Резолютивная часть решения оглашена "7" марта 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" марта 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова" (далее - ТОГБУЗ "ГДП Коваля г. Тамбова", Заказчик) - <_>,
индивидуального предпринимателя <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта от 28.11.2022 N0864500000222003626_60621 в связи с существенным нарушением условий контракта, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение ТОГБУЗ "ГДП Коваля г. Тамбова" (вх. от 28.02.2023 N 1161-ЭП/23) о направлении сведений об индивидуальном предпринимателе <_> для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 15.02.2023 от исполнения контракта от 28.11.2022 N0864500000222003626_60621 на поставку расходных материалов и реагентов к гематологическому анализатору MicroCC-20 Plus, в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения.
ИП представила письменные документированные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 14.03.2022 N 1524).
Заседание Комиссии Тамбовского УФАС России назначено на 06.03.2023. После объявленного перерыва, рассмотрение продолжилось 07.03.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 28.11.2022 N0864500000222003626_60621 на поставку расходных материалов и реагентов к гематологическому анализатору MicroCC-20 Plus, рассмотрев материалы Заказчика и предпринимателя, документы закупки, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0864500000222003626 ТОГБУЗ "ГДП Коваля г. Тамбова" 28.11.2022 заключило с ИП контракт на поставку расходных материалов и реагентов к гематологическому анализатору MicroCC-20 Plus на сумму 114 578,35 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 1.2 контракта: "Наименование, количество и характеристики Товара (описание объекта закупки) указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту)".
Согласно п. 5.2 контракта: "Сроки поставки Товара (этап поставки товара):
1 поставка: с 29 ноября по 08 декабря 2022 года,
2 поставка: с 10 января по 20 января 2023 года,
3 поставка: с 15 мая по 30 мая 2023 года,
4 поставка: с 15 сентября по 30 сентября 2023 года в соответствии с условиями Контракта согласно Графика поставки (Приложение N 2) к Контракту".
Согласно п. 5.6 контракта: "Срок годности Товара, при его наличии, должен соответствовать нормативно-технической документации производителя. Остаточный срок годности, при его наличии, содержится в спецификацией (Приложение N1 к контракту)".
Согласно Приложению N1 контракта "Спецификация", в том числе, по позиции 5 "Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал" Соединенные Штаты Америки, установлено: "Остаточный срок годности на момент поставки составляет 3 месяца".
Статья 6 контракта содержит порядок и срок приемки:
"6.1. Поставщик не позднее 3 (три) рабочих дня после поставки товара, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в Контракт идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место оказания услуг, информацию о Поставщике, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона, единицу измерения оказанных услуг;
б) наименование Товара;
в) информацию о количестве Товара;
г) стоимость исполненных Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу Товара;
д) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона.
6.2. К документу о приемке, предусмотренному пунктом 6.1 настоящего Контракта, должны прилагаться электронные образы бумажных документов: товарной накладной и/или универсального передаточного документа, которые считаются его неотъемлемой частью и счет на оплату Товара. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, предусмотренная пунктом 6.1. настоящего Контракта, содержащаяся в документе о приемке.
6.3. Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
6.4. Приемочная комиссия Заказчика не позднее шести рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
б) после подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает их в единой информационной системе.
6.5. Датой поступления Поставщику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик.
6.6. В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе безвозмездно устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе в течение 5 рабочих дней, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона.
6.7. Датой приемки поставки Товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком".
ИП поставка товара в рамках 1 этапа поставки товара по контракту была осуществлена 07.12.2022 и 15.12.2022 по товарной накладной от 29.11.2022 N 47 на сумму 13238 руб.
ИП 07.12.2022 и 15.12.2022 был размещен в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) пакет сопроводительных документов на поставленный товар, в том числе, счет на оплату от 29.11.2022 N 47, товарная накладная от 29.11.2022 N 47, акт приема-передачи товара, регистрационное удостоверение на товар от 25.07.2012 N ФСЗ 2011/09524, инструкция по применению комплекта реагентов "Юни-Гем" для анализа форменных элементов крови и гемоглобина на различных гематологических анализаторах по ТУ 9398-247-45399867-2006.
09.12.2022 Заказчик в ходе визуальной проверки товара обнаружил несоответствия внешнего вида поставленного товара фотографическому изображению, размещенному на сайте Росздравнадзора, а именно: на полученных реагентах были дополнительно нанесены наклейки со штрих кодами, которые отсутствуют на фотографических изображениях официального источника, также в комплекте поставки отсутствовали инструкция по применению поставленных реагентов и паспорт изделий. В связи с указанными недостатками поставленного товара Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС мотивированный отказ от 09.12.2022 N 1514 от приемки товара по контракту.
ИП в ответ на мотивированный отказ от 09.12.2022 письменно сообщила Заказчику (исх. от 15.12.2022 N 40), что считает поставленный товар по накладной от 29.11.2022 N 47 соответствующим качественным и техническим характеристикам контракта, а наличие дополнительной наклейки на упаковке товара не являющимся основанием для отказа в приемке товара. ГОСТом 17527-2020 не запрещено наносить дополнительные наклейки на упаковку товара, дополнительная этикетка в виде штрих-кода была наклеена поставщиком для предоставления дополнительной информации потребителю. Указание Заказчика на отсутствие в комплекте документов инструкции по применению поставленных реагентов, предприниматель считает, необоснованным, потому что данный документ находится внутри каждой транспортной упаковки производителя.
20.12.2022 Заказчик, осуществив повторную приемку поставленного товара и подтвердив ранее выявленные недостатки товара, отказал предпринимателю в подписании акта приема-передачи товара и потребовал поставить товар в соответствии с условиями контракта (письмо Заказчика от 20.12.2022 N 1556).
