резолютивная часть решения объявлена 03.03.2023 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществлению контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
, на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий Министерства по делам национальностей и общественным проектам КБР (далее - Заказчик) при заключении контрактов:
- N29-2022 от 02.06.2022 г. "Организация и проведение межрегионального краеведческого фестиваля "Страницы истории КБР"" (Реестровый номер контракта - 2072501481122000008);
- N31-2022 от 01.06.2022 г. "Оказание услуг по организации и проведению мероприятий в рамках празднования Дня России" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000008);
- N39-2022 от 12.09.2022 г. "Услуги по организации и проведению мероприятия "Республиканская военно-спортивная игра "Казачьи игры" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000017);
- N44-2022 от 24.10.2022 г. "Оказание услуг по организации участия делегации из Кабардино-Балкарской Республики в III Всероссийском форуме "Народы России" в г. Москва" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000020);
- N45-2022 от 24.10.2022 г. "Услуги по организации и проведению VII Международной просветительской акции "Большой этнографический диктант" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000021);
- N49-2022 от 05.12.2022 г. "Оказание услуг по организации участия делегации из Кабардино-Балкарской Республики в форуме "Языковая политика в Российской Федерации" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000027); (далее - Контракты 1-6),
Установила:
Кабардино-Балкарским УФАС России (далее - Управление) в рамках осуществления полномочий, возложенных на Управление, получена информация, свидетельствующая о признаках допущенных Заказчиком нарушений при заключении контрактов.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В целях реализации части 2 статьи Закона N46-ФЗ, Правительством Кабардино-Балкарской Республики принято постановление от 21 марта 2022 г. N 66-ПП "Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и порядка их осуществления", (далее - Постановление N66).
Согласно пункта 1 Постановления N66 по 31 декабря 2022 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в следующих случаях (если применение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих затрат времени, нецелесообразно в связи с экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций):
а) осуществление закупки для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд в целях реализации мероприятия, предусмотренного федеральной адресной инвестиционной программой, государственной программой Российской Федерации, национальным (региональным) проектом;
б) осуществление закупки за счет средств бюджетных кредитов из федерального бюджета республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
в) осуществление закупки в целях строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов капитального строительства, линейных объектов;
г) закупка компьютерного, коммутационного, серверного, коммуникационного, электрического оборудования, оргтехники, оборудования аудио-, видео-конференц-связи, в том числе запасных частей, расходных материалов и комплектующих к указанному оборудованию, генераторов переменного тока, программных продуктов, в том числе лицензий (продление срока действия лицензий), услуг по разработке новых, доработке имеющихся программных продуктов и информационных систем, по сертификации и аттестации программных продуктов, информационных систем и оборудования, а также товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий;
д) закупка товаров, работ, услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, в том числе шин, запасных частей и принадлежностей, комплектующих, расходных материалов.
Пунктом 2 Постановления N66 установлено что, при осуществлении заказчиком закупки для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:
а) заказчиком издается акт, в котором указываются:
-решение заказчика о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением;
-подпункт пункта 1 настоящего постановления, на основании которого заключается контракт;
-причинно-следственная связь между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
-обстоятельства, подтверждающие ограниченность сроков для осуществления закупки и в этой связи целесообразность ее осуществления у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
-предмет контракта;
-предельный срок, на который заключается контракт;
-обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично;
-требование об обеспечении исполнения контракта, установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
-представление единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов о приемке товаров, работ, услуг с использованием имеющейся у поставщика системы электронного документооборота доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота Федеральной налоговой службы или подсистемы исполнения контрактов Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики;
б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
в) исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона N 44-ФЗ, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;
г) не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет уведомление о заключении такого контракта при осуществлении закупки для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики в Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, а при осуществлении закупки для муниципальных нужд - в Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и орган местного самоуправления соответствующего муниципального района, городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К такому уведомлению прилагаются заверенные копии решения заказчика о закупке, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, и заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, действие Закона о защите конкуренции распространяется на все действия органов государственной власти, влияющие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции вне зависимости от того, на основании какого федерального закона они осуществляют такие действия (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.09.2017 по делу N А83-5831/2016).
