Решение Приморского краевого суда
от 30 мая 2016 г. N 3а-76/2016
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Чондановой Л.Н.
с участием прокурора Познер И.А.,
представителя административного истца ФИО7, представителя Думы города Владивостока ФИО8, представителя департамента градостроительства Приморского края и КГБУ "Центр развития территорий" ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автодизайн Ди-Эс-Ай" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Департамент градостроительства Приморского края, Краевое государственное бюджетное учреждение Приморского края "Центр развития территорий", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части
установил:
ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай" обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: департамент градостроительства Приморского края, КГБУ "Центр развития территорий", указав в обоснование заявленных требований, что Общество является собственником объекта недвижимого имущества: сооружения - автозаправочной станции в составе: здания (лит. А, автозаправочная станция) общей площадью 27,70 кв. м., навеса (лит. Г) площадью 178 кв. м., емкости для ГСМ (лит. Г1) объемом 25,0 куб. м., емкости для ГСМ (лит. Г2) объемом 25,0 куб. м., емкости для ГСМ (лит. Г3) объемом 25,0 куб. м., емкости для ГСМ (лит. Г4) объемом 25,0 куб. м., саркофага для ГСМ (лит. Г5) объемом 367 куб. м. по адресу: <адрес>. Общество на основании договора аренды N от 6 сентября 2007 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 890 кв. м., месторасположение установлено в 39 м. относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка, адрес ориентира: <адрес>, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации сооружения - автозаправочной станции. С 2002 года Общество использовало указанный земельный участок по договору аренды земельного участка от 1 апреля 2002 года N. Согласно сведениям кадастрового паспорта данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 20 июня 2002 года. Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа. Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462. Согласно схеме расположения спорного земельного участка, земельный участок располагается в двух функциональных и территориальных зонах: зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3) и производственно-коммерческой зоне (П-5), а также частично расположен в красных линиях, что недопустимо в силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ. Просит суд признать не соответствующим требованиям Конституции РФ, Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и недействующим решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления территориальной зоны: зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером N; признать не соответствующим требованиям Конституции РФ, Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и недействующим решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" в части утверждения функциональной зоны Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером N, в части утверждения красных линий, ограничивающих зону объектов автомобильного транспорта Т-3 и производственно-коммерческую зону П-5, в границах земельного участка с кадастровым номером N.
До рассмотрения дела по существу, суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
В ходе рассмотрения дела, представитель административного истца уточнила исковые требования и просила признать незаконными Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, а также внесенные изменения в Приложение, утвержденные решением Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 408, в части установления территориальной зоны: зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером N, как несоответствующие требованиям Конституции РФ, Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ; признать незаконным Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 августа 2008 года N 119, в части утверждения функциональной (территориальной) зоны (Т-3) в границах земельного участка с кадастровым номером N, как несоответствующие требованиям Конституции РФ, Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ; признать незаконным Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 августа 2008 года N 119, а также внесенные изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа от 31 января 2012 года N 792, в части утверждения красных линий, ограничивающих территориальные зоны: зону объектов автомобильного транспорта (Т-3) и производственно-коммерческую зону (П-5), в границах земельного участка с кадастровым номером N, как несоответствующие требованиям Конституции РФ, Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала уточненные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, заявлении об уточнении заявленных требований. Уточнила, что назвать какие именно изменения в части принадлежащего им земельного участка, были внесены в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа решением Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 408, и в Генеральный план Владивостокского городского округа решением Думы города Владивостока от 31 января 2012 года N 792, она не может. Они оспаривают Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в последней редакции, действующей в настоящее время. По существу указала, что границы двух территориальных и функциональных зон, и красные линии, установленные оспариваемыми нормативными правовыми актами, проходят по единому земельному участку таким образом, что объекты АЗС, составляющие единый комплекс, располагаются в разных зонах. На их обращение о внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и установления в границах земельного участка с кадастровым номером N одной функциональной (территориальной) зоны П-5, КГБУ "Центр развития территорий", созданное для обеспечения реализации полномочий департамента градостроительства Приморского края, сообщило, что работы по внесению в Генеральный план Владивостокского городского округа в текущем году не предусмотрены, а финансирование мероприятий по подготовке вышеуказанного проекта планируется только предусмотреть в 2017-2018 годах. Нарушение прав и законных интересов Общества, как арендатора спорного земельного участка, выразилось в отнесении его к двум территориальным зонам П-5 и Т-3, что влечет изменение вида разрешенного использования данного земельного участка и препятствует его использованию по целевому назначению. Также полагают, что у Думы города Владивостока отсутствуют полномочия по утверждению красных линий.