Согласно информации ЕИС 24.01.2023 предпринимателем была осуществлена поставка товара в рамках второго этапа поставки товара по товарной накладной от 18.01.2023 N 22 на сумму 33 117 руб. и товарной накладной от 18.01.2023 N 23 на сумму 6 457 руб., размещены сопроводительные документs на поставленный товар.
30.01.2023 Заказчик осуществил приемку поставленного товара по второму этапу контракта, в процессе которой выявил следующие несоответствия поставленного товара, условиям контракта:
"- товар по позиции "Подсчет клеток крови ИВД", дата поставки 24.01.2023, срок годности установлен до 04.03.2023, однако согласно п. 5.6 контракта и Спецификации (Приложение N1 к контракту) остаточный срок годности на момент поставки должен составлять 3 месяца. Кроме того, регистрационное удостоверение реагента (далее - РУ) не соответствует регистрационному удостоверению, приложенному поставщиком в заявке на участие в закупке;
- по остальным позициям в комплекте поставки отсутствует инструкция по применению поставленных реагентов, а также паспорт изделия, что является неотъемлемой частью комплекта реагентов, что делает невозможным использование поставленного товара по назначению".
Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от 30.01.2023 N 85 от приемки товара с предложением в течение 5 рабочих дней устранить вышеуказанные выявленные недостатки.
14.02.2023 предприниматель в ответ на мотивированный отказ Заказчика от 30.01.2023 сообщил, что в информационном письме официального и эксклюзивного дистрибьютора контрольных материалов производства "R&D Systems Inc.", США на территории Российской Федерации ООО "ЦИТО" (исх. от 15.12.2022) указано, что данный производитель в связи с усилением санкционного давления США объявил о приостановке поставок своей продукции на территорию РФ, вследствие чего поставка партий калибраторов и контрольных материалов, запланированные на декабрь 2022 года, не состоится. ИП было принято решение во избежание остановки лечебного процесса произвести поставку Заказчику контрольной крови производства "Streck" Рага 12 Extend, страна происхождения США. Согласно информации официального представителя на территории РФ компании ООО "Бизнес Технологии" в сети интернет опубликован график поставки и номера лотов гематологического контроля. В соответствии с графиком поставки рассматриваемого контракта поставщик должен осуществить второй этап поставки с 10 января по 20 января 2023 года. В силу взятых на себя обязательств ИП осуществила поставку контрольной крови со сроком годности до 03.04.2023 по товарной накладной N23 от 18.01.2023 на сумму 6457 руб., которая была получена Заказчиком 24.01.2023. Остаточный срок данного товара составил 74 дня вместо 90 дней. В силу отсутствия более свежей контрольной крови на период исполнения 2 этапа поставки у Поставщика отсутствовала возможность поставить контрольный материал с более длительным остаточным сроком годности. Данная ситуация не изменилась и на текущий момент. В связи с данным фактом у Поставщика отсутствует возможность осуществить поставку контрольного материала с остаточным сроком годности более 90 дней.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.2 контракта Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик 15.02.2023 на основании чч. 1,2 ст. 523 Гражданского Кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с ИП Данное решение размещено в ЕИС и получено поставщиком 15.02.2023.
Предприниматель, не согласившись с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направил Заказчику письмо (исх. от 20.02.2023 N 21) с указанием причин несогласия и предложением отменить решение от 15.02.2023 об одностороннем расторжении контракта, а также принять и оплатить товар, который соответствует условиям контракта.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока предприниматель не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение вступило в законную силу 27.02.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту в) части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав представленные документы и материалы сторон, установила следующее.
В материалы дела ИП представлена копия письма официального и эксклюзивного дистрибьютора контрольных материалов производства "R&D Systems Inc.", США на территории Российской Федерации ООО "ЦИТО" (исх. от 15.12.2022), в котором информируется, что данный производитель в связи с усилением санкционного давления США объявил о приостановке поставок своей продукции на территорию Российской Федерации, вследствие чего поставка партий калибраторов и контрольных материалов, запланированные на декабрь 2022 года, не состоится.
Данное обстоятельство относится к обстоятельствам непреодолимой силы, которое повлияло на невозможность ИП исполнить рассматриваемый контракт в части поставки Заказчику контрольной крови по позиции 5 Спецификации "Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал" Соединенные Штаты Америки с остаточным сроком годности на момент поставки 3 месяца, что в силу пункта в) части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 является основание для принятия контрольным органом решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно информационного письма Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 "О направлении информации о применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 417": "к обстоятельствам непреодолимой силы относится введение: политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц; иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. Следовательно, невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков".
В ходе рассмотрения дела установлено, что предпринимателем размещена в ЕИС инструкция по применению комплекта реагентов "Юни-Гем" для анализа форменных элементов крови и гемоглобина на различных гематологических анализаторах по ТУ 9398-247-45399867-2006, подписанная электронной подписью ИП, что соответствует требованиям ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе и разделу 6 контракта.
Довод Заказчика об отсутствии в представленных поставщиком документах паспорта изделия является необоснованным, поскольку данный документ не предусмотрен контрактом в перечне документов, необходимых предоставлять при поставке товара.
Наличие дополнительной наклейки на упаковке товара не является надлежащим основанием для отказа в приемке товара, поскольку не запрещено действующим законодательством.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для включения сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков при исполнении контракта.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ТОГБУЗ "ГДП Коваля г. Тамбова" в отношении индивидуального предпринимателя <_>, реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Руководитель комиссии |
|
В.В. Иванов |
Члены комиссии |
|
Н.Е. Козлова |
|
|
Т.В. Четверткова |
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 13 марта 2023 г. N 068/10/104-130/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023