В связи с изложенным, при принятии актов необходимо учитывать требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, путем проведения аукционов.
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона N46-ФЗ носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд заказчика.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года N 2613-О, положения норм Закона N44-ФЗ направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, из норм Закона N44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика носит не ординарный, а экстраординарный характер, но только в случае, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Иными словами, закупка не конкурентным способом, является исключением, а не правилом; применение данной нормы не должно становиться системой и способом обхода требований названного Закона в части необходимости соблюдения конкуренции при осуществлении закупок и установленных запретов.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме N24-06-06/12571 от 15.02.2023 г., возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона N46-ФЗ носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика.
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона N46-ФЗ носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд заказчика.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года N 2613-О, положения норм Закона N44-ФЗ направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, из норм Закона N44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика носит не ординарный, а экстраординарный характер, но только в случае, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Иными словами, закупка не конкурентным способом, является исключением, а не правилом; применение данной нормы не должно становиться системой и способом обхода требований названного Закона в части необходимости соблюдения конкуренции при осуществлении закупок и установленных запретов.
Инспекцией установлено следующее.
02.06.2022 г. Заказчиком заключен контракт - N29-2022 г. "Организация и проведение межрегионального краеведческого фестиваля "Страницы истории КБР"" (Реестровый номер контракта - 2072501481122000008) с индивидуальным предпринимателем Гузоевым Русланом Магомедовичем на сумму 300 000,00 руб.;
01.06.2022 г. Заказчиком заключен контракт - N31-2022 "Оказание услуг по организации и проведению мероприятий в рамках празднования Дня России" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000008) с индивидуальным предпринимателем Тепеевой Софией Ильясовной на сумму 143 000,00 руб.;
12.09.2022 г. Заказчиком заключен контракт - N39-2022 "Услуги по организации и проведению мероприятия "Республиканская военно-спортивная игра "Казачьи игры" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000017) с индивидуальным предпринимателем Тепеевой Софией Ильясовной на сумму 500 000,00 руб.;
24.10.2022 г. Заказчиком заключен контракт - N44-2022 "Оказание услуг по организации участия делегации из Кабардино-Балкарской Республики в III Всероссийском форуме "Народы России" в г. Москва" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000020) с индивидуальным предпринимателем Гузоевым Русланом Магомедовичем на сумму 150 000,00 руб.;
24.10.2022 г. Заказчиком заключен контракт - N45-2022 г. "Услуги по организации и проведению VII Международной просветительской акции "Большой этнографический диктант" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000021) с обществом с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Легко" на сумму 206 075,00 руб.;
05.12.2022 г. Заказчиком заключен контракт - N49-2022 г. "Оказание услуг по организации участия делегации из Кабардино-Балкарской Республики в форуме "Языковая политика в Российской Федерации" (Реестровый номер контракта - 2072501475522000027); с обществом с ограниченной ответственностью "Юг Стандарт" на сумму 92 957,00 руб.;
Исследовав материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Однако Заказчиком не предприняты меры по объявлению конкурентной закупки, являющихся объектами вышеуказанных Контрактов.
Заказчик самостоятельно принимает решение о заключении контракта на основании части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и Постановления N66, на закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых Заказчику, в связи с возникновением таких обстоятельств, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие экономической ситуации, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также срочностью осуществления закупки.
Инспекцией установлено отсутствие обстоятельств подтверждающих причинно-следственную связь между заключением Контрактов и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, по мнению Инспекции у Заказчика отсутствовали правовые основания для заключения Контрактов.
Учитывая изложенное, заключение Контрактов с единственным поставщиком, в рассматриваемом случае не отвечает целям Закона о контрактной системе и Постановления N66 в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1, 6, 7 статьи 24 Закона о контрактной системе при заключении Контрактов 1-6.
2. В связи с тем, что государственные Контракты заключены, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Направить материалы проверки в правоохранительные органы для соответствующей квалификации действий Заказчика.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 9 марта 2023 г. N 007/06/99-146/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023