Представитель Думы города Владивостока в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ранее представил письменный отзыв на административный иск. По существу показал, что решение от 15 сентября 2008 года N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" и решение от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" приняты Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учётом результатов публичных слушаний в пределах полномочий. Сам по себе факт утверждения красных линий не придает участку статус участка общего пользования и, следовательно, не отражается на правовом режиме земельного участка. Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ запрет на установление территориальных зон применительно к одному земельному участку не установлен. Несмотря на то, что на земельном участке с кадастровым номером N установлены две территориальные зоны П-5 и Т-3, градостроительные регламенты указанных зон допускают использование автозаправочной станции. Не представлено доказательств того, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай".
Представитель департамента градостроительства Приморского края и КГБУ "Центр развития территорий" в судебном заседании согласился с требованиями административного истца в части нахождения земельного участка в двух территориальных зонах и возражал против удовлетворения требований в части функциональных зон и красных линий. Генеральный план является документом территориального планирования, которое направлено не только на фиксацию существующего положения, но и на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем. Документов по планировке территории (в районе спорного земельного участка), утвержденных главой местной администрации во Владивостокском городском округе, нет.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из пунктов 17, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что при рассмотрении такой категории дел суду надлежит выяснять какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью; в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя; каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть; полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта был нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генерального плана города Владивостока, правил землепользования и застройки.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, который опубликован без приложений 19 сентября 2008 года в "Вестник Думы города Владивостока" N 9, 16 сентября 2008 года в газетах "Приморская газета" N 68 (238) и "Владивосток" N 136 (4110). В настоящее время Генеральный план действует с изменениями от 18 декабря 2014 года N 401.
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 3 сентября 2015 года.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N, проверка указанных решений Думы города Владивостока на предмет соблюдения при их принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых решений Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решения Думы города Владивостока в данной части не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай" является собственником сооружения - автозаправочной станции в составе: здания (лит. А, автозаправочная станция) общей площадью 27,70 кв. м., этажность 1, навеса (лит. Г) площадью 178,00 кв. м., емкости ГСМ (лит. Г1) объемом 25,0 куб. м., емкости ГСМ (лит. Г2) объемом 25,00 куб. м., емкости ГСМ (лит. Г3) объемом 25,00 куб. м., емкости ГСМ (лит. Г4) объемом 25,00 куб. м., саркофагом для ГСМ (лит. Г5) объемом 367 куб. м., назначение: нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края 15 января 2004 года.
На основании договора аренды земельного участка N, заключенного между Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (Арендодатель) и ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай" (Арендатор) 6 сентября 2007 года, Арендодатель предоставил Арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером N площадью 890 кв. м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях дальнейшей эксплуатации сооружения - автозаправочной станции. Срок аренды Участка установлен с 30 июля 2007 года по 29 июля 2012 года.
Соглашением, заключенным между Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай" 27 июля 2012 года, внесены изменения в договор аренды земельного участка от 6 сентября 2007 года N, которым в частности, продлен срок действия договора на новый срок с 30 июля 2013 года по 29 июля 2017 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю 15 июля 2013 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N внесен в государственный кадастр недвижимости 20 июня 2002 года, отнесен к землям населенных пунктов с определением вида разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации сооружения - автозаправочной станции.
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.
Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу части 8 указанной статьи земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Следовательно, утверждение в Генеральном плане Владивостокского городского округа функциональных зон не соответствующих фактическому использованию территорий не противоречит действующему градостроительному законодательству и не может нарушать права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Необходимо учитывать, что Градостроительный кодекс РФ не содержит нормы, обязывающие органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из Главы 3 Градостроительного кодекса РФ генеральный план Владивостокского городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, то есть на ее возможное изменение в будущем, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Доводы административного истца о том, что решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" противоречит положениям Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ не могут быть признаны обоснованными, поскольку не конкретизированы нарушенные нормы права, а ссылка на нарушение части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ и части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ не состоятельна, поскольку положения указанных норм регулируют вопросы, связанные с территориальным зонированием, а не с установлением функциональных зон.
