. В день поставки одновременно с товаром Поставщик направляет Заказчику сопроводительные документы, относящиеся к товару, указанные в пункте 6.5 Контракта, сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещенный в единой информационной системе Поставщиком документ о приемке, документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, счет, товарную(ые) накладную(ые) либо УПД.
5.3. Приемка товара по количеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6, в части, не противоречащей условиям Контракта.
5.4. Приемка товара по качеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7, в части, не противоречащей условиям Контракта.
5.5. Приемка товара в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 20 (двадцати) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 10 (десяти) рабочих дней), со дня поставки товара и поступления с использованием единой информационной системы в сфере закупок Заказчику документов, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Контракта.
При приемке товара Заказчик обязан провести экспертизу в части соответствия поставленного товара условиям Контракта. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
5.6. В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае установления по результатам экспертизы факта поставки товара ненадлежащего качества, Поставщик обязан компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Заказчика.
5.7. При наличии надлежащим образом оформленных документов, указанных в п.5.2. Контракта, и при отсутствии претензий относительно качества, количества, ассортимента, комплектности и других характеристик товара, Заказчик не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) осуществляет приемку поставленного товара, по результатам которой подписывает (в случае создания приемочной комиссии члены приемочной комиссии подписывают и Заказчик утверждает) документ о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, направляет Поставщику и размещает в единой информационной системе.
5.8. При выявлении недостатков поставленного товара Заказчик не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) направляет Поставщику сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещенный в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке, содержащий перечень несоответствий поставленного товара условиям Контракта с указанием срока их устранения, а также даты повторной приемки товара.
5.9. В случае выявления недостатков поставленного товара Поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки в срок, указанный в мотивированном отказе, и направить Заказчику отчет об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также подписанный Поставщиком документ о приемке для принятия Заказчиком поставленного товара в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
5.10. В случае если по результатам рассмотрения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара Заказчиком принято решение о фактическом устранении Поставщиком недостатков в надлежащем порядке, Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также документа о приемке, принимает поставленный товар, подписывает документ о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, направляет Поставщику и размещает в единой информационной системе.
5.11. В случае если по результатам рассмотрения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара принято решение о не устранении выявленных недостатков поставленного товара Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
5.12. Обязательство Поставщика по поставке товара считается исполненным с момента удостоверения факта надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего Контракта, а именно с даты подписания Заказчиком документа о приемке без замечаний".
Разделом 4 Контракта закреплены права и обязанности сторон.
В частности, закреплены следующие обязанности Поставщика:
"4.2.1. Осуществить поставку товара, указанного в пункте 1.1 Контракта, в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
4.2.2. В срок, установленный в письменном запросе Заказчика, предоставлять информацию о ходе исполнения принятых на себя обязательств.
4.2.3. В целях организации экспертизы товара и его приемки, уведомить Заказчика о готовности к передаче товара не позднее, чем за 1 (один) день до момента его доставки к месту поставки.
4.2.4. Предоставить надлежаще оформленные документы, предусмотренные пунктом 5.2 Контракта".
Из представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, пояснений Заказчика и Поставщика установлено следующее.
Заказчик направил в адрес Общества заявку на поставку товара, во исполнение которой 06.12.2022 Обществом осуществлена поставка товара Заказчику (61 рубашка мужская с длинным рукавом на основании заявки Заказчика), в единой информационной системе размещены документы о приемке (документ о приемке N 368 от 06.12.2022).
09.12.2022 Заказчиком составлен и направлен Поставщику посредством единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке мужских рубашек по Контракту (далее - Мотивированный отказ), в котором Заказчик указал, что в соответствии с пунктом 5.5. Контракта Заказчиком была проведена внутренняя экспертиза поставленного по Контракту товара на соответствие условиям Контракта и требованиям технических регламентов, стандартам и другим нормативным и техническим документам.
В результате проведенной внутренней экспертизы Заказчиком установлен ряд несоответствий, отраженных в Мотивированном отказе.
На основании вышеизложенного Заказчик не принял поставленный товар и просил Поставщика исполнить условия Контракта и осуществить поставку товара в срок до 20.12.2022 в полном объеме и строгом соответствии с условиями Контракта.
Возражений на Мотивированный отказ от Общества, равно как и отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара в адрес Заказчика не поступало.
В связи с тем, что в установленный в Мотивированном отказе срок товар в адрес Заказчика поставлен не был, Учреждением 22.12.2022 в адрес Общества направлена претензия-требование, в которой Заказчик требовал исполнить обязательства по поставке товара и осуществить такую поставку в полном объеме и в кратчайшие сроки. Ответ на данную претензию от Общества в адрес Заказчика не поступил.
10.01.2023 Заказчиком в адрес Общества направлена повторная претензия-требование, в которой, в том числе ГУ ТО "Сервис" просит Поставщика исполнить условия Контракта и поставить товар в кратчайшие сроки, в полном объеме.
20.01.2023 в ответ на претензию от 10.01.2023 Поставщик сообщил Заказчику, что гарантирует поставку товара в надлежащем объеме в феврале 2023 года.
27.01.2023 Общество сообщило Заказчику, что 30.01.2023 Поставщиком будут представлены образцы изделий по Контракту.