При указанных обстоятельствах, требования ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай" о признании недействующим решения Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа" в части утверждения функциональной зоны Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером N суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 11 статьи 1, частей 4, 5 статьи 23, частей 3, 5 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии представляют собой графическое изображение, которое на проекте планировки территории как составной части генерального плана обозначаются существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц и которые не подлежат приватизации согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30. В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Из пунктов 1, 3.1, 3.3, 5.3.4 вышеназванной Инструкции, и подпунктов 8, 9 пункта 3.1.5, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, усматривается, что установление красных линий осуществляется, в том числе, с учетом существующей застройки.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования и фрагмента схемы функционального зонирования территории Владивостокского городского округа с отображением красных линий по данным, представленным департаментом градостроительства Приморского края, следует, что земельный участок с кадастровым номером N отнесен к нескольким функциональным зонам: промышленной и автомобильного транспорта; нескольким территориальным зонам: производственно-коммерческой зоне (П-5), зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3) и по земельному участку проходит красные линии, установленные Генеральным планом Владивостокского городского округа.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок с кадастровым номером N был сформирован в 2002 году и предоставлен ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай" в аренду под существующий объект - автозаправочную станцию.
Представителями Думы города Владивостока и департамента градостроительства Приморского края не оспаривался тот факт, что на Генеральном плане красные линии установлены применительно не к планируемой, а существующей автодороге, границы которой не пересекают земельный участок, занимаемый административным истцом.
При этом суд учитывает, что строительство автомобильной дороги по центру земельного участка Общества с изъятием этой части приведет к фактическому разделу земельного участка и невозможности его разрешенного использования для эксплуатации сооружения - автозаправочной станции, представляющей в целом единый имущественный комплекс.
Таким образом, прохождение красных линий через земельный участок с кадастровым номером N и расположенный на нем, принадлежащий административному истцу объект недвижимости, противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай" на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (статья 209 Гражданского кодекса РФ).
Кроме этого, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (пункт 4.1 Инструкции). В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции). При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Согласно статьям 45, 46 Градостроительного кодекса РФ установление красных линий в документации по планировке территории отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местной администрации муниципального района, главы местной администрации поселений или главы местной администрации городского округа.
Доказательств того, что имеется решение главы администрации города Владивостока по установлению красных линий на земельном участке с кадастровым номером N материалы дела не содержат.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии у Думы города Владивостока полномочий устанавливать красные линии. Утверждение в составе Генерального плана Владивостокского городского округа красных линий, ограничивающих территориальные зоны - производственно-коммерческую зону и зону объектов автомобильного транспорта, в границах земельного участка с кадастровым номером N не соответствует Градостроительному кодексу РФ, поэтому требования административного истца в данной части суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Правила землепользования и застройки, как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В тоже время, в судебном заседании установлено, что в результате принятия решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" земельный участок с кадастровым номером N оказался расположен в границах двух территориальных зон: производственно-коммерческой зоне (П-5), зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Таким образом, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Учитывая, что в компетенцию суда не входит решение вопроса об установлении (изменении) территориальной зоны в границах конкретного земельного участка, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании незаконными Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, подлежат удовлетворению именно с учетом установления в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 890 кв. м., из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Приморский край, город Владивосток, улица Калинина, дом 107 двух территориальных зон: производственно-коммерческой зоны (П-5) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Автодизайн Ди-Эс-Ай" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Департамент градостроительства Приморского края, Краевое государственное бюджетное учреждение Приморского края "Центр развития территорий", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части - удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 890 кв. м., из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 890 кв. м., из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> двух территориальных зон: производственно-коммерческой зоны (П-5) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ООО "Автодизайн Ди-Эс-Ай" отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании в газете "Утро России" или сборнике "Вестник Думы города Владивостока".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 30 мая 2016 г. N 3а-76/2016
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)