31.01.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо, в котором Поставщик сообщает, что 30.01.2023 Заказчику переданы образцы рубашек, просит дать обратную связь для согласования представленных изделий и дальнейших действий Общества.
03.02.2023 Заказчик сообщил Обществу, что предоставленные 30.01.2023 ООО "ИНВЕСТПРОМСНАБ" образцы рубашек в количестве 6 (шести) штук не соответствуют требованиям Приложения N2 Описание объекта закупки к Контракту:
- на четырех рубашках из шести не предоставляется возможным определить размерный ряд изделий (не указаны рост и размер воротника);
- на всех предоставленных образцах выявлено, что на бирках, вшитых в рубашки, отсутствует обязательная информация, определенная требованиями Контракта, без которой невозможно проверить соответствие поставленного товара декларации.
На основании изложенного Заказчик просил осуществить поставку товара в соответствии с условиями Контракта не позднее 15.02.2023.
07.02.2023 Общество сообщило Заказчику, что Поставщик не согласен с выявленным Заказчиком несоответствием товара условиям Контракта, так как Заказчиком нарушен порядок приемки товара. Общество указывает, что поставленный товар является товаром надлежащего качества и полностью соответствует условиям Контракта.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что порядок приемки образцов товара Контрактом не определен.
По состоянию на 20.02.2023 Поставщиком товар, отвечающий условиям Контракта, Заказчику поставлен не был.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного (от двух и более раз) нарушения Поставщиком сроков поставки товаров;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении Поставщиком Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Поставщиком.
Вследствие того, что Поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по поставке товара Заказчик 20.02.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение сформировано с использованием единой информационной системы 20.02.2023 в 12:34 (МСК) и поступило в адрес Общества 20.02.2023 в 12:34 (МСК).
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Поставщика о принятии Заказчиком такого решения, и до момента вступления указанного решения в силу, Поставщиком не были предприняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Таким образом, посчитав, что Решение вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.
Общество в материалы дела представило пояснения, в которых указало, что Поставщик предпринимал необходимые меры для надлежащего исполнения Контракта, однако не смог его исполнить из-за действий Заказчика, так как Заказчик нарушил положения Контракта о проведении экспертизы товара - Заказчик не предоставил никаких документов подтверждающих проведение экспертизы (акта о проведении экспертизы или экспертного заключения), учитывая изложенное Общество полагает, что Заказчик необоснованно отказал в приемке товара и необоснованно отказался от исполнения Контракта.
Представитель Общества указал, что Поставщик точно и добросовестно исполнял Контракт, не имел умысла на его неисполнение. Для этого Поставщик:
- поставил первую партию товара;
- предпринимал действия для разрешения ситуации с отказом в приемке;
- поставщик имеет декларацию ЕЭС о соответствии товара требованиям о
безопасности.
Общество также представило фотоматериалы, которые, по словам представителя Поставщика, свидетельствуют о качестве поставленных Заказчику образцов товара.
Представитель Общества просил информацию о ООО "ИНВЕСТПРОМСНАБ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что никаких доказательств, свидетельствующих, о том, что именно данный товар, запечатленный на фотоматериалах, был поставлен Заказчику, Комиссии представлено не было.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара является существенным для договора поставки.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (пункт 4 статьи 523 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка предусмотренного Контрактом товара надлежащего качества в установленный Контрактом срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Кроме того, Комиссия отмечает, что между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 277 560,00 рублей, что является снижением начальной (максимальной) цены Контракта на 60 процентов.
Вместе с тем, своими действиями Поставщик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, по мнению Заказчика, это должно повлечь наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения.
Ввиду данных фактов Комиссия приходит к выводу о том, что Решение не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пунктам 1-2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Поставщика вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих, в том числе случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Поставщика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Поставщиком условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе, не допущено.
2. При поставке товара 06.12.2022 Заказчиком была проведена внутренняя экспертиза, результаты которой отражены в Мотивированном отказе, направленном Заказчику посредством единой информационной системы.
Выявленные Заказчиком недостатки поставленного товара Обществом не устранены, отчет об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также подписанный поставщиком документ о приемке для принятия Заказчиком поставленного товара в порядке, предусмотренном Контрактом - в адрес Заказчика не направлен.
3. Последующих поставок товара, отвечающего условиям Контракта, Общество не осуществило (30.01.2023 Обществом осуществлена поставка образцов товара), несмотря на то, что Заказчик неоднократно давал возможность Поставщику исполнить Контракт.
4. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Поставщиком условий Контракта.
5. Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; равно как не представлено доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Так как Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "ИНВЕСТПРОМСНАБ" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТПРОМСНАБ" (ИНН 3665122822; 394040, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Крейзера, д. 4 А, офис 4; генеральный директор / участник (учредитель): Демченков Станислав Александрович, ИНН 366219837703) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТПРОМСНАБ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению N 1).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.03.2023 |
07.03.2023 |
03.03.2023 |
0 |
03.03.2023 |
13.03.2023 |
13.03.2023 |
0 |
16.03.2023 |
15.03.2023 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 13 марта 2023 г. N 071/10/104-251/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023